Научная статья на тему 'Анализ особенностей функционирования современной российской банковской системы и определение перспектив её развития'

Анализ особенностей функционирования современной российской банковской системы и определение перспектив её развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ИНФЛЯЦИЯ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / БАЛАНС / КРЕДИТЫ / ДЕПОЗИТЫ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛЯТОР / АКТИВЫ / РЕФОРМА / BANKING SYSTEM / INFLATION / EXPENSE / BUDGET / INTEREST RATES / INVESTMENTS / PAYING ABILITY / SYSTEM OF REFINANCING / BALANCE / CREDITS / DEPOSITS / CAPITALIZATION / REGULATOR / ASSETS / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёва Светлана Викторовна

В статье анализируются особенности взаимодействия российской банковской системы и реального сектора экономики. Проведённые реформы привели к спаду темпов роста ВВП и промышленного производства, снижению эффективности функционирования банковской системы, которая не выполняет свою главную задачу обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами простого и расширенного воспроизводства капитала. Для преодоления негативных тенденций необходимо повысить роль государства в качестве прямого или косвенного инвестора, в условиях санкций увеличить объёмы внутреннего кредитования за счёт снижения процентных ставок и насыщения банковского сектора «длинными» деньгами, а также регулировать уровень инфляции с помощью роста объёма и эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FEATURES OF FUNCTIONING OF THE MODERN RUSSIAN BANKING SYSTEM AND DETERMINATION OF PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

The article analyzes features of interaction of the Russian banking system and the real sector of the economy. The reforms held led to the reduction of the speed of growth of the GDP and the industrial production, to the reduction of effectiveness of functioning of the banking system that does not fulfill its main task providing finances and credit resources of simple and extended reproduction of capital. In order to overcome the negative tendencies it is necessary to increase the role of the state as a direct or indirect investor, in sanctions conditions to increase the volume of domestic crediting from reducing interest rates and filling up the banking sector with "long” money, as well as to regulate the level of inflation using the growth of volume and effectiveness of production.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей функционирования современной российской банковской системы и определение перспектив её развития»



СОЛОВЬЁВА С.В.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируются особенности взаимодействия российской банковской системы и реального сектора экономики. Проведённые реформы привели к спаду темпов роста ВВП и промышленного производства, снижению эффективности функционирования банковской системы, которая не выполняет свою главную задачу — обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами простого и расширенного воспроизводства капитала. Для преодоления негативных тенденций необходимо повысить роль государства в качестве прямого или косвенного инвестора, в условиях санкций увеличить объёмы внутреннего кредитования за счёт снижения процентных ставок и насыщения банковского сектора «длинными» деньгами, а также регулировать уровень инфляции с помощью роста объёма и эффективности производства. Ключевые слова: банковская система, инфляция, расходы, бюджет, процентные ставки, инвестиции, платёжеспособность, система рефинансирования, баланс, кредиты, депозиты, капитализация, регулятор, активы, реформа.

SOLOVIEVA S.V.

ANALYSIS OF FEATURES OF FUNCTIONING OF THE MODERN RUSSIAN BANKING SYSTEM AND DETERMINATION OF PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Abstract. The article analyzes features of interaction of the Russian banking system and the real sector of the economy. The reforms held led to the reduction of the speed of growth of the GDP and the industrial production, to the reduction of effectiveness of functioning of the banking system that does not fulfill its main task — providing finances and credit resources of simple and extended reproduction of capital. In order to overcome the negative tendencies it is necessary to increase the role of the state as a direct or indirect investor, in sanctions conditions to increase the volume of domestic crediting from reducing interest rates and filling up the banking sector with "long" money, as well as to regulate the level of inflation using the growth of volume and effectiveness of production.

Keywords: a banking system, inflation, expense, budget, interest rates, investments, paying ability, a system of refinancing, balance, credits, deposits, capitalization, a regulator, assets, a reform.

Общеизвестно, что реальный сектор экономики не может эффективно функционировать без финансовых и кредитных вливаний. Финансовая система, в том числе и банковская, нуждается в высокоразвитом и сбалансированном базисе — экономике. Сейчас, когда «реабилитированы» принципы планирования, заговорили о пятилетках, на которых учились управлять экономикой многие страны, и стратегическом планировании, целесообразно вспомнить и, возможно, использовать полностью или частично разработанные в советское время известными учёными и целыми научными коллективами модели оптимального функционирования экономики, основанные на сочетании натурального и стоимостного аспектов планирования и учитывающие особенности иерархической структуры управления экономикой [1].

Проведённые в России либеральные реформы привели к спаду темпов роста ВВП и промышленного производства вплоть до разрушения созданного за предыдущий период экономического потенциала. Тезис монетаристов о победе над инфляцией как необходимом условии роста инвестиций был опровергнут опытом многих стран. Структурная природа инфляционных процессов в России послужила причиной экономической спирали: «сокращение бюджетных расходов с целью снижения темпов инфляции ведёт к спаду производства, спад производства сокращает налоговую базу бюджета, уменьшение доходной части бюджета не позволяет проводить активную политику реструктуризации экономики, вынуждает сокращать финансирование образования, здравоохранения, социальных программ поддержки малообеспеченных слоев населения. Ужесточение политики расходов федерального бюджета приводит к сокращению его доходов, что требует нового витка сокращения расходов и т. д.» [27, т. 2, с. 200].

В таблице представлены основные макропоказатели, характеризующие деятельность рос-

сийской банковской системы. В период с 2009 по 2013 год кредиты, депозиты и прочие размещённые средства составляли 30-40 % по отношению к ВВП и 45-50 % по отношению к совокупным активам. Привлечёные средства организаций составили 14 16 % к ВВП и 18-20 % к пассивам банковской системы, вклады физических лиц — 19-25 % и 25-29 % соответственно. Прибыль (финансовые результаты) кредитных организаций по отношению к активам не поднималась выше 2 %, а по отношению к капиталу банковской системы — 15-17 %. Вложения кредитных организаций в ценные бумаги, в отличие от развитых стран, по отношению к ВВП не превышали 9 %, к активам банковской системы — 11 %.

Полноправным партнером банковской системы может быть только платёжеспособный заёмщик, а процентные ставки должны соответствовать этой платёжеспособности, определяемой уровнем рентабельности. Однако процентные ставки в России, как правило, намного выше. Средняя норма рентабельности предприятий обрабатывающих отраслей колеблется от 4 до 6 %. В 2011 году рентабельность проданных товаров по производству машин и оборудования составила 7,0 %, рентабельность активов — 3,9 % [21, с. 443], а средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным в рублях кредитными организациями нефинансовым организациям на декабрь 2011 году, составили: со сроком погашения до года — 9,3 %, свыше трёх лет — 10,7 % годовых [2]. Реальная ставка доходила до 27-30 %, в результате предприятия были не в состоянии возвращать дорогие ссуды, платить налоги и развивать бизнес. Дороговизна банковских кредитов побуждает компании занимать более дешёвые средства на рынке МБК (межбанковских кредитов), где размещается большая часть банковских резервов.

«Взаимоотношения промышленного сектора и банковской системы в период реформ строились на противоречии: с одной стороны, положение промышленного сектора настоятельно требовало банковских кредитов, а с другой — не позволяло осуществлять такое кредитование. Опыт в этой области был зачастую негативным: возникали предприятия с "плохой" кредитной историей (или даже предприятия-банкроты) и проблемные банки, которые были вынуждены работать с просроченными кредитами» [24, с. 94]. Финансовый голод предприятий усиливается в результате высокого налогового пресса на производителя [22, 23].

Основными недостатками банковской системы являются, на наш взгляд, следующие:

1) политика ЦБ РФ, который не только не стал мегарегулятором экономических процессов, поскольку сузил свою главную задачу до борьбы с инфляцией, но и кредитором последней инстанции, так как не обеспечивает предприятия в необходимых объёмах денежными средствами даже для простого воспроизводства;

2) концентрация крупных специализированных банков исключительно в центральных регионах и острая нужда в банках на периферии;

3) недостаточная капитализация российской банковской системы, совокупный капитал которой часто бывает меньше капитала одного крупного зарубежного банка, низкая величина отношения суммарных активов банковской системы к ВВП (для сравнения: этот показатель для Германии находится на уровне 271 %, США — 343 %, Японии — 267 %, в то время как для России он колеблется в диапазоне 25-35 %, т. е. фактически в 7-10 раз ниже). В период с 2009 по 2013 год он вырос до 75-80 % (таблица), но это гораздо меньше по сравнению с развивающимися странами [19];

4) слабое развитие, вплоть до 2013 года, системы рефинансирования Центральным банком коммерческих банков. «Все докризисные годы Банк России выполнял свою главную функцию организации денежного предложения с точностью до наоборот — вместо создания денег занимался их изъятием из экономики. По сути, он свёл свою миссию к поддержанию курса доллара, скупая его на внутреннем рынке и перекачивая затем приобретённую валюту в кредитование дефицита бюджета США. Правительство дополняло эту политику перекачиванием туда же около четверти налоговых доходов» [18, с. 136]. В балансе Банка России за 2008 год средства, размещённые у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов составили 92,6 % от активов, а кредиты и депозиты — 0,3 %. В 2009 году, в разгар кризиса, заработала система рефинансирования для спасения крупных компаний, главным образом с государственным участием, и доля кредитов и депозитов выросла до 22,8 %. В 2013 году средства на зарубежных счетах составили 70,4 %, кредиты и депозиты 15,3 %; в 2014 году — 66,9 % и

21,6 % соответственно [3].

Таблица 1

Основные показатели деятельности российской банковской системы (БС), в текущих ценах

Показатели 01.10.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014

Совокупные активы БС (пассивы), млрд руб.* 29430,0 33804,6 41627,5 49509,6 57423,1

% к ВВП 75,8 73,0 74,3 79,6 86,0

% к денежной массе 187,5 168,9 170,0 180,6 182,8

Капитал БС, млрд руб.* 3766,4 4339,1 4963,0 5911,0 6629,2

% к ВВП 9,7 9,4 8,9 9,5 9,9

% к активам БС 12,8 12,8 11,9 11,9 11,5

Кредиты, депозиты и прочие размещённые средства в рублях, млрд руб.** 13326,6 15600,9 20731,4 25857,3 29836,7

% к ВВП 34,3 33,4 37,0 41,5 44,7

% к активам БС 45,3 46,2 49,8 52,2 52,0

Вложения кредитных организаций в ценные бумаги и производные финансовые инструменты, млрд руб.** 3379,1 4419,9 4676,2 5265,1 6162,9

% к ВВП 8,7 9,5 8,3 8,5 9,2

% к активам БС 11,5 13,1 11,2 10,6 10,7

Депозиты и прочие привлеченные средства организаций (кроме кредитных организаций), млрд руб.** 5466,6 6035,6 8367,4 9619,5 10838,3

% к ВВП 14,1 13,0 14,9 15,5 16,2

% к пассивам БС 18,6 17,8 20,1 19,4 18,9

Вклады (депозиты) физических лиц, млрд руб.** 7485,0 9818,0 11871,4 14251,0 16957,5

% к ВВП 19,3 21,2 21,2 22,9 25,4

% к пассивам БС 25,4 29,0 28,5 28,8 29,5

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций текущего года.** Объём прибыли (+) / убытков (-) 205,1 573,4 848,2 1011,9 993,6

% к активам БС 0,7 1,7 2,0 2,0 1,7

% к капиталу БС 5,4 13,2 17,1 17,1 15

Кредиты банков в инвестициях в основной капитал, млрд руб.*** 2009 г. 621,5 2010 г. 595,8 2011 г. 725,7 2012 г. 801,8 2013 г. 1232,8

% к сумме инвестиций в основной капитал 10,3 9,0 8,6 8,4 9,3

* Официальный сайт ЦБ РФ: www.cbr.ru\analytics\. ** Официальный сайт ЦБ РФ: www.cbr.ru\pube\BBS\bbs1402r.pdf *** Россия в цифрах, 2014, с. 457.

В условиях санкций, а также по причине замораживания пенсионных накоплений и неразвитости российского фондового рынка регулятор становится серьёзным источником ликвидности для банков. По прогнозам ЦБ РФ, до конца 2014 года спрос банков на ликвидность составит 1,8-2,4 трлн руб., а общий объём задолженности банков по операциям рефинансирования достигнет 6,3-6,9 трлн руб. [14]. Банки заложили регулятору почти 90 % имеющегося на рынке обеспечения. Дешёвые средства от ЦБ РФ получают главным образом государственные банки. Например, в 2014 году Сбербанк привлёк субординированный кредит от ЦБ РФ в размере 200 млрд руб. на «финансирование активных операций» [13].

Введённые против России санкции запрещают российским компаниям привлекать на за-

падных рынках долгосрочный капитал, а резидентам — приобретать долговые обязательства и ценные бумаги российских государственных банков. В санкционном списке США — ВТБ, Банк Москвы, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк. В список ЕС наряду с перечисленными попали Сбербанк и Российский национальный коммерческий банк. Государственные банки и компании надеются на помощь государства. Россельхозбанк, к примеру, рассчитывает на допэмиссию в размере 50 млрд руб. и на покупку государством его привилегированных акций на 25 млрд руб. [30];

5) слабый надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны регулятора, отсутствие превентивных мер с целью недопущения их банкротства;

6) низкая финансовая устойчивость, неэффективная банковская структура, в которой 80% активов контролируется ограниченным количеством коммерческих банков.

Широкое распространение (Германия, Бразилия, Дания, Египет, Испания и др.) получила двухуровневая банковская система: Центральный эмиссионный банк и коммерческие банки (депозитные, ипотечные, сберегательные, потребительского кредитования и др.). Выделяют три основные действующие экономические модели в зависимости от специфики банковской системы: 1) англосаксонская (американская) с принципом чёткого разграничения финансового и производственного секторов экономики, в которой на первом месте стоят интересы массовых акционеров-собственников; 2) континентальная, с высокой степенью концентрации капитала в банковском секторе, который играет определяющую роль в развитии экономических процессов; 3) японская как разновидность континентальной, со значительной ролью государства в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса [28].

В России существует двухуровневая банковская система. Между ЦБ РФ и коммерческими банками имеется «амортизирующая» прослойка, состоящая из небольшого числа крупных системообразующих банков, в капитале которых участвует государство, и ряда олигархических банков [24, с. 99-100]. Учёные ЦЭМИ АН СССР и ИПР РАН в своих работах неоднократно обосновывали целесообразность создания в России трёхуровневой банковской системы (ЦБ РФ, коммерческие банки, Инвестиционный банк). Новому банку отводилась роль долгосрочного кредитора инвестиционных проектов по причине постоянного недостатка долгосрочных средств для предприятий реального сектора экономики [26]. Однако созданный Российский банк развития (РБР), в силу своей маломощности не вошедший в сотню крупнейших российских банков, не мог осуществлять возложенные на него задачи. Было создано ещё несколько банков развития, но они оказались не способны освоить выделенные государством средства, использовав их на нецелевые нужды.

Функции Банка развития выполняет ВЭБ (Внешэкономбанк), крупнейшая государственная корпорация, которая сама нуждается в докапитализации. ВЭБ ведёт переговоры о получении рефинансирования в ЦБ РФ под инвестпроекты, кредиты экспортёрам и нерыночные активы [9]. Министр финансов Силуанов заявил, что в случае необходимости Правительство готово поддержать системно значимые банки средствами из бюджета [10]. По данным ЦБ РФ на 1 апреля 2014 года, внешний долг госбанков составил 134 млрд долл., из них 117 млрд долл. приходилось на валютные операции. Госкомпании должны 113 млрд долл. Помимо докапита-лизации в размере 220 млрд руб. за счёт средств ФНБ ВЭБ рассчитывает на 50-60 млрд руб. в качестве ежегодной прибавки к капиталу [30, с. 43]. В связи с изменившейся экономической ситуацией ВЭБ теперь ориентирован на работу внутри страны, что обуславливает необходимость изменения его логотипа и бренда.

Российская банковская система имеет небольшую мощность по сравнению с другими странами. В настоящее время коммерческих банков в России около 900, в США — 5 048, в Германии — 2 048. В 2013 году активы российского банковского сектора выросли на 16 %, в 2012 году — на 19 %, совокупный кредитный портфель — на 15 % и 24 % соответственно (таблица). Произошедшее существенное замедление темпов роста российской экономики отразилось и на банковском секторе. За последние 12 лет лишилось лицензий около 400 российских коммерческих банков. Основные причины отзыва лицензий: неисполнение законов и нормативных актов, отсутствие достаточных резервов на возможные потери, незаконный перевод денежных средств на зарубежные счета и др. Среди пострадавших есть крупные банки («Мастербанк», Инвестбанк, «Пушкино») и банки помельче («Стройкредит», Рус-

ский земельный банк, НКО (Небанковская кредитная организация), «Мигом», «Сберинвестбанк», «Совинком», «Мой банк», «Навигатор», «Кредитимпекс», «Кутузовский», «Огни Москвы», «Столичные БФТ», «Софрино» и др.). Атлас-банк не выполнял обязательств перед кредиторами и вкладчиками, незаконный перевод денег за границу составил 9 млрд руб. ПРБ (Первый республиканский банк) размещал средства в низкокачественных активах, нарушая интересы вкладчиков. «Местный кредит» и Национальный банк развития бизнеса, перечисляя деньги за границу, не страховали сбережения своих клиентов. Существенное влияние на поведение коммерческих банков оказывает политика. Активы «Москомприват-банка» (дочернего банка украинского «Привата»), имевшего на начало 2014 года адекватную подушку ликвидности (более 10 млрд руб.), за 10 дней после введения временной администрации сократились на 9,3 млрд руб. из-за стремительного оттока вкладов. В результате материнский банк начал поиск покупателя на московскую «дочку» [4]. Процесс «зачистки» банковского сектора продолжается.

Для российских банков актуальна проблема обязательного резервирования средств (ФОР) на счетах ЦБ РФ. Многие банки (первой и второй групп надёжности) пользуются возможностью усреднять остатки на счетах за месяц с целью сократить величину обязательных резервов. На 1 июля 2014 года усреднением ФОР пользовались 570 банков (636 в 2013 году). Банки, переведённые в низшие группы надёжности, резервируют большие средства на специальном счёте в ЦБ РФ, снять их с которого они не имеют права [17].

В российской экономике не хватает долгосрочных ресурсов, что усугубляется неразвитостью фондового рынка и невозможностью вследствие санкций занимать кредиты в зарубежных банках. Показательна структура источников финансирования инвестиций в основной капитал. Если в Советском Союзе главным источником служили бюджетные средства, а кредиты составляли не больше 10 %, то в рыночной экономике на первое место вышли собственные средства (30-40 %), бюджетные ассигнования сократились до 20 %, а удельный вес долгосрочных кредитов остался на уровне 9-10 % (таблица). Для сравнения: доля банковских кредитов в США составляет 40 %, в ЕС — в среднем 42-45 %, в Японии — 65%. В 2010 году основными «потребителями» кредитов в России являлись торговля (3,62 млрд руб.) и загадочные «прочие» (6,62 млрд руб.), составившие 65,6% от общей суммы кредитов — 15,6 млрд руб.

В соответствии с либеральной доктриной государство сокращает своё присутствие в экономике, в то время как развитые страны его наращивают по причине невозможности финансирования крупных экономических проектов исключительно с помощью частного капитала.

В последнее время кредитный портфель многих банков существенно сократился. Рост просроченной задолженности Сбербанка по кредитам опережает темп прироста кредитного портфеля. Стоимость риска по его ссудам в I квартале 2014 года превысила 200 базисных пунктов. В связи с этим ухудшилось финансовое состояние основных заёмщиков Сбербанка (сельское хозяйство, строительство, металлургия), а коэффициент покрытия резервами остаётся на консервативно высоком уровне — 211 % [5]. Возвращение крупных нефтегазовых и энергетических российских компаний на внутренние рынки способствовало увеличению банковских корпоративных портфелей. Но ситуация на кредитном рынке в общем ухудшилась из-за ужесточения залоговой политики и требований к должникам. Особенно тяжело приходится МСБ. Некоторые банки пытались расширить сферу кредитования за счёт удешевления кредита, но потерпели неудачу. К примеру, у ХКФ-банка (23-е место по размеру активов в сотне крупнейших российских банков), который первым отказался от выдачи дорогих кредитов и снизил ставки до уровня Сбербанка, чистая прибыль в 2013 году снизилась почти вдвое — до 11,1 млрд руб., на что также повлияло трёхкратное увеличение резервирования [6]. ЦБ РФ намерен внедрить в практику новые источники кредитования: 1) региональные долги (на 1 мая 2014 года их общий долг составлял 1,69 трлн руб., в том числе на банковские кредиты приходилось 650 млрд руб.) посредством включения в список залогов субфедеральных облигации и кредитов [14] и 2) секьюритизацию на рынке ипотечного кредитования, в которой в 2013 году участвовало 20 сделок на общую сумму 140 млрд руб. [29] Но так как ипотечные бумаги слабо торгуются на вторичном рынке, некоторые банки намерены секьюритизировать кредиты малому и среднему бизнесу. В частности, МСП-банк («дочка» ВЭБа) благодаря подобной про-

грамме планирует довести объём инвестиций до 20 млрд руб. к 2016 году с целью удешевления кредитов и привлечения длинных ресурсов [16].

Политика регулятора определяется Федеральным законом от 10 июня 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» [25].

В целях борьбы с инфляцией ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 7,5 % в апреле 2014 года и до 8 % в июле 2014 года.

Недавно введённая ключевая ставка (ставка недельного РЕПО) — процентная ставка по операциям предоставления ликвидности и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на недельный срок. Она является основным индикатором денежно-кредитной политики и принимается на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста. Ставка рефинансирования СР — инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого ЦБ РФ влияет на процентные ставки различных сегментов финансового рынка. С введением ключевой ставки значение СР, и раньше невысокое, в связи со слабым развитием системы рефинансирования признано второстепенным и будет приведено к значению ключевой ставки с 1 января 2016 года. Упорная борьба с немонетарной инфляцией монетарными методами приводит не к снижению инфляции, а к росту рублёвых ставок по кредитам, повышая их недоступность для предприятий и компаний, что в свою очередь замедляет экономический рост. К примеру, Сбербанк в июне 2014 года поднял рублёвые ставки на 1-2 процентных пункта [11]. Дороговизна денег ЦБ РФ является причиной дороговизны операций РЕПО. Расширение сферы рефинансирования касается исключительно крупных государственных банков. Для остальных средства ЦБ РФ по-прежнему недоступны. Кредитный портфель сокращается не только у средних банков. К примеру, банк «Возрождение» основную долю прибыли получил не от кредитных, а от торговых операций [15].

В Европе также пытаются оживить экономику с помощью процентной политики, только там идёт борьба с возможной дефляцией. Из-за отсутствия чётких перспектив компании не хотят инвестировать деньги, накапливая их на счетах в ЕЦБ, где избыточные остатки на депозитах составляют около 116 млрд евро. Поэтому ЕЦБ впервые в истории ввёл отрицательную ставку по депозитам коммерческих банков — минус 0,1 % — и намеревается продолжить программу безлимитного кредитования банков до конца 2016 года [12].

«Однобокая антиинфляционная политика, проводившаяся в России в ущерб развитию производственного сектора экономики, в новых для страны условиях перехода к рыночным отношениям обусловила значительные деформации в банковской сфере, гипертрофированное развитие финансового сектора и отрыв интересов банковского сектора от общенациональных, подъёма реального промышленного производства» [24, с. 102].

Замедление темпов роста экономики затормозило развитие ключевых сегментов рынка кредитования, на фоне чего совокупная годовая прибыль банковского сектора впервые за последние пять лет снизилась, составив в 2012 году 993,6 млрд руб. против 1011,9 млрд руб. годом ранее (таблица). Стремясь снизить инфляцию любой ценой, ЦБ РФ продолжает давить на денежное предложение.

Некоторые аналитики считают повышение ключевой ставки ответом Центрального банка на понижение рейтингов России ведущими международными агентствами [8]. Всемирный банк отрицательно оценивает современное состояние российской экономики и прогнозирует дальнейшее ухудшение в связи с несостоявшимися, по мнению ВБ, реформами в России, ухудшением доступа к внешним источникам фондирования и усилением оттока собственного капитала. Политический фактор также сыграл свою отрицательную роль. Санкции касаются энергетического сектора, обороны, финансов, кредитных линий для торговли. Кроме того, крупнейшие банки США начинают выходить из российских активов. «Конфликт с Украиной отбросил рейтинг платёжеспособности России на 10 лет назад. Агентство Standard & Poors понизило суверенные рейтинги России до ВВВ по обязательствам в иностранной валюте и до ВВВ по долгосрочным обязательствам в национальной валюте» [8].

Учитывая, что российская промышленность не перевооружалась с 60-х годов XX века, денежными властями принято решение о создании в 2014 году Национального фонда поддержки промышленности на льготных условиях. В свою очередь ЦБ РФ будет рефинансировать коммерческие банки под инвестпроекты на срок до трёх лет с условием госгарантии и с перспек-

тивой расширения такого рефинансирования [7]. МЭР предлагает пересмотреть бюджетное правило, увеличив дефицит бюджета до 2 % (вместо 1 %). По сути, это означает увеличение расходов за счёт резервов. Россия перешла на дефицитное финансирование государственных расходов. В проекте бюджета на трехлетку — 2015-2017 годы — дефицит запланирован на уровне 0,6 % от ВВП.

Провал реформы во всех секторах экономики (электроэнергетика, структура собственности, ЖКХ, наука, образование, социальная политика) приводит к выводу о необходимости смены экономической модели развития, формирования целенаправленной экономической политики и эффективной финансовой системы, в том числе банковского сектора [31-34].

Для преодоления негативных тенденций необходимы радикальные меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений финансового и реального секторов экономики. В рамках концепции стратегического планирования должна быть графа, посвящённая долгосрочному планированию банковской деятельности, целью которой, на наш взгляд, является обеспечение реального сектора денежными средствами для достижения стабильного сбалансированного экономического роста. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в действующее банковское законодательство. С целью активизации инвестиционной деятельности целесообразно повысить роль государства в качестве прямого или косвенного инвестора, так как государственные инвестиции (расходы), по нашему мнению, являются тем фактором, который может «запустить» поток частных инвестиций. Прямое участие государства в экономике заключается в софинансировании государственных программ и формировании институтов развития, косвенное — в расширении механизма рефинансирования реального сектора под залог обязательств государства и платёжеспособных предприятий. Основным каналом денежной эмиссии должно стать приобретение Центральным банком РФ государственных долговых обязательств. Важно также существенно увеличить объёмы внутреннего кредитования посредством снижения процентных ставок, насыщения банковской системы «длинными» деньгами и гарантирования возврата заёмных средств. Рост собственного капитала в банковской системе должен происходить за счёт эмиссионного ресурса и переоценки фондов.

Намеченный Президентом рост экономики в 5-6 % возможен в случае существенного роста кредитования нефинансового сектора экономики за счёт частичного распечатывания резервов, смягчения денежно-кредитной политики и резкого увеличения государственных инвестиций в инфраструктурные проекты.

Литература

1. Анцышкин С. В. и др. Некоторые проблемы согласования натурально-вещественного и ценностного планирования. — Препринт. М., 1977.

2. Бюллетень банковской статистики № 11, 2012. № 1, 2014 г. — С. 130.

3. Бюллетень банковской статистики за 2009-2014 гг.

4. Ведомости № 48 от 20 марта 2014 г.

5. Ведомости № 61 от 8 апреля 2014 г.

6. Ведомости № 42 от 12 марта 2014 г.

7. Ведомости № 53 от 27марта 2014 г.

8. Ведомости № 75 от 28 апреля 2014 г.

9. Ведомости № 71 от 22 апреля 2014 г.

10. Ведомости № 92 от 26 мая 2014 г.

11. Ведомости № 101 от 6 июня 2014 г.

12. Ведомости № 111 от 24 июня 2014 г.

13. Ведомости № 121 от 8 июля 2014 г.

14. Ведомости № 108 от 19 июня 2014 г.

15. Ведомости № 158 от 28 августа 2014 г.

16. Ведомости № 165 от 8 сентября 2014 г.

17. Ведомости № 166 от 9 сентября 2014 г.

18. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М. Экономика. 2010.

19. Ершов М. В. О стереотипах экономической политики. — Вопросы экономики. — № 12, 2001.

20. ИстоминМ. Смутное время. — Эксперт. — № 12. 17-23 марта 2014, стр. 66-73.

21. Краткий статистический сборник. Россия в цифрах. — М., 2012, 2013, 2014.

22. Сайфиева С. Н. Российская система налогообложения: взгляд изнутри // Вопросы экономики. — № 12, 2012. — С. 116-132.

23. Сайфиева С. Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы

развития // ЭКО, № 2, 2012. — С. 108-114.

24. Смулов А. М. Проблема взаимодействия промышленных предприятий и банков. — М.: Финансы и статистика, 2002.

25. Соловьёва С. В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ и проблемы экономического роста // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 6. — Махачкала, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Соловьёва С. В. Экономический кризис в России и финансово-денежная политика // Вопросы экономических наук. — № 1, 2010. — С. 118-122.

27. Петраков Н. Я, Избранное в 2-х томах. — М.; СПб., 2012.

28. Цветков В. А. Корпоративный бизнес: теория и практика. — СПб.: Нестор-История, 2011 — С. 200205.

29. Яковенко Д. Хватит сидеть на деньгах//Эксперт, № 13 от 24-30 марта 2014 г. — С. 42-45.

30. Яковенко Д. Час X наступит не сегодня // Эксперт, № 34 от 18-24 августа 2014 г.

31. Зоидов К. Х., Губин В. А., Кондраков А. В., Новоселов М. В. Цикличность эволюции банковской системы России в 1992-2012 гг. //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 1. — С. 47-59.

32. Зоидов К. Х., Новосёлов М. В., Медников В. В. Влияние и эволюция деятельности зарубежных банков в трансформационной экономике России // Региональные проблемы преобразования экономики, 2013. — № 4 (38). — С. 19-29.

33. Дохолян С. В. Оптимизация структурных сдвигов в экономике с использованием логистики / С. В. Дохо-лян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 2. — С. 9-18.

34. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / Петросянц В. З., Дохолян С. В., Петросянц Д. В., Баширова А. А. /монография / под общ. ред. В. З. Петросянца; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т социально-экономических исслед. — М., 2011.

References:

1. Antsyshkin SV et al. Some problems of harmonization of natural-material and value of planning. - Preprint. M., 1977.

2. Bulletin of Banking Statistics № 11, 2012. № 1, 2014 - 130 pp.

3. Bulletin of Banking Statistics for 2009-2014.

4. Gazette number 48 of 20 March 2014

5. Bulletin number 61 on April 8, 2014

6. Gazette number 42 of 12 March 2014

7. Bulletin number 53 on March 27, 2014

8. Gazette number 75 of 28 April 2014

9. Gazette number 71 of 22 April 2014

10. Sheet number 92 on May 26, 2014

11. Sheet number 101 from June 6, 2014

12. Sheet number 111 of 24 June 2014

13. Sheet number 121 on July 8, 2014

14. Sheet number 108 of 19 June 2014

15. Sheet number 158 on August 28, 2014

16. Sheet number 165 on September 8, 2014

17. Sheet number 166 of September 9, 2014

18. Glazyev SY strategy of advancing the development ofRussia in the global crisis. - M. Economy. 2010.

19. M. Ershov, On the stereotypes of economic policy. - Problems of Economics. - № 12, 2001.

20. Istomin M. Time ofTroubles. - Expert. - № 12. 17-23 March 2014, pp. 66-73.

21. Brief statistical compendium. Russia by the Numbers. - M., 2012, 2013, 2014.

22. Sayfieva SN Russian tax system: a view from the inside // Problems of Economics. - № 12, 2012. - S. 116-132.

23. Sayfieva SN Russian financial and tax policy: current state and prospects of development // IVF, № 2, 2012. - S. 108-114.

24. Smulov AM The problem of interaction of industrial enterprises and banks. - M.: Finance and Statistics, 2002.

25. Solovyov SV Anti-inflationary policy of the Central Bank of the Russian Federation and the problems of economic growth // Regional problems of economic transformation. - № 6. - Makhachkala, 2014.

26. Solovyov SV economic crisis in Russia, financial and monetary policies // Problems of Economics. - № 1, 2010. -S. 118-122.

27. N. PetrakovI, Favorites in 2 volumes. -M.; SPb., 2012.

28. Tsvetkov VA Corporate Business: Theory and Practice. - SPb .: Nestor History, 2011 - S. 200-205.

29. D. Yakovenko enough to sit on the money // Expert, № 13, 24-30 March 2014 - P. 42-45.

30. Yakovenko D. Hour X will not come today // Expert, № 34, 18-24 August 2014

31. Zoid KH Gubin, VA, Kondrakov AV, Novoselov MV cyclic evolution of the banking system of Russia in 1992-2012 years. // Regional problems of economic transformation. - 2013. - № 1. - S. 47-59.

32. Zoid KH Novoselov MV, Mednikov VV Influence and evolution of the activities offoreign banks in the transitional economy ofRussia // Regional problems of economic transformation, 2013. - № 4 (38). - S. 19-29.

33. Dokholyan SV Optimization of structural shifts in the economy with logistics / SV Dokholyan, VZ Petrosyants AM Sadykova // Regional problems of economic transformation. - 2008. - № 2. - S. 9-18.

34. Regional Development Strategy in terms of innovation economy / Petrosyants VZ, Dokholyan SV, Petrosyants DV, Bashirova AA / monograph / under total. Ed. VZ Petrosyants; Russian Acad. Sciences, Dagestan Scientific. Center, Institute of Socio-Economic issled. - M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.