ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Л. М.СПИРИДОНОВА
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ACTUAL TASKS
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY
Сведения об авторе: Спиридонова Людмила Михайловна - преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала ВА МТО, кандидат исторических наук (г. Пенза. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные задачи по формированию правосознания и правовой культуры курсантов военных вузов, а также анализируются трудности, возникающие в процессе правового обучения будущих офицеров, предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова: правосознание, правовое воспитание, правовое обучение, высшее профессиональное образование, курсанты военных вузов.
Information about the author: Luydmila Spiridonova - Teacher of the Department of humanitarian and socio-economic disciplines of the branch of the VA MTO, Candidate of Historical Sciences (Penza. E-mail: [email protected]).
Summary. The article discusses the actual tasks of forming the legal consciousness and legal culture of cadets of military universities, and also analyzes the difficulties that arise in the process of legal training of future officers, and suggests possible ways to solve them.
Keywords: legal awareness, legal training, professional education, military college students.
L.M. SPIRIDONOVA
Во все времена боеготовность Вооружённых сил была неразрывно связана с воинской дисциплиной, верностью военнослужащего воинскому долгу, присяге. В результате все действия военнослужащего должны укладываться в рамки правомерного поведения, добиться которого возможно только путём повышения правовой культуры и уровня правосознания.
Твёрдое знание командирами (начальниками) воинских частей законодательства РФ, их высокая правовая культура являются необходимым условием организации служебной деятельности, залогом успешного выполнения общих, должностных и специальных обязанностей.
Именно правосознанию принадлежит ключевая роль в во-
просах обеспечения законности и правопорядка в Вооружённых силах, а значит и качественному выполнению поставленных перед военнослужащими задач.
Правосознание - психологическая основа реализации права. Согласно словарю М. И. Еникеева под термином «правосознание» следует понимать совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальных групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.
В приказе Министра обороны от 03.12.2015 года № 717 «Об утверждении Наставления по правовой работе в ВС РФ» под правовой культурой понимается совокупность социально полезных качеств, которые находят своё проявление
в организаторской, административной, воспитательной и иных видах деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определёнными законодательством требованиями.
Структура правовой культуры личности может быть представлена в виде следующей модели (см. рис. 1).
Правовое воспитание личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации - это процесс целеустремлённого и систематического влияния на сознание, чувства и психологию людей в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой
правомерное поведение
активная правовая
деятельность, правовая активность
отношение к праву (чувство уважения к закону, чувство законности)
правовые знания и умение ими пользоваться
Рис. 1. Структура правовой культуры личности
культуры, навыков и привычек правомерного поведения.
Правовое воспитание является составной частью системы воспитания военнослужащих Вооружённых шл, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, повышения их боеготовности и боеспособности.
Отсутствие правовых знаний и навыков правомерного поведения не позволит военнослужащему выполнять поставленные в мирное время и в боевой обстановке задачи.
Именно поэтому в квалификационных требованиях к подготовке офицеров любой специальности указано, что выпускник военного вуза должен освоить достаточный объём правовых знаний, необходимый для квалифицированного исполнения выпускниками служебных обязанностей и грамотного применения правовых норм в соответствии с должностным предназначением, а также организацию правового воспитания военнослужащих в подразделении.
В последние годы также уделяется повышенное внимание причинам и условиям появления коррупции, антикоррупционным нормам законодательства, эффективности их реализации и пробле-
мам антикоррупционного воспитания, которое является составной частью правового воспитания в целом. Как отмечает В. М. Корякин: «Задача антикоррупционного воспитания состоит в осуществлении такого воздействия на сознание военнослужащего, при котором убеждение в нецелесообразности коррупционного поведения превращается в устойчивую моральную парадигму. Эта задача направлена на создание и поддержание представления военнослужащих о нецелесообразности (следовательно, аморальности) коррупционной деятельности».
Правовое сознание формируется достаточно продолжительное вре-
мя на разных этапах развития личности. Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три уровня (см. рис. 2).
Особый характер учебно-профессиональной деятельности курсантов в условиях военного вуза дополняет ранее полученные представления о праве и законности, а также призван способствовать неукоснительному соблюдению целого ряда нормативных документов. Высокий уровень правосознания курсанта предполагает не только знание правовых норм, но и уважение закона, и готовность к реализации правовых норм не из страха наказания, а исходя из уверенности в их целесообразности и правильности.
Для формирования высокого уровня правосознания курсантов военного вуза должны решаться на практико-методологическом уровне следующие специфические задачи (см. рис. 3).
На практике правовое воспитание военнослужащих осуществляется по двум направлениям:
1. Путём изучения и разъяснения действующего законодательства. Основными средствами правового воспитания путём изучения и разъяснения права являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование.
2. Путём воздействия на сознание и чувства людей практикой
УРОВНИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
правопослушное - потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями
правоисполнительное - цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу её конформности, подверженности социально-групповому давлению
законоисполнительное - потребности, желания, интересы личности не совпадают с правовыми требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона
Рис. 2. Уровни правоприменительного поведения
применения правовых норм. Главная задача - добиться устойчивого поведения военнослужащих в соответствии с требованиями закона.
Следует отметить, что правовое обучение - необходимое, но не единственное условие формирования развитого правосознания. Для достижения высокого уровня законности и правопорядка только лишь знания правовых норм недостаточно. Для их надлежащего исполнения требуется реализация ещё одного направления правового воспитания.
3. Привитие обучающимся положительного отношения к действующим правовым нормам, когда эти нормы сознательно принимаются военнослужащими как необходимые правила и обязательные правила поведения.
Однако на современном этапе развития правового образования и воспитания существует ряд противоречий, разрешение которых позволит повысить эффективность работы в данном направлении.
Первое противоречие носит общегосударственный характер - несоответствие между идеями правового государства и действительного состояния правопорядка в обществе снижает эффективность правовоспитательной работы, подрывает авторитет права. Второе противоречие - между усложнением современных условий функционирования военных вузов и относительно медленным внедрением новых форм, технологий и методов работы по повышению правовой культуры будущих офицеров.
К тому же процесс формирования правосознания курсантов сопровождается следующими трудностями:
1. Недостаточное взаимодействие между членами педагогического коллектива в контексте рассмотрения и совместного планирования мероприятий по развитию правовой культуры обучающихся. Правовые знания
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Обучение курсантов правовым знаниям
Превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, практические навыки и привычки правомерного поведения
Воспитание у курсантов военно-профессиональных качеств (ответственность, законность, чувство правового долга, уважение к праву, закону)
Психологическая подготовка курсантов к правоприменительной деятельности в войсках
Обучение курсантов навыкам принимать решения при рассмотрении вопросов, возникающих в процессе повседневной служебной деятельности, основываясь на строгом соблюдении действующего законодательства
Рис. 3. Задачи правового обучения
курсанты получают, в основном, в рамках дисциплины «Правоведение», хотя другие гуманитарные дисциплины также имеют определённый потенциал в данной сфере.
2. В основном цель правового воспитания сводится к недопущению правонарушений со стороны курсантов. Привитие уважения к правовым нормам, убеждённости в их ценностной сущности, как основы нормального функционирования государства и общества, отходит на второй план.
4. Недостаточное количество часов, отводимых на изучение нормативно-правовых актов. Основное внимание уделяется нормам военного права, необходимым курсантам в повседневной деятельности. Правовое информирование в основном сводится к доведению норм, касающихся уголовной ответственности военнослужащих за воинские и иные преступления, нормативно-правовых актов, регулирующих права, свободы и льготы военнослужащих, членов их семей.
На наш взгляд, реализация следующих рекомендаций будет способствовать повышению уровня правосознания курсантов:
1. Важно обеспечение баланса общеправовых и военно-профессиональных правовых знаний. Данное условие обеспечивается путём увеличения часов, отводимых для изучения дисциплины «Правоведение». Правовое обучение и воспитание курсантов военного вуза должно быть сбалансированно по содержанию и включать как нормы военного права, так и общеправовые нормы. Поскольку количество часов, отводимых на изучение дисциплины, весьма ограничено, результатом правового обучения и воспитания в современных военных вузах становится лишь минимально необходимый объём правовых знаний для успешного выполнения своих должностных обязанностей и реализации предоставленных им прав. Поэтому можно говорить лишь о формировании преимущественно военно-профессионального компонента правосознания будущего офицера, тогда как о формировании полноценного правосознания, как гражданина Российской Федерации, речь не идёт.
2. Особое значение приобретает использование активных методов обучения, обеспечивающих реализацию основополагающего
КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ
ч
когнитивныи
(овладение правовыми знаниями)
эмоционально-ценностный
(формирование уважения к праву как социальной ценности)
поведенческий
(формирование устойчивой правомерной позиции и установки на активную деятельность правового характера)
Рис. 4. Компоненты формирования правосознания
принципа развития в единстве сознания и деятельности. При этом внедрение новейших методов и технологий активного обучения (операционно-ролевые и интерактивные игры, дискуссионные методы и т.д.).
3. Формирование правосознания курсантов необходимо рассматривать как процесс развития трёх взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого (см. рис. 4).
Воздействие на сознание и чувства военнослужащих в данном контексте осуществляется путём использования таких средств, как поддержание твёрдого уставного порядка, личный пример командиров (начальников); дисциплинарная практика, проводимая в строгом соответствии с законом; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений.
4. Стратегической целью субъектов военного образования является создание организационно-педагогических условий для формирования высокого уровня правосознания будущего офицера (деятельностный и личностно-ори-ентированный подход; взаимосвязанные дидактические технологии; актуализация полученных в ходе правовой подготовки знаний; систематическая диагностика уровня правосознания курсантов в процессе обучения и их корректировка при необходимости).
5. Представляется, что основным потенциалом в формировании правового сознания курсантов в широком смысле обладает лишь
дисциплина «Правоведение». Но нельзя недооценивать и роль других дисциплин в формировании правосознания будущих офицеров. Особое место занимает изучение истории России с её многочисленными нравственными и военно-психологическими примерами. Определённые возможности для формирования антикоррупционного правосознания курсантов предоставляет изучение ими экономики. Понимание событий и процессов, проходящих в российской экономике, задач её модернизации в соответствии с национальными интересами, места и роли в этом процессе армии и военно-промышленного комплекса способствует формированию убеждённости в необходимости защиты Отечества в современных условиях, противодействия коррупционным проявлениям. Следует сказать о психологии и педагогике. На занятиях по психологии и педагогике необходимо вооружить курсантов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для воспитания подчинённых в духе уважения к действующему законодательству. В рамках политологии на основе этих знаний у курсантов формируют представление об особенностях демократии, важности прав и свобод человека и гражданина, непримиримость к нарушению Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Главной задачей при изучении права является обеспечение обучающихся необходимыми знаниями в области применения правовых норм в целях повышения уровня
их правового воспитания и правовой культуры.
Таким образом, очевидно, что для достижения высокого уровня сформированности правосознания у курсантов военных вузов требуется целенаправленная, систематическая, комплексная работа всех офицеров и преподавателей в процессе осуществления различных видов деятельности.
Подводя итог, обозначим возможные пути преодоления выявленных противоречий. Во-первых, необходимы постоянный мониторинг процесса формирования правосознания курсантов, своевременный анализ его результатов и, в случае необходимости, оперативное принятие решений по коррекции данного процесса. Во-вторых, необходима чёткая организация педагогического взаимодействия между преподавателями и курсантами в ходе данного процесса на всём его протяжении. В-третьих, необходима разработка комплекса мер педагогического воздействия, позволяющего оптимизировать процесс формирования правовой культуры курсантов.
Детальная регламентация военно-профессиональной деятельности требует чёткого знания и неукоснительного сознательного соблюдения требований целого ряда нормативных документов как общего, так и специального назначения. Отсутствие правовых знаний, несформированность навыков правомерного поведения, правовых качеств личности не позволят военнослужащему выполнять поставленные в мирное время и в боевой обстановке задачи.