П.В. МУСИЕЦ, А.И. КРАЮХИН
P.V. MUSIYETS, A.I. KRAYUKHIN
ПРАВОСОЗНАНИЕ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
LEGAL AWARENESS OF THE FUTURE OFFICER
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF MILITARY PERSONNEL IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY
Сведения об авторах: Мусиец Полина Владимировна - доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат философских наук (г. Тверь. E-mail: musietspv@gmail. com);
Краюхин Александр Иванович - старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (г. Тверь. E-mail: a. krayuhin@mail. ru).
Аннотация. В статье раскрываются процессы формирования правовой культуры военнослужащих в образовательной среде военного вуза. Авторы дают характеристику феномена «правовая культура» и критериев её сформированности.
Ключевые слова: правовая культура, военное образование, правосознание, правоприменительная деятельность, правовая подготовка офицерских кадров.
Information about the authors: Polina Musiets - associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Military Academy Air and Space Defense named after G. K. Zhukov, Candidate of Philosophy (Tver. E-mail: musietspv@gmail. com);
Alexander Krayukhin - senior lecturer of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Military Academy Air and Space Defense named after G.K. Zhukov (Tver. E-mail: a.krayuhin@mail. ru).
Summary. The article reveals the processes of formation of the legal culture of military personnel in the educational environment of a military university. The authors describe the phenomenon of «legal culture» and the criteria for its formation.
Keywords: legal culture, military education, legal awareness, law enforcement, legal training of officers.
Термин «правовая культура» может употребляться в широком и в узком смыслах: как правовая культура общества и как правовая культура личности. Под правовой культурой общества понимается качественное состояние правовой жизни общества, которое проявляется «в достигнутом уровне совер-
шенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования
общества». В этом смысле правовая культура - это состояние общества, которое характеризуется формированием культурно-правовых ценностей, сложившихся в определённом национально-правовом пространстве, и выражается в реальности, эффективности, совершенстве действующего законодательства,
¥
| ■ более детальное,чем и других областях государственной жшки, регулирование воинских отношений;
¥
! S
единство правовой и нравственной сторон поенното правя;
формирование высокой правовой культуры офшоров имеет общ »с закономерности;
• уровень правовой культуры офицеров определяется объективной логикой нх правовой деятельности, потребностями е£ в условиях боннской деятельности;_
устойчивые элементы правовой культуры формируются на основе воинского правопорядка н зависят ol социальной активности офицера;
• повышение уровня правовой культуры я ел яется следствием potra правовых знаний н главным образом убеасдений офицеров, целенаправленно формируемых в процессе их правового воспитания:_,
динамика и качество формирования правовой кульгурывоеннослужащих детерминируется использованием многообразных средств правового воспитания, форм, приёмов ■■ способов воздействия на сознание и полю военнослужащих.__
Рис. 1. Особенности правовой культуры военнослужащих
A ОТ i штаг
режиме законности в законотворческой, правореализационной, правоприменительной деятельности, стабильности правопорядка и высоком уровне воспитания общества.
Правовая культура личности может быть определена как «самосознание, ответственность в реализации норм права», «обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность». При этом очевидна взаимосвязь указанных уровней: развитие правовой культуры общества немыслимо без человека и его деятельности, а правовая культура личности является компонентом правовой культуры общества и зависимой от неё величиной. Данное положение детерминирует необходимость целенаправленного формирования правовой культуры личности как основы развития правовой культуры всего российского общества.
Правовая культура офицера -это «обусловленная спецификой воинской службы подготовленность к выполнению требований служебной деятельности, проявляющаяся в организаторской, правовоспитательной и иных видах деятельности, основанной на знании законодательства, правильном его понимании, глубоком уважении к закону, исполнении предписаний в соответствии с предусмотренными в законах целями». Правовая культура личности военнослужащего является компонентом культуры всего общества и отображает степень, характер его развития, свидетельствует о правовой «цивилизованности» самого государства. Исследование различных аспектов правовой культуры военнослужащих позволяет выделить ряд её особенностей (см. рис. 1).
В сфере военно-служебных отношений формирование правовой культуры начинается ещё до начала обучения - с этапа адаптации курсантов первого курса и продолжается на протяжении всего периода
службы в связи с систематическими изменениями в законодательстве. Высокий уровень правовой культуры в Вооружённых Силах РФ демонстрирует правовую активность военнослужащих, которая проявляется в желании участвовать в общественно-правовой жизни, защите прав и интересов человека и гражданина на различных юрис-дикционных и неюрисдикционных уровнях. Нельзя считать высоким уровень развития правовой культуры личности, если военнослужащий ищет пути обхода закона без негативных для себя последствий.
Правовое воспитание курсантов военных вузов является многоплановой деятельностью, которая охватывает следующие аспекты: деятельность юристов, юридических организаций, взаимодействие государственных органов, общественных организаций, граждан с целью формирования позитивного правового сознания и правовой культуры личности, общества в целом. Кроме того, правовое воспитание можно обозначить как комплексное влияние на индивидуальное правосознание, которое, в свою очередь, воздействует на правовую культуру человека. В современных условиях необходимо комплексно подходить к проблеме правового воспитания,
учитывая, во-первых, целостный характер человеческого сознания (нравственное, эстетическое, религиозное и другие виды воспитаний), во-вторых, разнообразные факторы общественной жизни человека. Кроме того, центральным объектом правового воспитания выступает не просто её правовое сознание, а ценностно-смысловая сторона правосознания. Правовые ценности, формулируемые теоретиками права и провозглашаемые государством, создают идеальную модель права. Личность, осваивая эти ценности, делает их мотивами своего правового поведения, воплощая их в реальную правовую действительность.
Правовая социализация включает в себя «правовое образование (цель и результат - формирование правосознания), нравственно-правовое воспитание и самовоспитание личности, целью и результатом которого является нравственно-правовая культура. Уровень правовой культуры личности и её правосознания определяется степенью её правомерного поведения, мотивами которого должны выступать внутренняя убеждённость в справедливости требований правовых норм и значимости системы нравственных ценностей (включая право как ценность)».
Правовая культура личности включает: знание и понимание права, правовое поведение личности; её отношение к праву и другим правовым явлениям, осознание их ценности, уважение к правам другого человека; привычки правомерного поведения;социально-правовую активность. Кроме того правовая культура военнослужащих отражается в создании у них прочного и устойчивого духовного правового «иммунитета» -невосприимчивости к совершению любых нарушений правовых норм, приказов и распоряжений.
Деформация правосознания выражается в массовых явлениях правового и духовно-нравственного инфантилизма (несформирован-ность и пробельность правовых и нравственных, этических взглядов, знаний, установок, представлений, идеалов и т.п.), нигилизма (игнорирование нравственных ценностей, требований закона, отрицание социальной значимости и ценности социально-нормативных систем и проч.), служебного идеализма (идеализация служебной деятельности и её результатов), криминализации (сращивание правового сознания граждан, сотрудников правоохранительных и иных органов с преступными структурами).
В структуре правовой культуры личности выделяются три группы элементов, рассматриваемых в неразрывном единстве: теорети-
ческие правовые представления, позитивные правовые чувства и творческая деятельность индивида в правовой сфере. Это позволяет выделить критерии сформированное™ правовой культуры будущего офицера (см. рис. 2). Каждому из критериев соответствует свой уровень формирования правовой культуры: когнитивному критерию - интеллектуальный уровень, аффективному - эмоционально-психологический, поведенческому - конативный. Мотивационный компонент получает статус мета-уровня, пронизывающего все три указанных уровня.
В этой связи в учебном процессе следует формировать у курсантов военного вуза:
1. Знание основных положений законодательства. Формирование знаний законодательства осуществляется на лекционных и семинарских занятиях. В ходе лекционных занятий у обучающихся формируется теоретическая база общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Здесь важна системность изложения правовой информации - раскрытие взаимосвязи норм, регламентирующих военно-служебные отношения с иными отраслями права. При этом целесообразно в лекционном материале минимизировать объём нормы по содержанию, выбрав ключевые моменты, не допуская двойного её толкования. Кроме
того, усвоение отдельных правовых норм может быть затруднено в силу специфичности, сильной формализованности юридического языка. Это требует от преподавателя творческого конструктивного подхода к изложению лекционного материала, умения истолковать и объяснить курсантам сущность законодательных актов, не искажая их содержания. Эффективным на данном уровне оказывается метод примера, особенно если примеры конкретны, связаны с военной практикой и повседневной военно-профессиональной деятельностью в Вооружённых силах.
Следует избегать формальности в процессе изложения правовых норм: зачастую преподаватели и командиры стремятся охватить большой объём правовой информации, полагаясь на механическое заучивание путём многократных повторений. Итогом становится «зазубренная», но непонятая и «непрожитая», неосмыслённая правовая информация. Она остаётся на периферии сознания курсанта, не является подлинным руководством к деятельности в разнообразных правоприменительных ситуациях. Важна не только передача информации, но и её творческое усвоение курсантом в качестве собственных правовых ценностей как части правовой культуры личности.
Особое внимание следует обращать также на изменчивость правовой базы: в силу постоянных правотворческих инициатив происходят систематические изменения законодательства. Их необходимо отслеживать и преподавателям правовых дисциплин с целью предоставления обучающимся наиболее актуальной и достоверной правовой информации, и военнослужащим в процессе профессиональной деятельности, регулируемой разнообразными правовыми нормами. В силу этого на первый план выходит умение ориентироваться в потоке юридических данных, находить нужный документ в правовых базах. Этой цели служат такие
Мотивационный
наличие у курсантов мотивов постоянного повышения собственной правовой культуры
Когнитивный
Аффективный
• знание военных и правовых лисппплин, умение добывать, перерабатывать II оперировать любой информацией, критически осмысливать результаты своих действия и действий окружающих_
умение и навыки управления собственным эмоциональным состоянием, регул¡трование своего социального самочувствия
11оведенческий
способность к адекватным действжм в игчноГг, профессиональной или общественно-политической ситуациях
Рис. 2. Критерии сформированности правовой культуры
(ГЩр 1 штаг
компьютерные правовые системы, как «Консультант-Плюс», «Гарант» и др., навыки пользования которыми должны быть сформированы у будущих офицеров в процессе практических занятий правовой направленности.
На семинарских занятиях необходимо рассматривать и обсуждать вопросы, связанные с правоотношениями, характерными для будущей профессиональной деятельности военнослужащих. Особое значение в данном случае приобретает не только знание правовых норм, как таковых, но и тех санкций, которые следуют за их несоблюдением. По итогам занятий курсант должен отчётливо понимать, чем грозит нарушение тех или иных юридических норм, к каким правовым документам следует обращаться в тех или иных, предусмотренных законом случаях. Всё это, в свою очередь, повышает мотивированность курсантов на овладение правовыми основами воинской деятельности, вызывает особый интерес обучающихся в силу актуальности для будущих военно-профессиональных отношений, способствует активизации самостоятельной правовой подготовки будущих офицеров.
2. Убеждённость в необходимости следования нормам права. Она формируется постепенно как в образовательном процессе, так и в ходе повседневной военно-служебной деятельности. Изначально убеждённость в необходимости следования нормам права задаётся условиями социализации и носит бессознательный характер. В данном случае она зависит от отношения к правовым регуля-тивам в семье, в среде близких друзей, в референтных группах и т.п. и принимается некритично. Российский менталитет в целом также не отличается особым уважением к закону, характеризуется стремлением обойти правовые нормы, препятствующие получению личной выгоды и различных социальных благ. Как правило,
искажённые формы правовой социализации могут быть выявлены на более ранних этапах развития личности, и в силу достаточно жёсткого профессионального отбора индивиды с неадекватными правовыми установками отсеиваются ещё на уровне абитуриентов. Тем не менее отсутствие абсолютной гарантии этого может быть компенсировано интенсивной воспитательной работой в рамках военно-педагогического процесса. Так, изъяны ментальности могут быть преодолены за счёт исконной любви русского человека к правде: с одной стороны, это требует справедливости самих норм, законов и подзаконных актов, а также наказаний, следующих за их несоблюдением, с другой стороны, это влечёт за собой необходимость комплексного подхода к личностному воспитанию, подразумевающего формирование подлинно нравственной личности, опирающейся в своей жизни и деятельности не на внешнее принуждение, а на внутренние устои, гуманистическое мировоззрение, развитую правовую культуру и т.п. В образовательном процессе это достигается совокупным воспитательным воздействием в процессе изучения различных дисциплин (в том числе неправовой направленности, таких, как культурология, философия и т.п.), а также разнообразных воспитательных мероприятий с курсантами, осуществляемых во внеучебное время (в том числе во взаимодействии с военными судами, следственным комитетом и прокуратурой).
В образовательной среде военного вуза формирование убеждённости изначально носит внешний характер: оно осуществляется в процессе целенаправленного психолого-педагогического воздействия на личность обучающихся со стороны командного и преподавательского состава. Метод убеждения как воздействие на сознание, эмоциональную и волевую сферы личности военнослужащего опи-
рается на логичность изложения с опорой на опыт военно-служебной деятельности, обращение к чувствам обучающихся, разъяснение актуальности преподносимой правовой информации. Итогом должно стать безусловное принятие курсантами законности (законопослушности) как категорического императива собственного поведения, как неотъемлемой части общей культуры личности.
В рамках деятельности курсовых офицеров приоритетным становится личный пример командира в соблюдении норм устава, более широких правовых общественных регулятивов. Для закрепления на практике убеждённости в необходимости законопослушного поведения командирами могут применяться методы поощрения и наказания. При этом важно, чтобы наказание воспринималось подчинённым как неотвратимое, но заслуженное и справедливое. Ощущение вседозволенности и безнаказанности также негативно сказывается на состоянии правопорядка в воинском коллективе.
Немаловажным является и мотивирование курсантов: основным мотивирующим фактором в данном случае является то, что нарушение правовых норм влечёт за собой нарушение условий контракта военной службы, что является основанием для увольнения из рядов Вооружённых Сил РФ согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». В свою очередь, увольнение по причине нарушения условий контракта исключает социальные гарантии для военнослужащих и членов их семей, предоставляемых согласно ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Курсантам это грозит, как минимум, возмещением средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, для офицеров - прекращением участия
в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Впоследствии немалую роль начинает играть рефлексия - попытки самостоятельного осмысления своего места в обществе, перспектив дальнейшего профессионального развития и карьерного роста, взаимосвязи соблюдения правовых норм с настоящим и будущим благосостоянием, успешностью, возможностями самоактуализации личности и т.п. На первый план выходит самовоспитание - целенаправленная активная деятельность, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление у себя отрицательных качеств. Необходимое условие успеха в работе по самовоспитанию - самокритичность, ответственность за свои поступки, действия и образ жизни, последовательность и настойчивость в выполнении поставленной цели.
3. Умение пользоваться правовыми средствами в правореализа-ционной (правоприменительной) деятельности. Применение права -это «направленный на обеспечение нормального течения процесса реализации правовых норм комплекс умственных, фактических, организационных и юридических операций (действий) субъекта правоприменения». В связи с этим следует отметить, что правоприменительная деятельность - это основной «инструмент» (средство) индивидуального правового регулирования, в котором определяется содержание индивидуальных предписаний на основе норм права. Через индивидуальную регламентацию юридические нормы «направляются» на конкретных субъектов.
Качество правоприменения зависит от законности, своевременности и эффективности деятельности начальников (командиров). Так, применение мер дисциплинарного воздействия начальником (командиром) должно основываться на общих юридических принципах. Недопустимо пристрастное
неравноценное отношение командира к своим подчинённым. Явная несправедливость при распределении поощрений и наказаний вызывает недовольство личного состава, способствует ослаблению воинской дисциплины, снижает инициативу в подразделениях. Правильная и объективная оценка поступка подчинённого влияет на установление законности и правомерности применения взыскания. Формальное или предвзятое отношение может привести к неправомерному взысканию, которое может быть отменено вышестоящим командиром или судом в порядке, предусмотренном законодательством.
В образовательной среде военного вуза умение пользоваться правовыми средствами формируется на практических занятиях. Целесообразно в данном случае использование игровых методик правового воспитания с последующим разбором и акцентированием совершённых либо возможных ошибок (интерактивные методы, использование эффекта обратной связи с обучающимися), а также «кейс-метода» (англ. «Case study») - метода анализа ситуаций, суть которого заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию. Описание данной ситуации одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении предложенной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод аккумулирует в себе эвристические (поисковые) методы, компетентностно-ориентированные задачи и метод инверсии (решение творческих задач с помощью анализа, синтеза, конкретного и абстрактного).
Совокупность вышеизложенных компонентов и уровней составляет во взаимосвязи целостную систему формирования правовой культуры
в образовательной среде военного вуза. Игнорирование или недооценка того или иного компонента либо уровня данной модели может привести к ненадлежащей степени сформированности правосознания будущих офицеров.
Таким образом, формирование правовой культуры курсантов в образовательной среде военного вуза представляет собой комплексный процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации военнослужащих на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества и государства. Основой данного процесса должно стать не только междисциплинарное взаимодействие в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла, но и активное сотрудничество преподавателей кафедр и командиров курсантских подразделений с целью повышения правовой грамотности и развития правосознания будущих офицеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, А. В. Судебная достоверность (постановка проблемы) / А. В. Аверин.- Владимир: Транзит-Икс, 2004. 312 с.
2. Быченкова, H.A. К проблеме формирования правовой культуры офицера // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2. Гуманитарное знание в профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России. - Новосибирск, 2016. С. 90-92.
3. Галиева, Х.С. Воспитание правовой культуры как фактор взаимодействия в условиях межнационального полилога // Высшее образование сегодня, 2009. № 4. С. 81-84.