блемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 25-30.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». -10 сентября. - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
3. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 26.
5. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исслед. центр, 1999. - 94 с.
6. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход // Образование и наука. - Изв. Урал, отд. РАО, 2004. -№ 3. - С. 27-30.
7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука // Изв. Урал, отд. РАО. - 2004. - № 3. - С. 33-35.
8. Зимняя И.А., Лаптева И.А., Мазаева Н.А. Инновационно-компетент-ностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф., акад. РАО И.А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 112 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 18-23.
ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ, КАК СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ
© Крючкова Е.А.*
Высший учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженный сил Российской Федерации»,
г. Москва
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правовой подготовке офицеров в военных вузах, как системы, в условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. В статье рассматриваются и описываются сущность и задачи правовой подготовки в военном обучении, как элемент формирования правового сознания слушателя и курсанта военного вуза. Данная проблема малоизученна и требует дальнейших исследований.
* Соискатель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин и философии.
Военно-профессиональные учебные дисциплины обязательны для всех без исключения офицеров, которые обязаны в совершенстве знать основные положения Военной доктрины РФ, структуру Вооружённых Сил, принципы военного искусства и военного права. Поэтому каждый офицер должен быть не просто высоквалифицированным профессионалом, но и умелым методистом, педагогом, воспитателем. Ему должны быть присущи развитое тактическое и оперативно-тактическое мышление, высокие морально-боевые и психологические качества, развитые чувства офицерской чести, достоинства и уважения достоинства других [1].
Правовая подготовка военнослужащих является частью общей системы военного образования, важнейшим средством укрепления правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений.
«Право» должно функционировать в войсках, через правового мышления офицера, позиция которого формируется еще при обучении в военном вузе.
Важную роль правового обучения офицера отводится военным учебным заведениям, в которых развитие правового сознания военнослужащего осуществляется главным образом через правовую подготовку.
Современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему военного образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности офицеров к профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. В связи со сложившейся ситуацией одной из проблем является формирование правовой культуры в военных высших учебных заведениях.
«Правовая культура общества представляет как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а так же иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей» [2, с. 575].
Правовая культура личного состава Вооруженных сил РФ всегда будет зависеть от уровня правосознания офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Профессиональное правосознание офицера - это представления о праве, формирующееся у офицеров профессионалов, специалистов, на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний. Правовое сознание военного специалиста формируется в период обучения в военном вузе при правовой подготовке.
В наиболее общем виде военная правовая подготовка представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности в области права, которые имеют своей целью укрепление и сохранение правового порядка, правового сознания личного состава вооруженных сил, предупреждение правонарушений, а во время войн - также и боевых поражений, что в конечном счете способствует сохранению боеспособности войск.
Актуальность проблемы исследования эффективности правовой работы вызвана следующими факторами:
1. Правовая подготовка в военных вузах выступает в качестве мощного средства воздействия на сознание личного состава, является средством поддержания высокого морально-психологического состояния слушателей и курсантов, и важнейшей составляющей процесса обучения и воспитания всех категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Политическая ситуация, сложившаяся в обществе, в стране и в мире, ставит перед офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации все новые, более ответственные задачи. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правового сознания курсантов, слушателей военных вузов. Это возможно при улучшении уровня правовой подготовки в военных вузах.
3. Изменения в системе комплектования современных Вооруженных Сил требуют поиска новые путей, способов и методов правовой подготовки и обучения военнослужащих, формирования у них профессиональных качеств.
Решающее значение для выделения изучение правовых дисциплин из комплекса военных наук имеет специфичность условий военной службы, которая связана со своеобразным характером военного труда и боевой подготовки войск в мирное время.
Офицеры должны быть не только специалистами в области военного материально-технического обеспечения, они должны владеть знаниями в области международного-гуманитарного права, но иметь полное представление о специфике всех отраслей права, знать нужды военнослужащих, уметь работать с документацией, использовать средства массовой информации, следить за изменениями правовых основ военной службы,
Основными элементами правовой подготовки курсантов и слушателей, как системы в военных вузах, являются:
1. Правовое обучение, путем систематического изучения права по определенной системе, программе в военных академиях, училищах, школах правовых знаний и т.д.
2. Правовое саморазвитие - призвано пополнять ранее полученные правовые знания, особенно это важно для офицерского состава, служебные обязанности которого и их исполнение требуют строгого соблюдения требований законности.
3. Правовая практика - направлена на применение в повседневной и служебной деятельности полученных правовых знаний, где личный пример командира - под влиянием примера и авторитета командира у военнослужащих воспитывается уважительное отношение к нормам права, уставному порядку, правомерному поведению. Это означает в первую очередь образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы, уставные взаимоотношения между военнослужащими. Правильная дисциплинарная практика помогает слушателям в их практической деятельности давать юридическую оценку явлениям жизни
4. Правовая пропаганда - играет важную роль в правовом воспитании военнослужащих. Основное ее назначение - распространение знаний о правовых идеях, правовой информации;
5. Личное участие офицеров в работе по укреплению законности и правопорядка на службе - важное средство роста правосознания военнослужащих. Участвуя в работе внутренних проверочных комиссий, жилищных комиссий, товарищеских судов в качестве дознавателей, народных заседателей и др., офицеры углубляют свои правовые знания, вырабатывают чувство ответственности за правильное применение правовых норм.
6. Важное значение в правовом подготовке имеет индивидуальный подход к каждому курсанту и слушателю, что формирует у них умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации, быть в курсе всей жизни и уметь своевременно исправить допущенные ошибки.
Изучение современного состояния системы правовой подготовки курсантов и слушателей военных вузов показало, что при общей положительной оценке правовой подготовки выпускников высшей военной школы, выявлена недостаточная подготовленность выпускников к исполнению должностных обязанностей, к правовому воспитанию и обучению подчиненных; у отдельных выпускников наблюдается разрыв теоретических знаний и правового поведения и др. Однако, накопленный опыт может стать основой для создания научно обоснованной системы правовой подготовки слушателей и курсантов военных.
В ходе занятий по правовой подготовке основное внимание должно уделяется изучению военнослужащими вопросов конституционного права, гражданского, уголовного, военного права, законодательства Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, военной педагогики и психологии, практики обучения и воспитания личного состава.
Процесс подготовки военного специалиста в высших учебных заведениях зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного процесса.
Исходя из этого, основными задачами правовой подготовки являются:
Во-первых, вооружение военнослужащих знаниями о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений, формирование у них высокого правосознания, стимулирование правомерной активной деятельности в составе Вооруженных Сил РФ.
Во-вторых, формирование у военнослужащих умения и навыков анализа и оценки изменения военного и не только законодательства, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооружённых конфликтов, умения аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооружённых Сил.
В-третьих, совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений командиров, необходимых в практической деятельности по руководству воинскими коллективами и воспитание чувства личной ответственности за выполнение воинского долга.
В-четвертых, формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, правового сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций её вооружённых защитников.
В-пятых, обеспечение твердой воинской дисциплины и правопорядка при службе, воспитание у военнослужащих уважения к Конституции и законам Российской Федерации, сознательного отношения к исполнению воинского долга, требований Военной Присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личной ответственности за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач.
В-шестых, обеспечение сознательного исполнения военнослужащими обязанностей воинской службы.
В-седьмых, развитие у воинов стремления к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению военно-боевых задач в соответствии с нормами права, повышение профессионального мастерства, формирование морально-психологической готовности к решительным действиям в боевой обстановке.
В-восьмых, формирование у командиров осознанной потребности в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчинённым [3, с. 4-5].
Правовая подготовка военнослужащих является частью общей системы военного образования, важнейшим средством укрепления правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений.
Таким образом, задача правового образования в целом направлена на формирование правового сознания у будущих офицеров, или военных специалистов, а задача высших военных учебных заведений выпустить такого офицера-слушателя, который знает свои права и готов выполнять свои обя-
занности, а также во время обучения курсант должен получить не только знания, но и опыт во время занятий.
Список литературы:
1. Панков Н. Мы в самом начале пути // Военное образование. - 2003. -№ 25-26.
2. Сальников В.П. Правовая культура: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., Юрист, 1997. - С. 575.
3. Методика организации и проведения информационно-пропагандист-кой работы в полку (на корабле) / Под общ. ред. А.Н. Калиты. - М.: Изд-во «Русь-РКБ», 1998. - С. 4-5.
4. http://zkvrvmf.narod.ru/ruk_doc/koncepc_vr.html (дата обращения: 05.04.2013).
5. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. - М., 1996.