В регионах России
Э.Д. ВЛАСОВА
кандидат политических наук, доцент Российского государственного социального университета (филиал в г. Пятигорск)*
Актуальные вопросы защиты материнства и детства в Ставропольском крае
Актуальность темы статьи обусловлена сложившейся ситуацией с материнством и детством в России на современном этапе. Происходит постепенное снижение численности рожденных детей и ухудшение «социального качества» детства. Семья находится под угрозой, появилось новое понятие, характеризующее состояние большинства «современных» семей -семья «группы риска». Для детства характерны такие явления, как социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения, детское нищенство и детский труд; для материнства - снижение уровня репродуктивного здоровья» женщин, формирование негативной тенденции материнского отказничества от новорожденных и увеличение количества несовершеннолетних матерей. Для ситуации современного материнства и детства свойственна социальная депривация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий и ресурсов, необходимых для успешной реализации функции материнства и развития каждого ребенка.
Социально-экономические условия функционирования семьи наряду с социально-культурными установками и традициями являются в современном обществе важнейшей детерминантой воспроизводства и развития населения. В семье удовлетворяются все базовые потребности человека, поэтому изучение
*
Власова Эльвира Джамалутдиновна - [email protected]
воздействия государства на социально-экономические условия жизнедеятельности семьи с позиции экономической социологии особо актуально в настоящее время, когда государство активно реформирует семейную политику. Семья представляет собой одну из ведущих базисных подсистем общества, которая выполняет две специфические функции - репродуктивную и социализационную. Предупреждение и ослабление негативных тенденций в положении семей с детьми является одной из главных задач эффективной социально-экономической политики, цель которой заключается в обеспечении устойчивого общественного развития с учетом социально-экономических факторов.
В Ставропольском крае, как и в целом по России, отмечается процесс депопуляции. На протяжении длительного периода времени край выделялся на общероссийском фоне относительно высоким естественным приростом численности населения, благодаря проживающим на его территории семьям с традиционно высокими показателями воспроизводства населения (народы Дагестана, тюркской группы). Депопуляция обусловлена не только экономическими трудностями, но также падением духовности и нравственности. Глубокий кризис института семьи, разрушение традиционного семейного уклада, преемственности поколений, насаждение политики искусственного сокращения рождаемости и отсутствие государственной политики, направленной на поддержку крепкой и здоровой семьи, обусловили развитие негативных, демографических процессов, выраженное следующими тенденциями.
К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести весь комплекс взаимосвязанных разрушительных явлений так называемой «сексуальной революции», в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, психосексуальных извращений, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами «сексуального просвещения».
На протяжении ряда лет в крае снижается рождаемость населения. Так, за межпереписной период она сократилась более чем в полтора раза. Современные параметры рождаемости населения края почти в два раза меньше требуемого для замещения поколения родителей поколением детей. Суммарный
коэффициент рождаемости, представляющий число детей, рожденных в среднем одной женщиной, последние годы держится на уровне 1,3 в то время как даже для простого воспроизводства его уровень должен достигать 2,15. Результаты статистических наблюдений и эпизодических социологических исследований свидетельствуют о дальнейшем снижении репродуктивных установок у будущих родителей, что вполне допускает падение рождаемости до 0,6-0,8 уже в ближайшем десятилетии.
Помимо этого, к негативным социально-демографическими характеристикам в Ставропольском крае являются: высокое число совершаемых ежегодно абортов; около половины семей на, проживающих на территории края не имеют детей; невысокая доля рождений вторых детей в структуре рождаемости; высокие показатели разводов; последовательное сокращение числа браков; рост доли детей, рождённых вне брака; сдвиг рождаемости к более поздним возрастам; большое количество молодых семей, нуждающихся в собственном жилье и улучшении жилищных условий; связанное с ростом инфляции, повышение стоимости товаров и услуг, необходимых молодым семьям для воспитания детей, при недостаточном росте компенсационных выплат; высокий уровень смертности; относительно высокий уровень детской смертности; негативные явления в половозрастной структуре смертности, относительно высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. Подобный дисбаланс смертности приводит к ухудшению ранее существовавших диспропорций в численном соотношении попов (половозрастной структуры населения), к увеличению числа неполных семей и вдов, сокращению брачности и репродуктивного потенциала населения, значительной разнице в продолжительности жизни.
В вопросах совершенствования государственной поддержки, семьи, материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи, эффективность которых нуждается в активном научном изучении. Система государственной с поддержки семьи, материнства и детства создается и законодательно оформляется на федеральном уровне, а на региональном она реализуется, в организационных мероприятиях по оказанию помощи семьям с детьми.
Актуальность обращения к проблеме государственной поддержки семьи, материнства и детства связана с необходимостью формирования в отечественной социологии иных методологических подходов, которые позволили бы не только описывать, но и влиять на результативность социальной защиты семьи в системе новых экономических отношений.
При анализе современного состояния института российской семьи среда социологов и демографов можно выделить две точки зрения на ее перспективы: первая - пессимистическая, согласно которой традиционная российская семья распадается и состояние института семьи можно рассматривать как кризисное (А. И. Антонов, В Л. Архангельский и др.), вторая - оптимистическая (А. Р. Волков, В. М Медков и др.), которую разделяет автор статьи и по которой считается, что институт семьи меняет свои формы и функции, но сохраняется, и будет существовать в дальнейшее
Современное состояние социальной защиты материнства и детства свидетельствует о дефиците теоретического и идеологического обоснования сущности и содержания социальной защиты, В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных институтов и служб в сфере социальной защиты. Недостаточно проработаны критерии и социальные индикаторы эффективной защиты материнства и детства в общем контексте социальной политики.
В процессе реализации политики государства в отношении семьи, материнства и детства Ставропольский край сталкивался с рядом проблем, характерных для всей страны: недостаточность статистической и социологической информации о положении семей; отсутствие идеологии, направленной на пропаганду семейных ценностей; противоречивость мер государственной семейной политики и т.д. В этой связи основными направлениями политики краевого правительства в области охраны и защиты семьи, материнства т детства должны стать: сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика наркологических и других социально обусловленных заболеваний; духовно-нравственное воспитание детей; усиление профилактической работы с семьями на ранних стадиях их неблагополучия, в первую очередь, на основе развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и совершенствования их работы, повышения качества предоставляемых
социальных услуг и расширения их спектра в целях наиболее полного обеспечения ими детей и семей с детьми, в том числе и молодых семей; профилактика социального сиротства, повышение ответственности родителей за воспитание детей, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетное развитие семейных форм устройства детей указанной категории; обеспечение межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Правительства Республики Хакасия в работе по решению проблем материнства и детства путем софинансирования из федерального бюджета региональных программ по улучшению положения семьи и детей; дифференциация семейной политики в городе и на селе; сотрудничество с другими регионами, имеющими положительный опыт в решении рассматриваемых проблем.
Можно выделить ряд первоочередных мер, стоящих перед исследователями и специалистами-управленцами, занимающимися проблемами семейных отношений в Ставропольском крае: исследовать положение семьи, как современном обществе, так и в регионе, ее функции, цели и задачи. Данная задача вовсе не является банальной и содержит эвристические возможности коррекции существующих методологических и практических подходов в направлении усиления роли семьи, а также мер социальной политики на федеральном и региональном уровнях; разработать конкретные рекомендации по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирование на ф авральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.
В сложившихся условиях необходимо резко активизировать работу по реализации всех федеральных, региональных и муниципальных программ по социальной защите материнства и детства. При этом важно, чтобы сохранила свою роль и была существенно усовершенствована действующая система пособий
и компенсаций, адресованная семьям, имеющим детей. Сложившееся положение детей в Российской Федерации требует незамедлительно перейти к использованию в качестве критерия для определений размеров и компенсаций, адресованных детям, не минимальной заработной платы, а прожиточного минимума, рассчитанного для детей, с обязательной дифференциацией величины ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с его возрастом. Эта мера позволит в максимально возможной степени приблизить размер пособия по уходу за ребенком к размеру утраченного матерью заработка.
К настоящему времени (исходя из нуждаемости) сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).
Первые шаги на федеральном уровне, направленные на повышение рождаемости через реализацию национальных проектов, а также мер по повышению уровня жизни населения.. , сделаны, Но работа по улучшению демографической ситуации будет значительно эффективней при объединении усилий и принятии на региональном уровне, адекватных общим целям, конкретных мер, с учетом специфики демографической ситуации и приоритетности проблем в каждом конкретном районе и городе. Потребуется длительное и пристальное внимание ко всей совокупности проблем этого плана, объединение усилий всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, представителей различных конфессий, самого населения. Ведь целенаправленная демографическая политика - единственный путь, который делает осмысленным все осуществляемые как в России, так и в крае реформы.
Власова Э.Д. Актуальные вопросы защиты материнства и детства в Ставропольском крае. В статье дан анализ ситуации с положением семьи, проблемами материнства и детства в Ставропольском крае, намечены пути нормализации ситуации в данной сфере.
Ключевые слова: материнство, детство, семья, депопуляция, государственная поддержка семья.
Vlasova E.D. Topical issues of maternal and child welfare in the
Stavropol region. The paper analyzes the situation of the family, the problems of mothers and children in the Stavropol region, the ways of normalizing the situation in the field.
Key words: motherhood, childhood, family, depopulation, state support of the family.