Научная статья на тему 'Актуальные вопросы закрепления в избирательном законодательстве и реализации принципа всеобщего избирательного права'

Актуальные вопросы закрепления в избирательном законодательстве и реализации принципа всеобщего избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы закрепления в избирательном законодательстве и реализации принципа всеобщего избирательного права»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Е.И. Старовойтова, кандидат юридических наук

Принцип всеобщности избирательного права является одним из основных принципов, который наряду с принципами равного, прямого и тайного голосования является неотъемлемым составляющим избирательных систем демократических государств.

Как отмечал Георг Мейер, «под всеобщим правом голосования нужно бы разуметь такую постановку избирательного права, при которой в выборах могут принимать участие все, без всякого исключения. Но такая форма избирательного права никогда не существовала и никогда не будет существовать. Некоторые категории должны быть отстранены от пользования этим правом, а именно дети и душевнобольные. <.. .> Затем избирательного права обыкновенно не имеют, лишенные гражданских прав чести, находящиеся под опекой или конкурсом, пользующиеся или пользовавшиеся общественной благотворительностью. Часто пользование избирательным правом ставится в зависимость от определенного времени, которое избиратель должен прожить в своем избирательном округе. Несмотря на эти ограничения, право голосования все-таки называется всеобщим, и только в том случае, если помимо перечисленных требуются еще и другие, особые условия для избирательного права, говорит об ограниченном праве голосования» [1].

В настоящее время данный принцип предполагает предоставление избирательного права гражданам независимо от оснований приобретения гражданства, социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений. Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан по признакам пола, расы, национальной принадлежности, языка, имущественного и должностного положения, политических и религиозных убеждений, а также по другим основани-

ям. Женщины участвуют в выборах наравне с мужчинами, военнослужащие наравне с гражданскими лицами.

В Российской Федерации принцип всеобщности избирательного права закреплен в статье 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав). Согласно нормам, закрепленным в данной статье, избирательное право предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет. Таким образом, предоставление избирательного права связано с наличием особой правовой связи лица с государством (гражданство, подданство) и достижением определенного возраста.

В настоящее время предоставление избирательного права, как правило, связывают с достижением совершеннолетия. Однако вопрос о том, с какого возраста предоставлять избирательные права, в недавнем прошлом вызывал многочисленные дискуссии.

Например, при проведении совещания по обсуждению Положения о выборах в Учредительное собрание России в 1917 г. оживленные споры вызвал вопрос о возрасте получения права избирать и быть избранным. Более умеренные члены совещания предлагали связать избирательный возраст с достижением гражданского совершеннолетия, т. е. в 21 год. Данное предложение аргументировалось тем, что если человек не имеет права подписать вексель или выдать заемное письмо, то нельзя предоставить ему право решать судьбу страны и народа. Ряд участников совещания отстаивали избирательный возраст в 20 лет, т. к. Временное правительство обещало избирательные права всем, кто призван на воинскую службу. При этом было предложение с 20 лет предоставить избирательные права только тем, кто находится на фронте [3]. Впоследствии кандидат в пре-

^ ^ X ^ ^ Л Г Л 1 Л и Г П ^ Л Д и

зиденты США генерал Эйзенхауэр, высказавшийся за понижение избирательного возраста до 18 лет, мотивировал это тем, что «если человек достаточно зрел, чтобы воевать, он достаточно зрел, чтобы голосовать» (речь в Детрой-те15 июня 1952 г.).

Большинством голосов совещание приняло решение о предоставлении избирательного права лицам, достигшим 20 лет. Для тех, кто служил в армии и на флоте, избирательный возраст был понижен до 18 лет [4]. В дальнейшем в конституциях РСФСР, начиная с 1918 года, избирательное право было предоставлено всем гражданам по достижении ими 18 лет.

В ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав также указано, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. Установление максимального возраста кандидата не допускается [5].

Ранее в некоторых субъектах Российской Федерации устанавливался максимальный возраст для избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Так, например, в Иркутской области Законом от 27 ноября 1995 г. № 329 «О выборах Губернатора Иркутской области» [6] возрастное ограничение было установлено в 65 лет, Законом Республики Саха (Якутия) от 8 мая 1996 года З № 117-1 «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» [7] - 60 лет.

Возрастные ограничения, устанавливаемые законодателем, не раз были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Фе-

дерации, который определил, что субъекты Российской Федерации могут своими законами устанавливать дополнительные условия реализации российским гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста, однако лишь при соблюдении установленных федеральным законом пределов [8]. На данный момент в федеральном законодательстве отсутствуют верхние возрастные ограничения избирательного права. Вследствие этого указанные возрастные ограничения были отменены в субъектах Российской Федерации.

В соответствии сп.2 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Первоначально перечисленные обстоятельства включались в избирательные системы в качестве избирательных цензов. Исключение каждого из этих обстоятельств из избирательных систем демократических стран сопровождалось громкими спорами, борьбой политических сил и отстаиванием этих прав самими гражданами в судах и на улицах с пикетами. В итоге в избирательном законодательстве почти каждого демократического государства содержится подобная формулировка, обеспечивающая отсутствие дискриминации по данным признакам.

В ряде стран имущественный ценз сохранялся вплоть до середины XX в. Так, в США имущественный ценз применительно к федеральным выборам был отменен только в 1964 г. посредством внесения XXIV поправки в Конституцию, установившей запрет на лишение избирательных прав по причине «неуплаты какого-либо избирательного или иного налога» [9].

Кроме того, до начала XX в. в большинстве стран из политической жизни исключались женщины. Первым предоставившим право голоса женщинам был американский штат Вайоминг (1869 г.). В России женщины получили

право голоса на выборах в Учредительное собрание в 1917 г. [10]. Однако ряд стран предоставил избирательное право женщинам только к середине XX в. Италия такое право ввела в 1946 г., Бельгия - в 1948 г., а Греция - в 1952 г. Во Франции женщинам избирательное право было предоставлено ордонансом генерала Ш. де Голля 21 апреля 1944 г. [11].

В США только после окончания Гражданской войны (1861-1865 гг.) было закреплено, что право голоса не может быть ограничено в зависимости от расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы (XV поправка к Конституции США, ратифицированная в 1870 г.).

В первые годы советской власти на выборах в России применялись ограничения всеобщего избирательного права в зависимости от социального происхождения. От участия в выборах отстранялись бывшие помещики, дворяне, жандармы, царские военнослужащие, духовенство, кулаки, члены императорской семьи. Впоследствии в Конституции 1937 г. [12] избирательное право было предоставлено всем независимо от социального статуса.

В настоящее время большинство избирательных цензов исключено из избирательного законодательства демократических государств. Закреплено и гарантировано всеобщее избирательное право. Однако принцип всеобщности избирательных прав, как уже было отмечено, не подразумевает предоставление избирательного права абсолютно всем лицам, проживающим на территории соответствующего государства.

Конституция Российской Федерации [13], признавая в ч. 2 ст. 32 право граждан избирать и быть избранными, в ч. 3 той же статьи устанавливает, что указанного права не имеют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Аналогичное положение также закреплено в законах, регламентирующих порядок проведения выборов.

Следует отметить, что Конституция 1918 г. также содержала ограничение избирательного права для лиц, которые не понимают значения своих действий или не могут руководить ими в силу психического расстройства. Так,

согласно п. «е» ст. 65 Конституции, не избирают и не могут быть избранными лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой. В дальнейшем в конституциях РСФСР активное и пассивное избирательное право не предоставлялось лицам, признанным умалишенными. Для граждан, признанных судом недееспособными, ограничение избирательных прав было введено в 1989 году. Оно получило отражение в ст. 92 Конституции 1978 г. [14]. В первоначальной редакции этой статьи, так же как и в предыдущих конституциях РСФСР, было предусмотрено ограничение для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными, однако в последующей редакции оно трансформировалось в ограничение для психически больных лиц, признанных судом недееспособными [15].

Как установлено в ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации, не имеют права избирать, быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В мировой практике данное ограничение избирательных прав является весьма распространенным.

Как следует из этого положения, лицо утрачивает избирательное право со дня вступления в законную силу приговора суда, которым оно признается виновным в совершении преступления с назначением наказания в виде лишения свободы. Другие виды наказания, в т. ч. обязательные работы, арест, исправительные работы и т. п., не влекут таких последствий и сами по себе на избирательное право не влияют. Не лишаются избирательного права и граждане, которые приговорены к наказанию в виде лишения свободы, в том случае, если осуждение является условным, так как лицо, осужденное условно, не содержится в местах лишения свободы. То же относится к лицам, осужденным с отсрочкой отбывания наказания. Избирательное право лиц, приговоренных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, восстанавливается по следующим основаниям: по истечении полного срока наказания в виде лишения свободы, назначенного судом; в случае условно-досрочного освобождения; в случае замены неотбытой ча-

^ ^ X ^ ^ Л Г Л 1 Л I Г \ ^ Л Д II

сти наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. У лиц, осужденных за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, пассивное избирательное право после освобождения не возникает, так как начинают действовать иные ограничения, связанные с наличием судимости [16].

Ограничения избирательных прав, которые устанавливаются именно в зависимости от тяжести совершенного преступления, были включены в избирательное законодательство Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» [17]. Согласно п. 1 указанного Федерального закона, ст. 4 была дополнена п. 32, в котором было указано, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. В 2012 г. указанные ограничения были ужесточены. Так, Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [18] установил, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Таким образом,

данная редакция закрепила положения, в соответствии с которыми не допускались к участию в выборах лица, совершившие тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, независимо от того, сколько времени прошло с момента совершения преступления.

Указанные изменения были восприняты весьма неоднозначно и вызывали споры как среди правоведов, так и среди правоприменителей. Данное ограничение пассивного избирательного права стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В своем Постановлении от 10 октября 2013 г. № 20-П [19] Суд не пришел к однозначному выводу относительно данного ограничения. Так, было решено признать подп. «а» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленное им в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания. Вместе с тем этот же подпункт был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 3 (ч. 2 и 3), 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 32 (ч. 1, 2 и 3) и 55 (ч. 2 и 3), в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.

Аргументируя свою позицию, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствую-

щие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права.

Совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии, а в конечном счете - их уверенность в незыблемости верховенства права и правовой демократии. Исходя из этого, ограничение пассивного избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, предупреждения криминализации власти [20].

Итогом этого решения было внесение изменений Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [21] в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав. Согласно внесенным изменениям не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Кроме того, также не имеют права быть избранными лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость кото-

рых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости (подп. «а1», «а2» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Коррекции также подверглись положения, устанавливающие ограничения избирательного права лицам, осужденным за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Данные лица не имеют права быть избранными, если они имеют на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, и если на таких лиц не распространяется действие подп. «а1» и «а2» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Отдельно законодатель связал лишение пассивного избирательного права с назначением такого наказания, как лишение права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока. Так, при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока [22].

Законодатель также ввел ограничение пассивного избирательного права для лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства [23]. Данные лица, имея устоявшуюся правовую связь с иностранным государством, отстраняются от управления делами государства в силу возможного причинения ущерба интересам государства.

Вместе с тем следует отметить, что в ряде государств в силу определенного историческо-

п а х п ^ л 7 г Л 1 и I г \ ^ Л Д I

го развития и наличия соответствующих геополитических факторов избирательным правом наделяются иностранные граждане наравне с гражданами этого государства. Так, в Дании Конституция 1953 г. в § 87 наделяет граждан Исландии, то есть, по сути, граждан иностранного государства, «равными правами с гражданами Дании в соответствии с Договором о датско-исландской унии». Во Франции иностранные граждане могут голосовать на социальных выборах, на выборах в муниципальные органы и в Европейский парламент.

В Российской Федерации избирательными правами наделяются иностранные граждане, если это установлено международным договором. Их участие в выборах допускается только на уровне местного самоуправления [24].

Отдельно законодатель связывает наличие активного избирательного права с наличием места жительства гражданина в пределах избирательного округа. Для пассивного избирательного права ограничения, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации [25]. Конституция Российской Федерации установила дополнительное условие - постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - лишь в отношении кандидата на должность Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81). Данное ограничение призвано подтвердить наличие устоявшихся связей лица с той территорией, на которой он участвует в выборах.

Кроме того, в целях обеспечения сменяемости лиц, допущенных к управлению делами государства, законодательством предусмотрено ограничение, не позволяющее одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Вместе с тем данные ограничения являются дополнительными условиями и устанавливаются по усмотрению законодателя [26].

В завершение следует отметить, что в настоящее время в избирательном праве Российской Федерации закреплен и реализуется принцип

всеобщего избирательного права. Вместе с тем также действует ряд ограничений избирательного права, которые по своей сути являются требованиями к избирателю и избираемым, необходимые в силу объективных причин для допуска к управлению делами государства только тех лиц, которые, во-первых, являются носителями национального суверенитета в том государстве, в котором они проживают, во-вторых, могут понимать значения своих действий и руководить ими и, в-третьих, соответствуют определенным репутационным требованиям, устанавливаемым для выборных должностей.

1. МейерГ. Избирательное право. Кн. 2. М., 1906. С. 2.

2. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. Нудненко Л.А. Правовая регламентация выборов в Учредительное собрание России // История государства и права. 2013. № 10.С. 48.

4. Там же. С. 49.

5. См.: п. 8 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

6. Ведомости ЗС Иркутской области. 1995. № 15, часть I.

7. Якутские ведомости. 1996. 25 июня.

8. См.: По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. № 17-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 3002; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харланчука Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 8 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 3 статьи 19 Устава Смоленской области и пункта 1 статьи 3 Закона Смоленской области «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области» : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № 479-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 6.

9. Конституция США 1787 г. URL: http:// www.constitutionfacts.com/content/constitution/files/USCon-stitutionRussian.pdf.

10. Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2008. С. 86.

11. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательногозаконодательства. С. 181.

12. Об утверждении Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // СПС «Кон-сультантПлюс» (документ опубликован не был).

13. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

14. Конституция 1978 г. Принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. //Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

15. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР : Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.

16. Смирнова М.А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. С. 11.

17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.

18. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2274.

19. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латы-пова и В.Ю. Синькова : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.

20. См.: п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П.

21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. № 19-ФЗ // Собрание законодатель-стваРФ. 2014. № 8. Ст. 739.

22. См.: п. 7 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

23. См.: п. 31 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

24. См.: п. 10 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

25. См.: подп. 4, 5 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

26. См.: п. 6 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЯТЫХ В 2013 ГОДУ ПО ВОПРОСАМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

(начало статьи в предыдущем номере журнала)

A.A. Петров, кандидат юридических наук

В 2013 году Конституционный Суд Российской Федерации вновь, как и в предыдущие годы, рассматривал дела о проверке конституционности норм, регулирующих организацию и проведение выборов в Российской Федерации. Особенностью развития этого направления практики Конституционного Суда в минувшем году стало то, что по избирательной проблематике было вынесено четыре итоговых решения в виде постановлений - это свидетельствует об общем возрастании сложности вопросов, которые ставились заявителями (например, в 2012 году Конституционный Суд принял лишь одно постановление по вопросам

избирательного права и процесса, в 2011-м -два, в 2010-м - одно).

6. Постановление от 27 июня 2013 года № 15-П по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина A.B. Дубкова [1]

Позиция заявителя

Нарушение оспариваемыми положениями своих прав, гарантированных Конституцией

JJ Ü Б JJ ^ Л J г J] L jj И Г JJ ^ Л Я II

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.