Научная статья на тему 'Совершение преступления как основание ограничения избирательных прав'

Совершение преступления как основание ограничения избирательных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершение преступления как основание ограничения избирательных прав»

4. Ляпунов Ю.И. Указ.соч. С. 760.

5. Шабуров А.С. Поведение людей в правовой сфере // Теория государства и права : учеб.для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2003. С. 430.

6. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М.: МЗ-Пресс, 2002. С. 37.

7. См.: ЕмВ.С., ЗенинИ.А., КоваленкоН.И. Гражданское право : учеб. в 2 т. Т. 1: / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: БЕК, 1998. С. 441.

8. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2006. С. 112-113.

СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Е.И. Старовойтова, кандидат юридических наук

В мировой практике весьма распространено ограничение избирательных прав тех лиц, кто был осужден или находится на момент проведения выборов в местах лишения свободы. Значение данного ограничения избирательных прав во все времена состояло в том, чтобы исключить возможность хотя бы минимального влияния на политическую жизнь государства таких лиц. Это обусловлено, прежде всего, тем, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права [1].

Хотя подобное ограничение не вызывает сомнения с точки зрения его целесообразности, при его закреплении в законодательстве возникают трудности с определением тех лиц, в отношении которых может быть установлено данное ограничение.

Уже в первых конституциях РСФСР было обращено внимание на недопустимость участия в выборах лиц, совершивших преступления. Конституция 1918 года [2] (п. «ж» ст. 65) и Конституция 1925 года [3] (п. «ж» ст. 69) закрепляла положения, не допускающие участия в выборах лиц, осужденных за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором. В

Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. [4] на основании норм Конституции 1918 года предусматривалась такая мера наказания, как поражение прав, включающая поражение в избирательных правах (п. «а» ст. 40). Поражение прав назначалось судом как дополнительное наказание при вынесении обвинительных приговоров по преступлениям, предусмотренным Уголовным Кодексом, если осужденного признают опороченным по суду. Постановка вопроса о поражении прав при осуждении для суда была обязательна, если в Уголовном Кодексе было указано наказание за соответствующее преступление в виде лишения свободы на срок более одного года или другое более тяжелое наказание (ст. 42). В Уголовном Кодексе 1926 года [5] данная мера была сохранена [6]. Изменилось название: теперь назначалось поражение политических и отдельных гражданских прав (ст. 31). Также изменился срок, с которого данная мера начинала действовать в отношении лица, осужденного к лишению свободы. По Уголовному Кодексу 1922 года «срок поражения прав для присужденных к лишению свободы исчисляется с момента отбытия сего наказания или условного досрочного освобождения от него» (ст. 40). В Уголовном Кодексе 1926 года установлено, что в случаях назначения этой меры социальной защиты в качестве дополнительной к лишению свободы поражение прав распространяется на всё время отбытия заключения и сверх того - на срок, определенный приговором (ст. 32). Но срок, на который может быть назначено данное наказание по Уголовному Кодексу 1922 года и Уголовному Кодексу 1926 года, один и тот же - до 5 лет.

Конституция 1937 года [7] закрепила ограничение избирательных прав не применительно к виду совершенного преступления, а относительно избранной меры наказания. Согласно

№3/2014

20

ст. 139, не имели права участвовать в выборах депутатов и быть избранными лица, осужденные судом с лишением избирательных прав. Применение лишения избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания (социальной защиты судебно-исправительного характера) было отменено только законом от 25 декабря 1958 года «Об отмене лишения избирательных прав по суду» [8].

Позднее данное ограничение было закреплено в законодательстве только в 1989 году. Оно получило отражение в ст. 92 Конституции 1978 года [9]. В первоначальной редакции ст. 92 Конституции 1978 г данное ограничение не было указано, было включено ограничение лишь для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными, которое в последующей редакции трансформировалось в ограничение для психически больных лиц, признанных судом недееспособными [10]. Законом РСФСР от 27 октября 1989 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» [11] было внесено изменение в Конституцию РСФСР, устанавливающее ограничение для лиц, содержащихся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящихся по решению суда в местах принудительного лечения. И уже редакция от 1 ноября 1991 года закрепила ограничение для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

В современном избирательном законодательстве сохранилось ограничение избирательных прав как в зависимости от назначаемого вида наказания, в частности лишения свободы, так и в зависимости от вида совершенного преступления и его тяжести.

Конституция Российской Федерации [12], признавая в ч. 2 ст. 32 право граждан избирать и быть избранными, в ч. 3 той же статьи устанавливает, что указанного права не имеют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Аналогичное положение также закреплено в законах, регламентирующих порядок проведения выборов. В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) [13], являющемся рамочным законом, данное ограничение закреплено в п. 3 ст. 4.

Как следует из этого положения, лицо утрачивает избирательное право со дня вступления

в законную силу приговора суда, которым оно признается виновным в совершении преступления с назначением наказания в виде лишения свободы. Другие виды наказания, в т. ч. обязательные работы, арест, исправительные работы и т. п., не влекут таких последствий и сами по себе на избирательное право не влияют. Не лишаются избирательного права и граждане, которые приговорены к наказанию в виде лишения свободы, в том случае, если осуждение является условным, так как лицо, осужденное условно, не содержится в местах лишения свободы. То же относится к лицам, осужденным с отсрочкой отбывания наказания. Избирательное право лиц, приговоренных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, восстанавливается по следующим основаниям: по истечении полного срока наказания в виде лишения свободы, назначенного судом; в случае условно-досрочного освобождения; в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. У лиц, осужденных за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, пассивное избирательное право после освобождения не возникает, так как начинают действовать иные ограничения, связанные с наличием судимости [14].

Ограничения избирательных прав, которые устанавливаются именно в зависимости от тяжести совершенного преступления, были включены в избирательное законодательство Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» [15]. Согласно п. 1 указанного Федерального закона, ст. 4 была дополнена п. 32, в котором было указано, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. В 2012 году указанные ограничения были ужесточены. Так, Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Феде-

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» [16] установил, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Таким образом, данная редакция закрепила положения, в соответствии с которыми не допускались к участию в выборах лица, совершившие тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, независимо от того, сколько времени прошло с момента совершения преступления.

Указанные изменения были восприняты весьма неоднозначно и вызывали споры как среди научных деятелей в области права, так и среди правоприменителей. Данное ограничение пассивного избирательного права было также предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В своем постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П [17] Суд не пришел к однозначному выводу относительно данного ограничения. Так, было решено признать подпункт «а» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленное им в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания. Вместе с тем этот же подпункт был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 3 (ч. 2 и 3), 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 32 (ч. 1, 2 и 3) и 55 (ч. 2 и 3), в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.

Итогом этого решения было внесение изменений Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18] в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав. Согласно внесенным изменениям, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Кроме того, также не имеют права быть избранными лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости (подпункты «а1», «а2» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Коррекции также подверглись положения, устанавливающие ограничения избирательного права лицам, осужденным за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Данные лица не имеют права быть избранными, если они имеют на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления и если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а1» и «а2» п. 32 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

В настоящее время еще не ясно, какие последствия повлекут указанные изменения на выборах, однако следует отметить, что основное требование Конституционного Суда Российской Федерации, касающееся установления соразмерного ограничения для избирательного права граждан Российской Федерации, выполнено.

1. См.: По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-

ферендуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С.Латыпова и В.Ю. Синькова : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П // Собра- 21 ние законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.

№3/2014

2. Конституция (Основной закон) РСФСР принята V Всероссийским съездом советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

3. Конституция (Основной закон) РСФСР принята XII Всероссийским съездом советов 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

4. О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. : Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

5. О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года : Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

6. Следует отметить, что данные меры наказания стали мерами социальной защиты судебно-исправительного характера.

7. Об утверждении Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда советов от 21 января 1937 г. // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 7.

9. Конституция 1978 г. Принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

10. Конституция 1978 г. в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР».

11. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР : Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.

12. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации :

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

14. Смирнова М.А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. С. 11.

15. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.

16. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : Федеральный закон от 2 мая 2012 г № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2274.

17. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.

18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 февраля 2014 г № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 739.

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЫ

22

И.А. Ильенко, кандидат юридических наук

Различные формы дистанционного голосования закреплены в большом количестве государств - членов Совета Европы в целях обеспечения реализации активного избирательного права гражданами, не способными в силу различных причин прийти на избирательный участок в день выборов. Закреплены дистанционные формы голосования (голосование по почте, по доверенности, электронное голосование), досрочное голосование, голосование с помощью открепительного удостоверения на другом избирательном участке.

Согласно докладу Венецианской комиссии по дистанционному и электронному голосованию, дистанционное голосование определяется как «голосование вне помещения для голосова-

ния». Венецианской комиссией такое волеизъявление рассматривается как соответствующее стандартам проведения демократических выборов. При этом в докладе Венецианской комиссии различается дистанционное голосование в контролируемой и неконтролируемой среде [1].

Во многих государствах почтовое голосование доступно гражданам, обладающим активным избирательным правом, как находящимся на территории страны, так и за ее пределами (Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Швейцария, Швеция, Австралия, Канада, Новая Зеландия). В Бельгии, Франции и Италии голосование по почте используется только гражданами, находящимися за пределами государства [2].

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.