ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
А. С. Курманов
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Рассматриваются вопросы, связанные с предусмотренным Конституцией РФ правом граждан избирать и быть избранными и правом на участие в референдуме как объектами уголовно-правовой охраны. Проведен комплексный анализ действующего законодательства, регулирующего процедуру ■ выборов и проведения референдума.
Анализ любого преступления начинается с установления его объекта, от точного определения которого напрямую зависит процесс правильной квалификации преступного деяния, отграничения его от смежных преступлений и т. п.
Преступления против избирательных прав граждан (ст. 141-1421 УК РФ) посягают на предусмотренные Конституцией РФ право граждан избирать и быть избранными и право на участие в референдуме.
Непосредственное участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также путем личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия является опосредованной — через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти и органы местного самоуправления.
Если для большей части прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией РФ наличие российского гражданства не является необходимым условием их осуществления, то право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации, Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет нярпття и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают1.
Избирательное право представляет собой самостоятельную отрасль конституционного права2, В юридической литературе закрепилась точка зрения о двух значениях исследуемого права^. В объективном (широком) значении оно представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государственной и муниципальной власти. Помимо закрепления в Конституции РФ данное право на федеральном уровне регулируется следующими законами: Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ <(0 референдуме Российской Федерации»4; Федеральным законом от
12 июня 2002 г, № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5; Федеральным законом
ох 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»7; Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЭ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления»8 и до.
При этом следует иметь в виду, что общегосударственные избирательные стандарты устанавливаются федеральным законодательством, так как регулирование прав и свобод, включая избирательные права, отнесено Конституцией РФ к ведению Федерации (п. «в» ст. 71). Кроме того, с их помощью регламентируется порядок формирования федеральных органов власти (п. «г» ст. 71, ч. 4 ст. 81, ч. 2 ст. 96, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 128, ч. 5 ст. 129). В то же время установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Конституцией РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). Следовательно, указанная сфера подлежит регулированию федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76). В силу этого положения субъекты Российской Федерации обладают относительной самостоятельностью в учреждении своей структуры органов власти и определении порядка их формирования, что отражается в принимаемых ими нормативных правовых актах. Единственное ограничение в этом случае заключается в том, что нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить избирательным стандартам федерального значения, ограничивать гарантии избирательных прав, устанавливать не предусмотренные ими требования и т. д. В случае противоречия последним они признаются неконституционными и подлежат отмене, в подтверждение сказанному можно привести многочисленные решения Конституционного Суда РФ9.
В субъективном (узком) значении избирательное право включает в себя два аспекта. Так, согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Активным и пассивным избирательным правом обладают все дееспособные граждане России, достигшие определенного возраста.
В Российской Федерации граждане приобретают активное избирательное право по достижении ими возраста 18 лет, т. е. когда они самостоятельно могут осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст. 60 Конституции РФ), Нижний возрастной предел пассивного избирательного права устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами* конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Например, в соответствии со ст. 4 Федерального.закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускаемый минишлтдщй; возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год — на выборах в органы
местного самоуправления и законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; 30 лет — на выборах высшего должностного тптття региона. При этом установление максимального возраста кандидата запрещается.
В целом Конституционный Суд РФ разделяет изложенную точку зрения по данному вопросу. Вместе с тем высказывалась и иная позиция судей Конституционного Суда РФ. Так, судья Н.В, Витрук убежден, что правила, определяющие минимальный возраст кандидата (21 год и 30 лет), не получили должной конституционной оценки с позиций содержания ст. 60 Конституции РФ, которая гласит: «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет»10..
Однако, по мнению специалистов в области конституционного права, такая мера себя полностью оправдывает, т. к, установление возрастных цензов продиктовано требованиями жизненного опыта, зрелости взглядов и ш.тптдянтг претендентов на выборные должности11.
Положение гражданина в избирательном процессе обобщается в категориях «правовой статус избирателя» и «правовой статус кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Содержание правового статуса избирателя следует из его права избирать на соответствующих выборах и определяется совокупностью предусмотренных в избирательном законодательстве правомочий, связанных с выполнением определенных действий: регистрацией (учетом), составлением списков избирателей; участием в формировании избирательных комиссий; выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов); созданием избирательных фондов кандидатов избирательными объединениями (избирательными блоками); предвыборной агитацией; организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.
Содержание полномочий избирателя в некоторых случаях может расширяться также в зависимости от функций и поручений (когда он является наблюдателем, доверенным лицом, уполномоченным по финансовым вопросам и т, п.), исполняемых им в ходе проведения предвыборной кампании, В осуществлении избирательных действий избиратель вправе принимать участие и до достижения им возраста 18 лет при условии, что на день голосования он достигнет совершеннолетия12.
Пассивное избирательное право является важнейшим элементом конституционного статуса гражданина. Каждому гражданину, обладающему избирательным правом, закон предоставляет возможность выдвигаться и баллотироваться в качестве кандидата на выборные должности. Все кандидаты наделены равными
правами и обязанностями.
Стоить отметить, что в соответствии с Конституцией РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, установление определенных ограничений нормативными актами законодательства иного уровня, кроме как федерального, не допускается (например, в зависимости от срока постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права). В качестве примера такого ограничения
на федеральном уровне можно привести положения Конституции РФ, в которых установлены требования для кандидата на должность Президента РФ.
Как активным, так и пассивным избирательным правом в полном объеме обладают граждане независимо от того, какую государственную или муниципальную должность они занимают. В то же время законодательно определяется перечень последующих ограничений, связанных с избранием гражданина депутатом или иным выборным должностным лицом. Например, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Всеобщее избирательное право не допускает какой-либо дискриминации и ограничений. Ст. 19 Конституции РФ и Закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантируют активное и пассивное избирательное право гражданам независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.
Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан “О Президенте Республики Башкортостан” (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан “О выборах Президента Республики Башкортостан”» указанные правовые акты признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 3 (ч. 3), ст. 6 (ч. 2), ст. 19 (ч. 1 и 2), ст. 32 (ч. 2) и ст. 55 (ч. 3) в той части, которая определяет, что Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками.
Так, по мнению Конституционного Суда РФ, хотя ч. 2 ст. 68 Конституции РФ и закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, из этого положения, однако, не следует необходимость (обязательность) специального требования к знанию этих язьнсов в качестве условия приобретения пассивного избирательного права13.
Ограничение избирательного права распространяется на строго определенные случаи. Конституция РФ в ч. 3 ст. 32 определила, что не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ
заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Избирательные права восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда.
Статья 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» конкретизирует этот перечень дополнительными обстоятельствами.
Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Исключение для указанных граждан предусмотрено при избрании их в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Не имеют права быть избранными граждане РФ: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 КоАП РФ «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; г) лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения предвыборных ограничений, связанных с экстремистской деятельностью (ее пропагандой) либо с деяниями, направленными на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности определенных категорий граждан, либо пропаганду нацистской атрибутики или символики и т. д.
Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, не могут осуществлять какие-либо избирательные действия, связанные с реализацией как активного, так и пассивного избирательного права. Вступление приговора в законную силу осуществляется по правилам ст. 390—395 УПК РФ. В частности, приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке (10 суток), если он не был обжалован сторонами; приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения. Лица, осужденные к иным видам уголовного наказания,
не связанным с содержанием в местах лишения свободы, а также осужденные условно, с отсрочкой исполнения приговора, сохраняют обладание избирательными правами, кроме случаев, предусмотренными вышеназванными пунктами «а» и «б».
Лица, задержанные за совершение административных правонарушений, находящиеся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, не могут быть ограничены в избирательных правах. Однако по причине невозможности передвижения в этих случаях ограничивается осуществление ими отдельных избирательных действий (сбор подписей, участие в пикетах, раздаче листовок, выступления на массовых мероприятиях и т. п.).
При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
Право участвовать в референдуме регламентировано Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. X» 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Референдум Российской Федерации — это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан России при тайном голосовании.
Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, досшгпше возраста 18 лет. Ограничения установлены для лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, за посягательства на избирательные права и право на участие в референдуме Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступления (ст. 141—1421 УК РФ).
Примечания
1 См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред.
В. Д Карповича. М., 2002.780 с.
2 См.; Дмитриев Ю. А, Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2004. С. 78-79,
3 См.: Баглай М В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М., 2001. С. 360.
4 См.: Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ// Собр. законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства РФ 2002. №24. От. 2253.
6 См.: Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)) от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005.№21.Ст. 1919.
7 См.: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации)) от 10 югяяря 2003 г. № 19-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 171.
8 См.: Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. Ка 138-ФЭ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
9 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия» от 24 июня 1997 г. № 9-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. 1997. № 5.
10 См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н. В. Витрука к Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта “а” пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”» // Собр. законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.
11 См,: Выдрин К В, Избирательное право Российской Федерации. М., 2004. С. 23.
12 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации)) / Под ред. А. А. Вешнякова. М., 2003.800 с.
13 См.: Постановление Конституционного СудаРФот27 апреля 1998 г. № 12-П// Собр. законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.