Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулакова Т. Г.

В данной работе анализируются основные аспекты и практика реализации участковыми уполномоченными полиции в сфере взаимодействия с иными субъектами административной юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулакова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF INTERACTION OF PRECINCT POLICE COMMISSIONERS WITH OTHER SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE JURISDICTION

The article lists the main features of the implementation by district police officers of the administrative procedural competence provided for by law in the field of interaction with other subjects of administrative jurisdiction and their officials authorized to make decisions on cases of administrative offenses.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_151

УДК 342.92

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ TOPICAL ISSUES OF INTERACTION OF DISTRICT POLICE OFFICERS WITH OTHER SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE JURISDICTION

КУЛАКОВА Татьяна Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

ФГКОУ ВО «Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации». 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: tgkulakova@mail.ru;

Kulakova Tatyana Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines of the Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation". 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: tgkulakova@mail.ru

Краткая аннотация: В данной работе анализируются основные аспекты и практика реализации участковыми уполномоченными полиции в сфере взаимодействия с иными субъектами административной юрисдикции.

Abstract: The article lists the main features of the implementation by district police officers of the administrative procedural competence provided for by law in the field of interaction with other subjects of administrative jurisdiction and their officials authorized to make decisions on cases of administrative offenses.

Ключевые слова: административная юрисдикция, участковый уполномоченный полиции, производство по делу об административном правонарушении, административное наказание.

Keywords: administrative jurisdiction, district police officer, proceedings on an administrative offense, administrative punishment.

Для цитирования: Кулакова Т.Г. Актуальные вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с иными субъектами административной юрисдикции //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 151-153. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_151.

For citation: Kulakova T.G. Topical issues of interaction of district police commissioners with other subjects of administrative jurisdiction // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 151-153. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_151.

Статья поступила в редакцию: 13.03.2023

Чтобы защищать основные права, закрепленные Конституцией РФ граждан, принимающих непосредственное участие в общественных отношениях, полиция должна осуществлять деятельность, направленную на охрану (защиту) общественного порядка, а также на обеспечение общественной безопасности. В ФЗ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» указывается на то, что именно полиция должна осуществлять производство по административным делам, что является одним из ключевых направлений реализовываемой полицией правоприменительной деятельности [3].

Административно-процессуальная специфика «общения» участковых уполномоченных полиции с другими субъектами административной юрисдикции, кото-

рые принимают непосредственное участие в процессе осуществления производства по административным делам, состоит в том, что наличествуют разные административно-юридические формы «претворения в жизнь» полномочий во время рассмотрения административных дел, а также во время вынесения наказаний по данным делам.

Во время реализации своих должностных обязанностей на административных участках УУП должны предельно возможно сосредоточить свои усилия на ис-

пользовании потенциала оказания административно-юридического влияния на лиц, которые не соблюдают установленные административно-юридические запрещения (разрешения, указания), равно как и на лиц, которые ведут антиобщественный образ жизни, которые прежде уже совершали правонарушения [4]. Сейчас происходит реализация Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД РФ на 2020-2023 годы. В данной Концепции говорится, кроме всего прочего, и о требующихся юридических и организационных мероприятиях, направленных на повышение административно-юридических возможностей участковых уполномоченных полиции [5].

Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с другими субъектами административной юрисдикции, которые принимают непосредственное участие

в процессе осуществления производства по административным делам, можно рассматривать в качестве тех или иных способов, а также порядка осуществления существующей административно-процессуальной компетенции в процессе подготовительных мероприятий к разрешению, равно как и в процессе «прямого» разрешения дела, которое было возбуждено в пределах производства по административным делам.

В данном смысле рассматриваемая административно-процессуальная специфика «общения» участковых уполномоченных полиции с другими должностны-

ми лицами уполномоченных органов отражает отраслевые особенности деятельности соответственных должностных лиц полиции, направленной на охрану защищаемых законодательством правовых отношений от потенциально допустимых незаконных посягательств.

С точки зрения такого исследователя, как А. Ю. Якимов, которую мы разделяем, к взаимодействующим с полицией субъектам административной юрисдикции

необходимо причислять судей, коллегиальные административно-юрисдикционные органы, равно как и должностных лиц органов муниципальной власти [15]. Заметим, что субъекты административной юрисдикции перечисляются в статье 22.1 КоАП РФ.

При рассмотрении деятельности участковых уполномоченных полиции необходимо определить понятие и предмет «общения» полиции с другими должност-

ными лицами уполномоченных органов, проанализировать положения, содержащиеся в федеральном и региональном административном законодательстве, где указывается на то, какими процессуальными полномочиями обладают участковые уполномоченные полиции, а также как они должны осуществляться.

Административно-процессуальную специфику «общения» участковых уполномоченных полиции с другими должностными лицами уполномоченных органов, отчетливее всего можно рассмотреть на отдельных этапах осуществления производства по административным делам. Данные этапы представлены [12]:

- обнаружением и пресечением правового нарушения;

- процессуальным оформлением административного правового нарушения;

- применением мер обеспечения осуществления производства по административному делу;

- осуществлением административного расследования;

- составлением и направлением протокола об административном правовом нарушении субъектам административной юрисдикции;

- принятием того или иного решения в пределах осуществления производства по административному делу;

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

- формированием условий для выполнения вынесенного наказания (наказаний).

В силу вышесказанного, для того чтобы «общение» участковых уполномоченных полиции с другими субъектами административной юрисдикции было эффективным они должны вместе выявлять и пресекать административные правовые нарушения. Это предполагает то, что должны должным образом реализовываться разные организационно-тактические методы определения наличествующего незаконного деяния, равно как и пресекаться за счёт применения правоприменительных возможностей «здоровых общественных сил», лиц, занимающихся деятельностью, направленной на профилактику совершения правовых нарушений [2].

О специфике общего процессуального оформления административного правового нарушения речь идёт в пункте 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ. В

частности, там обстоятельство приобретения материалов из правоохранительных органов и органов власти, которые включают в себя информацию о противоправном поведении лиц, принимающих непосредственное участие в административно-юридических отношений, рассматривается как прямой предлог для возбуждения производства по административному делу. «Общаясь» в данном плане с должностными лицами, которые имеют соответствующую компетенцию, участковые уполномоченные полиции приобретают сведения, которые дают им возможность в предусмотренных законодательством случаях проводить требующиеся процессуальные действия (на это указывается в части 4 статьи 28.1 КоАП РФ) [1].

В качестве примера вышесказанному можно привести следующее. Коллегиальный субъект административной юрисдикции может направить в адрес участковых уполномоченных полиции Определение. Данное Определение может содержать в себе требование о получении информации о конкретном владельце автомашины, которая попала в объектив фотокамеры во время несоблюдения правил, в соответствии с которыми должно происходить благоустройство той или иной территории либо городского парковочного пространства. Осуществление участковым уполномоченным полиции тех или иных процессуальных мероприятий, направленных на реализации соответственных действий, будет происходить в пределах взаимодействия с тем субъектом административной юрисдикции, который был инициатором возбуждения производства по административному делу. При этом необходимо будет придерживаться норм, содержащихся в региональном административном законодательстве.

Специфика общего употребления обеспечительных мер по административным делам находит своё выражение не всего лишь в вышеуказанном нами, она наличествует и во время «прямого» разбора всех момент совершения административного правового нарушения, в процессе вынесения решения по административно-юридическому спору (конфликтной ситуации). В данном случае как пример можно представить процесс осуществления участковым уполномоченным полиции Определения субъекта административной юрисдикции о принудительном приводе одного из лиц производства по административному делу. При этом отметим, что если данного лица нет, то это будет мешать объективному разбору административного дела.

Специфика обеспечения производства по делу об административном правовом нарушении наличествует и в процессе изъятия участковым уполномоченным полиции оружия и боеприпасов (об этой его компетенции говорится в части 10 статьи 27.10 КоАП РФ). Данная специфика касается не всего лишь проблемных вопросов, связанных с документированием, квалификацией административных правовых нарушений в сфере оружия и боеприпасов [13], но и с тем, как наладить взаимодействие территориальных органов МВД РФ и Росгвардии в областях употребления указанных процессуально-обеспечительных мер производства по административным делам, а также формирования благоприятных условий для хранения, как изъятого оружия и боеприпасов, так и сданных на добровольной основе.

Специфика обеспечения подходящих условий, которые необходимы для того чтобы соблюсти процессуальный порядок осуществления административного расследования, находит своё выражение в том, что фиксирование моментов совершения правовых нарушений, которые угрожают жизни, здоровью, правам и прочим, включая имущественным, заинтересованностям лиц, принимающих непосредственное участие в административно-юридических отношениях, зачастую реализовывается участковыми уполномоченными полиции в пределах усложненного производства по административным делам. Общеустановленное правило гласит, что срок такого производства не может составлять свыше 1 месяца. Именно в ходе месяца должны быть реализованы все необходимые процессуальные действия по получению требующейся информации, включая за счёт осуществления экспертиз, определения пострадавших лиц, свидетелей, допроса лиц, которые живут в другой местности. Вслед за этим УУП составляет протокол (на это указывается в части 6 статьи 28.7 КоАП РФ). Далее собрав всё воедино, материал по делу посылается в суд в целях рассмотрения дела (на это указывается в статье 28.8 КоАП РФ) и назначения того или иного предусмотренного законодательством наказания [7]. В качестве примера подобного взаимодействия можно привести осуществление участковым уполномоченным полиции рассматриваемых процессуальных полномочий в процессе направления федеральному судье (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ) протокола, а также материалов, которые удалось собрать в ходе проведения расследования в соответствии со статьей 6.1.1 КоАП РФ (побои) либо статьей 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), учитывая сформировавшуюся судебную практику.

Специфика направления протокола об административном правовом нарушении субъектам административной юрисдикции находит свое выражение в следующем: во время рассмотрения имеющегося материала по делу, участковый уполномоченный полиции проверяет, насколько верно составлен протокол, в частности, всесторонне ли рассмотрены события правового нарушения, вся ли в нем содержится информация о лице, которое совершило правовое нарушение, равно как и были ли соблюдены прочие процедуры административно-процессуального документирования. Здесь важно подчеркнуть, что в качестве существенного недостатка протокола в законодательстве называется, к примеру, то, что может ли виновное лицо говорить на том языке, на котором осуществляется производство по административному делу, был ли вызван переводчик во время составления протокола и др. (на это указывается в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ). При этом не считаются существенными такие недочеты в составлении протокола, которые могут быть восполнены во время рассмотрения дела по- существу. К примеру, существенными недостатками не являются: несоблюдение сроков составления протокола (на это указывается в статье 28.5 КоАП РФ), направления данного протокола для рассмотрения (на это указывается в статье 28.8 КоАП РФ). Это связано с тем, что данные сроки не пресекательные. Ещё существенными недостатками не считаются такие как: составление протокола, если нет виновного лица, однако только в том случае, если данное лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, при этом не пришло в назначенное время, не сообщило о причинах не прибытия для составления протокола, либо сообщило, но данные причины были сочтены как неуважительные причины.

Наличествует специфика процессуального «общения» участковых уполномоченных полиции с другими субъектами административной юрисдикции на этапе принятия того или иного решения в пределах производства по административным делам.

На стадии подготовки дела к рассмотрению участковый уполномоченный полиции учитывает существование потенциально допустимых обстоятельств, которые касаются отсутствия у него компетенции по применению соответственной нормы права Особенной части КоАП РФ; существования обстоятельств, вследствие которых не может быть возбуждено производство по административному делу и, стало быть, не может и разбираться дело (на это указывается в статьях 24.5, 29.2 КоАП РФ); наличия изъянов в оформлении протокола и материалов дела, которые не представляется возможным устранить; объективной недостаточности материалов дела для его разбора по существу; удовлетворения направленных ходатайств.

Специфика процессуального «общения» участковых уполномоченных полиции с другими субъектами административной юрисдикции на этапе принятия того или иного решения в пределах производства по административным делам также заключается в наличии «экспертного механизма» установления участковым уполномоченным полиции величины выносимого штрафа по разбираемым административным делам, равно как и доведение вынесенного решения до информации виновного лица (на это указывается в статьях 29.10, 29.11 КоАП РФ).

Специфика обеспечения условий для исполнения административных наказаний находит своё выражение в реализации участковым уполномоченным полиции (как и сотрудниками подразделений, занимающихся решением вопросов миграции) контроля над осуществлением отдельных процедур исполнения вынесенного су-

дебным органом дополнительного наказания. В данном случае подразумевается такое наказание, как административное выдворение гражданина другой страны либо лица, у которого отсутствует гражданство, за границы нашей страны (РФ) в форме самостоятельного контролируемого выезда (о данном наказании говорится в части 6 и части 7 статьи 32.10 КоАП РФ). Важный «механизм» подобного контроля для участкового уполномоченного полиции - это возможность оказания более «сильного» юридического влияния на вышеуказанных граждан и лиц за счёт фиксации административного правового нарушения в соответствии с частью 3 статьи 20.25 КоАП РФ. Эта норма предусматривает уже помещение в принудительном порядке и содержание в особом учреждении полиции.

Вышеуказанная нами специфика осуществления участковым уполномоченным полиции административно-юридических форм «общения» с другими субъектами административной юрисдикции далеко не исчерпывает себя.

Целесообразность последующего улучшения административно-правового регулирования деятельности, реализовываемой участковыми уполномоченными полиции в области рассматриваемых правовых отношений, целиком и полностью отвечает важнейшим направлениям формирования системы общественной безопасности в нашей стране, равно как и направлениям формирования и совершенствования в дальнейшем службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД РФ.

Б иблиография:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-

тантПлюс».

3. О полиции: федер. закон от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205. Доступ из справ.-правовой системы «СТРАС Юрист».

5. Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы : приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191. Доступ из справ.-правовой системы «СТРАС Юрист».

6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) [Электронный ресурс]: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Административная юрисдикция органов внутренних дел / под ред. В.А. Милехина. - М. : Академия управления МВД России, 2018. - 98 с.

8. Вальков А.П. Особенности взаимодействия службы участковых уполномоченных полиции с иными органами власти и гражданским обществом / А.П. Вальков // Актуальные проблемы правосудия и правоохранительной деятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции - Пятигорск, 2021. - С. 141-153.

9. Гришаков А.Г. Профилактический обход административного участка, осуществляемый участковым уполномоченным полиции в жилом секторе: особенности работы с полученной информацией / Гришаков А.Г. // Алтайский юридический вестник. - 2021. - № 2 (34). - С. 49-54.

10. Дрозд А.О. Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных полиции: монография. / Дрозд А.О. - СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - 140 с.

11. Мамлеева Д.Р. Институт административного наказания в деятельности участкового уполномоченного полиции / Д.Р. Мамлеева, А. А. Железняк // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 6 (157). - С. 139-140.

12. Михайлов М.Я. Актуальные проблемы административной деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке / М.Я. Михайлов, Е.Н. Барыкина // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции и иных ОВД: сборник материалов научно-практической конференции. - М.: ООО «Издательство Спутник», 2020. - С. 64-69.

13. Рыжакова Ю.Н. Актуальные проблемы выявления участковыми уполномоченными полиции административных правонарушений в сфере обращения с оружием / Ю.Н. Рыжакова, Д.Е. Пинаев // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 3. - С. 187-189.

14. Ухов В.Ю. Особенности стадии рассмотрения дела об административном правонарушении участковым уполномоченным полиции / В.Ю. Ухов, А.О. Дрозд // Вестник Владимирского юридического института. - 2018. - № 1 (26). - С. 128-134.

15. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. - 2019. - № 8. - С. 25-31.

References:

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of December 30, 2001 No. 195-FZ. Access from help.- the legal system "Consul-tantPlus".

2. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: feder. Law No. 182-FZ of June 23, 2016. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

3. About the police: feder. Law No. 3-FZ of 7.02.2011. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".

4. On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 No. 205. Access from help.- the legal system "STRAS Lawyer".

5. On the approval of the Concept of development of the service of district police commissioners of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020-2023 : Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 30, 2020 No. 191. Access from the reference.-the legal system "STRAS Lawyer".

6. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation No. 5 (2017) [Electronic resource]: approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on December 27, 2017. Access from help.- legal system "ConsultantPlus".

7. Administrative jurisdiction of internal affairs bodies / edited by V.A. Milekhin. - M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. - 98 p.

8. Valkov A.P. Features of interaction of the service of precinct police commissioners with other authorities and civil society / A.P. Valkov // Actual problems of justice and law enforcement: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference - Pyatigorsk, 2021. - pp. 141-153.

9. Grishakov A.G. Preventive bypass of the administrative area carried out by the precinct commissioner police in the residential sector: features of working with the information received / Grishakov A.G. // Altai Legal Bulletin. - 2021. - № 2 (34). - Pp. 49-54.

10. Drozd A.O. Administrative and jurisdictional activity of precinct police commissioners: monograph. / Drozd A.O. - St. Petersburg : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. - 140 p.

11. Mamleeva D.R. Institute of administrative punishment in the activities of the district police commissioner / D.R. Mamleeva, A. A. Zheleznyak // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 6 (157). - Pp. 139-140.

12. Mikhailov M.Ya. Actual problems of administrative activity of the district police commissioner at the serviced administrative area / M.Ya. Mikhailov, E.N. Barykina // Actual issues of theory and practice in the activities of police units and other police departments: collection of materials of the scientific and practical conference. - M.: LLC "Publishing House Sputnik", 2020. - S. 6469.

13. Ryzhakova Yu.N. Actual problems of detection by district police commissioners of administrative offenses in the field of handling weapons / Yu.N. Ryzhakova, D.E. Pinaev // State service and personnel. - 2021. - No. 3. - pp. 187-189.

14. Ukhov V.Yu. Features of the stage of consideration of a case of an administrative offense by a district police commissioner / V.Yu. Ukhov, A.O. Drozd // Bulletin of the Vladimir Law Institute. - 2018. - № 1 (26). - Pp. 128-134.

15. Yakimov A.Yu. Subjects of administrative jurisdiction (history, trends, prospects) / A.Yu. Yakimov // Administrative law and process. - 2019. - No. 8. - pp. 25-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.