ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Д. ГИРЯЕВ, зав. каф. лесоустройства и охраны леса МГУЛ, д-р с.-х. наук,
В.В. ЗАВАРЗИН, проф. каф. лесоустройства и охраны леса МГУЛ, канд. с.-х. наук, Н.Г. ИВАНОВ, доц. каф. лесоустройства и охраны леса МГУЛ, канд. с.-х. наук
Площадь лесов Московской области -2 млн га. Основные лесообразующие породы: береза (40 %), ель (25 %), сосна (20 %), осина (9 %). Леса зеленых зон занимают 52 % общей площади, лесопарковых зон - 30 %, леса первого и второго поясов зон охраны источников питьевого и хозяйственного назначения - 13 %. Подмосковные леса имеют природоохранное, экологическое и рекреационное значение. Ежегодный текущий прирост насаждений составляет 6 млн м3, который может изыматься выборочными рубками согласно лесоводственным требованиям. Однако после принятия Лесного кодекса РФ (2006 г) рубка спелых, перестойных древостоев и проходные рубки ухода в лесах Московской области практически не проводились.
По результатам последнего лесопатологического мониторинга, насаждения, поврежденные короедом-типографом, выявлены на площади 40,2 тыс. га (10 млн. м3).
Территориальной основой лесоуправления Московской области являются 19 лесничеств, состоящих из 279 участковых лесничеств.
В целях интенсификации ведения лесного хозяйства, улучшения санитарного состояния лесов и повышения доходности от них требуется принять сбалансированное решение в вопросах совершенствования организации лесоуправления и лесопользования, определение приоритетных целей и задач лесоустройства как информационной основы устойчивости управления лесами и лесопользования на принципах непрерывности и неистощимости использования всех лесосырьевых ресурсов.
Действующее лесное законодательство и опыт регулирования лесных отношений в субъектах РФ после принятия Лесного кодекса РФ (2006 г.) позволяют предложить сле-
дующие основные направления совершенствования лесоуправления, ведения лесного хозяйства и использования лесов в Московской области.
Лесоуправление
Необходимо создать в Московской области около 40 лесничеств. В составе лесничеств сохранить все участковые лесничества.
Увеличить численный состав лесничеств. В каждом участковом лесничестве должно быть не менее 5 лесных инспекторов.
Каждое лесничество необходимо рассматривать как территориальный орган Правительства Московской области.
Лесничий и его помощник должны входить в состав государственных служащих Московской области.
Эффективное принятие решения по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов зависит от статуса областного управления лесами. Предлагается создать вместо Комитета лесного хозяйства Минэко-логии Московской области Министерство лесного хозяйства.
Функциональные задачи лесничеств
Лесничество является объектом проведения лесоустройства за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области. По лесничеству при лесоустройстве определяется и утверждается расчетная лесосека - норма заготовки древесины. При лесоустройстве разрабатывается лесохозяйственный регламент лесничества, являющийся основным документом организации ведения лесного хозяйства и использования лесов. При лесоустройстве в каждом участковом лесничестве разрабатывается и устанавливается на одной геоинформационной основе
102
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
совмещенная лесотаксационная и картографическая база данных.
Должностные лица лесничества
- организуют проведение работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на основе лесоводственных требований, договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи;
- ведут учет лесных деклараций арендаторов, договоров купли-продажи и обеспечивают контроль на соответствие их законодательным и лесоводственным требованиям;
- осуществляют государственный лесной контроль и государственный пожарный надзор в лесах;
- проводят работы по администрированию платежей, взимаемых с лесопользователей за использование ими земель лесного фонда;
- участвуют в проведении лесоустроительных работ;
- вносят текущие изменения и актуализируют в реальном режиме времени лесотаксационную и картографическую базу данных лесоустройства на основе геоинформационной системы и данных дистанционного мониторинга;
- ведут лесной реестр лесничеств;
- оказывают помощь арендаторам в вопросах использования лесов и ведения лесного хозяйства;
- ведут работу с населением по разъяснению лесоводственной и экологической политики в использовании лесов;
- создают и обеспечивают работу школьных лесничеств.
Профессиональные требования
- Лесничий - высшее лесное образование, стаж работы в лесном хозяйстве не менее 5 лет.
- Участковый лесничий - высшее лесное или среднее специальное лесное образование.
Необходимо организовать повышение квалификации работников лесного хозяйстве и обеспечить в Московском государственном университете леса целевую подготовку сту-
дентов для работы в лесном хозяйстве Московской области.
В программу повышения квалификации «Особенность организации лесоуправления и использования лесов Московской области» целесообразно включить следующие дисциплины:
- Лесное законодательство в сфере регулирования лесных отношений.
- Организация использования лесов с учетом действующего лесного законодательства.
- Основные положения государственной инвентаризации лесов.
- Классические основы и современные проблемы лесоустройства.
- Особенности таксации лесов Московской области.
Организация ведения лесного хозяйства
В 2010 г. в Лесной кодекс РФ были внесены изменения, которые предусматривают, что работы по тушению лесных пожаров и отдельные меры пожарной безопасности в лесах выполняют специализированные государственные бюджетные и автономные учреждения без аукционов и по госконтрактам.
Необходимо внести изменения в Лесной кодекс РФ 2006 г. и предусмотреть для этих государственных учреждений право проведения лесохозяйственных работ без аукциона за счет бюджетных средств в неарендованных лесных участках:
- отвод лесосечного фонда для заготовки древесины в перестойных, спелых, приспевающих и средневозрастных древос-тоях;
- проведение сплошных и выборочных санитарных рубок в насаждениях, повреждённых пожарами, ветровалами, вредителями и болезнями;
- ведение рекреационной деятельности на лесных участках, переданных государственным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, в целях организации для населения отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2013
103
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
- выращивание в питомниках сеянцев и саженцев;
- воспроизводство лесов;
- лесоводственный уход за лесными насаждениями.
Рекреационное использование лесов
В Московской области заключено около 1,8 тысячи договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности. Учитывая несовершенство законодательной базы организации арендных отношений в сфере рекреационной деятельности (коррупционная составляющая проведения аукционов, крайне слабый уровень государственного контроля за разработкой арендной проектной документации и за работой арендатора) требуется провести детальный анализ всех заключённых договоров аренды лесных участков, проектов освоения, поданных лесных деклараций, а также обеспечить всесторонний натурный контроль каждого арендатора за выполнением условий договора и требований лесного законодательства.
Как вариант оптимизации и совершенствования рекреационной деятельности может быть рассмотрен вопрос резкого увеличения минимального размера арендной платы, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, соответственно средней арендной платы в целом до 500 тыс. рублей за 1 га земель лесного фонда (в 3 раза от действующей).
Также целесообразно рассмотреть вопрос о приоритетной передаче государственным и (или) муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование (согласно Земельному кодексу РФ - в безвозмездное пользование) земель лесного фонда, примыкающих к границам г. Москвы, городов и других населенных пунктов Московской области, а также к зонам отдыха населения, для осуществления рекреационной деятельности.
Заготовка древесины
С принятием поправок в Лесной кодекс РФ в 2011 г. в лесах Московской области
разрешены только выборочные рубки в перестойных, спелых, приспевающих и средневозрастных древостоях. Сплошные рубки, как исключение, разрешены в осиновых насаждениях. В связи с этим для лесорастительных условий Подмосковья требуется обосновать виды выборочных рубок и лесоводственные принципы их проведения. При этом необходимо, с одной стороны, обеспечить сохранение природоохранных и экологических функций лесов, а с другой - предусмотреть экономическую заинтересованность арендаторов лесных участков в проведении таких рубок.
В этих целях необходимо:
- провести обучение специалистов лесного хозяйства всех уровней лесоуправления и лесоустроителей методам и принципам проектирования, отвода лесосечного фонда и проведения несплошных рубок дре-востоев;
- провести работу с лесопользователями (коммерческими структурами) по их привлечению как арендаторов для осуществления заготовки древесины выборочными рубками и ведению интенсивного лесного хозяйства в условиях Московской области. При передаче лесных участков в аренду под заготовку древесины должен быть обеспечен приоритет лесозаготовителю-инвес-тору, осуществляющему глубокую переработку древесины в пределах Московской области;
- разработать экономическую политику в вопросах определения оптимального размера арендной платы (начальной цены предмета аукциона) при передаче лесных участков в аренду для заготовки древесины, а также рекреационной деятельности. При этом необходимо решить главную задачу -арендная плата от всех видов использования лесов должна превышать бюджетные затраты на ведение лесного хозяйства в Московской области.
Лесоустройство
Последнее базовое лесоустройство в Московской области было проведено в 19992000 гг. Проектные лесоустроительные материалы и таксационная характеристика уста-
104
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
рели и не могут быть основой планирования организации ведения лесного хозяйства и лесопользования. Более того, за последние 6 лет в состав земель лесного фонда принято около 150 тыс. га бывших колхозно-совхозных лесов, 54 тыс. га лесопарковой зоны г. Москвы. Давность лесоустройства принятых лесов составляет 15-20 лет. На основании материалов градостроительной планировки в состав земель поселений включена значительная площадь земель лесного фонда. Только в 2011 г. в состав земель города Москвы включено свыше 65 тыс. га земель лесного фонда.
Новое лесоустройство может быть проведено после формирования новой системы лесоуправления с учетом оптимизации количества лесничеств, определения видов и
способов выборочных рубок заготовки древесины, а также зонирование территории Московской области по видам использования лесов на правах аренды.
Приоритетной задачей до активной передачи лесов в аренду для заготовки древесины является разработка единого для Московской области проекта противопожарного устройства лесов земель лесного фонда, лесов Министерства обороны, лесов особо охраняемых природных территорий.
Библиографический список
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
2. Лесной план Московской области. - Т.1 - 2008.
3. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
профессиональной деятельности прокурора по делам о лесных правонарушениях
Ю.В. КРАСНЯКОВА, Академия Генеральной прокуратуры РФ
В настоящее время вопросам соблюдения природоохранного законодательства, защиты лесов как всеобщего достояния народа уделено пристальное внимание не только общественности, но и надзирающих органов, среди которых, несомненно, особую роль играет прокуратура.
Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту природных ресурсов, приводит к росту числа нарушений в сфере природопользования, повышению возможности «легального» расхищения лесных массивов. Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее лесное и гражданское процессуальное законодательство едва ли не единственный механизм защиты природных ресурсов от целенаправленного уничтожения. Охрана лесных правоотношений осуществляется нормами
лесного, природоохранного, гражданского, административного, трудового и уголовного права в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения. Лесной кодекс РФ раскрывает содержание правоотношений в сфере лесного хозяйства и тем самым определяет их сущность.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Практика прокурорского надзора за защитой прав и интересов Российской Федерации в сфере защиты природных ресурсов Прокуратуры Калининского района Тверской области свидетельствует о том, что за последний год возросло число нарушений в сфере лесопользования. И даже не по причине целенаправленного преступного уничтожения леса, а в силу наплевательского отношения к данному объекту природных ресурсов: в силу отсутствия правовых основ охраны леса в ор-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
105