А. С. Панченко
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Аннотация
В статье автор делает попытку определить цели, задачи и функции управления кластерной организацией производственной сферы региона. Идентифицирует наиболее существенные преимущества кластерной организации производства для различных субъектов региональной экономики - для администраций и для бизнеса.
Annotation
In this article the author try to defines the purposes, problems, management functions cluster the organization of industrial sphere of region. Identifies the most essential advantages кластерной the organizations of manufacture for various subjects of regional economy - for administrations and for business.
Ключевые слова
Кластер, регион, производственная сфера, управление.
2012 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Key words
Cluster, region, industrial sphere, management
Вопросы, связанные с развитием производственной сферы регионов России, имеют высокую актуальность в современных условиях. Энергоэффективность, модернизация, снижение материалоемкости производственной сферы, переход на инновационные рельсы экономического развития - все это приоритетные направления регионального развития, фундаментом которого является производственная сфера.
Общеизвестно, что непроизводственная сфера создает нематериальные блага и оказывает нематериальные услуги (здравоохранение, образование, наука, культура, искусство). Однако развитие социальной сферы во многом зависит от экономического состояния и производственной сферы региона, так как создает условия для ее развития.
Производство есть созидательное, творящее начало экономики, главный источник получения экономических благ. Поэтому и говорят о производстве
Реализуемые в настоящее время в регионе программы в области обеспечения энергоэффективности привели к некоторому положительному эффекту [4]: показатель энергоемкости ВРП снижается с 0,035 кВт-час/руб. в 2007-м г. до
0,027 кВт-час/руб. в 2010 г., что говорит о том, что за данный период на один руб. произведенного в регионе валового
как об основной части экономики. Производственная сфера составляет ядро экономики региона не только потому, что поддерживает жизнедеятельность общества и человека, но и потому, что производство в круговом движении продукта занимает исходное место. Из материального производства в социальную сферу направляются потоки материальных ресурсов в виде товаров народного потребления, средств производства, энергетических и вторичных ресурсов, финансовых ресурсов в виде средств на содержание и развитие социальной сферы. Современное состояние производственной сферы экономики Ростовской области характеризуется нестабильностью отраслей промышленности и агропромышленного комплекса, отраслевой диспропорциональностью, большой степенью открытости экономики региона, низким уровнем производства, высокой энергоемкостью производственной сферы.
продукта стало расходоваться в 1,3 раза меньше энергии.
В то же время, Ростовская область является регионом со сравнительно высокой энергоемкостью ВРП, что связано, прежде всего, с отличием в структуре экономики и промышленности. В области доля энергоемких отраслей (элек-тро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие)
Таблица 1. Основные показатели энергоэффективности экономики Ростовской области [5], 2007-2010 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010
Выработано электроэнергии, млн кВт.-час 19894,8 22104,2 20383,8 25749,8
Потреблено всего, млн кВт.-час 15671,9 16243,1 15435,2 16652,8
Валовой региональный продукт (ВРП), млн руб. 450 435,0 576 386,0 548 663,0 629 499,3
Энергоемкость ВРП, кВт.час/руб. ВРП 0,0348 0,0282 0,0281 0,0265
выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго-и ресурсосбережение. В особенности необходимо обратить внимание на модернизацию энергоемких отраслей с учетом внедрения в них энергоэффективных технологий, включая и процесс кластеризации отраслей.
С 1990-го года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009-му году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан. По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергетической эффективности необходимы государственные и частные инвестиции в 3 раза меньшие, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов, с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000-го по 2009-й год.
Дальнейший рост производственной сферы региона может быть ограничен объемами производимой электроэнергии, что требует существенной модернизации энергоемких отраслей экономики и инфраструктуры региона на базе энергоэффективных технологий, а также дальнейшей реализации программ по энергосбережению в жилищно-коммунальном секторе.
Не стоит упускать тот факт, что энергетический сектор Ростовской области (имеющий в своем составе электростанции, работающие на нефти) в определенной степени зависим от складывающейся конъюнктуры на рынке нефтепродуктов, как мировом, так и национальном. В связи с чем необходимы меры по его дальнейшей реструктуризации в направлении развития безопасной атомной энергетики и инновацион-
ных энергетических технологий на базе угольнодобывающей промышленности, что в свою очередь позволит региону постепенно перейти на рельсы устойчивого развития.
Официально стратегия перехода к устойчивому развитию была принята как «Повестка действий на XXI век» на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992-м г. Из последующих важнейших событий надо отметить Специальную Ассамблею ООН по проблемам устойчивого развития (Нью-Йорк, 1997 г.) и Всемирное совещание по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.). Концепция устойчивого развития в дальнейшем была расширена и развита, над выработкой ее концептуальнотеоретической и инструментально-
методической базы работали многие ученые, предлагавшие свои подходы к определению целей, принципов, критериев и индикаторов устойчивости развития, к их практической реализации, к определению дальнейших стратегических и тактических задач, требующих своего решения на различных этапах развития человеческой цивилизации для достижения поставленных целей.
В России переход к устойчивому развитию определен Указами Президента № 236 от 04.02.1994 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и № 440 от 01.04.1996 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Принципы устойчивого развития заложены в «Экологическую доктрину РФ» (Распоряжение
Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р).
Одним из рычагов модернизации производственной сферы в направлении развития региона в рамках устойчивого развития может выступать кластеризация отраслей производственной сферы. Управление кластерной организацией производственной сферы региона бази-
руется на синергетическом подходе, который способствует увеличению совместного эффекта деятельности хозяйствующих субъектов экономики в регионе благодаря их объединению. Как отмечает Л.В. Иваненко [2], синергетический эффект имеет большее значение, чем общая сумма эффектов деятельности этих организаций самостоятельно. Кластерный подход, по мнению Рыжакова Е.Д. [6], является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
Управление кластерной организацией производственной сферы региона представляет собой деятельность по упорядочению процессов, протекающих в производственной сфере региона, по устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).
Целью управления кластерной организацией производственной сферы региона является достижение высокого уровня социально-экономического развития региона, обеспечивающее условия для повышения качества жизни населения.
Задачи управления кластерной организацией производственной сферы региона представляют собой подцели, достигаемые посредством одной или нескольких работ, или части работы, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки в процессе управления. Главными задачами управления являются: тактические (поддержание устойчивости функционирования производственных кластеров региона и их элементов); стратегические (развитие и пе-
ревод экономики региона в качественно новое состояние).
Основной проблемой в управлении кластерной организацией производственной сферы региона является несогласованность действий производственных предприятий между собой и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия производственных предприятий с органами исполнительной власти регионов. Как указывает С.Б. Доровской [1], механизм управления кластерной организацией производственной сферы региона должен быть прописан в региональной стратегии и работать в направлении достижения консенсуса между деловыми и административными элитами региона. Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание региональной промышленной политики.
К оцениваемым показателям эффективности управления кластерной организацией производственной сферы региона могут быть отнесены [3]: улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности у главных предприятий - участников кластера (в динамике и по сравнению со средними показателями по отрасли); увеличение объема налоговых поступлений; увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных; увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере; увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере; увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера; увеличение количества квалифицированных рабочих мест; многие другие в зависимости от параметров развиваемого кластера и поставленных задач.
Эффективное управление кластерной организацией производственной сферы региона, в этом надо согласиться с Матыцыным В.В. [3], позволяет идентифицировать наиболее существенные
преимущества кластерной организации производства для различных субъектов региональной экономики; для администраций они проявляются в том, что увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база; для бизнеса - в том, что улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки; более эффективно решаются вопросы совершенствования организационно-
экономического взаимодействия государственных и рыночных регуляторов на основе целенаправленных воздействий и мер различной направленности, рационального сочетания элементов механизма управления взаимодействием государства и бизнеса.
Отсутствие жестких планов и распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей в рамках установленных государством приоритетов и правил. При этом надо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективные общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.
Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в течении
длительного периода, сочетания кооперации и конкуренции.
Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.
Участниками кластеров являются производители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов и профессиональные и общественные организации.
Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров. Кластерная структура производственной сферы региона представлена на рисунке 1.
Как правило, на достижение которых направлены кластеры, являются:
■ повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий;
■ снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества;
■ обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
■ консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.
Рис.1. Кластерная структура производственной сферы региона
Построение кластера может осуществляться в трех сценариях:
- «сверху вниз», то есть с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;
- «снизу вверх», то есть выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;
- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.
Естественно, крайне важным являются механизмы финансирования кластера.
Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить: затраты на создание кластера; затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержку; затраты на отдельные проекты и программы кластера.
Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или какого-то крупного спонсора (это могут быть, например, корневые предприятия кластера).
Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий
- участников кластеров (или соответствующих проектов) и бюджетного фи-
нансирования (Германия), так и в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов (Великобритания).
В заключении хотелось бы отметить, что для России наиболее приемлемый вариант кластеризации производственной сферы региона может осуществляться по средствам интеграции ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из средств различных специализированных программ и фондов.
Библиографический список
1.Доровской С.Б. Управление региональным развитием в условиях интеграции и глобализации экономики: кластерный подход // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 72. № 17. С. 152-155.
2.Иваненко Л.В. Кластерная организация экономики и эффективное управление регионом // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королёва. 2006. № 1. С. 271-274.
3.Матыцын В.В. Системные причины и
факторы территориально-кластерной
организации производства в аграрной сфере региона // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 72. № 17. С. 197201.
4. Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020-го года // Постановление администрации Ростовской области № 186 от 16.09.2010
5.Пономарева М. А. Влияние процессов глобализации и перехода к постиндустриальному обществу на устойчивое развитие Ростовской области // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2011. - № 2 (26). -
№ рег. статьи 0092. - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru б.Рыжаков Е.Д. Кластерный подход как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 457462.
Bibliographic list
l.Dorovskoy S.B. Management of regional development in terms of integration and globalization of the economy: the cluster approach / / Proceedings of the Taganrog State Radio Engineering
University. 2006. T. 72. № 17. S. 152-155. 2.Ivanenko L. Cluster organization of economy and efficient management of the region / / Vestnik of Samara State Aerospace University named after Academician SP Korolev. 2006. Number
1. S. 271-274.
3.Matytsyn V. Systemic causes and factors
of geographically clustered organization of production in the agricultural sector in the region / / Proceedings of the Taganrog State Radio Engineering
University. 2006. T. 72. № 17. S. 197-201.
4.Regional long-term targeted program of energy conservation and energy efficiency improvements in the Rostov region in 2020 / / Resolution of the Rostov Region Administration № 186 of 16.09.2010
5.Ponomareva, M.A. The influence of
globalization and the transition to a postindustrial society in the sustainable development of the Rostov region / / Regional Economics and Management: an electronic scientific journal, 2011. - № 2 (26). - № Reg. Article 0092. - Mode of access to the Journal.:
Http://region.mcnip.ru
6.Ryzhakov E.D. The cluster approach as a tool for enhancing the competitiveness of the region / / Bulletin of the Chuvash University.2008. Number 1. S. 457-462.