РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 12 • июнь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Развитие калининградской области в аспекте формирования кластерных образований
Поляков Р.К. \ Дуров А.В. 1
1 Калининградский государственный технический университет, г. Калининград
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрено понятие устойчивости развития региона. Показана перспективность создания кластерных образований. Проведена оценка экономического положения Калининградской области и перспективности кластеризации региона. Приведен пример соглашения о формировании кластерного образования. Показаны проблемы, сдерживающие образование кластеров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивое развитие, факторы устойчивости, кластерные образования, инновационная инфраструктура, государственная программа.
Development of the Kaliningrad region from the point of view of creation of cluster formations
PolyakovR.K. \ DurovA.V. 1
1 Kaliningrad State Technical University
введение
В современных условиях устойчивость рассматривается как универсальное свойство экономических, технических и общественных систем и проявляется в стабильности выполнения их функций, в том числе, в случае изменения уровня воздействия со стороны внутренних и внешних факторов. В рыночной среде региональные системы обладают функциями экономически самостоятельных субъектов и способствуют построению правовой и социально-экономической среды, гарантирующей предприятиям и коммерческим структурам стабильное обеспечение экономической, социальной и экологической безопасности. Одной из основных задач устойчивого развития региона является определение перспективных направлений развития, с учетом целесообразности потребления конкретного регионального ресурса [1] (Bаtov G.Kh., Kandrokova M.M., Kumysheva Z.Kh., 2011).
С другой стороны, экономическое развитие региона и страны в целом невозможно без стабильной работы организаций и предприятий, действующих в регионе, поэтому актуальными остаются проблемы развития кластерных образований, как эффективного инструмента,
способствующего снижению дифференциации регионов и их устойчивому развитию.
Факторы, обеспечивающие устойчивость региона, рассматриваются с трех точек зрения: кластерного подхода, формирования и развития инновационной системы и в развитии предпринимательского бизнес-сообщества.
Кластерная концепция впервые предложена М. Портером и, с расширением числа кластерных образований в мире и в России, существенно развита и дополнена рядом авторов. Проблемы устойчивого развития регионов изучены Т.Г. Красновой, Г.Е. Мекушем, А.Ф. Никольским, В.Н. Незамайкиным, Г.Д. Русецкой, В.И. Самарухой, Б.Б. Чебаненко, А.П. Черниковым и др. Исследования кластерных механизмов для развития региональной экономики исследованы М. Портером, М. Энрайтом, Ю. Владимировым, В. Дементьевым, Я. Драневым, Е. Ерохиной, В. Кокоревым, С. Лозинским, Л. Матвеевой, Н. Четырбоком, В. Штундюком, Ю. Якутиным и др.
Ведущие экономисты в данной области показали, что формирование кластеров в различных отраслях способствует активизации региональной экономики, закладывает основу для устойчивого развития региона и страны в целом, что в свою очередь отражается на росте занятости, увеличении налогооблагаемой базы, преодолении сырьевой ориентации, а также в существенной модернизации экономики, рациональном использовании природных ресурсов и т.д. [2] (Bitokova Z.Kh., 2010).
В общем виде кластерные (англ. cluster) образования можно определить как логически сконцентрированные на некоторой территории группы взаимосвязанных предприятий, а также специализированных поставщиков услуг и связанных с их деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и образовательных учреждений, как конкурирующих, так и усиливающих деятельность друг друга.
При этом развитие кластерных образований невозможно без определенной политики государства в этой сфере, которая может быть нескольких типов.
ABSTRACT:_
The paper examines the concept of sustainable development of the region. We show the prospects for creating cluster entities. We assess economic situation in the Kaliningrad region and the prospects for clustering the region. We give the example of agreement on the formation of cluster education and show the problems that hold back the formation of clusters.
KEYWORDS: sustainable development, sustainability factors, cluster formations, innovative infrastructure, state program.
Received: 17.05.2017 / published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Polyakov R.K. (po[yakov_rk0mai[.ru)
CITATION:_
Polyakov R.K., Durov A.V. (2017) Razvitie Kaliningradskoy oblasti v aspekte formirovaniya klasternyh obrazovaniy [Development of the Kaliningrad region from the point of view of creation of cluster formations]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (12). - 1929-1948. doi: 10.18334/rp.18.12.38007
Так, каталитическая кластерная государственная политика заключается в объединении потенциальных участников кластера, но с ограниченной финансовой поддержкой, поддерживающая политика включает инвестирование в инфраструктуру, маркетинг и образование для развития кластеров. В директивной и интервенционной государственной политике вводятся дополнительные поддерживающие инструменты, такие как разработка федеральных целевых программ или введение субсидий и льгот соответственно.
Анализ работ ученых, посвященных развитию кластеров в региональном аспекте, позволил выявить ключевые элементы, которые влияют на повышение устойчивости и конкурентоспособности, а также являются определенным стимулом для экономического развития оцениваемых регионов.
Так, диссертация Козиной Е.В. демонстрирует необходимость создания биомедицинского кластера в Пензенской области для стимуляции экономического развития региона, создания новых рабочих мест, увеличения отчислений в бюджет, роста ВРП, развития инвестиционного потенциала региона и повышения его конкурентоспособности [3] (Kozina E.V., 2012).
В работе Агаларовой Е.Г. показана перспективность развития сельских регионов Ставропольского края за счет отраслевых кластеров роста, таких как энергетический и машиностроительный комплекс, добыча полезных ископаемых, переработка и др., с постепенным переходом от промышленно-сырьевых кластеров к промышленно-инновационным, к транспортным и туристско-рекреацион-ным [4] (Agalarova E.G., 2012).
В России активно создаются и развиваются сети инновационных территориальных кластеров. Являясь приоритетом государственной политики в области социально-экономического развития страны, они находит свое отражение в Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], а также в Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6].
ОБ АВТОРАХ:_
Поляков Руслан Константинович, начальник управления научно-исследовательской деятельности, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организаций (polyakov_rk@mail.ru) Дуров Андрей Владимирович, магистр Института финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» (nordtime@yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Поляков Р.К., Дуров А.В. Развитие Калининградской области в аспекте формирования кластерных образований // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 12. — С. 1929-1948. doi: 10.18334/rp.18.12.38007
Кроме того, развитие и поддержку региональных кластеров можно найти в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)»1.
Уже сегодня приняты нормативные и законодательные акты, которые регулируют деятельности сети инновационных территориальных кластеров. Так, в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной политике в Российской Федерации» [7] и Постановлении Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [8] устанавливает требования и меры стимулирования к индустриальным (промышленным) паркам и промышленным кластерам.
В настоящее время такая деятельность называется «кластерной политикой» и она включает в себя2:
• устранение барьеров для инноваций;
• инвестиции в человеческий капитал;
• инвестиции в физическую инфраструктуру;
• содействие в концентрации компаний органически связанных между собой.
При этом под «кластерной инициативой» часто понимают деятельность, которая
направленна на создание и развитие конкретного кластера. В этой связи кластерная политика страны или региона часто представляет собой широкий портфель кластерных инициатив.
На рисунке 1 показаны основные инициаторы и вдохновители «кластерной инициативы».
Необходимыми условиями формирования региональных кластерных образований являются:
• разработка программы создания кластеров;
• формализация государственной политики, учитывающей региональные особенности, специфику отрасли и участников кластера;
• формулировка стратегии развития кластеров;
• развитие коммуникаций между участниками кластера: предприятиями, государственными органами, образовательными, финансовыми, торговыми организациями и др.;
• государственная поддержка кластерных инициатив и использование государственного заказа;
• расширение научно-образовательной базы, доступа к НИОКР, их кооперация с реальным сектором экономики;
• развитие инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, территорий опережающего развития, особых экономических зон);
1 http://govemment.ru/media/files/QTqv2SI5qYEuu2zOHkOAwguydbKD9Ckf.pdf
2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер_(экономика)
Рисунок 1. Вдохновители «кластерной инициативы» Источник: составлено авторами.
Рисунок 2. Карта кластеров России Источник: Портал «Карта кластеров России». Российская кластерная обсерватория Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. http://map.cluster.hse.ru/
• представление кластеров на внешних рынках, современная маркетинговая политикаи доступность информации для участников кластера.
Следует различать традиционные кластеры, деятельность которых направлена на выпуск известной или усовершенствованной востребованной на рынке продукции, ядро которых составляют крупные промышленные предприятия, а также инновационные кластеры, направленные на создание принципиально новой продукции, ядро которых составляет крупное научно-образовательное учреждение [9] (Uskova T.V., Barabanov A.S., Popova O.I.,Iogman L.G., Нут V.V., 2010).
Важной чертой регионального кластера, в отличие от других способов организации бизнеса, является размещение предприятий на ограниченной территории, что приводит к возникновению агломерационного эффекта. Такая поддержка географической концентрации связанных фирм требует наличия высококвалифицированных челове-
ческих ресурсов. При этом формирование траектории инновационной модели развития региона определяет структуру отраслевых кластеров, как приоритетных «точек» промышленного и инновационного развития региональной экономики.
Исследования российских и зарубежных экономистов показывают, что развитие территориальных кластеров, безусловно, перспективны как для региональных органов управления, так и для предпринимательских структур и приводят к росту конкурентоспособности, что, несомненно, является показателем эффективности политики экономического развития региона [10] (Shamardin D.N., 2013).
Для систематизации информации о формировании кластерных образований в России существует портал «Карта кластеров России» (рис. 2).
По данным портала, на 2016 г. имелась информация о 39 региональных кластерах, в которые входит свыше 2800 организаций и объектов инфраструктуры и занято более 1,2 млн чел. Большинство кластеров расположены в Санкт-Петербурге (10 кластеров), Ростовской области (8) и Республике Татарстан (6). Ключевой специализацией большинства кластеров являются высокотехнологичные отрасли - производство машин и оборудования (10 кластеров), фармацевтика (8), микроэлектроника и приборостроение (8), информационные технологии (7), перспективные материалы (7). В составе региональных кластеров находятся малые предприятия - 40%, средние - 13%, крупные - 19%, образовательные учреждения - 7%, научно-исследовательские организации - 8%, организации инновационной инфраструктуры - 3%, органы власти - 2% и др. [11].
Для оценки перспективности развития кластерных образований в Калининградском регионе следует оценить существующий уровень его развития. Известно, что Калининградская область относится к регионам Российской Федерации с развитым промышленным производством. Валовой региональный продукт (ВРП) является главным показателем развития экономики (рис. 3).
В 2015 году индекс физического объема ВРП составил в сопоставимых ценах 98,5%. На рисунке 4 отражена отраслевая структура валовой добавленной стоимости Калининградской области за 2015 год.
Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства. Последующие места в структуре ВРП занимают торговля и сфера услуг. Не менее существенными отраслями экономики, которые имеют небольшой удельный вес, но обладают значительным потенциалом для развития, являются сельское хозяйство и туризм.
В 2015 году ВРП на душу населения составил 338 тыс. руб. на человека (по СЗФО -490 тыс. руб., по РФ - 445 тыс. руб.). В 2016 году индекс ВРП составил 99,2% в постоянных ценах к уровню 2015 года. В 2016 году ВРП Калининградской области на душу населения, по предварительной оценке Министерства экономики Калининградской области, сложился на уровне 348 тыс. руб. на одного жителя. Предварительная численность постоянного населения по состоянию на начало 2017 года составила 986 289 человек и увеличилась за январь-декабрь 2016 года на 9 850 человек [12].
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Здравоохранение и предоставление социальных
услуг
Образование
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Финансовая деятельность
Транспорт и связь
Гостиницы и рестораны
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,...
Строительство
Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
Обрабатывающие производства Добыча полезных ископаемых Рыболовство, рыбоводство Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
0 5 10 15 20 25 30
■ Калининградская область ■ Северо-Западный федеральный округ
■ Российская Федерация из суммы субъектов
Рисунок 3. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Ф едерации в 2015 г. (в текущих ценах;в пр оцентах к итогу) Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Известно, что высокий уровень развития экономики любой страны зависит от внедрения и использования передовых техно логий, а также от уровня образования и науки в целом.
Калининградская область
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; 7,90%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 13,80%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг; 4,90%
Предоставление прочих
коммунальных, Сельское хозяйство, социальных и охота и лесное персональных услуг; хозяйство;
Рыболовство, рыбоводство; 1,70%
Финансовая деятельность; 0,30%
Транспорт и связь: 9,20%
Гостиницы и рестораны; 1%
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 13,50%
Добыча полезных ископаемых; 3,50%
Обрабатывающие производства; 24,70%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 3,10%
Строительство; 5,40%
Рисунок 4. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости Калининградской области за 2015 год, % Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Поэтому формирование эффективной и конкурентоспособной экономики не может существовать без сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации способствует росту экономики и повышению качества жизни населения.
Далее, на рисунке 5 представлена динамика показателя удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по Российской Федерации.
По данным Росстата, этот показатель по итогам 2015 года составляет 8,4% (8,7% по итогам 2014 года). Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, по данным Евростата, не превышает 10%, в то время как в развитых европейских странах эта величина превышает 30%. Так что, потенциал развития в этом направлении далеко не исчерпан.
Эксклавный характер Калининградской области и ее отдаленность от материковой территории Российской Федерации границами иностранных государств создает для
10 9 8 7 6
Уд. 5 вес
4 3 2 1
0
■ Российская Федерация ■ Северо-Западный федеральный округ ■ Калининградская область
--------9,2 9,3
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Год
Рисунок 5. Удельный вес инновационных товаров по Российской Федерации Источник: составлено авторами по данным Росстата.
нее существенные конкурентные проблемы, которые тормозят развитие, по сравнению с остальными регионами балтийского моря и Российской Федерации.
Так основными проблемами Калининградской области сегодня, являются:
• низкий уровень промышленного производства;
• физически и морально устаревшее оборудование;
• ориентация практически всей производимой продукции на рынок Российской Федерации;
• слабо развитая хозяйственная инфраструктура и их высокая изношенность;
• нерешенные проблемы в области энергетического комплекса;
• застоявшиеся проблемы в области экологи;
• нерешенные проблемы с подтоплением части территории региона;
• потеря сельскохозяйственных территорий из-за низкой привлекательности данной отрасли.
Для решения выше обозначенных проблем была разработана государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311 [13], и ряд подпрограмм, в рамках которых была определена необходимость решения таких задач, как развитие инфраструктуры Калининградской области, создание конкурентоспособных секторов экономики, повышение уровня жизни населения, развитие туризма и
мобильности населения. В частности, для реализации поставленных задач в качестве одного из приоритетных направлений указано создание сети территориально-производственных кластеров [14].
В рамках выше указанных программ было определено, что будет создано взаимодействие государственных органов управления развитием сферы промышленности и предпринимательства Калининградской области, Калининградской областной Думы, некоммерческих организаций, включение Калининградской области в государственные программы Российской Федерации, которое направит свое усилие на развитие индустриальных технологических парков, промышленности и др.
Однако для эффективного развития социально-экономического развития Калининградской области требуется обеспечение условий для развития инженерной инфраструктуры вновь сформированных кластеров в Калининградской области. В этой связи правительством Российской Федерации создан механизма государственно-частного партнерства, который позволяет повысить позитивный инвестиционный климата Калининградского региона и привлечь как отечественных, так и зарубежных инвесторов, при этом создать условия для формирования кадрового обеспечения производственных кластеров и т.д. [15].
В настоящее время в Калининградской области активно продвигается идея по созданию следующих индустриальных кластеров [14]:
• автомобильных производств;
• судостроительный;
• биохимический.
Основные действия Правительства Калининградской области направлены на создание промышленных площадок и развитие технологических парков в сфере высоких технологий, таких как «Храброво», «Константиновка», «Черняховск», «Технобалт», «Правдинская», «Советск» и др.
Авторами статьи выявлено, что к ключевым отраслям экономики Калининградской области можно отнести транспортно-логистический комплекс, агропромышленный комплекс, энергетический комплекс, пищевую промышленность, в том числе рыбопереработку, машиностроение и металлообработку, туристско-рекреационный комплекс.
В регионе так же активно развивается производство строительных материалов, мебели, пищевой переработки, судостроения и судоремонта, янтарного производства и дизайна, торгово-логистическая инфраструктура в рамках которых существует дополнительная возможность по формированию промышленных и инновационных кластеров.
Ряд исследований показывают, что о необходимости создания в Калининградской области промышленного кластера по производству металлической упаковки на базе ХК «Метарус». В качестве предпосылок создания кластера указано наличие свободной экономической зоны со льготами по налогообложению, льготными ввозными
и вывозными таможенными пошлинами, а также близость региона к поставщикам жести, к местам добычи морепродуктов, сельскохозяйственных культур, наличие транспортных путей и кадров [16, 17] (Nikolaev M.A., Andreev V.N., 2013; Usov V.Yu., 2011).
Авторы статьи отмечают, что со вступлением России в ВТО Калининградская область с 1 апреля 2016 года лишилась таможенных преференций особой экономической зоны, при этом были введены новые меры поддержки, разработанные правительством области при поддержке федеральных властей. Новые меры поддержки в виде субсидий [18], были направлены на создание и содержание рабочих мест, активизацию процессов импортозамещения, частично на стабилизацию положения в области локализации сборочного производства, а также на улучшение социально-экономических условий в регионе. Необходимо отметить, что начиная с 2020 года и далее размер субсидий будет ежегодно снижаться на 5%. Авторы отмечают, что в целом Калининградская область не получила адекватной компенсации за потерю таможенных преференций.
Сегодня правительством области Калининградской области активно продвигается создание регионального туристического кластера как совокупности предприятий индустрии гостеприимства и сопряженных отраслей, взаимодействие которых приведет к повышению эффективности функционирования и эффекту инновационно-сти. Ядро кластера предполагалось формировать за счет строительства гостиничных комплексов, соответствующих задачам кластера, что повысит конкурентоспособность Калининградской области на рынке туристических услуг [19] (Korneevets V.S., Semenova L.V., 2013).
Развивалась идея создания янтарного (ювелирного) кластера, где с 2012 по 2014 год предполагалось расширение производства ювелирных изделий на основе янтаря, а до 2020 года создание ювелирного кластера по изделиям на основе различных драгоценных камней и металлов [20] (Medvedeva S.V., 2014). Однако, как показывает время, формирование данных кластерных образований на сегодняшний день не было осуществлено в полной мере.
В 2015 г. в Калининграде подписано соглашение между правительством региона и ООО «Автотор Холдинг» по созданию в Калининградской области промышленно-производственной зоны регионального значения, кластера полнопрофильных автомобильных производств, а также строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих их создание. ООО «Автотор Холдинг» обеспечит строительство объектов автокластера по полнопрофильному производству автомобилей на новых производственных мощностях, в планируемом годовом объеме 250 тыс. шт. Инвестиции компании составят около 60 млрд руб. К 2023 году планируется рост объема товарной продукции автокластера до 350 млрд. руб., обеспечение занятостью - до 22 тыс. чел. Объем уплаченных налогов к 2020 году составит 120 млрд руб., из которых 3,3 млрд - платежи в региональный бюджет. Соглашение
по созданию автокластера составлено на принципах государственно-частного партнерства и является основой развития высокотехнологичных отраслей и устойчивого развития региона.
Для обеспечения всего региона высококвалифицированными специалистами планировалась создать «ИТ-парк «Калининград», как важный инфраструктурный объект инновационной сферы всей Калининградской области он должен включать в себя бизнес-инкубаторы, центры инновационного творчества, научно-образовательные центры, центры обработки данных, коворкинги, а также объекты ИТ инфраструктуры [14].
В области уже сформирован судостроительный кластер, ядром которого является ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и его производственные мощности. Завод «Янтарь» осуществляет строительство гражданских, научных судов и выполняет оборонные заказы.
В рамках биохимического кластера планируется создать 6 современных инновационных предприятий по производству: биоразлагаемых пластиков; полиолов из соевого масла; синтетического аморфного кремния; поверхностно-активных веществ.
Реализация мероприятия по созданию туристско-рекреационной зоны с игорным сегментом «Янтарная» будет способствовать увеличению роста туристических потоков, как из России, так и из Европы и поспособствует диверсификации экономики региона.
Для координации процесса кластеризации в 2017 г. в рамках АО «Корпорация развития Калининградской области» предусмотрено создание центра кластерного развития, как связующего звена между бизнесом и властью.
Далее в таблице представлена информация по индустриальным паркам с указанием их статуса.
На сегодняшний день индустриальные парки Калининградской области находятся на различных стадиях, а именно в стадии проектирования находятся 4 индустриальных парка, к строящимся - 4 парка, к действующим (мест для резидентов нет) - только «Технополисе GS», к действующим (есть места для резидентов) - два «Штальверк» и Балтийский Промышленный Парк.
К числу сдерживающих факторов в развитии кластеров Калининградской области можно отнести:
• износ основных фондов;
• потеря позиций в ближнем и дальнем зарубежье;
• деградация науки и инновационной деятельности;
• обострение конкуренции на российском рынке.
Несмотря на имеющиеся явные проблемы, Калининградская область располагает всеми предпосылками по созданию кластерных образований:
• наличие в ключевых отраслях региона не менее десяти промышленных предприятий, а также не менее 1 предприятия, осуществляющего конечное производство;
• наличие объектов инфраструктуры, учреждений образования и науки и иных
Таблица
индустриальные парки калининградской области и их статус
наименование индустриального парка специализация
проектируемый
Правдинск Производство и переработка сельскохозяйственного сырья и продуктов питания
Советск Лесохимия и деревообработка.
Черняховск Производство строительных материалов, создание и развитие машиностроения, стекольная промышленность, транспорт и логистика.
Храброво Малое и среднее машиностроение, производство ювелирной продукции, биофармацевтика, производство лекарств. Создание и развитие инновационных предприятий, в том числе наноиндустрии.
строящийся
Ноухаузен Общая занимаемая площадь Промышленной зоны Ноухаузен - 4,5 гектара. Пропускная способность - до 30 тягачей в день.
Константиновка Пищевая промышленность, производство электронной бытовой техники, строительных материалов.
Данор Создание (развитие) бизнеса по производству строительных материалов.
Экобалтик Бизнес-парк «Экобалтик» представляет собой специально подготовленную для размещения новых производственных объектов территорию, имеющую полноценную инфраструктуру и обеспеченную стратегически важными для предприятий-инвесторов энергоносителями и сетями.
действующий (мест для резидентов нет)
Технополис GS В 2008 году в «Технополисе ЭБ» была создана промышленная зона из шести различных производств: от микроэлектроники и радиоэлектронной промышленности до нанотехнологий и инновационного домостроения.
действующий (есть места для резидентов)
Штальверк Уникальность производственной территории «Штальверк» (Stahlwerk) - это наличие на площадке в 13 га всей необходимой инфраструктуры и административно-правовых условий для организации «с нуля» производства в сфере металлообработки и изготовления металлоконструкций.
Балтийский Промышленный Парк Территория индустриального парка Балтийский Промышленный Парк состоит из уже освоенного участка земли площадью 119 га, а также участка перспективного развития площадью 127,5 га.
Источник: составлено авторами по данным ресурса Индустриальные парки России (http:// russiaindustrialpark.ru).
организаций (ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Балтийская государственная академия», ФГБНУ «АтлантНИРО», Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и др.), связанных кооперационными связями с предприятиями;
• существует большое количество совместных проектов между участниками будущего кластера.
Кроме выше названных факторов, Калининградская область обладает так же дополнительными факторами, которые способствуют развитию региональных кластеров:
• имеется положительная динамика и благоприятный прогноз развития профильных рынков;
• существует интенсивное формирование локальных малых и средних компаний в ведущих отраслях региона;
• область обладает инвестиционной привлекательностью, а также имеются свободные территории для базирования будущих кластеров.
• к региону присматриваются частные инвесторы, заинтересованные в создании обозначенных ранее кластеров.
Для активизации процесса создания кластеров автором статьи Поляковым Р.К. разработана модель влияния кластерных образований на формирование устойчивого развития Калининградского региона (рис. 6).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» к промышленному кластеру предъявляются следующие минимальные требования к составу инфраструктуры:
• 1 учреждение высшего профессионального образования или среднего профессионального образования;
• 2 объекта технологической инфраструктуры;
• 1 некоммерческая или общественная организация;
• 1 финансовая организация.
Используя механизм количественного и качественного контроля роста основных показателей социально-экономического развития Калининградского региона во взаимосвязи с важнейшими целевыми индикаторами и показателями различных региональных программ, стратегий и прогнозов регионального развития можно создать эффективную модель кластеризации региональной экономики и обеспечить устойчивый рост развития региона на основе синергетического эффекта во всех отраслях.
Для контроля качества кластерных групп и оценки сформированных хозяйственных агломераций необходимо использовать «Коэффициент локализации» предложенный М. Портером [21] (Porter M., 2003), который рассчитывается по следующей
Обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности Калининградского региона
X
Количественный и качественный рост основных показателей социально-экономического развития Калининградского региона
Федеральная кластерная политика
Региональная кластерная политика
±
Синергетический эффект деятельности кластеров
Специализированная
организация по развитию кластеров в регионе АО «Корпорация
развития Калининградской области»
Кластер Калининградской области
Перерабатывающие предприятия
Современная обслуживающая инфраструктура
Предприятия коммунальной хозяйства
Ремонтные предприятия
Предприятия предоставляющие продукты, работы, услуги
Участники кластера
Кооперационные связи и совместные проекты участников кластера
Образовательные учреждения
Система подготовки и переподготовки
кадров рыбной промышленности
Финансовые организации
Некоммерческие организации
Объекты технологической ин-фрастру-ктуры
Инфраструктура кластера
1
Базовый потенциал кластеризации в экономики Калининградской области
Отраслевая наука и образование
Инновационная деятельность
Человеческий капитал
Материально-технические ресурсы
Предприятия рыбной отрасли
Природные ресурсы
Финансовые ресурсы
Частные инвесторы в отрасли
Рисунок 6. Модель влияния кластерных образований на формирование устойчивого развития
Калининградсеого региона Источник: составлено Р.К. Поляковым.
формуле:
где
LQ - «Коэффициент локализации»;
Empig - количество занятых в отрасли i в регионе g,
Empg - общее количество занятых в регионе g;
Empi - количество занятых в отрасли i;
Emp - общее количество занятых.
Если «Коэффициент локализации» больше единицы, то данная отрасль превалирует в экономике региона. М. Портер часто использует в своих работах пороговое значение равное 0,8 [21] (Porter M., 2003). Такие авторы, как Е. Бергман, Е. Фезер рекомендуют использовать «Коэффициент локализации» больше 1,25 [22] (Bergman E., Feser E.). В свою очередь экспертами отмечается [23] (Kutsenko E.S.), что оптимальным считается значение более 1,25, так как это влияет на значимость кластерных групп и их количество.
В следующих работах авторов данной статьи будет исследован «Коэффициент локализации Калининградской области», проанализированы кластерные группы и проведена оценка сформированных хозяйственных агломераций в регионе. Авторы продолжат исследования аспектов устойчивого развитие Калининградской области и укажут на наиболее оптимальные направления в формировании кластерных образований в регионе.
заключение
Анализ развития инновационной экономики Калининградской области показал, что в регионе пока крайне сложно идут процессы по формированию конкурентоспособных кластеров, представляющие интерес как для стран Балтийского региона, но и в целом для стран Европейского союза. Доминирующая ориентация производителей продукции (рыбной и пищевой промышленности, мебельного производства, сборки автомобилей и бытовой техники) Калининградской области на рынки Российской Федерации в большей степени зависит от имеющихся новых мер поддержки, разработанных правительством области при поддержке федеральных властей [14].
При этом слабость экономической системы Калининградской области в области макрорегиональной интеграции, объективно снижает перспективы эффективного развития всего эксклавного региона. На это так же накладывает отпечаток высокий физический износ и низкий уровень обеспеченности элементами социальной и инженерной инфраструктуры.
К числу проблем кластеризации региона можно отнести не проработанность
методологии оценки эффективности кластерных проектов, отсутствие эффективных механизмов координации участников региональных кластеров, а также отсутствие прозрачных и эффективных инструментов государственной поддержки процессов формирования кластеров [24] (Kochetkova S.A., 2014).
Последний недостаток может быть устранен путем регионального развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), как механизма реализации кластерной политики, что делает перспективными дальнейшие исследования особенностей формирования кластерных образований регионов, как инструмента их устойчивого развития.
В сложившихся условиях, по мнению авторов статьи, наиболее рациональным путем развития является развитие инновационной сферы и информационных технологий, в частности научно-инновационного кластера, который бы объединил в себя: бизнес-инкубаторы, центры инновационного творчества, научно-образовательные центры, центры обработки данных, коворкинги, а также объекты ИТ инфраструктуры и др.
Такой путь способен обеспечить существенный рывок в модернизации существующей инфраструктуры и создать устойчивое инновационное развитие всего эксклав-ного региона.
ИСТОЧНИКИ:
1. Батов Г.Х., Кандрокова М.М., Кумышева З.Х. Организация устойчивого развития
региона на основе кластерных образований // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 12. - с. 8-14.
2. Битокова З.Х. Кластерные образования как аспект устойчивого развития региона //
Terra Economicus. - 2010. - № 2-3. - с. 162-167.
3. Козина Е.В. Организационно-методический инструментарий формирования реги-
онального кластера в контексте обеспечения устойчивого развития территорий. / Автореф. дисс. канд. экон. наук. 08.00.05., 2012. - 18 с.
4. Агаларова Е.Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских
территорий // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - с. 92-95.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. ст.5489. -2008. - № 47.
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, ст.216. - 2012. - № 1.
7. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной
политике в Российской Федерации» // Российская газета, 12.01.2015, N 1
8. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 (ред. от 26.09.2016) «О про-
мышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кла-
стеров» // Собрание законодательства РФ, ст.4768. - 2015. - № 32.
9. Ускова Т.В., Барабанов А.С., Попова О.И.,Иогман Л.Г., Ильин В.В. Производственные
кластеры и конкурентоспособность региона. / Монография. - Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. - 246 с.
10. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13(235). - с. 30-37.
11. Территориальные кластеры. Дайджест новостей. - Москва, ВШЭ, 2016. - 27 с.
12. Информация о социально-экономическом развитии Калининградской области. Правительство Калининградской области. [Электронный ресурс]. URL: https:// gov39.ru/ekonomy/situation/ ( дата обращения: 15.04.2017 ).
13. Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 N 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу»// «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»), N 148, 21.08.2012
14. Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 25.05.2016) «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. 2), ст. 4974
15. Постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2014 года № 144 «О государственной программе Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства», Калининград. - 2014. - 138с
16. Николаев М.А., Андреев В.Н. Роль кластеров в стратегии инновационного развития региона.Россия: тенденции и перспективы развития // РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей. - 2013. - № 8. - с. 671-674.
17. Усов В.Ю. Перспективы создания промышленного кластера в Калининградской области // Российское предпринимательство. - 2011. - № 11. - с. 157-162.
18. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 1275 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области» // Собрании законодательства РФ, 15.12.2014 г. N 50 ст. 7067
19. Корнеевец В.С., Семенова Л.В. Кластерный подход в развитии туризма Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 9. - с. 153-159.
20. Медведева С.В. Кластеризация перспективных отраслей. Калининградская область на пути восстановления янтарной промышленности // Молодой ученый. - 2014. -№ 7-1(66). - с. 57-59.
21. Porter M. // Regional Studies. - 2003. - № 6-7. - p. 549-578. - url: https://pdfs. semanticscholar.org/de0e/a94b8048b7e7ce4d1ac7193d9bfb9847f735.pdf .
22. Bergman E., Feser E. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative
Applications. Regional Research Institute. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/chapter3.htm ( дата обращения: 07.06.2017 ).
23. Куценко Е.С. Проект «выявление основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ»: методологическая справка. Discover. Share. Present. [Электронный ресурс]. URL: https://www.slideshare.net/evgenykutsenko/ss-57101871 ( дата обращения: 07.06.2017 ).
24. Кочеткова С.А. Теоретические аспекты кластерной политики как стратегии регионального развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - c. 8.
REFERENCES:
Postanovlenie Pravitelstva RF ot 31.07.2015 N 779 (red. ot 26.09.2016) «O promyshlennyh klasterakh i spetsializirovannyh organizatsiyakh promyshlennyh klasterov» [The order of the Government of the Russian Federation of July 31, 2015 No. 779 (amended on September 26, 2016) "About industrial clusters and the specialized organizations of ndustrial clusters"].(2015). Sobranie zakonodatelstva RF, st.4768. (32). (in Russian).
Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 08.12.2011 N 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 08, 2011 No. 2227-r (amended on 08.08.2009) "The Strategy for Innovative Development of the Russian Federation until 2020"]. (2012). Sobranie zakonodatelstva RF, st.216. (1). (in Russian).
Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (amended on 08.08.2009) "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020"]. (2008). Sobranie zakonodatelstva RF. st.5489. (47). (in Russian).
Territorialnye klastery. Daydzhest novostey [Territorial clusters. News digest] (2016). Moscow: VShE. (in Russian).
Agalarova E.G. (2012). Klasternyy podkhod kak instrument ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Cluster approach as a tool for sustainable development of rural areas]. The young scientist. (4). 92-95. (in Russian).
Batov G.Kh., Kandrokova M.M., Kumysheva Z.Kh. (2011). Organizatsiya ustoychivogo razvitiya regiona na osnove klasternyh obrazovaniy [Formation of sustainable development of the region on the basis of cluster formations]. Regional economy: theory and practice. (12). 8-14. (in Russian).
Bergman E., Feser E. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative ApplicationsRegional Research Institute. Retrieved June 07, 2017, from http://www. rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/chapter3.htm
Bitokova Z.Kh. (2010). Klasternye obrazovaniya kak aspekt ustoychivogo razvitiya regiona [Cluster formation as an aspect of sustainable development in the region]. Terra Economicus. 8 (2-3). 162-167. (in Russian).
Kochetkova S.A. (2014). Teoreticheskie aspekty klasternoy politiki kak strategii regionalnogo razvitiya [Theoretical aspects of cluster policy as the regional development strategy]. Modern problems of science and education. (6). 8. (in Russian).
Korneevets V.S., Semenova L.V. (2013). Klasternyy podkhod v razvitii turizma Kaliningradskoy oblasti [The cluster approach in tourism development in the Kaliningrad region]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. (9). 153-159. (in Russian).
Kozina E.V. (2012). Organizatsionno-metodicheskiy instrumentariy formirovaniya regionalnogo klastera v kontekste obespecheniya ustoychivogo razvitiya territoriy [Organizational and methodological tools for the formation of a regional cluster in the context of sustainable development of territories] Tambov. (in Russian).
Medvedeva S.V. (2014). Klasterizatsiya perspektivnyh otrasley. Kaliningradskaya oblast na puti vosstanovleniya yantarnoy promyshlennosti [Clustering of promising industries. Kaliningrad region on the way to recovery of the amber industry]. The young scientist. (7-1(66)). 57-59. (in Russian).
Nikolaev M.A., Andreev V.N. (2013). Rol klasterov v strategii innovatsionnogo razvitiya regiona.Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [The role of clusters in the strategy for innovative development of the region. Russia: trends and development prospects]. RAN. INION. Otd. nauch. sotrudnichestva i mezhdunar. svyazey. (8). 671-674. (in Russian).
Porter M. (2003). The Economic Performance of Regions Regional Studies. 37 (6-7). 549-578.
Shamardin D.N. (2013). Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona cherez klastery [Social and Economic Development of Region through Clusters]. Russian Entrepreneurship. (13(235)). 30-37. (in Russian).