Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ECONOMIC SITUATION / STATE PROPERTY MANAGEMENT AND DISPOSAL / STATE-OWNED PROPERTY / MANAGEMENT IMPROVEMENT PROCESS / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геворгян Геворг

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF MANAGEMENT OF STATE PROPERTY

State property as an economic category means the ownership of property by the people in the person of their representative bodies of state power. From this point of view, the right of state ownership in an objective sense is a set of legal norms that enshrines and protects the belonging of material benefits to the people (population of the relevant territory) in the person of a representative government body elected by them, and also establishes the procedure for the acquisition, use and alienation of state property.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

! !■

4 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 SMI

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

.JEL-Q57

Геворгян Геворг

Магистр кафедры экономики природных ресурсов, АГЭУ

Армения

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Gevorgyan Gevorg

Master in Chair f Natural Resource Economics, ASUE

Armenia

ACTUAL ISSUES OF MANAGEMENT OF STATE PROPERTY

Аннотация: Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Annotation: State property as an economic category means the ownership of property by the people in the person of their representative bodies of state power. From this point of view, the right of state ownership in an objective sense is a set of legal norms that enshrines and protects the belonging of material benefits to the people (population of the relevant territory) in the person of a representative government body elected by them, and also establishes the procedure for the acquisition, use and alienation of state property.

Ключевые слова: экономическая ситуация, управления и распоряжения государственным имуществом, объект государственной собственности, процесс совершенствования управления, доходы бюджета.

Keywords. economic situation, state property management and disposal, state-owned property, management improvement process, budget revenues.

В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны.

В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. [5]

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при не достижении запланированного качественного результата управления.[4]

Государственная политика преследует следующие цели:

1. Увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

5. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово -экономических показателей их деятельности путем

Ш9 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 5

содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. [6]

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:

1. Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;

2. Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

3. Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

4. Оптимизации количества объектов управления и перехода к по объектному управлению;

5. Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

6. Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

7. Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

8. Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Таким образом, задачи реализации данной концепции управления федеральной собственности являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти.

Также устанавливаются меры ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект, при этом должны соблюдаться основные принципы управления государственным имуществом.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства таких элементов, как: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управлен-

ческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.[1]

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих и соблюсти такой принцип управления как обеспечение профессионализма управления.

Т. е. принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно ко всем объектам управления, особенно к таким как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в собственности, доли РА в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость и определяются в следующей логической последовательности:

• оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

• постановка целей и задач управления;

• контроль эффективности управления.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.[3]

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассмат-

6 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019 SMI

риваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно -правовые) нормы.

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. [7]

Правительство РА вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РА. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами РА.

Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями -на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это "распределенное" государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства -этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отноше-ния.[4]

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и

различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

С этой точки зрения понятие собственности прежде всего является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства.[8]

Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

Другими словами, собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.

Заключение

Государственной собственностью в РА является имущество, принадлежащее на праве собственности, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РА - республикам, краям, областям, Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Государственное управление как управляющая система должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального развития, научно- технической революции.

Список использованной литературы

1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления». Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - Л, 2004.

2. Гуторова А.Л. «Система государственного управления»: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. - М., ГУУ, 2008.

3. Григорьев В.В. Острина И.А. Руднев А.В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. М.: Дело 2007.

4. Суханов Е.А. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 2003.

5. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2008.

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #4(44), 2019

7

6. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и

7. О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменительной практике реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.

УДК 33

Тимченко В.С. Официальный сайт Сообщество финансистов России. Финансисты муниципальных образований. Ы!р:/Мг. krd.ru/www/sfr. nsf/webdocs/ 8. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 200

Kyureghyan Arpine Mekhak:

NAS RA Economist at the Institute of Economics after Kotanyan

FACTOR ANALYSIS CONTRIBUTING TO THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ENVIRONMENT ABROAD AND ITS APPLICATION CAPABILITIES IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

факторный анализ, способствующий развитию бизнес-среды за рубежом

И ЕЕ ПРИКЛАДНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ:

Summary: Despite positive changes in the Republic of Armenia, there are still many problems that hinder the development of the business environment. Among them, one can underline the issues related to construction permit issuance, cross-border trade, loans, contracts, investors' interests, which are also conditioned by corruption risks, shadow economy, tax administration and political stance.

Резюме: Несмотря на позитивные изменения в Республике Армения, по-прежнему существует много проблем, которые препятствуют развитию бизнес-среды. Среди них можно выделить вопросы, связанные с выдачей разрешений на строительство, трансграничной торговлей, кредитами, контрактами, интересами инвесторов, которые также обусловлены коррупционными рисками, теневой экономикой, налоговым администрированием и политической позицией.

Key words. business environment, rating assessment, property registration, investor protection, tax payments, access to credit, corruption risk

Ключевые слова: бизнес-среда, рейтинговая оценка, регистрация собственности, защита инвесторов, налоговые платежи, доступ к кредитам, коррупционный риск

There are different definitions of the concept of "business environment", the content of which seems to coincide1:

For example, according to Phil Kelly's business environment is the whole of all the conditions and events that surround and affect the latter 2:

According to another definition, the business environment is an integral part of economic, social, political or institutional conditions for effective economic policy implementation3:

In order to present the business environment in Armenia and the challenges that hinders it, it is necessary to address the ratings of Armenia in international authoritative research aimed at creating a favorable business environment and increasing the transparency of the regulatory environment.

The World Bank and the International Finance Corporation publish the Doing Business Annual Reports. The report contains a summary of dozens of business performance indicators in 190 countries around the world that relate to the development of small and medium-sized businesses, business environment and business rules. As a major factor influencing the

business environment, you can consider the main indicators of Doing Business's business development that define the degree of ease of doing business in a country4.

• Property registration,

• Starting business startup conditions;

• investor protection,

• construction permit issuance;

• tax payments,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Access to credits,

• electrical connection;

• Use of contracts,

• Settlement of insolvency issues;

• ease of driving international trade;

Summary of the 10 submitted procedures is a business assessment of the country's business environment, which also creates opportunities and prerequisites for attracting foreign investors, implementing new investment programs and ensuring sustainable economic growth.5:

1 Дергунов А. Системный подход развитию национальной инновационной цреды. Инновации N3.2008 53-56 с.

2 Phil Kelly and Ashwin "The Business Environment", 2013, pp.78-81.

3 Fernando A.C. "Business Environment " ,Pearson Educa-

tion,2011, pp. 33-36

4 http://www.doingbusiness.org

5 Djankov S., Freund C.,Cong S. Pham. Trading on Time// Review of Economics and Statistics.-2010. -N92(1) -p. 116173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.