ИССЛЕДОВАНИЕ
1 2 Мирошников С.Н. , Чаркина Е.С.
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Институт экономики Российской академии наук, г. Москва
Актуальные вопросы улучшения инвестиционного климата
в регионах России
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается повышение инвестиционной привлекательности регионов России как средство достижения целей регионального социально-экономического развития, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни ее граждан, содействие развитию бизнеса и осуществлению иных инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями сотрудничества власти и бизнеса в целях социально-экономического развития российских регионов является реализация крупных, амбициозных проектов и внедрение в систему управления эффективных и качественных механизмов. Особо значимой задачей выступает обеспечение планируемых к реализации на территории инвестиционных проектов рабочими кадрами и специалистами среднего звена, отвечающими потребностям инвесторов к качеству их подготовки. Данное исследование может быть полезно для деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной политики в сфере привлечения инвестиций, социально-экономического развития и кадрового обеспечения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционная привлекательность, регионы Российской Федерации, взаимодействие власти и бизнеса, кадровая политика
JEL: E22, L32, R10
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Актуальные вопросы улучшения инвестиционного климата в регионах России // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 11. — С. 1311-1320. — doi: 10.18334/rp.17.11.35356
Мирошников Сергей Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора Экспертно-аналитического центра региональных исследований Института «Высшая школа государственного управления», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ([email protected])
Чаркина Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики, Институт экономики Российской академии наук, г. Москва
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 27.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.06.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.ll.35356
(с) Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Социально-экономическое развитие российских регионов и муниципальных образований осуществляется на основе стратегий, планов и программ, которые служат базой текущих и среднесрочных программ экономической политики, а также предопределяют будущее развитие территории, причем наиболее сложной задачей является выбор способов и механизмов их реализации.
На основе стратегии для каждого отдельного сектора экономики должны быть определены приоритеты развития, механизмы достижения целей, объемы необходимых ресурсов и потребность в привлечении инвестиций.
Развитие невозможно без привлечения инвестиций, сотрудничества с частным бизнесом, поскольку не может обеспечиваться только самими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями за счет собственного экономического и налогового потенциала даже с учетом их взаимодействия между собой и с федеральным центром [1, 2].
Реализация рыночных реформ привела к возрастанию различий и резкой дифференциации российских регионов по уровню развития экономики и социальной сферы. При этом не только увеличилась разница между развитыми и отсталыми регионами, но и появились депрессивные территории, в том числе — имевшие ранее относительно высокий экономический уровень и уровень жизни населения. Яркий пример - моногорода, большинство из которых в прошлом отличались высоким уровнем и темпом развития, а в настоящее время требуют федеральной поддержки.
Следует подчеркнуть, что различия между субъектами Российской Федерации по важнейшим показателям социально-экономического развития не только не сокращаются, но, напротив, увеличиваются. Это является общей тенденцией во всех странах: экономический рост приводит к усилению дифференциации территорий. Однако при увеличении разрыва по показателям, характеризующим ситуацию в экономике (промышленному производству, капитальным вложениям, безработице, налогам), разрыв по социальным показателям (соотношению денежных доходов и прожиточного минимума, розничному товарообороту) сокращается в результате акцентов государственной социальной политики.
Качественные различия в уровне социально-экономического
развития регионов России означают, что универсальная стратегия их развития невозможна. Необходимо определить наиболее оптимальные пути развития для каждого региона, найти ресурсы для неблагополучных территорий, создать для этого возможности, стимулы и условия. Именно эта задача может и должна быть решена органами государственной власти и местного самоуправления в рамках повышения инвестиционной привлекательности территорий и реализаций стратегий их развития.
Главная задача, которую решает для себя инвестор, — это выбор наиболее перспективных и выгодных условий инвестирования. Задача региональных и местных органов власти — создать все условия для того, чтобы выбор географии инвестирования они остановили на данной территории.
На сегодняшний день резко обострилась и достигла максимального уровня конкуренция среди регионов за привлечение инвестиций. Практически в каждом регионе созданы институты развития, разрабатываются инвестиционные площадки, промышленные парки и совершенствуется региональное законодательство, местные правовые акты, предусматривающее различные меры государственной или муниципальной поддержки для повышения инвестиционной привлекательности.
В условиях ограниченного предложения инвестиций и жесткой конкуренции между территориями за их привлечение региональные органы власти и органы местного самоуправления вынуждены применять максимальное количество всевозможных инструментов обеспечения благоприятного инвестиционного климата [3]. Инвестиционная политика, реализуемая на основе региональных и муниципальных стратегий и планов социально-экономического развития, должна стать определяющим элементом деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления [4].
Целесообразно отметить, что важными факторами инвестиционной привлекательности является прозрачность и стабильность условий инвестирования, хозяйствования и получения прибыли, равные права для отечественных и зарубежных инвесторов. Значение внутренних инвестиций сложно переоценить, поскольку именно собственные инвесторы заинтересованы не только в извлечении выгоды, но и в развитии российской экономики [5]. Кроме того,
инвестирование отечественных компаний в экономику страны повышает доверие иностранных.
Учитывая, что внутренние инвестиции в существенной мере стимулируют привлечение иностранных, принимая во внимание сложность современного этапа экономического развития страны на государственном уровне, необходимо максимально содействовать предприятиям реального сектора экономики в реализации собственных инвестиционных проектов. Такое содействие может состоять не только в обеспечении доступа к технологиям и дешевым финансовым ресурсам, продвижении продукции на внутренний и внешние рынки, но и в снижении административного давления на бизнес.
К числу важнейших внутренних инвестиций следует отнести государственные, реализуемые через федеральные и региональные целевые и государственные программы либо через федеральные и региональные фонды развития.
В настоящее время реализуются 40 государственных программ, в состав ряда которых входят федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа с общим бюджетом в десятки миллиардов рублей ежегодно. В софинансировании региональных программ участвуют также Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействия развитию строительства, Фонд развития промышленности и другие. При этом степень участия субъектов Российской Федерации в реализации данных программ различна. Ряд (около 30) регионов максимально претендуют на получение государственного финансирования, своевременно подавая заявки в соответствии с установленным порядком. Около 15 регионов практически никогда не участвуют в программах с федеральным финансированием — либо не подают заявки, либо запаздывают с ними, либо не осваивают уже выделенные средства [6].
Очевидно, что степень участия в федеральных программах -важнейшая характеристика регионального инвестиционного климата, показывающая способность и заинтересованность региональных и местных органов власти в привлечении инвестиций и управлении ими.
Существуют пять государственных программ, имеющих конкретную региональную направленность: «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»; «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»; «Социально-экономическое развитие
Калининградской области до 2020 года»; «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года» и «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года». Это многомиллиардные государственные инвестиции, которые вкладываются в строительство сотен жизненно необходимых региону объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Однако у ключевых ведомств, отвечающих за исполнение данных программ, за годы их реализации неоднократно возникали проблемы с неисполнительностью региональных и местных властей ведущей к запаздыванию сроков исполнения мероприятий и полнотой освоения выделенных средств.
Инвестиционный климат региона в настоящее время подвержен влиянию макроэкономической ситуации. Снижение темпов роста экономики, ограничение бюджетных ресурсов не способствуют наращиванию инвестиционного потенциала.
Вместе с тем экономическая ситуация может стимулировать на территории Федерации улучшение в сферах, не требующих вложения финансовых ресурсов, таких как регуляторная среда, взаимодействие органов исполнительной власти и бизнеса, повышение информированности бизнеса о механизмах поддержки, льготах в инфраструктурном секторе и так далее.
Решение задачи восстановления инвестиционного спроса также требует, в том числе, диверсификации экономической базы и последовательного формирования новых конкурентных преимуществ.
Сложившаяся ситуация может быть рассмотрена как возможность развития долгосрочной инвестиционной политики с серьезным изменением в отношении к вопросам энергосбережения и энергоэффективности:
—использование существующих мощностей без затрат на новые; —формирование рациональной модели потребления коммунальных ресурсов как следствие снижение платежей за счет снижения объема потребления ресурсов, а не за счет снижения тарифов;
—использование современных экономичных технологий как создания инфраструктуры, так и ее использования;
—снижение непроизводительных издержек организаций коммунального комплекса.
Привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов должно строиться на основе инновационных технико-экономических решений,
которые бы позволили за счет снижения затрат на функционирование коммунальной инфраструктуры высвобождать средства на привлечение инвестиций и их долгосрочное обслуживание.
Приход инвесторов в регион обеспечивает не только активное внедрение новейших производственных технологий, выпуск конкурентоспособной продукции, но и вызывает увеличение потребности в кадрах. В этом контексте особо значимой задачей выступает обеспечение планируемых к реализации на территории инвестиционных проектов рабочими кадрами и специалистами среднего звена, отвечающими потребностям инвесторов к качеству их подготовки.
Главная тенденция сегодняшнего дня состоит в том, что развитие профессионального образования в регионе постепенно перестает быть исключительным делом региональной власти и все более становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия с работодателями и их общественными объединениями.
Немаловажным аспектом здесь является наличие условий, перенастройка системы среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.
При этом должен быть обеспечен переход от традиционной к опережающей целевой модели подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профессионального образования под прогнозный запрос конкретного предприятия: предприятие еще только строится, а в образовательных учреждениях уже начата подготовка кадров либо формируются необходимая материально-техническая база, педагогические и финансовые ресурсы.
Привлекательность региона с точки зрения поступления инвестиций повышается по мере уменьшения инвестиционного риска, что требует:
— высокого качества управления, знаний и умений, которые приобретаются управленцами в процессе образования и в результате него, приводят к зависимости результатов экономического развития от профессиональных знаний человека, его компетентности и мотивации, ощущения себя гражданином, что влияет на отношение к труду, на возможность достижений заданных целей;
— наличие на территории достаточного трудового потенциала,
возможности которого определяются не только трудовыми ресурсами, но и уровнем профессионального и общего, в первую очередь, гуманитарного образования как важнейшего средства формирования мировоззрения, а также уровнем жизни;
— наличие развитой сети образовательных учреждений, способных, с одной стороны, удовлетворить разносторонние образовательные запросы, а с другой стороны, требующих для своего воспроизводства привлечения человеческого капитала.
Образование, в первую очередь, связано с людьми молодого возраста. Множественность возможностей в выборе профессиональной карьеры, позволяющая реализовать потенциал через образование в выбранной области деятельности, а после получения образования возможность профессионального выбора, также способствуют инвестиционной привлекательности региона.
С одной стороны, имеется проблема профессионального выбора после окончания учебного заведения, с другой стороны, встает вопрос подбора кадров для осуществления профессиональной деятельности, в том числе и той, в которую готовы вложить инвестиции. Следовательно, только регион, владеющий возможностями удовлетворить и то и другое, обладает полной инвестиционной привлекательностью.
Необходимость развития новых технологий - а они зачастую положены во главу угла выбора инвесторов - еще одно условие инвестиционной привлекательности региона. Очевидно, что преимущество будет у того региона, который обеспечит получение новых профессий и новых компетенций. Благодаря образованию, новые технологии приобрели сегодня особый статус во всех сферах человеческой жизни и стали, в свою очередь, привлекательными для инвестиций.
Можно посмотреть на развитие образования как на условие инвестиционной привлекательности региона и с другой стороны:
— политический риск уменьшится, если будет создано подлинно развитое гражданское общество;
— социальный риск уменьшится, если повысится социальная активность общества;
— экологический риск уменьшится при развитии экологически безопасных технологий, грамотных инженерно-технических мероприятий;
— криминальный риск снизится, если правовая культура,
нравственные ориентиры, общественная солидарность станут результатом образования.
Таким образом, снижение всех видов риска связано с образованием и, как следствие, образование и в этих случаях способствует экономической эффективности в регионе.
Вложение средств в подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, в исследования и разработки, социальные и образовательные проекты - все это сфера инвестиций. Их особенность заключается в том, что объект инвестирования и объект получения эффекта не совпадают во времени, и это затрудняет оценку их результативности, но само развитие интеллекта человека можно рассматривать как основу инвестиционной привлекательности.
Таким образом, актуальным аспектом инновационного развития является модернизация профессионального образования, не только высшего, но и, прежде всего, среднего, в направлении практико-ориентированного обучения, его интеграции с производственной сферой. Это позволит добиться адекватности результатов профессионального образования нуждам производства, приближению процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечению связи обучения студентов с будущим трудоустройством.
Стремление к гибкой работе с кадрами требует развития системы непрерывного обучения, при которой люди, независимо от возраста, имеют возможность переучиться, если их специальность невостребована. Необходимо также совершенствовать и развивать систему постоянной переподготовки.
Как хорошо известно, привлечение инвестиций в экономику региона посредством государственно-частного партнерства сегодня позволяет реализовать дорогостоящие проекты без чрезмерной нагрузки на бюджет. Этот принцип можно использовать и в образовании.
Новые современные подходы к реализации государственных образовательных стандартов делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин образовательных организаций, в привлечении их к организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, широкое внедрение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к участию в чтении лекций и
проведении практических занятий.
Такое сотрудничество должно быть ориентировано на стратегическое партнерство, что позволяет готовить кадры под заказ работодателей, включая перспективных инвесторов, учитывать меняющиеся запросы к профессиональному уровню выпускников, а также совместно с предприятиями на основе долгосрочных договоров решать вопросы развития материальной базы и передачи в аренду оборудования.
Заключение
Повышение инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований является сложной комплексной задачей, успешное решение которой зависит от совместных действий органов власти, бизнес сообщества, широкой научной и экспертной общественности, образовательных учреждений.
Инвестиционная привлекательность территории определяется совокупностью показателей ее социально-экономического развития. При этом доступность инженерной инфраструктуры является одним из важнейших, определяющих факторов для начала реализации большинства инвестиционных проектов.
Не менее важны и потенциальные возможности развития экономики, учитывающие готовность региона к приему инвестиций с гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами, а также уровень состояния и развития фундаментальной и прикладной науки, качество человеческого потенциала, уровень подготовки и квалификации кадров, развитость системы среднего и высшего образования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бухвальд Е.М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в
России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 6. - С. 108-114.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: Монография. В 2-х т. Т. 1. - М.:
ИМЭМО РАН, 2009. - 312 с.
3. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики:
Монография. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 212 с.
4. Зельднер А.Г. Государственно-частное партнерство - мейнстрим современного этапа
российской экономики // Мир перемен. - 2014. - № 1. - С. 140-143.
5. Чаркина Е.С. К вопросу об опережающем социально-экономическом развитии
отдельных территорий регионов России // Управленческое консультирование. -
2015. - № 9. - С. 105-111.
6. Чаркина Е.С. Повышение эффективности регионального и социально-экономического развития: задачи и механизмы // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 4. - С. 1518.
Sergey N. Miroshnikov, Candidate of Science, Physics and Mathematics, Associate Professor, Deputy Director of the Expert and Analytical Center for Regional Studies of the Institute "High School of Public Administration", Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Elena S. Charkina, Candidate of Science, Economics, Senior Researcher, Center of Innovative Economy and Industrial Policy, Institute of Economics, Russian Academy of Science, Moscow
Relevant issues of improvement of the investment climate in Russian
regions
ABSTRACT
The article reviews increasing of the investment attractiveness of Russian regions as the method to achieve goals of the regional social and economic development aimed for increasing of wealth and life standards of its citizens, assistance to the business development and implementation of other investment projects. Priority directions for partnership of the government and the business for the purpose of social and economic development of Russian regions are implementation of big-scale, ambitious projects and introduction of effective and high-quality mechanisms to the management system. The especially important task is provision of investment projects scheduled for implementation on the territory with staff members and middle-level experts that meet needs of investors to the quality of their training. This study may be useful for activity of federal executive authorities and government authorities of the Russian Federation subjects that are responsible for implementation of the governmental policy in the sphere of investment attraction, social and economic development and staff assistance.
KEYWORDS: investment attractiveness, regions of the Russian Federation, interaction of government and business, employment policy