Научная статья на тему 'Инженерная и коммунальная инфраструктура как важнейший элемент инвестиционной привлекательности регионов России'

Инженерная и коммунальная инфраструктура как важнейший элемент инвестиционной привлекательности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ / ИНЖЕНЕРНАЯ И КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / FACTORS AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE FEDERATION IN THE REGION CONDITIONS / ENGINEERING AND COMMUNAL INFRASTRUCTURE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошников Сергей Николаевич, Чаркина Елена Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации и зависимости регионального инвестиционного климата от факторов социально-экономического развития территорий. Показано, что ключевым условием является постоянное повышение качества государственного управления на региональном уровне, включающее оптимизацию системы органов государственного управления, в том числе стратегическое планирование, и внедрение современных управленческих технологий как на региональном, так и муниципальном уровнях. Отмечено, что инвестициями, влияющими на экономику региона и города, являются вложения в развитие территории, что по своей сути предполагает новое строительство на незастроенных или на застроенных ветхими строениями территориях. Поэтому увеличить привлекательность регионов для инвесторов позволит развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры. Отмечается, что от развития инфраструктуры зависит экономический рост: инфраструктура позволяет бизнесу получать дополнительные производственные возможности, снижает стоимость продукции в процессе производства и транзакционные издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering and Municipal Infrastructure as the Most Important Element of Investment Appeal of Regions of Russia

The article is devoted to questions of investment appeal of regions of the Russian Federation and dependence of the regional investment climate on factors of social and economic development of the territories. It is shown that a key condition is the fixed improvement of quality of public administration at the regional level including optimization of system of state bodies, including strategic planning, and implementation of modern managerial technologies both at the regional and municipal levels. It is noted that the investments influencing economy of the region and city are investments in development of the territory that in essence assumes new construction on vacant or in the territories which are built up with shabby structures. Therefore, development of engineering and municipal infrastructure will allow increasing appeal of regions to investors. It is noted that economic growth depends on development of infrastructure: the infrastructure allows business to have additional production capabilities, reduces products cost in a production process and transactional expenses

Текст научной работы на тему «Инженерная и коммунальная инфраструктура как важнейший элемент инвестиционной привлекательности регионов России»

I Мирошников С. Н., Чаркина Е. С.

о Инженерная и коммунальная инфраструктура § как важнейший элемент инвестиционной х привлекательности регионов России

< Мирошников Сергей Николаевич

m Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва)

Институт «Высшая школа государственного управления»

Заместитель директора экспертно-аналитического центра региональных исследований

Кандидат физико-математических наук, доцент

[email protected]

Чаркина Елена Сергеевна

Институт экономики РАН (Москва)

Старший научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Кандидат экономических наук charkinaelena@gmail .com

РЕФЕРАТ

Статья посвящена рассмотрению вопросов инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации и зависимости регионального инвестиционного климата от факторов социально-экономического развития территорий. Показано, что ключевым условием является постоянное повышение качества государственного управления на региональном уровне, включающее оптимизацию системы органов государственного управления, в том числе стратегическое планирование, и внедрение современных управленческих технологий как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Отмечено, что инвестициями, влияющими на экономику региона и города, являются вложения в развитие территории, что по своей сути предполагает новое строительство на незастроенных или на застроенных ветхими строениями территориях. Поэтому увеличить привлекательность регионов для инвесторов позволит развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры. Отмечается, что от развития инфраструктуры зависит экономический рост: инфраструктура позволяет бизнесу получать дополнительные производственные возможности, снижает стоимость продукции в процессе производства и транзакционные издержки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

факторы и условия инвестиционной привлекательности регионов, инженерная и коммунальная инфраструктура, концессионные соглашения, государственно-частное партнерство (ГЧП)

Miroshnikov S. N., Charkina E. S.

Engineering and Municipal Infrastructure as the Most Important Element of Investment Appeal of Regions of Russia

Miroshnikov Sergey Nikolaevich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russian Federation)

institute «Higher School of Public administration»

Deputy Director of the Expert-analytical Center for regional Studies

PhD in Physics and Mathematics, associate Professor

[email protected]

Charkina Elena Sergeevna

institute of Economy of the russian academy of Sciences (Moscow, russian federation) Senior research associate of the Center of innovative economy and industrial policy PhD in Economics charkinaelena@gmail .com

ABSTRACT <

The article is devoted to questions of investment appeal of regions of the Russian Federation and s

dependence of the regional investment climate on factors of social and economic development of q

the territories. It is shown that a key condition is the fixed improvement of quality of public admin- ^

istration at the regional level including optimization of system of state bodies, including strategic 2

planning, and implementation of modern managerial technologies both at the regional and mu- 01 nicipal levels.

It is noted that the investments influencing economy of the region and city are investments in h

development of the territory that in essence assumes new construction on vacant or in the territo- <

ries which are built up with shabby structures. Therefore, development of engineering and mu- q2 nicipal infrastructure will allow increasing appeal of regions to investors. It is noted that economic growth depends on development of infrastructure: the infrastructure allows business to have additional production capabilities, reduces products cost in a production process and transactional expenses

KEYWORDS

factors and investment attractiveness of the Federation in the region conditions, engineering and communal infrastructure, public-private partnership (PPP)

Под инвестиционным климатом понимают совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [6; 7]. По сути это такие условия, при которых инвесторы выберут именно этот регион. Какие факторы и условия являются определяющими при выборе территории и направлений инвестирования? Если целью инвестирования является размещение капитала, то держатели капитала будут инвестировать там, где получат максимальную прибыль.

Какому региону будет отдано предпочтение при принятии решения об инвестировании? Казалось бы, в одной стране, объединенной одной Конституцией, одними принципами формирования бюджетной и налоговой политики, едиными принципами формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть примерно одинаковые условия на любой территории. Однако социально-экономические условия и качество государственного управления у всех регионов разные, и этим определяются различия в их инвестиционной привлекательности.

Высокая степень конкуренции на межрегиональных рынках прямых инвестиций в условиях изменяющихся макроэкономических факторов создает ситуацию, когда создание благоприятных средовых условий для развития деловой активности и повышения эффективности деятельности предприятий и организаций является необходимым, но не достаточным условием устойчивого роста региональной экономики и повышения уровня жизни населения [2; 4]. Борьба за привлечение инвестиционных потоков с международного и межрегионального рынка обусловливает необходимость применения дополнительных, специальных мер, обращенных непосредственно к компаниям или финансово-инвестиционным институтам, желающим или потенциально могущим стать инвесторами в регионе.

Изменение инвестиционных потоков в России и в мире свидетельствует о глобальной зависимости инвестиционного климата от внешнеполитических и экономических факторов. По данным зарубежных исследований, на фоне значительного роста мирового объема инвестиций в прошлом году Россия демонстрировала существенное снижение притока инвестиций. Однако для обеспечения интенсивного развития экономики прямые инвестиции как механизм внедрения новых технологий и оборудования, более эффективной методики управления, финансирования производства товаров и услуг являются крайне необходимыми.

Следует подчеркнуть, что даже положительная динамика инвестиционных потоков не отменяет актуальности задачи улучшения инвестиционного климата и уве-

2 личения объема инвестиций. Целесообразно отметить, что важными факторами ^ инвестиционной привлекательности являются прозрачность и стабильность условий о инвестирования, хозяйствования и получения прибыли, равные права для отече-о ственных и зарубежных инвесторов. Значение внутренних инвестиций сложно пере-го оценить, поскольку именно собственные инвесторы заинтересованы не только х в извлечении выгоды, но и в развитии российской экономики. Кроме того, инве-н- стирование отечественных компаний в экономику страны повышает доверие ино-< странных.

т Если удастся продемонстрировать, что наша промышленность — самое лучшее направление для инвестирования, а условия хозяйствования наиболее комфортные, транспарентные и стабильные, вопросы инвестиционного климата, объема и качества инвестиций во многом будут решены. Естественно, проблемы бизнес-климата и инвестиционной привлекательности региона во многом обусловлены положением дел в государстве в целом. Однако на уровне субъекта федерации региональные и муниципальные органы власти в состоянии сделать многое как для создания оптимальных условий ведения бизнеса, так и развития собственного производства.

Учитывая, что внутренние инвестиции в существенной мере стимулируют привлечение иностранных, принимая во внимание сложность современного этапа экономического развития страны, на государственном уровне необходимо максимально содействовать предприятиям реального сектора экономики в реализации собственных инвестиционных проектов. Такое содействие может состоять не только в обеспечении доступа к технологиям и дешевым финансовым ресурсам, продвижении продукции на внутренний и внешние рынки, но и в снижении административного давления на бизнес.

Предприятиям должна быть предоставлена возможность работать на реальный коммерческий результат и конкурентоспособность собственной продукции без отвлечения ресурсов на формирование всевозможных отчетов и обработку запросов органов власти и управления или на реализацию части социальных функций государства. Помимо этого, органам власти и управления необходимо строить более тесный диалог с бизнесом, при необходимости отказываться от текущего пополнения казны в пользу обеспечения будущего процветания промышленности и роста благосостояния населения. При этом создание «тепличных» условий для отечественных компаний следует считать бесперспективным, так как это препятствует здоровой конкуренции и, в конечном итоге, тормозит развитие конкурентоспособности предприятий, повышение качества их продукции, препятствует выходу на внешние рынки.

Перспективным в управлении промышленностью следует считать кластерную активацию, основанную на симбиозе кластеров современной «умной» экономики; выстраивание кооперационных связей; поиск инвестиционных ниш; поддержку лишь тех отраслей, которые имеют экспортный потенциал. Особенностью современного этапа социально-экономического развития регионов является появление новых вызовов, а соответственно и новых подходов в решении задач. Масштабные структурные сдвиги, радикальные изменения, происходящие на глобальном и национальном уровнях открывают как новые возможности для ускоренного развития, так и продуцируют новые угрозы и риски.

Формирование разнообразных точек напряжения (локальных, региональных, мировых), кризисные явления в различных сферах жизнедеятельности определяет неустойчивое состояние региональной системы. Неслучайно при обсуждении проблем развития все чаще используются термины «новая нормальность», «новая реальность», ключевые характеристики которых определяют тренды социально-экономического развития. Социально-экономическая устойчивость региональной си-

стемы неразрывно связана с осознанием уникальности региона с позиций вызовов, 2 угроз, перспектив развития в рамках национального пространства. ^

Инвестиционное развитие представляет собой сложный открытый процесс в ус- о ловиях усиливающихся неопределенности и многофакторности внешней среды. о Инвестиционная привлекательность региона представляет собой интегральный т показатель, определяющий вектор движения физического, финансового, интеллек- х туального и человеческого капиталов, неразрывно связанный с оценкой и разви- н тием инвестиционного потенциала, эффективным управлением инвестиционным «с риском. со

Качество регуляторного государственного воздействия на региональные инвестиционные процессы определяется эффективностью и результативностью инвестиционной политики. Новые вызовы определяют возможности и перспективы развития территории с позиции поддержания ее конкурентоспособности, обеспечения социально-экономического благополучия населения, перспектив экономической эффективности и роста. В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних вызовов, открывающихся возможностей и угроз, необходимым становится обеспечение системности, комплексности и гибкости в процессе реализации стратегии развития, на основе постоянного мониторинга, переоценки и переосмысления процессов, связанных со структурой и динамикой социально-экономического развития региона.

В этих условиях на первый план выходят не столько вопросы обладания теми или иными ресурсами, сколько способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. Именно поэтому ключевым вызовом является постоянное повышение качества государственного управления на региональном уровне, включающее оптимизацию системы органов государственного управления и формирование механизма выработки эффективных управленческих решений, в том числе стратегическое планирование и внедрение современных управленческих технологий как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Повышение инвестиционной активности, улучшение делового климата, раскрытие инвестиционного потенциала уже традиционно рассматривается в четкой привязке к качеству государственного управления.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса, повлекшие изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках, сферы занятости и доходов населения, требуют внесения соответствующих изменений в стратегию социально-экономического развития и, соответственно, инновационных механизмов реализации инвестиционной политики, направленных на создание условий для устойчивого сбалансированного развития социально-экономической системы региона.

На современном этапе осмысления посткризисных реалий становится очевидным, что традиционные методы функционирования макро-, мезо- и микроуровневых социально-экономических структур и институтов не могут обеспечить переход к вектору устойчивого развития. Отсюда потребность принципиально новых решений, базирующихся на инновационных подходах с применением разнообразных моделей, исходя из многовариантности и наличия реальных экономических и политических сценариев развития. В этой связи актуализируется потребность в профессиональном развитии кадрового потенциала и управления компетенциями государственных и муниципальных служащих [3].

Для повышения инвестиционной привлекательности региона в первую очередь требуется улучшение качества регуляторной среды, строительство и развитие инфраструктуры, повышение отдачи от существующей инфраструктуры, подготовка кадров для реальных потребностей региональной экономики, а также работа над дорожной картой формирования инвестиционного климата региона.

2 Инвестициями, влияющими на экономику региона и города, являются инвестиции ^ в развитие территории. По своей сути развитие территории предполагает новое о строительство на незастроенных или на застроенных ветхими строениями терри-о ториях. В сфере жилищного строительства наиболее актуальной проблемой явля-го ется невысокая доступность жилья для большей части населения. Существующий х жилищный фонд имеет тенденцию к износу, а темпы жилищного строительства не н- полностью решают задачу улучшения жилищных условий широких слоев населения. < Существует необходимость увеличения объемов жилищного строительства, в том т числе строительства жилья экономического класса.

Одним из главных факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства и ведущего к повышению стоимость новостроек, является отсутствие земельных участков, обустроенных необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе для комплексной жилой застройки. Жилищно-коммунальное хозяйство остается отраслью, для которой сохраняются характерные проблемы: сверхнормативные потери из-за высокой изношенности объектов коммунальной инфраструктуры, наращивание объемов задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги вследствие снижения уровня собираемости платежей.

В ряде регионов страны экономика характеризуется высокой энергоемкостью, что обусловлено ее сложившейся структурой и уровнем использования технологий, неразвитостью механизмов энергосбережения, значительным объемом устаревшего энерготехнологического оборудования. Поэтому увеличить привлекательность регионов для инвесторов позволит развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры. От развития инфраструктуры зависит экономический рост: инфраструктура позволяет бизнесу получать дополнительные производственные возможности, снижает стоимость продукции в процессе производства и тран-закционные издержки. Этот эффект называется прямым влиянием производительности. Инфраструктура повышает производительность труда работников. Влияние инфраструктуры на экономический рост достигается через начальный период строительных работ: создаются рабочие места в строительстве и смежных отраслях. Инфраструктура также имеет положительное влияние на образование и здоровье: хорошее здоровье и высокая образованность рабочей силы вызывает экономический рост.

Таким образом, инвестиции в инфраструктуру имеют мультипликативный эффект, обеспечивая сами по себе экономический рост и повышая капитализацию и инвестиционную привлекательность региона. Кроме того, известен эффект инфраструктурного сглаживания неравенства среднего уровня доходов и качества жизни населения. Инфраструктура способствует присоединению бедного населения и неразвитых территорий к ядру деловой активности, общественным коммуникациям, что может поднять стоимость их активов и обеспечить прирост человеческого капитала.

Для развития инфраструктуры необходимы инвестиции. При этом частный бизнес не вполне готов инвестировать в долгоокупаемые проекты. Но вместо экстенсивного увеличения инфраструктурного капитала можно добиться повышения производительности инфраструктуры путем устранения потерь, оптимизации процессов отбора проектов и их организационного и ресурсного обеспечения, применением других примеров наиболее успешной практики проектного менеджмента [1].

Сэкономленные средства следует инвестировать в дополнительную инфраструктуру или другие общественные нужды, ускорение реализации проектов с сопутствующими преимуществами и сокращение экологических и социальных внешних негативных эффектов, максимально используя существующие активы вместо создания новых. Рост производительности также привел бы к повышению доходов и снижению риска капиталовложений в инфраструктуру, что привлекло бы допол-

нительные объемы частного финансирования и увеличило долю проектов, полу- 2 чающих финансирование через механизм государственно-частного партнерства.

Региональный инвестиционный климат определяется инвестиционной привлека- о тельностью региона. Характеризующие его показатели имеют многогранную струк- о туру и складываются как из различных видов риска: законодательного, политиче- т ского, социального, экономического, финансового, криминального, экологическо- х го, так и из трудового, потребительского, инфраструктурного, производственного н потенциалов. При этом важнейшим показателем является объем внутренних и внеш- «с них инвестиций. ™

Под внутренними инвестициями, как правило, понимают собственные инвестиционные программы предприятий, реализуемые за счет собственных средств. Возможность и процедура их формирования для каждой организации индивидуальны, но, например, для электросетевых организаций жестко взаимосвязаны с существующей тарифной политикой региона и возможностью развивать на предприятии нетарифные услуги.

Одним из самых острых вопросов на сегодняшний день в формировании инвестиционного потенциала территорий является надежность и развитость электроэнергетической инфраструктуры. Ежегодно электросетевые компании формируют свои инвестиционные программы, синхронизируя их с потребностями региона, и получают соответствующий тариф. Казалось бы, цепочка выстроена, но политика сдерживания тарифов на технологическое присоединение, сокращение инвестиционной составляющей, ограничивают способность данной схемы покрывать расходы на новое строительство, создание развитой автоматизированной энергосистемы. В свою очередь, индексация сетевых тарифов на уровне 7% в 2016 г. уже не гарантирует безубыточность предприятий, что сводит к минимуму новое сетевое строительство во многих регионах.

Таким образом, вызовы времени диктуют внедрение новых законодательных инициатив, в числе которых может быть предоставление территориальным электросетевым компаниям права владения генерирующими энергомощностями с установленной мощностью до 100 МВт и размещением их в сетевых центрах энергоснабжения с высшим напряжением до 220 кВт. Это позволит оптимизировать электросетевое строительство с учетом заявленных мощностей, снизить загрузку питающих данные сетевые центры линий электропередачи и трансформаторов, регулировать напряжение в центрах электрических нагрузок и повысить надежность электроснабжения потребителей.

Кроме того, чтобы обеспечить надлежащее развитие электроэнергетической инфраструктуры территорий, по мнению специалистов, необходимо установление значения тарифов на передачу электроэнергии для уже существующих и присоединенных к сети потребителей на период до пяти лет с возможной корректировкой не ранее чем через три года без учета инвестиционных программ развития сети для подключения новых потребителей.

С другой стороны, главным финансовым инструментом для территориальных сетевых компаний в реализации инвестиционных вызовов является развитие нерегулируемых видов деятельности, создание собственной производственной и профессиональной базы, способной удовлетворять потребности инвесторов и предоставлять им качественные услуги по комплексному энергообслуживанию.

Представляется целесообразным выделять специфику территориальных сетевых энергокомпаний, как инструмента стратегического развития территориальных образований (поселков, городов) регионов. В этой связи законодательно возможно разделить понятия «федеральная энергосистема» и «региональная энергосистема», где четко определялись бы понятия, границы их сфер производственной деятельности, полномочия и ответственность федеральных и региональных органов ис-

2 полнительной власти в вопросах государственного регулирования услуг, а также ^ порядок взаимодействия при решении вопросов общегосударственного значения. о Данная инициатива позволила бы гармонизировать экономические интересы о субъектов федерации, снять противоречия в правоприменительной практике по со регулированию естественных монополий. Кроме того, норма позволит благопри-х ятствовать развитию многоукладной экономики с учетом разнообразных местных н- особенностей. Так, например, в ведении федерации могли бы остаться вопросы < определения стратегии федеральной ЕЭС, включая обеспечение топливно-энерге-т тического баланса, развитие и размещение электростанций межрегионального значения (АЭС, ГЭС), развитие централизованной структуры диспетчерского управления режимами ЕЭС и др. В ведение «региональной энергосистемы» включались бы полномочия и ответственность за развитие и функционирование региональных систем электроснабжения как важнейшей инфраструктурной отрасли жизнеобеспечения и промышленно-экономического развития территорий.

В части тарифной составляющей улучшения инвестиционного климата были запланированы путем упрощения и удешевления процедуры технологического присоединения к электросетям. Однако, можно утверждать, что это не принесло ожидаемых результатов. Тотальная безответственность потребителей, приобретающих ничем зачастую не обоснованную мощность, приводит к ее дальнейшему «простаиванию», а фактически понесенные расходы сетевой организацией не окупаются реальным потреблением. Кроме того, каждый четвертый заявитель несвоевременно исполняет свой объем обязательств по договору технологического присоединения, не неся при этом практически никаких рисков. Возникающая в связи с этим необходимость отвлечения материальных и производственных ресурсов электросетевых компаний негативно влияет на надежность и бесперебойность электроснабжения.

Другой проблемой можно назвать непродуманность региональных программ предоставления земельных участков молодым семьям, многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан, без финансового обеспечения будущих микрорайонов инженерными коммуникациями. Как при планировании, так и при реализации мероприятий таких программ необходимо совместное участие нескольких территориальных сетевых компаний на основе совместных комплексных инвестиционных проектов.

Для более широкого привлечения внешних инвесторов в регион, безусловно, необходимо наличие электросетевого комплекса, отвечающего современным требованиям надежности и качества. Для достижения данного результата требуется принятие управленческих и законодательных решений, направленных на уменьшение процента бесхозных сетей, находящихся в плохом техническом состоянии. Требуется усиление ответственности собственников энергообъектов в их техническом содержании и соответствии действующим нормам и правилам. Основной акцент при этом целесообразно сделать на наиболее крупные сетевые организации, при участии в решении данной проблемы бюджетов всех уровней.

Не менее острой является назревшая необходимость в коренной модернизации тепловых сетей и энергетического оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры, физический и моральный износ которых в среднем по стране превышает 60%. В связи с этим растет число внеплановых отключений потребителей по причине несоответствия объектов ЖКХ современным требованиям энергетической безопасности; растет энергоемкость производства тепловой энергии за счет использования дорогостоящего и неэкологичного топлива (в частности мазута), а также отсутствия своевременного внедрения энергосберегающих технологий; растут тарифы на электрическую и тепловую энергию для частных и коммерческих потребителей из-за низкого уровня энергоэффективности и энергосбережения на местных ТЭС; растет задолженность за потребленные топливно-энергетические

ресурсы как населения, так и организаций коммунального комплекса, бюджетных 2 учреждений. Как итог — падает инвестиционная привлекательность территории.

Для исправления ситуации и решения годами копившихся проблем приоритетной о задачей органов государственной и муниципальной власти и предприятий комму- о нального хозяйства является внедрение современных энергоэффективных техно- т логий и оборудования при строительстве и реконструкции объектов коммунальной х инфраструктуры. Развитие систем теплоснабжения населенных пунктов должно н осуществляться на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем «с теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального т планирования поселений.

В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения необходимо обеспечить:

• повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;

• предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;

• стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;

• обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

• повышение управляемости систем теплоснабжения.

Решение данных задач, принимая во внимание дефицит бюджетов всех уровней, невозможно без комплексного подхода, включающего в себя модернизацию теплоисточников и тепловых сетей как за счет бюджетных средств, так и путем привлечения частных инвестиций на основе концессионных соглашений и энергосервиса, а также уход от эксплуатации нерентабельных теплоисточников путем перевода многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление и современные малые котельные [5].

Однако есть причины, препятствующие привлечению инвестиций в ЖКХ: большинство объектов коммунального хозяйства не имеют правоустанавливающих документов, оформление которых требует значительных финансовых затрат; низкая рентабельность проектов в ЖКХ в связи с неэффективной тарифной политикой.

Все проекты развития территорий, включая как собственные проекты частного бизнеса, так и совместные государственно-частные проекты, должны приносить положительные результаты и выгоду не только для бизнес-групп, а иметь стратегическое значение. Доход и преимущества частного бизнеса должны сочетаться с достижением стратегических целей как для России в целом, так и для конкретных регионов и муниципальных образований. При этом заинтересованность территории может принимать разные формы. Во-первых, это — обеспечение территориального развития, выход на новый экономический уровень. Во-вторых, перестройка экономики для выхода из кризиса и удовлетворение потребностей жителей. В-третьих, решение политических и социальных задач обеспечения стабильности.

Литература

1. Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Денисова О. Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. 2014. № 2. С. 21-32.

< 2. Бухвальд Е. М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России //

Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 108-114. 0 3. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие для ^ вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление». М. : ИНФРА-М,

2 2011.

® 4. Региональная экономика и управление : учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дуль-^ щикова. М. : Изд-во РАГС, 2006.

н 5. Чаркина Е. С. Реализация инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений

< в российских регионах: преимущества и проблемы // Перспективы науки. 2015, № 6 (69). 5 С. 143-145.

6. Чаркина Е. С. Повышение эффективности регионального и социально-экономического развития: задачи и механизмы // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». 2015, № 4. С. 15-18.

7. Чаркина Е. С. К вопросу об опережающем социально-экономическом развитии отдельных территорий регионов России // Управленческое консультирование. 2015. № 9. С. 105-111.

References

1. Animitsa E. G., Animitsa P. E., Denisova O. Yu. Evolution of scientific views on the theory of placement of productive forces [Evolyutsiya nauchnykh vzglyadov na teoriyu razmeshcheniya proiz-voditel'nykh sil] // Economy of region [Ekonomika regiona]. 2014. N 2. P. 21-32. (rus)

2. Bukhvald E. M. Institutes of development and new priorities of regional policy in Russia [Instituty razvitiya i novye prioritety regional'noi politiki v Rossii] // Theory and practice of social development [Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya]. 2014. N 6. P. 108-114. (rus)

3. Oreshin V. P. System of the public and municipal management [Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya]: education guidance for higher education institutions in "The public and municipal management" / V. P. Oreshin. M. : INFRA-M, 2011. 320 p. (rus)

4. Regional economy and management [Regional'naya ekonomika i upravlenie]: The textbook / Under a general edition of Gaponenko A. L. and Dulshchikova Yu. S. M. : RAGS publishing house [Izd-vo RAGS], 2006. 616 p. (rus)

5. Charkina E. S. Implementation of investment projects on the basis of concessionary agreements in the Russian regions: benefits and problems [Realizatsiya investitsionnykh proektov na osnove kontsessionnykh soglashenii v rossiiskikh regionakh: preimushchestva i problem] // Prospects of science [Perspektivy nauki]. 2015, N 6 (69). P. 143-145. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Charkina E. S. Increase of efficiency of regional and social and economic development: tasks and mechanisms [Povyshenie effektivnosti regional'nogo i sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: zadachi i mekhanizmy] // Scientific and analytical journal "Innovations and Investments" [Nauchno-analiticheskii zhurnal «Innovatsii i investitsii»]. 2015, N 4. P. 15-18. (rus)

7. Charkina E. S. To the Question about Advanced Socio-Economic Development of Certain Territories of the Russian Regions [K voprosu ob operezhayushchem sotsial'no-ekonomicheskom razvitii otdel'nykh territorii regionov Rossii] // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 9. P. 105-111. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.