Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORK SAFETY AND HEALTH PROTECTION / STANDARDIZATION / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS / CERTIFICATION / VERIFICATION / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ВЕРИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черепов В.М., Васильева Т.П., Кукушкин И.Г., Шатохин К.А.

Цель исследования. Анализ предпосылок развития системы саморегулирования и добровольной сертификации на соответствие межгосударственным и государственным стандартам в сфере безопасности труда и охраны здоровья работников. Материалы и методы. Объект исследования - нормативно-правовые документы, действующие в Российской Федерации в части безопасности труда и охраны здоровья работающих граждан. Методы сбора информации - аналитический и экспертный методы. Информация для аналитической обработки информационного материала получена из официальных источников (info@rosminzdrav.ru; Консультант Плюс: http://www.consultant.ru). Результаты. На основании изучения аналитическим методом нормативно-правовой базы, знаний и опыта в сфере безопасности и охраны корпоративного здоровья, мотиваций бизнеса, общественных структур и государства и экспертного анализа полученных результатов определено наличие предпосылок к дальнейшему развитию управления охраной здоровья работающих и направления их реализации. Заключение. В Российской Федерации сформировались реальные предпосылки к развитию мероприятий по безопасности труда и охране здоровья работающего населения на основе их стандартизации и государственного регулирования с участием общественных и профессиональных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черепов В.М., Васильева Т.П., Кукушкин И.Г., Шатохин К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR STANDARDIZATION ASPECTS IN HEALTHCARE DELIVERY TO THE WORKING POPULATION

Objective. To analyze the possible development of a of self-regulation and voluntary certification system in compliance with interstate and state standards of occupational safety and employees’ health protection. Methods. The object of the study was the regulatory documents being in force in the Russian Federation, which regulate occupational safety and health protection of working citizens. The analytical and expert methods were used to collect information. Information for the analytical processing was taken from the official sources [info@rosminzdrav.ru; Consultant Plus: http://www.consultant.ru]. Results. Based on the analytical method of studying the regulatory framework, knowledge and experience in the field of security and corporate health protection, business motivations, public structures and the state and expert analysis of the results, the existing grounds for the further development of employees’ health protection management and their further implementation ways have been determined. Interpretation. There are real prerequisites that have been formed in the Russian Federation for the development of labor safety and protection of the employees’ health on the basis of their standardization and state regulation with the engagement of public and professional associations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202005-06023-030

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Цель исследования. Анализ предпосылок развития системы саморегулирования и добровольной сертификации на соответствие межгосударственным и государственным стандартам в сфере безопасности труда и охраны здоровья работников.

Материалы и методы. Объект исследования — нормативно-правовые документы, действующие в Российской Федерации в части безопасности труда и охраны здоровья работающих граждан. Методы сбора информации — аналитический и экспертный методы. Информация для аналитической обработки информационного материала получена из официальных источников (info@rosminzdrav.ru; Консультант Плюс: http://www.consultant.ru). Результаты. На основании изучения аналитическим методом нормативно-правовой базы, знаний и опыта в сфере безопасности и охраны корпоративного здоровья, мотиваций бизнеса, общественных структур и государства и экспертного анализа полученных результатов определено наличие предпосылок к дальнейшему развитию управления охраной здоровья работающих и направления их реализации.

Заключение. В Российской Федерации сформировались реальные предпосылки к развитию мероприятий по безопасности труда и охране здоровья работающего населения на основе их стандартизации и государственного регулирования с участием общественных и профессиональных объединений.

Ключевые слова: безопасность труда и охрана здоровья, стандартизация, общественные объединения, профессиональные объединения, сертификация, верификация

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: В.М. Черепов, Т.П. Васильева, И.Г. Кукушкин, К.А. Шатохин. Актуальные вопросы стандартизации медицинского обеспечения работающего населения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020: 5-6: 23-30. DOI: 10.26347/1607-2502202005-06023-030.

В.М. Черепов1, Т.П. Васильева2,4, И.Г. Кукушкин3, К.А. Шатохин3

Российский союз

промышленников и предпринимателей, Москва, Россия

2 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени

Н.А. Семашко», Москва, Россия

3 Общественное движение «Здоровье 360», Москва, Россия

MAJOR STANDARDIZATION ASPECTS IN HEALTHCARE DELIVERY TO THE WORKING POPULATION

Objective. To analyze the possible development of a of self-regulation and voluntary certification system in compliance with interstate and state standards of occupational safety and employees' health protection.

Methods. The object of the study was the regulatory documents being in force in the Russian Federation, which regulate occupational safety and health protection of working citizens. The analytical and expert methods were used to collect information. Information for the analytical processing was taken from the official sources [info@rosminzdrav.ru; Consultant Plus: http://www.consultant.ru]. Results. Based on the analytical method of studying the regulatory framework, knowledge and experience in the field of security and corporate health protection, business motivations, public structures and the state and expert analysis of the results, the existing grounds for the further development of employees' health protection management and their further implementation ways have been determined.

Interpretation. There are real prerequisites that have been formed in the Russian Federation for the development of labor safety and protection of the employees' health on the basis of their standardization and state regulation with the engagement of public and professional associations. Keywords: work safety and health protection, standardization, professional associations, certification, verification

The authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.

For citation: Cherepov VM, Vasilieva TP, Kukushkin IG, Shatokhin KA. Major standardization aspects in healthcare delivery to the working population. Health Care Standardization Problems. 2020; 5-6: 23-30. DOI: 10.26347/1607-2502202005-06023-030.

Cherepov VM1, Vasilieva TP2, Kukushkin IG3, Shatokhin KA4

1 Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Moscow, Russia

2 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

3 Social Movement «Health 360», Moscow, Russia

1

После 1991 г. наряду со структурными изменениями здравоохранения и развития института частной собственности в Российской Федерации произошла трансформация медицинской инфраструктуры, обслуживающей работающее население страны. В частности, существенно сократилась численность санитарных врачей, обеспечивающих реальный контроль соблюдения санитарного законодательства на производствах и обучение персонала базовым принципам производственной гигиены. Одновременно сократилось число медико-санитарных частей и цеховых врачебных участков. Масштаб сокращений отличался по регионам России. Например, в период с 1991 г. по 2001 г. в Челябинской области численность медико-санитарных частей сократилась с 303 до 3, численность цеховых врачебных участков сократилась более чем на 3000. В Казани в этот же период численность медико-санитарных частей сократилась с 33 до 17, здравпунктов с 211 до 81, а общая численность медицинского персонала — с 1526 до 314 человек [1]. Также за указанный период численность санитарных врачей сократилась с 33,3 тыс. человек в 1990 г. (2,2 врача на 100 тыс. населения) до 19,4 тысяч человек в 2000 г. (1,4 врача на 100 тыс. населения) и до 13,3 тыс. человек в 2018 г. (0,9 врача на 100 тыс. человек) [2]. Несмотря на частичное восстановление цеховой службы с 1999 г. [3], с развитием страховой и коммерческой медицины существенная часть функций по охране здоровья работающего населения и непосредственному оказанию медицинской помощи была перенесена на медицинские организации различной формы собственности в рамках обязательного медицинского страхования [4—7], добровольного медицинского страхования или прямых коммерческих договоров предприятий с медицинскими организациями, например для проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Таким образом, указанные изменения привели к снижению доступности лечебных, профилактических, включая санитарно-гигиенические мероприятия, выведение их из периметра большинства предприятий, цеховых участков и собственных медико-санитарных частей. Эти изменения потребовали новых управленческих подходов к охране здоровья работающего населения.

Одновременно в мировой практике развитие труднодоступных месторождений нефти и газа

дали мощный толчок для развития технологий здоровьясбережения, начиная от мероприятий по охране труда и промышленной безопасности и заканчивая передовыми технологиями по охране здоровья, основанных на повышении уровня культуры охраны здоровья, мотивированности работников и работодателей, геймификации, осознанном вовлечении самих работников и их ближайшего окружения, а также элементах саморегулирования. Финансируемые ведущими мировыми промышленниками научно-исследовательские организации, профессиональные и отраслевые объединения приобретали характер международных институтов — лидеров мнения по ключевым вопросам промышленной гигиены, охраны здоровья и организации корпоративного здравоохранения (OGP/IPIECA, OGUK, OSHA, NIOSH, HSE, ILO, ICOH, ACGIH, IRHC и другие). Межгосударственную и государственную систему, представляющую роль в формировании комплексных систем управления играют системы стандартизации, например: национальные ГОСТ — Росстандарт, межнациональные — ISO и другие. До недавнего времени большая часть стандартов, относящихся к охране здоровья, касалась в большей степени охраны труда, то есть на предотвращении угроз для здоровья (например, OHSAS 18001, ГОСТ 12.0.230.5—2018 и др.), однако в 2018 г. вышел стандарт ISO 45001:2018 «Системы менеджмента безопасности и охраны здоровья», который рассматривает охрану здоровья и безопасность труда работников предприятий в контексте стабильной и устойчивой организации [8]. Согласно исследованиям NIOSH, корпоративные программы охраны здоровья являются наиболее эффективными, так как большую часть жизни люди проводят на работе, и корпоративная культура, по аналогии с когнитивно-поведенческой терапией, создает устойчивые поведенческие паттерны. Кроме того, данные знания и навыки распространяются на ближайшее окружение людей, что способствует распространению культуры охраны здоровья в обществе. Так распространялись знания по оказанию первой помощи, формируемые American Heart Association, European Resuscitation Council, ассоциацией International Trauma Life Support и другими; культура использования дефибрилляторов не медицинскими специалистами в общественных местах и иные практики первой помощи, реагирования на чрезвычайные ситуации, культура

вакцинации, проведения профилактических мероприятий и прочее. Следуя этим принципам, мероприятия по охране здоровья стали неотъемлемой частью культуры бизнес сообщества развитых стран.

На сегодняшний день базовые мероприятия по охране здоровья, основанные на управлении производственными рисками и допуске персонала по состоянию здоровья, составляют лишь небольшую часть мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья персонала. Основной объем задач по охране здоровья работников лежит в плоскости планирования и организации комплексной системы медицинского обеспечения, вопросах организации и экономики здравоохранения, гигиены труда, профилактической и просветительской деятельности, управления подрядными организациями и иных вопросов, требующих широкого кругозора и медицинской грамотности.

Для решения этих задач с 1990-х гг. крупные компании, работающие в условиях Крайнего Севера, значительного удаления от населенных пунктов или компании, работники которых заняты в работе преимущественно с вредными и опасными условиями труда, создавали медицинские подразделения за счет трудоустройства врачей на должности медицинских советников, руководителей отделов медицины труда и иные подобные должности.

Итак, с указанного периода началось развитие профессионального медицинского сообщества в Российской Федерации — специалистов по вопросам промышленной медицины, объединяющих навыки врача и менеджера, что существенным образом отличается от модели, упомянутой выше. Необходимость в приобретении новых знаний, не специфичных практикующим в стенах медицинских организаций специалистам, послужило стимулом появления ряда профессиональных объединений. Вместе с тем с учетом развития прикладной науки в области безопасности труда и охраны здоровья работников во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, ключевым источником новых знаний стали так называемые лучшие корпоративные и отраслевые практики. Глобализация процессов производства дала серьезный стимул к обмену данными практиками с иностранными компаниями и совместными предприятиями, которые привнесли в Россию как передовые технологии охраны

труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, так и технологии охраны и сохранения здоровья работников. По состоянию на 2018 г. в Российской Федерации насчитывалось 72,5 млн человек работающего населения, в том числе, 25 млн человек, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (по данным Росстата на 2018 г.). Несмотря на особое внимание к проблеме профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, согласно данным Роспотребнадзора, ежегодная численность профессиональных заболеваний составляет около 5—6 тыс., что не превышает 4 случая на 100 тыс. населения. В то же время, по данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в развитых странах данный показатель в десятки раз выше. Но даже при таком уровне выявляемости профессиональных заболеваний они не являются основной проблемой для работодателей и работников. Более 95% абсентеизма связано с острыми инфекционными и хроническими неинфекционными заболеваниями, а также психологическими проблемами, которые превалируют в перечне причин абсентеизма, например в странах Северной Европы. Показатели абсентеизма не являются основными в оценке эффективности мероприятий по охране здоровья. Наряду с уровнем абсентеизма предприятия используют показатели производительности труда, не реализованного риска, уровень презентеизма и ряд других параметров.

Таким образом, даже при приемлемом уровне абсентеизма, например в пределах 2,5—3% для персонала, занятого в работе с допустимыми условиями труда, перед работодателями стоят несколько основных задач в части охраны здоровья и сохранения трудового долголетия работников:

— оценить перечень, продолжительность экспозиции и уровень риска по всем опасностям, связанным с трудовой деятельностью работника;

— оценить пригодность работника к работе по состоянию здоровья в рамках обязательных мероприятий: предварительных и периодических медосмотров, психиатрического освидетельствования, предсменных и послесменных осмотров для отдельных категорий работников и иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;

— обеспечить доступность медицинской помощи для персонала, работающего на удаленных объектах, то есть в соответствии с классифика-

цией Institute of Remote Healthcare, на объектах, медицинскую эвакуацию из которых можно осуществить при благоприятных условиях в пределах 4 ч, а также особо удаленных объектов, медицинская эвакуация из которых при любых обстоятельствах не возможна быстрее, чем за 4 ч;

— обеспечить текущее медицинское обслуживание персонала для минимизации потерь рабочего времени, особенно в условиях пониженной доступности медицинской помощи;

— обеспечить мониторинг групп риска, санаторно-курортное лечение, вакцинацию, превентивное лечение при необходимости;

— обеспечить надлежащее информирование персонала о рисках для здоровья и профилактических мероприятиях, пропаганду здорового образа жизни, обучение навыкам первой помощи, а также развитие культуры охраны здоровья, которая оказывает ключевое влияние в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Работодатель вынужден исключить фактор презентеизма, который в профессиональной медицинской среде понимается как ситуация, при которой состояние здоровья работающего не позволяет ему надлежащим образом исполнять свои трудовые обязанности.

Это неполный перечень мероприятий, однако лишь его часть является обязательной с точки зрения соответствия нормативным требованиям [9], так как по аналогии с развитыми странами федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации обеспечивают формирование лишь базовых требований для обеспечения прав работников и сохранения безопасности труда, что можно заметить путем сравнительного анализа обязательного перечня мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации с объемом мероприятий, предусмотренных межгосударственными и государственными стандартами, методическими рекомендациями профильных институтов, документами ВОЗ, Международной организацией труда и иных центров компетенции, включая международные отраслевые объединения.

По доброй воле, а также сложившейся практике на рынке труда, например в части добровольного медицинского страхования, работодатели вправе расширять перечень обязательных мероприятий по охране здоровья. При этом работодатели как субъекты предпринимательской деятельности заинтересованы в извлечении при-

были, в том числе из человеческого капитала. Таким образом, эффективность корпоративных программ по охране здоровья в большей степени подлежит стоимостным методам оценки [9].

Фактически возвратность инвестиций в здравоохранение (ROI) зависит от исходного состояния здоровья и уровня развития корпоративных программ, объемов инвестиций, видов программ, существующих преимуществах и недостатках государственной системы здравоохранения и многих других факторов. Данные о возвратности инвестиций разнятся в отчетах разных международных компаний не только по странам, но и регионам, и структурным подразделениям ком -паний. По данным некоммерческой организации RAND Corporation (США), в рамках исследования посвященного эффективности инвестиций в корпоративные программы охраны здоровья, ROI в среднем составляет 50% или 1,5 долл. экономии на каждый инвестированный долл. [10]. Согласно другим источникам, ROI инвестиций в оздоровительные программы составляет 100—200% [11]. Тем не менее большинство промышленников сходятся во мнении, что эффективность инвестиций в охрану здоровья персонала доказана и является выгодным инструментом инвестирования. В то же время возвратность инвестиций обеспечивается применением методик, доказавших свою эффективность и подобранных целевым образом для нужд предприятия с использованием риск-ориентированного подхода. С учетом высокой специфичности таких программ, наиболее эффективным инструментом для их разработки, отбора и внедрения являются гибкие системы управления, основанные на саморегулировании, источником которого может стать формирующееся профессиональное сообщество.

Цель исследования — анализ предпосылок развития системы саморегулирования и добровольной сертификации на соответствие межгосударственным и государственным стандартам в сфере безопасности труда и охраны здоровья работников.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объект исследования — нормативно-правовые документы, действующие в Российской Федерации в части безопасности труда и охраны здоровья работающих граждан. Методы сбора информации — аналитический и экспертный. Аналитическим методом изучены положения нормативно-правовых актов

Российской Федерации, регламентирующих деятельность организаций по обеспечению охраны здоровья работающих граждан. Анализу подлежали полнота содержания и частота обновлений основных нормативных требований, а также расхождения нормативных требований с международными рекомендациями и корпоративными практиками международных и российских компаний — признанных лидеров в области безопасности труда и охраны здоровья работников. Методом экспертных оценок проведена группировка выявленных предпосылок развития системы саморегулирования и добровольной сертификации, обоснования направлений стандартизации.

Информация для аналитической обработки информационного материала была взята из официальных источников (info@rosminzdrav.ru; Консультант Плюс http://www.consultant.ru). В том числе, официальное издание Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП) «Сборник корпоративных практик «Достойный труд — устойчивый бизнес», (РСПП, 2020 г.), Библиотека корпоративных программ по укреплению здоровья работающих граждан (Минздрав России, 2019 г.), опыт внедрения Отраслевой программы «Здоровье 360», рекомендации ВОЗ, Международной организации труда (ILO), документы NIOSH, OSHA, HSE, OGP/IPIECA, UKOOA, IRHC и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анализа накопленных знаний, отечественного опыта и референтных документов международного уровня упорядочены подходы к охране здоровья работников и сформированы предпосылки к стандартизации в сфере корпоративного здоровья, критериям эффективности соответствующих программ.

Первой попыткой стандартизации подходов стала инициатива РСПП и Российского Союза Химиков по разработке Межотраслевой программы профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников предприятий «Здоровье 360°», которая была опубликована в 2015 г. [12]. В разработке приняли участие члены Рабочей группы РСПП по охране здоровья работающего населения, Некоммерческого Партнерства «Национальное общество промышленной медицины», руководители медицинских служб российских и зарубежных предприятий, представители научных институтов.

Указанная программа подтвердила ключевую роль саморегулирования для развития программ охраны здоровья и выхода за рамки базовых ме-

роприятий, предусмотренных действующим законодательством. Программа легла в основу корпоративных программ нескольких системообразующих предприятий, а также получила широкую поддержку от предприятий, которые в течение 5 лет до текущего момента формируют статистику в соответствии с критериями и показателями, предусмотренными данной программой. Программа также получила поддержку первых лиц государства, что легло в основу создания Общественного движения «Здоровье 360».

На сегодняшний день профессиональное сообщество и органы государственной власти едины во мнении [13, 14], что стандартизация подходов по безопасности труда и охране здоровья позволяет предприятиям внедрять эффективные доказательные практики и системно выстраивать свою работу, что дает лучший результат, снижает риски и экономит средства бизнеса.

В рамках совершенствования системы саморегулирования в части формирования систем охраны здоровья, РСПП инициировало деятельность по написанию серии национальных стандартов. Первым документом, включенным в план стандартизации на 2019 г., публикация которого запланирована на лето 2020 года, стал Национальный стандарт «Системы менеджмента безопасности и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников». Данный стандарт разрабатывается в продолжение ISO 45001:2018. Требования и терминология стандарта гармонизированы со стандартами в сфере охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, лидерства, что позволит предприятиям выстраивать интегрированную систему управления ключевыми процессами на предприятии. Стандарт основан на риск-ориентированном подходе, предполагает построение процессов с использованием концепции устойчивого развития и цикла Деминга, процессного подхода и иных современных подходов в менеджменте и проектном управлении.

В продолжении разработки национальной системы стандартизации данной области, добровольной по своей сущности, РСПП вышел с инициативой разработки Национального стандарта «Системы менеджмента безопасности и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников» с учетом отсутствия в стандартах IEC 31010:2019 и ГОСТ 12.0.230.5—2018

требований к построению системного подхода к оценке и управлению основными рисками, влияющими на здоровья работников. Данный стандарт включен в Программу национальной стандартизации на 2020 г. и соответственно публикация указанного стандарта запланирована на 2021 г.

Одновременно Рабочая группа РСПП по охране здоровья работающего населения, члены Общественного движения «Здоровье 360» и Национальное общество промышленной медицины планируют разработку методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиций в программы охраны здоровья работников на предприятии. Таким образом, в среднесрочной перспективе бизнес сообщество получит достаточный инструментарий для формирования соответствующих программ на своих предприятиях.

Применение стандартов позволит не только проводить добровольную сертификацию предприятий и внедрять корректирующие меры для достижения наилучшего результата, но и применять прозрачные критерии верификации, что является серьезным инструментом оценки качества и наиболее актуально для крупных компаний в отношении подрядных и субподрядных организаций, что в свою очередь имеет дополнительный эффект в виде распространения ценностей по охране здоровья от крупного бизнеса к среднему и малому бизнесу. Этот важнейший механизм распространения знаний имеет стратегическое значение для государства при достижении заявленных целей по повышению продолжительности и качества жизни, продлению трудового долголетия граждан [15].

Следует также отметить, что добровольная сертификация предприятий по разрабатываемым под эгидой РСПП Национальным стандартам позволяет предприятиям параллельно проходить добровольную сертификацию по национальным и межгосударственным системам стандартизации, так как стандарты синхронизированы и построены на аналогичных принципах.

Система добровольной сертификации и саморегулирование на основании отраслевых либо узкоспециализированных стандартов более низкого уровня имеют массу преимуществ в части гибкости в сравнении с национальным законодательством. Так целый ряд стандартов, рекомендаций, руководств и иных документов международных организаций в сфере охраны труда и здоровья персонала актуализируется на ежегодной

основе. Кроме того, использование механизмов сертификации позволяет российскому бизнесу говорить на одном языке с зарубежными коллегами, добавляя репутационных баллов и рыночной стоимости компаниям, внедрившим стандартизированные системы управления или их аналоги.

Дополнительным преимуществом стандартизации в сфере здравоохранения является возможность сравнивать предприятия разных отраслей экономики на предмет эффективности реализации тех или иных мер. Данное сравнение может быть основой конкурсов работодателей, а также мероприятий по поощрению ответственных работодателей со стороны государства в виде налоговых льгот и иных стимулов.

Так, например, Минтруду России и РСПП поручено организовать проведение конкурса «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве» [16], в основу методологии которого закладываются принципы системы управления безопасностью и охраной здоровья.

Развитию системы стандартизации в Российской Федерации способствует поддержка со стороны федеральных органов исполнительной власти, что соответствует мировым трендам. Сохранение данной поддержки, дальнейшее развитие профессионального сообщества и общественных движений, а также реализация уже намеченных планов позволит выйти российскому бизнесу на качественно новый уровень, эффект от которого мы увидим уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, основными пробелами управления безопасностью и охраной корпоративного здоровья определены следующие: отсутствие комплексных моделей оценки экономической эффективности при внедрении корпоративных программ охраны здоровья; дефицит референтных документов профильных НИИ, разработок в области доказательных методик охраны здоровья; дефицит релевантной статистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ нормативно-правовых документов, накопленного опыта и знаний в сфере безопасности труда и охраны здоровья показал, что к настоящему моменту сформированы следующие предпосылки к развитию системы саморегулирования и добровольной сертификации на соответствие межгосударственным и го-

сударственным стандартам в сфере безопасности труда и охраны здоровья работников, а именно: сформировался запрос со стороны бизнеса на эффективные инструменты охраны здоровья, существует государственная поддержка стандартизации, развиваются общественные движения, существует достаточная база знаний, которая подлежит обобщению и распространению, имеется опыт разработки и внедрения стандартов, а также имеются пробелы регулирования данной сферы.

Основными направлениями реализации сформировавшихся предпосылок дальнейшего развития регулирования в сфере охраны корпоративного здоровья определены следующие: формирование комплексных моделей оценки экономической эффективности при внедрении корпоративных программ охраны здоровья; референтных документов профильных НИИ, разработок в области доказательных методик охраны здоровья; создание релевантной статистики, стандартизация в сфере здоровьесбережения работающего населения.

Данные предпосылки могут быть реализованы созданием серии стандартов и методических рекомендаций по их применению, формированием объективных критериев и показателей для унификации учета предприятий, сертифицированных на соответствие разрабатываемым стандартам, и формирования большого объема однородной статистики, подлежащей научной оценке и дальнейшему совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Ивойлов В.М. Условия жизни, состояние здоровья и медицинская активность работающих на химических производствах. Кемерово, 2006. Ivoylov VM. [Dwelling conditions, health status and médical activity in chemical industries]. Kemerovo, 2006. Russian.

2. Российский статистический ежегодник. 2019: Статистический сборник. М., Росстат. Р76-708с. ISBN978-5-89476-473-3. [Russian statistical yearbook. 2019: Statistical collection]. Moscow, Rosstat. P76-708 p. ISBN978-5-89476-473-3. Russian.

3. Щипачев К.В., Додонова Г.К., Барабаш О.Л., Кирилки-на Г.В. Проблемы здоровья шахтеров Кузбасса. Медицина труда и промышленная экология. 2002; 10: 12—13. Shchipachev KV, Dodonova GK, Barabash OL, Kirilkina GV. [Health problems of coal miners in Kuzbas]. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2002; 10: 12—13. Russian.

4. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 N1499-1. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90/ Ссылка активна на 06.03.2020. [State Law No. 1499-1 of

28.06.1991 «On medical insurance of citizens in the Russian Federation»]. Available from: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_90/. [cited 06.03.2020]. Russian.

5. Федеральный закон от 29.11.2010 № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_107289/. Ссылка активна на 06.03.2020. [Federal Law No. 326-FZ of 29.11.2010 «On compulsory medical insurance in the Russian Federation». Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_107289/. [cited 06.03.2020].Russian.

6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 06.03.2020. [Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation»]. Available from: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_121895/. [cited 06.03.2020]. Russian.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339883/ . Ссылка активна на 06.03.2020. [Decree of the Russian Government «On the program of state guarantees of free medical care for citizens»]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339883/. [cited 06.03.2020]. Russian.

8. ISO 45001:2018 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и рекомендации по применению и использованию». Доступно по: https:// pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-45001-2018-%28rus%29.pdf/. Ссылка активна на 06.03.2020. ISO 45001:2018 [«Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use»]. Available from: https://pqm-online.com/assets/files/pubs/ translations/std/iso-45001-2018-%28rus%29.pdf. [cited 06.03.2020]. Russian.

9. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014; 3: 393—414. Nazarova VV, Biryukova DS. [Cost methods of evaluating the effectiveness of the company's management]. Scientific Journal NRUITMO. Series «Economics and Environmental Management». 2014; 3: 393—414. Russian.

10. Mattke, Soeren, Harry H Liu, John P Caloyeras, Christina Y Huang, Kristin R Van Busum, Dmitry Khodyakov, Victoria Shier, Ellen Exum, and Megan Broderick. Do workplace wellness programs save employers money? Santa Monica, CA: Rand Corporation, 2014. Available from: https:// www.rand.org/pubs/research_briefs/RB9744.html-да. [cited 06.03.2020].

11. Goetzel RZ. Do workplace health promotion (wellness) programs work? Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2014; 56(9): 927—934.

12. Межотраслевая программа профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников предприятий «Здоровье 360». [Российский союз промышленников и предпринимателей. Российский союз химиков. Москва, 2015 г.]. Доступно по: http://xn—o1aabe.xn—p1ai/up-load/iblock/785/266d3dfcc23d99210c0d9a74f801f727.pdf Ссылка активна на 06.03.2020. [The cross-sectoral pro-

gram for the prevention of diseases and improvement of the employees' health «Health 360»]. Internet. Available from: http://xn-o1aabe.xn-p1ai/upload/iblock/785/

266d3dfcc23d99210c0d9a74f801f727.pdf. [cited 06.03.2020]. Russian.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. №з833-р «Об утверждении комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни». Доступно по: http://static.government.ru/media/files/ ElHhjehSWOoZSfE4OuOTqJuF5mr7e7P7.pdf. Ссылка активна на: 06.03.2020. [Order of the Government of the Russian Federation No. 833-r of 26.04.2019 «On approval of a set of measures to stimulate employers and workers to improve working conditions and preserve the health of workers, as well as to motivate citizens to maintain a healthy lifestyle»]. Available from: http://static.government.ru/me-dia/files/ElHhjehSWOoZSfE4OuOTqJuF5mr7e7P7.pdf. [cited 06.03.2020]. Russian.

14. Резолюция Международной конференции «Партнерство во имя здоровья трудоспособного населения». Российский союз промышленников и предпринимателей. Москва, 11.12.2019 г. Доступно по: http://рспп.рф/ events/activities/mezhdunarodnaya-konferentsiya-partner-stvo-vo-imya-zdorovya-trudosposobnogo-naseleniya/. Ссылка активна на 06.03.2020. [Resolution of the International Conference «Partnership for the Health of the Working Age People». Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. Moscow, 11.12.2019. Available from: http://

рспп.рф/events/activities/mezhdunarodnaya-konferentsi-ya-partnerstvo-vo-imya-zdorovya-trudosposobnogo-nase-leniya/. [cited 06.03.2020]. Russian.

15. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/ Ссылка активна на 06.03.2020. [Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of 31.12.2015 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_191669/. [cited 06.03.2020]. Russian.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. №з833-р «Об утверждении комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни». Доступно по: ht-tps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72134024/. Ссылка активна на 02.03.2020. [Order of the Government of the Russian Federation No. 833-r of 26.04. 2019 «On approval of a set of measures to stimulate employers and workers to improve working conditions and maintain the health of workers, as well as to motivate citizens to maintain a healthy lifestyle»]. Available from: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/72134024/. [cited 02.03.2020]. Russian.

Поступила / Received: 16.03.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 12.04.2020

Сведенияоб авторах:

Черепов Виктор Михайлович — д-р мед. наук, профессор, исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья, зав. кафедрой управления в здравоохранении и индустрии спорта ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». 109240, Москва, Котельническая набережная, д. 17. Тел. +7(495)663-04-04. E-mail: BaranovaMS@rspp.ru

Васильева Татьяна Павловна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7(495)917-82-81. E-mail: vasileva_tp@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3605-8592

Кукушкин Игорь Григорьевич — канд. экон. наук, вице-президент Российского Союза Химиков, представитель России в Комитете RCLG Международного совета химических ассоциаций (ICCA), член общественного движения «Здоровье 360». 107113, Москва, ул. Лобачика, д. 17. Тел. +7(499)264-53-77. E-mail: ed@ruschemunion.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шатохин Константин Анатольевич — научный сотрудник ФГБНУ Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко, врач-профпатолог, организатор здравоохранения, член общественного движения «Здоровье 360». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7(925)999-29-31. E-mail: ShatokhinKA@rspp.ru

About the authors:

Prof. Viktor M. Cherepov — Sc.D. in Medicine, Executive Vice-President of the RUIE, Chairman of the RUIE Commission on the Health Industry; Head of the Department of Management in Health Care and Sports Industry, State University of Management. Russia, 109240, Moscow, Kotelnicheskaya embankment. Tel.: +7(495)663-04-04. E-mail: BaranovaMS@rspp.ru

Prof. Tatyana P. Vasilieva — Sc.D. in Medicine, Chief Research Fellow, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. Russia, 105064, Moscow, Vorontsovo Pole Str., 12, bldg. 1. Tel.: +7(495)917-82-81. E-mail: vasileva_tp@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3605-8592

Prof. Igor G. Kukushkin — Ph.D. in Economy, Vice-President of the Russian Union of Chemists, Russian representative to the RCLG (ICCA), member of the social movement «Health 360». Russia, 107113, Moscow, Lobachika Str., 17. Tel.: +7(499)264-53-77. E-mail: ed@ruschemunion.ru

Konstantin A. Shatokhin — Research Fellow, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; professional pathologist, health organizer, member of the social movement «Health 360». Russia, 105064, Moscow, Vorontsovo Pole Str., 12, bldg. 1. Tel.: +7(925)999-29-31. E-mail: ShatokhinKA@rspp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.