Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / MEDICAL STAFF / MEDICAL ORGANIZATIONS / PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT / ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION / HEALTH / OCCUPATIONAL DISEASES / ILO / TEACHING STAFF / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МОТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боговская Е.А., Александрова О.Ю.

Вопрос исполнения обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, является актуальным на протяжении последних нескольких лет. В статье представлен анализ и описаны проблемы существующей системы специальной оценки условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боговская Е.А., Александрова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF SPECIAL ASSESSMENT OF LABOR STANDARDSIN MEDICAL SERVICES

The employer's obligation to ensure the safety of workers and to observe their rights to work in the conditions that meet the state regulatory requirements of labor protection has been topical for the past few years. The work analyzes the existing system of special assessment of work environment and identifies some problems.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502201911-12003-008

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Вопрос исполнения обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, является актуальным на протяжении последних нескольких лет. В статье представлен анализ и описаны проблемы существующей системы специальной оценки условий труда.

Ключееые слова: специальная оценка условий труда; медицинские работники; медицинские организации; средства индивидуальной защиты; организационно-правовое регулирование; здоровье; профессиональные заболевания, МОТ, преподавательский состав

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование. Исследование не получило спонсорской поддержки.

Е.А. Боговская1, О.Ю. Александрова1' 2

1 ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

2 ФГБНУ

«Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия

CURRENT PROBLEMS OF SPECIAL ASSESSMENT OF LABOR STANDARDS IN MEDICAL SERVICES

The employer's obligation to ensure the safety of workers and to observe their rights to work in the conditions that meet the state regulatory requirements of labor protection has been topical for the past few years. The work analyzes the existing system of special assessment of work environment and identifies some problems.

Key words: special assessment of working conditions; medical staff; medical organizations; personal protective equipment; organizational and legal regulation; health; occupational diseases, ILO, teaching staff

The authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.

Bogovskaya EA1, Aleksandrova OYu1' 2

1 Moscow Regional Research and Clinical Institute; Russian Medical Academy of Postgraduate Education of the Ministry of Healthcare

of the Russian Federation.

2 Semashko National Research Institute of Public Health

Международная организация труда (МОТ) в декларации 1944 г. определила: «Обязанность МОТ — внедрять программы для достижения адекватной защиты жизни и здоровья рабочих во всех профессиях» [1].

В статье 2 Конвенции МОТ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» указано, что каждое государство-член содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиене труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными ор-

ганизациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы [2].

На рынке труда существует много «уязвимых» групп работников.

При осуществлении медицинской деятельности лица, участвующие в оказании медицинской помощи, сталкиваются с различными видами вредностей, такими как работа с физическими, химическими, биологическими факторами производственной среды.

С 2014 г. действует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ [3]. Данный документ ус-

танавливает «правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

1) тяжесть — показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;

2) напряженность — показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника» (статья 13).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой.

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда

может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

В целях реализации требований Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ разработана Методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) которая устанавливает критерии классификации условий труда на рабочем месте [4].

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах) осуществляется в зависимости от превышения значений фактической концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны над значениями предельно допустимой концентрации данных веществ, установленными соответствующими гигиеническими нормативами.

Данная методика определяет, что «отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении:

рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;

рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицирован-ных организмов II степени потенциальной опасности;

рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность».

Исходя из вышесказанного, все рабочие места медицинских работников, и лиц, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность (например, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) (пп. 2 п. 29).

На основании этого положения для констатации биологического фактора достаточно наличия в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» [5] и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [6] должностей и специальностей, относящихся к медицинским работникам. И, как следствие, значит, не требуется проводить специальные измерения. Испытания будут только необходимы для детализации.

Известно, что подготовка медицинских работников — сложный, многоэтапный и длительный процесс (например, по специальности высшего образования 31.05.03 стоматология (уровень специалитета) проходит не менее 5 лет (по специальности высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 лечебное дело) — шести лет.

Подготовка медицинских работников по программам подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре — 2 года. В общей сложности врач проходит обучение не менее 7—8 лет.

В соответствии с 7-й главой каждого федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусмотрены требования к кадровым условиям реализации программы специа-литета и ординатуры. Данная глава определяет, что реализация программы обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

ФГОС указывают, что квалификация руководящих и научно-педагогических работников ор-

ганизации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, и квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н, и профессиональным стандартам (при наличии).

Прохождение обучения лиц, получающих медицинское образование, осуществляется на теоретических и практических кафедрах.

На основании ФГОС выпускник, освоивший программу специалитета, должен «обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

профилактическая деятельность: готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания; способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.».

Освоение ординатуры по всем специальностям, осуществляется, учитывая ФГОС, в которых предусмотрен блок 2 — «Практики», куда входит производственная (клиническая) практика, пре-

дусматривающая получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что способы проведения производственной (клинической) практики: стационарная, выездная.

Для получения среднего медицинского образования, в соответствии с ФГОС, так же предусмотрена производственная практика по профилю специальности и преддипломная.

Все образовательные стандарты предусматривают, что преподавание предметов практики осуществляется на базе медицинских организаций.

Как было указано ранее, в соответствии с действующими ФГОС и, на основании Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) преподавание осуществляется профессорско-преподавательским составом. Вопрос регулирования труда преподавателей определен главой 35 ТК РФ.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» указаны должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, должности руководителей образовательных организаций.

К сожалению, остается неясным, как проводится СОУТ лиц, участвующих в образовательной деятельности при обучении медицинского персонала.

Как было указано ранее, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении: рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

Но, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квали-

фикационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» должности преподавательского состава не относятся к медицинским работникам.

Должности профессорско-преподавательского состава утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [7]. Квалификационные требования к ним — приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев обучение молодых специалистов проводится на базе медицинских организаций. Более того, непосредственно с участием пациента, являющегося, зачастую, инфицированным лицом, а иногда и лицом, имеющим заболевания, представляющие опасность для окружающих. Данные заболевания утверждены в виде перечня и определены Правительством Российской Федерации [8].

Нужно указать на то, что лица профессорско-преподавательского состава также осуществляют консультации, участвуют совместно с лечащими врачами в оперативных вмешательствах, консилиумах.

Законодательство Российской Федерации, в п. 2.1 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет определенные права при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста,

осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

Но, «de facto», лица, занимающиеся преподавательской деятельностью, не всегда являются лицами, трудоустроенными в медицинских организациях, где проходят занятия обучающихся. Более того, зачастую, каждый цикл по предмету может проходить на разных базах (медицинских организациях).

Стоит подчеркнуть также, что существует инкубационный период инфекционных заболеваний и, учитывая это, при изменении места преподавания, установить, где произошло заражение будет сложно и дорого (для выявления всего «круга» лиц).

Учитывая данное положение, а также, вышеуказанные положения законодательства, должности профессорско-преподавательского состава не отнесены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н [4] к должностям медицинских и фармацевтических работников, а значит лица, проводящие обучение студентов, ординаторов и аспирантов не подлежат предусмотренным гарантиям и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, в Российской Федерации в связи с ратификацией международных документов, в том числе деклараций и конвенций МОТ приведены в соответствие нормативные правовые документы внутреннего законодательства страны. Разработаны приказы, распоряжения, методики и др. Проводятся статистические исследования. Но, к сожалению, на данный момент существуют до конца не урегулированные аспекты, в том числе аспекты соблюдения гарантий и компенсаций лиц, участвующих «опосредованно» в оказании медицинской помощи, в том числе таких как профессорско-преподавательский состав.

При анализе статистических данных, предоставленной Федеральной службой государственной статистики [10], не представляется возможном провести точно анализ производственного травматизма медицинских работников, а тем более лиц, участвующих в обучении молодых специалистов на практических базах, ввиду отсутствия информации об этом.

На основании вышеизложенного данный организационно-правовой аспект требует дальнейшего изучения и доработки.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» [рус., англ.] (Принята в г. Филадельфии 10.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ). Доступно по https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=277925. Ссылка активна на 01.10.2019. [Declaration concerning the aims and purposes of the International Labor Organization]. (Adopted in Philadelphia on 05.10.1944 at the 26th session of the ILO General Conference)]. [cited 01.10.2019]. Available from: https://norma-tiv.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=277925. Russian.

2. Конвенция МОТ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» доступно по http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT &n=40858#08628345083458213. Ссылка активна на 01.10.2019. [ILO C187 — Promotional Framework for Occupational Safety and Health Convention, 2006]. [cited 01.10.2019]. Available from: http://www.consultant.ra/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=40858#08628 345083458213. Russian.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Federal Law of December 28, 2013 N 426-FZ on the special assessment of work environment.]. [cited 01.10.2019]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/. Russian.

4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Доступно по http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Order of the Ministry of Labor of Russia of January 24, 2014 N 33n on approval of the methodology for conducting a special assessment of work environment, classifier of harmful and (or) hazardous production factors, form of a report on conducting a special assessment of work environment and instructions for filling it out]. [cited 01.10.2019]. Available from: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398/. Russian.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Доступно по: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_143980/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 20, 2012 N 1183n on approval of the nomenclature of positions of medical and pharmaceutical workers]. [cited 01.10.2019]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143980/. Russian.

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

«Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of July 23, 2010 N 541n on approval of the Unified Qualification Directory of Managers, Specialists and Employees, section «Qualification characteristics of employees in the health sector»]. [cited 01.10.2019]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/. Russian.

7. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 150570/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of August 8, 2013 N 678 on approval of the nomenclature of positions of pedagogical workers of organizations engaged in educational activities, positions of heads of educational organizations]. [cited 01.10.2019]. Available from: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_150570/. Russian.

8. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50559/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 1, 2004 N 715 on approval of the list of socially significant diseases and the list of diseases that pose a danger to others»]. [cited 01.10.2019]. Available from: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_50559/. Russian.

9. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 N 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалите-

та)». Доступно по http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_194857/. Ссылка активна на 01.10.2019. [Order of the Ministry of Education and Science of Russia of February 09, 2016 N 96 on approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.05.03 Dentistry (specialty level)]. [cited 01.10.2019]. Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_194857/. Russian.

10. Федеральная служба государственной статистики. Доступно по http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/#. Ссылка активна на 01.10.2019. Federal State Statistics Service. [cited 01.10.2019]. Available from: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/wages/working_conditions/#

11. Needlestick safety and prevention act. [cited 01.10.2019]. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/ 16902692.

12. Shao ER, et al. Seroprevalence of hepatitis B virus infection and associated factors among healthcare workers in northern Tanzania. BMC Infect Dis. 2018 Sep 21; 18 (1): 474. [cited 01.10.2019]. Available from: https://www.nc-bi.nlm.nih.gov/pubmed/30241503.

13. Dominguez A, et al. Serological survey of hepatitis B immunity in healthcare workers in Catalonia (Spain). Hum Vaccin Immunother. 2017, Feb; 13 (2): 435—439. [cited 01.10.2019]. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/28027005.

14. Ishimaru T, et al. A consensus for occupational health management of healthcare workers infected with human immunodeficiency virus, hepatitis B virus, and / or hepatitis C virus. О Occup Health. 2017 May 25; 59 (3): 304—308. [cited 01.10.2019]. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/28381816.

Поступила 24.09.2019 Принята к опубликованию 22.11.2019 Received 24.09.2019 Accepted 22.11.2019

Сведения об авторах:

Боговская Елизавета Алексеевна — канд. мед. наук, врач, юрист, заместитель декана ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Москва, ул. Щепкина 61/2. Тел. +7-926-162-46-63. E-mail: bogovskaia@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0002-1282-8513; http://www.researcherid.com/rid/O-2645-2015

Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, профессор, заместитель директора ГБУЗ МО МОНИКИ по учебной работе — декан ФУВ МОНИКИ. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко». Москва ул. Щепкина 61/2. Тел.: + 7-903-163-06-05. E-mail: aou18@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-7246-4109

About the authors:

Elizaveta A. Bogovskaya — Ph.D. in Medicine, MD, lawyer, Deputy Dean of the Faculty of Advanced Physicians, Moscow Regional Research and Clinical Institute; Associate Professor, the Department of Health and Public Health Organization, Russian Medical Academy of Postgraduate Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Shchepkina Str., 61/2. Tel.: +7-926-162-46-63. E-mail: bogovskaia@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0002-1282-8513; http://www.researcherid.com/rid/O-2645-2015

Prof. Oksana Y. Aleksandrova — Sc.D. in Medicine, Professor, Deputy Director of Academic Work, Dean of the Faculty of Advanced Physicians, Moscow Regional Research and Clinical Institute; Semashko National Research Institute of Public Health. Moscow, Shchepkina Str., 61/2. Tel.: + 7-903-163-06-05. E-mail: aou18@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-7246-4109

Для цитирования: Боговская Е.А., Александрова О.Ю. Актуальные проблемы организации специальной оценки условий труда при оказании медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 11—12: 3—8. DOI: 10.26347/ 1607-2502201911-12003-008

For citation: Bogovskaya EA, Aleksandrova OYu. Current problems of special assessment of labor standards in medical services. Health Care Standardization Problems. 2019; 11—12: 3—8. DOI: 10.26347/1607-2502201911-12003-008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.