Научная статья на тему 'СТАНДАРТИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ТРЕБУЮЩИМ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: ОБЗОР НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СТАНДАРТИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ТРЕБУЮЩИМ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: ОБЗОР НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROSTHETICS / REHABILITATION ASSISTANCE / LEGAL FRAMEWORK / INSTITUTIONAL AND LEGAL APPROACHES / LITERATURE REVIEW / ПРОТЕЗИРОВАНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузякина А. С.

Организационно-правовые подходы к оказанию медицинской реабилитации и защите прав детей, требующих протезирования верхних конечностей, регламентируются как международными договорами Российской Федерации, так и внутренними законодательными актами. Основными внутренними регуляторными документами являются Конституция Российской Федерации, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а также приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке организации медицинской реабилитации» от 29.12.2012№ 1705н и «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» от 14.08.2002 № 258. Вместе с тем вышеперечисленные организационно-правовые документы носят достаточно общий характер. Оснащение и порядок организации реабилитации не в полной мере соответствует реабилитационным потребностям детей, требующих протезирования верхних конечности. Круг специалистов, работающий с ребенком на разных этапах реабилитации ограничен. Узкая регламентация времени, отведенного на прием теми или иными специалистами, создает препятствие для реализации индивидуального и комплексного подхода к реабилитации. Отсутствуют клинические рекомендации для практикующих специалистов по конкретным и научно-обоснованным алгоритмам работы с данной категорией пациентов. Таким образом, в регулировании данной отрасли есть ряд проблем и недоработок. В настоящее время система оказания реабилитационной помощи проходит этап реформировании, что позволяет надеяться на то, что проблемы законодательного регулирования реабилитационных процессов при протезировании также будут устранены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузякина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF MEDICAL REHABILITATION FOR CHILDREN REQUIRING UPPER LIMBS PROSTHESIS: REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK OVERVIEW (A LITERATURE REVIEW)

Procedural and legal approaches to the provision of medical rehabilitation and the protection of the rights of children requiring upper limbs prosthetics are regulated by international treaties of the Russian Federation and internal legislative acts. The main internal documents are the Constitution of the Russian Federation, the Program of State Guarantees for the free provision of medical care to citizens and Federal Law #323-FZ (as amended on 04.03.2017) «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» and Order #1705n «On the procedure for organizing medical rehabilitation» (as of 29.12.2012) and Order #258 «On improving rehabilitation assistance to children with disabilities and people with disabilities since childhood» (as of 14.08.2002) issued by the Ministry of Health of the Russian Federation. However, it is worth noting that the mentioned legal documents are quite general. The equipment and procedures for rehabilitation do not fully correspond to the rehabilitation needs of children requiring upper limbs prosthetics. Specialists working with a child at different stages of rehabilitation are rather limited. Time window recommended for attendance of medical specialist is pretty narrow, thus it creates an obstacle to the individual and comprehensive approach to rehabilitation. There are no clinical recommendations for practitioners on specific and evidence-based algorithms for rehabilitation of this category of patients. Therefore, regulation of the area has several gaps and shortcomings. Currently, the system of rehabilitation is undergoing a reform phase, which allows us to hope that the problems of legislative regulation of rehabilitation processes during prosthetics will also be eliminated.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ТРЕБУЮЩИМ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: ОБЗОР НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202001-02011-016

СТАНДАРТИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ТРЕБУЮЩИМ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: ОБЗОР НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Организационно-правовые подходы к оказанию медицинской реабилитации и защите прав детей, требующих протезирования верхних конечностей, регламентируются как международными договорами Российской Федерации, так и внутренними законодательными актами. Основными внутренними регуляторными документами являются Конституция Российской Федерации, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а также приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке организации медицинской реабилитации» от 29.12.2012 № 1705н и «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» от 14.08.2002 № 258. Вместе с тем вышеперечисленные организационно-правовые документы носят достаточно общий характер. Оснащение и порядок организации реабилитации не в полной мере соответствует реабилитационным потребностям детей, требующих протезирования верхних конечности. Круг специалистов, работающий с ребенком на разных этапах реабилитации ограничен. Узкая регламентация времени, отведенного на прием теми или иными специалистами, создает препятствие для реализации индивидуального и комплексного подхода к реабилитации. Отсутствуют клинические рекомендации для практикующих специалистов по конкретным и научно-обоснованным алгоритмам работы с данной категорией пациентов. Таким образом, в регулировании данной отрасли есть ряд проблем и недоработок. В настоящее время система оказания реабилитационной помощи проходит этап реформировании, что позволяет надеяться на то, что проблемы законодательного регулирования реабилитационных процессов при протезировании также будут устранены. Ключевые слова: протезирование, реабилитационная помощь, законодательная база, организационно-правовые подходы

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

STANDARDIZATION OF MEDICAL REHABILITATION FOR CHILDREN REQUIRING UPPER LIMBS PROSTHESIS: REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK OVERVIEW (A LITERATURE REVIEW)

Procedural and legal approaches to the provision of medical rehabilitation and the protection of the rights of children requiring upper limbs prosthetics are regulated by international treaties of the Russian Federation and internal legislative acts. The main internal documents are the Constitution of the Russian Federation, the Program of State Guarantees for the free provision of medical care to citizens and Federal Law #323-FZ (as amended on 04.03.2017) «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» and Order #1705n «On the procedure for organizing medical rehabilitation» (as of29.12.2012) and Order #258 «On improving rehabilitation assistance to children with disabilities and people with disabilities since childhood» (as of 14.08.2002) issued by the Ministry of Health of the Russian Federation. However, it is worth noting that the mentioned legal documents are quite general. The equipment and procedures for rehabilitation do not fully correspond to the rehabilitation needs of children requiring upper limbs prosthetics. Specialists working with a child at different stages of rehabilitation are rather limited. Time window recommended for attendance of medical specialist is pretty narrow, thus it creates an obstacle to the individual and comprehensive approach to rehabilitation. There are no clinical recommendations for practitioners on specific and evidence-based algorithms for rehabilitation of this category of patients. Therefore, regulation of the area has several gaps and shortcomings. Currently, the system of rehabilitation is undergoing a reform phase, which allows us to hope that the problems of legislative regulation of rehabilitation processes during prosthetics will also be eliminated. Key words: prosthetics, rehabilitation assistance, legal framework, institutional and legal approaches, literature review

А.С. Кузякина

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Высшая школа управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Москва, Россия

Kuzyakina AS

Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia

The author declares no competing interests.

Организационно-правовые подходы к оказанию медицинской реабилитации и защите прав детей, требующих протезирования верхних ко -нечностей, в России регламентируются общепризнанными принципами и нормами международного права, а также в рамках международных договоров Российской Федерации [1—10]. Данные декларации, правила, уставы, конвенции и пакты обязательны к исполнению, но носят достаточно обобщенный характер, в связи с этим рассмотрим непосредственно российское законодательство, касающееся данного вопроса.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации у каждого гражданина нашей страны есть право на охрану здоровья [11]. Согласно действующей программе государственных гарантий медицинская реабилитация входит в состав базовой программы ОМС и должна оказываться бесплатно [12]. Важно отметить, что понятие «медицинская реабилитация» появилось в нормативно-правовых документах не так давно. До 2011 г. активно применялись такие термины как «долечивание», «восстановительная медицина», «реабилитация». Определение термина «медицинская реабилитация» представлено в статье 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ [13].

Каждый вид вмешательства требует законодательно закрепленного порядка оказания помощи. Вопросы организации медицинской реабилитации регламентированы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 1705н [14]. Его исполнение является обязательным на всей территории Российской Федерации вне зависимости от ведомственного подчинения конкретной медицинской организации и его организационно-правовой формы. В соответствии с этим документом медицинская реабилитация может быть реализована как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Выделяется три этапа медицинской реабилитации.

Первый этап проводится в острый период заболевания и реализуется в отделениях интенсивной терапии и реанимации по профилю основного заболевания.

Второй — ориентирован на ранний восстановительный и последующие периоды.

Третий — осуществляется при наличии реабилитационного потенциала, подтвержденного

данными обследований, и проводится в амбулаторных условиях в кабинетах или отделениях ЛФК, физиотерапии, логопедии (кабинет учите -ля-дефектолога), психологии и психотерапии, мануальной терапии, реабилитации.

Необходимо отметить, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 1705н предусмотрена возможность оказания помощи по медицинской реабилитации в выездной форме. Кроме того, данным документом определены штатные нормативы, стандарты оснащения, порядок организации реабилитации при тех или иных состояниях.

Пациенты выбранной категории относятся к группе больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основная задача реабилитации детей после протезирования — обучение использованию протеза в игровой и бытовой деятельности, создание необходимой мотивации и адаптация к изделию. Анализ порядка организации медицинской реабилитации показал, что реабилитационный стационар для пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата не несет функции обучения использованию техническими средствами реабилитации (протезами) [14]. Для пациентов, требующих протезирования, необходима тренировка бытовых навыков в эрготерапевтической квартире и/или игровые предметы в соответствии с международными протоколами реабилитации детей после протезирования. Однако стандартом оснащения подобное оборудование не предусмотрено. Перечень примерного оборудования, инструкций по применению и помещений для осуществления процесса реабилитации именно в отношении детского населения определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 августа 2002 № 258 «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» [15]. Однако данный документ также не содержит необходимого для детей, требующих протезирования оборудования и помещений.

Важным аспектом, оказывающим значительное влияние на качество оказываемой помощи, является формирование кадрового резерва, а также законодательное регулирование права на осуществление медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация». Перечень специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, регламентирован приказом Министер-

ства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 1705н. Так, для реализации реабилитационных мероприятий в рамках медицинской реабилитации применяется междисциплинарный подход включающий в себя взаимодействие различных специалистов: врача по медицинской реабилитации, специалистов по профилю оказываемой медицинской помощи, врача и инструктора-методиста ЛФК, врача-терапевта или врача-педиатра участкового, радиотерапевта, физиотерапевта, педагога-дефектоло-га, рефлексотерапевта, врача клинической лабораторной диагностики, медицинского психолога, рентгенолога, мануального терапевта, врача функциональной диагностики, логопеда, сурдо-лога-оториноларинголога, травматолога-ортопеда, психиатра, врача ультразвуковой диагностики, психотерапевта, специалиста в области социальной работы [14]. В состав реабилитационной команды стационарного отделений медицинской реабилитации для пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата входит заведующий отделением, а количество должностей других специалистов определяется в зависимости от количества коек в отделении. Необходимо отметить, что количество должностей таких специалистов как врач-физиотерапевт, врач-рефлексотерапевт, медицинский психолог, инструктор ЛФК не регламентировано и «устанавливается в порядке и по нормативам соответствующих структурных подразделений медицинской организации».

В центре медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата в штат входят — главный врач, директор, заведующий дневным стационаром, врач-методист и логопед; остальные специалисты — в зависимости от количества коек, часть должностей устанавливается также в рамках структурных подразделений организации.

Подобная ситуация наблюдается и при организации санаторно-курортного лечения. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 мая 2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» на этапе реабилитации обязательно присутствуют лишь главный врач, заместитель главного врача, главная медицинская сестра, врач ЛФК, инструктор ЛФК [16]. Остальные специалисты с высшим медицинским образованием присоединяются при ре-

ализации определенного количества мест размещения. Таким образом определяется наличие педиатра, специалиста по профилю оказываемой медицинской помощи, физиотерапевта.

Как было указано выше, третий этап медицинской реабилитации реализуется в амбулаторных условиях, например, в отделениях или кабинетах медицинской реабилитации, физиотерапии, лечебной физической культуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, медицинской психологии, кабинетах логопеда (учителя-дефектолога). Для работы амбулаторного отделения реабилитации на законодательном уровне закреплено наличие заведующего отделением, врача лечебной физической культуры, врача мануальной терапии, инструктора по трудовой терапии, учителя-дефектолога, музыкального работника, логопеда только при определенном числе врачей, коек или прикрепленного населения. Наличие и количество всех остальных специалистов регламентировано внутренними актами медицинской организации.

Таким образом, круг специалистов, работающих с ребенком на разных этапах реабилитации, ограничен. В поликлинике без дневного стационара с ребенком может работать только врач ЛФК (и то, только при наличии 20 врачей других специальностей), но в состав которых точно не войдет эрготерпевт, а включать психолога в штат или нет медицинская организация решает самостоятельно.

Необходимо отметить, что приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» четко регламентирует время на проведение лечебной гимнастики пациенту с нарушением функции опорно-двигательного аппарата — до 25—35 мин и консультативный прием врача ЛФК — 20 мин [17]. При таких временных ограничениях сложно реализовать индивидуальный и комплексный подход к реабилитации с учетом состояния и качества жизни пациентов.

Учитывая, что при оптимальной организации помощи для создания и реализации индивидуальной программы реабилитации с ребенком должна работать команда специалистов, важно выделить координирующее звено данного процесса. Среди перечисленных выше специалистов роль «дирижера» отведена специалисту по ме-

дицинской реабилитации. Именно он, учитывая особенности ребенка и запросы семьи, должен индивидуально для каждого случая подобрать команду врачей и другого персонала, совместно с семьей сформулировать цели реабилитации и ко -ординировать работу по их достижению. Должность «специалист по медицинской реабилитации» введена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 N° 1183н [18]. Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации» введен лишь в 2018 г., в связи с чем специалистов, прошедших обучение, на сегодняшний день немного [19].

Как известно, медицинская помощь в России организуется и оказывается не только в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, но и на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи [13]. Однако разработанные стандарты и порядки носят общий характер. Конкретные алгоритмы и клинические рекомендации, описывающие оказание медицинской помощи детям, требующих протезирования верхних конечностей, не разработаны. Среди научной и методической литературы, касающейся данного вопроса, доступен лишь справочник по медико-социальной экспертизе лиц до 18 лет [20]. Он содержит описание врожденных состояний и заболеваний верхних конечностей, при которых необходимо протезирование, клинические признаки, необходимые обследования для прохождения медико-социальной экспертизы, критерии инвалидности, а также общие рекомендации по реабилитации. В справочнике указано, что всем детям, которым требуется протезирование, показана и медицинская реабилитация. В комплекс мероприятий по профилю медицинской реабилитации в соответствии со справочником входит: восстановительная терапия (массаж, ЛФК, физиопроцедуры); соци-ально-средовая реабилитация, социально-бытовая адаптация, санаторно-курортное лечение, динамическое наблюдение врача травматолога-ортопеда в некоторых случаях — реконструктивная хирургия. Однако справочник не дает точного представления о сроках начала тех или иных мероприятий, их периодичности, объеме и необходимом оборудовании. Организации и структуры, ответственные за реализацию восстановительного лечения также не представлены.

Краткий сравнительный анализ российской и английской нормативной правовой базы в области реабилитации показал, что руководства по реабилитации Великобритании приводят конкретные и наглядные схемы, которые помогают как органам местного самоуправления, так и семье ребенка разобраться с правами и обязанностями, а также последовательностью действий [21—23]. Каждая схема иллюстрирует не только алгоритм действий, но и указывает все временные рамки. Российские нормативные правовые документы достаточно сложные для понимания практикующих врачей и, тем более, родителей — структурированные блоки, схемы, таблицы, адаптированная терминология в них отсутствуют.

Таким образом, правовые и организационные вопросы медицинской реабилитации и защиты прав детей, требующих протезирования верхних конечностей, регламентируются в соответствие как с международными договорами Российской Федерации, так и внутренними законодательными актами. Вместе с тем в регулировании данной отрасли есть ряд проблем и недоработок. Основные внутренние регуляторные документы достаточно часто носят общий характер. Оснащение и порядок организации медицинской реабилитации не в полной мере соответствуют реабилитационным потребностям детей, требующих протезирования верхних конечности. Круг специалистов, работающий с ребенком на разных этапах реабилитации, ограничен. Узкая регламентация времени, отведенного на прием теми или иными специалистами, создает препятствие для реализации индивидуального и комплексного подхода к реабилитации. Также отсутствуют клинические рекомендации для практикующих специалистов и научно-обоснованные алгоритмы работы с данной категорией пациентов.

В настоящий момент система оказания реабилитационной помощи проходит этап реформирования, что позволяет надеяться на то, что проблемы законодательного регулирования в данной области будут устранены.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Universal Declaration of Human Rights, adopted and proclaimed by UN General Assembly Resolution 217 A (III) on 10 December 1948. Cited 31.10.2019. Available from: https://www.un.org/en/universal-declaration-human-rights/.

2. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly Resolution 2200A (XXI) of 16 December 19666, entry into force 3 January 1976, in accordance with article 27. Cited 31.10.2019. Available from: https://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/ cescr.aspx.

3. International Covenant on Civil and Political Rights. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly Resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966, entry into force 23 March 1976, in accordance with Article 49. Cited 31.10.2019. Available from: https:// www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx.

4. Constitution of the World Health Organization (WHO), adopted in New York on July 22, 1946. Cited 31.10.2019. Available from: https://www.who.int/governance/eb/ who_constitution_en.pdf.

5. Declaration of the Rights of the Child (1959). G.A. res. 1386 (XIV), 14 U.N. GAOR Supp. (No. 16) at 19, U.N. Doc. A/4354. Cited 22.01.2020. Available from: http:// www.cirp.org/library/ethics/UN-declaration/.

6. Declaration on the Rights of the Mentally Handicapped. Proclaimed by General Assembly Resolution 2856 (XXVI) of 20 December 1971. Cited 31.10.2019. Available from: https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/ RightsOfMentallyRetardedPersons.aspx

7. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. Proclaimed by General Assembly Resolution 3447 (XXX) of 9 December 1975. Cited 31.10.2019. Available from: https:// www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/RightsOfDis-abledPersons.aspx.

8. Convention on the Rights of the Child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly Resolution 44/25 of 20 November 1989, entry into force 2 September 1990, in accordance with article 49. Cited 31.10.2019. Available from: https://www.ohchr.org/ en/professionalinterest/pages/crc.aspx.

9. World Declaration on the Survival, Protection and Development of Children (Resolution of the UN General Assembly of 30 September 1990). Cited 31.10.2019. Available from: https://www.unicef.org/wsc/declare.htm.

10. Standard Rules for Equal Opportunities for Persons with Disabilities (Resolution of the UN General Assembly of

20 December 1993 (Resolution 48/96 annex). Cited 31.10.2019. Available from: https://www.un.org/develop-ment/desa/disabilities/standard-rules-on-the-equalization-of-opportunities-for-persons-with-disabilities.html

11. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным Голосованием 12.12.1993) (С Учетом Поправок, Внесенных Законами РФ О поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступно по http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (With Amendments Introduced by the Laws of the Russian Federation On Amendments to the Constitution of the Russian Federation: Federal Law No. 6-FKZ dated 30 December 2008, Federal Law dated No. 7-FKZ 30 December 2008, Federal Law No. 2-FKZ dated 05 February 2014, Federal Law No. 11-FKZ dated

21 July 2014]. [cited 31.10.2019]. Available from: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/. Russian.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Доступно по https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71729300/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Decree No. 1492 of the Government of the Russian Federation of 08 December 2017 «On the program of state guarantees of free medical care for citizens for 2018 and for the planning period 2019 and 2020»]. [cited 31.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71729300/. Russian.

13. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Federal Law No. 323-FZ of 21 November 2011 (as amended on 03 April 2017) «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation»]. [cited 31.10.2019]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Russian.

14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации». Доступно по http:// base.garant.ru/70330294/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 1705n of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 29 December 2012 «On the procedure for organizing medical rehabilitation»]. [cited 31.10.2019]. Available from: http://base.garant.ru/70330294/. Russian.

15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.08.2002 г. № 258 «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства». Доступно по http://www.alppp.ru/ law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-strahovanie/87/ prikaz-minzdrava-rf-ot-14-08-2002—258.html. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 258 of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 14 August 2002 «On improving rehabilitation assistance to children with disabilities and people with disabilities since childhood.»]. [cited 31.10.2019]. Available from: http://www.alppp.ru/ law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-strahovanie/87/ prikaz-minzdrava-rf-ot-14-08-2002—258.html. Russian.

16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 г. № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения». Доступно по https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71327710/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 279n of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 05 May 2016 «On approval of the Procedure for organizing spa treatment»]. [cited 31.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71327710/. Russian.

17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». Доступно по http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101251/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 337 of the Ministry of Health of the Russian Federation of 20 August 2001 «On measures for the further development and im-

provement of sports medicine and physiotherapy exercises.»]. [cited 31.10.2019]. Available from: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_101251/. Russian.

18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Доступно по http:// base.garant.ru/70344038/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 1183n of the Ministry of Health of the Russian Federation of 20 December 2012 «On the approval of the nomenclature of positions of medical workers and pharmaceutical workers»]. [cited 31.10.2019]. Available from: http://base.garant.ru/70344038/. Russian.

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2018 г. № 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»». Доступно по https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71954304/. Ссылка активна на 31.10.2019. [Order No. 572n of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 03 September 2018 «On approval of the professional standard «Specialist in medical rehabilitation»]. [cited 31.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71954304/. Russian.

20. Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие. Под редакцией В.Г. Помникова, Г.О. Пениной, О.Н. Владимировой. СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. 281 с. [The methodology of medical and social examination and the formation of conclusions on rehabilitation measures in children: a methodological guide.] Pomnikova VG, Penina GO, Vladimirova ON, editors. St.Petersburg: SPbIUVEK Ministry of Labor of Russia, 2014. 281 p. Russian.

21. National Service Framework for Children, Young People and Maternity Services, England, 2004. Cited 22.01.2020. Available from: https://www.gov.uk/government/publica-tions/national-service-framework-children-young-people-and-maternity-services.

22. Department for Education and Department of Health (2015). Special educational needs and disability code of practice 0-25 years. Cited 22.01.2020. Available from: https:// assets.publishing.service.gov.uk.

23. Department for Education and Skills (2007). Aiming high for disabled children. Cited 31.10.2019. Available from: https://councilfordisabledchildren.org.uk.

Поступила/Received: 02.11.2019 Принята к опубликованию/Accepted: 20.12.2019

Сведения об авторе:

Кузякина Алина Сергеевна — аспирант Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, дом 28, стр. 2. Тел. +7(916)238-11-44. E-mail: Alina.bolshova@inbox.ru. ORCID: 0000-0002-4907-6482

About the author:

Alina S. Kuzyakina — Doctoral Student, Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str. 28, bldg. 1. Tel.: +7(916)238-11-44. E-mail: Alina.bolshova@inbox.ru. ORCID: 0000-0002-4907-6482

Для цитирования: Кузякина А.С. Стандартизация реабилитационной помощи детям, требующим протезирования верхних конечностей: обзор нормативного правового регулирования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 1-2: 11-16. DOI: 10.26347/1607-2502202001-02011-016.

For citation: Kuzyakina AS. Standardization of medical rehabilitation for children requiring upper limbs prosthesis: regulatory and legal framework overview (a literature review). Health Care Standardization Problems. 2020; 1-2: 11-16. DOI: 10.26347/16072502202001-02011-016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.