Научная статья на тему 'Специальная оценка условий труда в медицинских организациях'

Специальная оценка условий труда в медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / SPECIAL EVALUATION OF WORKING CONDITIONS / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MEDICAL ORGANIZATION / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION / РАБОТНИК / EMPLOYEE / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / OCCUPATIONAL DISEASES / MEDICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боговская Елизавета Алексеевна, Александрова Оксана Юрьевна, Насырова Аймара Наилевна

Рассматривается вопрос организационно-правового обеспечения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в том числе в медицинских организациях. Определяются права и обязанности работника и работодателя при проведении мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на медицинский персонал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL EVALUATION OF WORKING CONDITIONS IN MEDICAL ORGANIZATIONS

The article highlights the issue of organizational and legal support for a special assessment of working conditions in the workplace, including in medical organizations. The rights and duties of the employee and the employer are defined when carrying out activities to identify harmful and (or) hazardous factors in the work environment and the labor process and assess the level of their impact on medical personnel.

Текст научной работы на тему «Специальная оценка условий труда в медицинских организациях»

ёо1: 10.26347/1607-2502201711-12017-022

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е.А. Боговская, О.Ю. Александрова, А.Н. Насырова

ГБУЗ МО Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Рассматривается вопрос организационно-правового обеспечения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в том числе в медицинских организациях. Определяются права и обязанности работника и работодателя при проведении мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на медицинский персонал.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда, медицинские работники, медицинские организации, средства индивидуальной защиты, организационно-правовое регулирование, работник, работодатель, здоровье, профессиональные заболевания

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

SPECIAL EVALUATION OF WORKING CONDITIONS IN MEDICAL ORGANIZATIONS

E.A. Bogovskaia, O.Yu. Aleksandrova, A.N. Nasirova

State Budgetary Healthcare Institution of Moscow Region «Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky», Moscow, Russia Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Postgraduate Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

The article highlights the issue of organizational and legal support for a special assessment of working conditions in the workplace, including in medical organizations. The rights and duties of the employee and the employer are defined when carrying out activities to identify harmful and (or) hazardous factors in the work environment and the labor process and assess the level of their impact on medical personnel.

Keywords: special evaluation of working conditions, medical staff, medical organization, personal protective equipment, organizational and legal regulation, employee, employer, health, occupational diseases

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Всемирная ассамблея здравоохранения в резолюции WHA60.26 «Здоровье работающих: глобальный план действий» призвала государства-члены «предпринимать действия, направленные на обеспечение полного охвата всех работающих основными мероприятиями и базовыми услугами в области гигиены труда в целях первичной профилактики профессиональных заболеваний и травм» [1].

По данным ВОЗ, активные в экономическом отношении люди проводят на работе в среднем приблизительно треть своего времени. Занятость и условия работы оказывают большое влияние на равноправие в области здоровья. Хорошие условия работы могут создавать социальную защиту и статус, а также возможности для личного развития и защиту от физических и психосоциальных посягательств. Они также позволяют улучшать социальные отношения и самоуважение работающих и положительно воздействуют на здоровье.

Здоровье работающих людей является важной предпосылкой семейного дохода, производительности и экономического развития. Поэтому восстановление и поддержание способности к труду являются важной функцией служб здравоохранения. Риски для здоровья на рабочем месте вызывают профессиональные заболевания, которые могут усугубить другие проблемы со здоровьем. Условия занятости, вид работы и место в трудовой иерархии также оказывают влияние на здоровье.

Помимо медицинской помощи общего характера, все работающие, и в особенности те, кто работает в условиях значительного риска, нуждаются в службах охраны здоровья, которые могут оценивать и снижать уровень подверженности профессиональным рискам, а также занимаются проведением медицинского наблюдения в целях раннего выявления профессиональных заболеваний и травм.

Большинство стран теряют от 4 до 6% валового национального продукта по причине проблем здоровья, связанных с работой ВОЗ [2].

В Российской Федерации для обеспечения безопасности работников предусмотрен единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их факти-

ческих значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников — специальная оценка условий труда (СОУТ).

Данный аспект регламентируется законодательством РФ. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет, что предметом регулирования данного акта являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда [3].

Вышеуказанный документ устанавливает правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Регулирование СОУТ осуществляется также Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормы, регламентирующие СОУТ и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса РФ [4] и Федерального закона № 426-ФЗ [3].

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора [3].

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

При проведении СОУТ работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям,

установленным законодательством (в том числе, ст. 19 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ);

4) обжаловать в установленном порядке, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ [3] работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 вышеуказанного акта, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В ст. 5 Федерального закона 426-ФЗ [3] закреплены права и обязанности работника в связи с проведением СОУТ.

Работник вправе:

1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факто-

ров и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В ст. 6 Федерального закона 426-ФЗ [3] предусмотрены права и обязанности организации, проводящей СОУТ.

Учитывая положения данной статьи, организация, проводящая СОУТ, вправе:

1) отказаться в порядке, установленном Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая СОУТ, обязана:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным законодательством РФ;

3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредставление работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором;

5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности.

Дальнейшее толкование регламентации данного вопроса дает акт исполнительной ветви власти — Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 [5]. Данный нормативно-правовой документ утверждает прилагаемый перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.

Согласно перечню, специальная оценка условий труда предусмотрена в отношении рабочих мест отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.

Также специальная оценка определена для рабочих мест медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).

Рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут ока-

зывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, тоже входят в данный перечень.

Эта норма распространяется и для рабочих мест медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения:

• в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, кабинетах, лечебно-производственных (трудовых) мастерских) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами;

• в детских психиатрических, психоневрологических лечебно-профилактических медицинских организациях, в том числе в домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушениями психики, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, отделах, кабинетах) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, кроме предназначенных для лечения детей с поражением центральной нервной системы без нарушения психики, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, образовательных организациях, осуществляющих обучение умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями, образовательных организациях, структурные подразделения которых реализуют образовательные программы для умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями;

• в клиниках (клинических отделениях) научных (научно-исследовательских) организаций и образовательных организаций высшего образования, оказывающих психиатрическую помощь;

• в бюро медико-социальной экспертизы (экспертные составы главного бюро медико-социальной экспертизы, экспертные составы Федерального бюро медико-социальной экспертизы, образованные для освидетельствования лиц с психическими расстройствами). Особенности проведения СОУТ на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников определены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 апреля 2015 г. №250н [6].

Данный акт закрепляет особенности проведения СОУТ на рабочих местах:

— отдельных категорий медработников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;

— медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);

— медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда;

— медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

На основании вышеизложенного установлено, что на данный момент, предусмотрено организационно-правовое регулирование специальной оценки условий труда, что способствует реализации социальных прав лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Резолюция WHA 60.26 «Здоровье работающих: Глобальный план действий». Доступно по: http:// www.who.int/occupational_health/WHO_health_assembly_ ru_web.pdf. Ссылка активна на 20.10.2017.

2. ВОЗ. Доступно по: //http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs389/ru/. Ссылка активна на 20.10.2017.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Доступно по: http://base.garant.ru/70552676/. Ссылка активна на 20.10.2017.

4. Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ http:// base.garant.ru/12125268/. Ссылка активна на 20.10.2017.

5. Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». http://base.garant.ru/70640920/. Ссылка активна на 20.10.2017.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 апреля 2015 г. № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда». Доступно по: http://base.garant.ru/71034848/. Ссылка активна на 20.10.2017.

Поступила 09.11.2017 Принята к опубликованию 13.11.2017

REFERENCES

1. Rezolyutsiya WHA 60.26 «Zdorovye rabotayushchikh: Globalnyi plan deistvii» [Resolution WHA 60.26 on «Workers' Health: the Global Plan of Action»]. Available at: http://www.who.int/occupational_health/WHO_health_ assembly_ru_web.pdf. Accessed on October 20, 2017.

2. VOZ. [WHO]. Available at: //http://www.who.int/media-centre/factsheets/fs389/en/. Accessed on October 20, 2017.

3. Federalnyy zakon ot 28 dekabrya 2013 g. N 426-FZ «O spetsialnoy otsenke usloviy truda» [Federal Law of December 28, 2013 N 426-FZ «On the Special Assessment of Working Conditions»]. Available at: http://base.garant.ru/ 70552676/. Accessed on October 20, 2017.

4. Trudovoy kodeks ot 30 dekabrya 2001 g. N 197-FZ/. [The Labor Code of December 30, 2001 N 197-FZ]. Available at: http://base.garant.ru/12125268/. Accessed on October 20, 2017.

5. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 14 aprelya 2014 g. N 290 «Ob utverzhdenii perechnya rabochikh mest v or-ganizatsiyakh. osushchestvlyayushchikh otdelnyye vidy deyatelnosti. v otnoshenii kotorykh spetsialnaya otsenka usloviy truda provoditsya s uchetom ustanavlivayemykh upolnomochennym federalnym organom ispolnitelnoy

vlasti osobennostey». [Decree of the Government of the Russian Federation of April 14, 2014 N 290 «On approval of the list of workplaces in organizations that carry out certain types of activities in respect of which a special assessment of working conditions is carried out taking into account the specifics established by the authorized federal executive body»]. Available at: http://base.garant.ru/ 70640920/. Accessed on October 20, 2017.

toroy mogut okazyvat vozdeystviye sredstva izmereniy. is-polzuyemyye v khode provedeniya spetsialnoy otsenki us-loviy truda«. [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of April 24, 2015 N 250n «On the approval of the special assessment of working conditions in the workplaces of certain categories of medical workers and a list of medical equipment (apparatus, instruments, equipment) normal operation of which may be influenced by measuring instruments used during the special assessment of working conditions»]. Available at: http://base.garant.ru/71034848/. Accessed on October 20, 2017.

6. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 24 aprelya 2015 g. N 250n «Ob utverzhdenii osobennostey provedeniya spetsialnoy otsenki usloviy truda na rabochikh mestakh otdelnykh kategoriy meditsinskikh rabotnikov i perechnya meditsinskoy apparatury (apparatov. priborov. oborudovaniya). na normalnoye funktsionirovaniye ko-

Received on 09.11.2017 Accepted for publication on 13.11.2017

Сведения об авторах:

Боговская Елизавета Алексеевна — канд. мед. наук, врач, юрист, заместитель декана ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Москва, ул. Щепкина 61/2. Тел. +7-926-162-46-63. E-mail: [email protected].

Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, профессор, заместитель директора ГБУЗ МО МОНИКИ по учебной работе — декан ФУВ МОНИКИ. Москва ул. Щепкина 61/2. Тел.: +7-903-163-06-05. E-mail: [email protected]

Насырова Аймара Наилевна — врач, юрист, соискатель кафедры организационно-правового обеспечения медицинской деятельности и фармацевтической деятельности с курсом клинической фармакологии ГБУЗ МО МОНИКИ. Москва ул. Щепкина 61/2. Тел.: +7-903-578-08-63. E-mail: [email protected].

About the authors:

Bogovskaya E.A. — Cand. Sc. (Medicine), physician, lawyer, Deputy Dean of the Faculty of Advanced Physicians of MONIKI named after M.F. Vladimirsky; Associate Professor of the Chair of Health and Public Health Organization of the FSBEI FPE RMACPE of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Shchepkina street 61/2. Tel. +7-926-162-46-63. E-mail: [email protected]

Aleksandrova Oksana Y. — D. Sc. (Medicine), Professor, Deputy Director MONIKI named after M.F. Vladimirsky — Dean of the Faculty of Advanced Physicians of MONIKI. Moscow, Shchepkina st., 61/2. Tel.: +7-903-163-06-05. E-mail: [email protected]

Nasyrova Aimara N. — physician, lawyer, competitor of the Chair of Organizational and Legal Support of Medical Activities and Pharmaceutical Activities with the course of Clinical Pharmacology of SBHI MO MONIKI. Moscow, Shchepkina st., 61/2. Tel.: +7-903-578-08-63. E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.