Научная статья на тему 'Памятка для руководителя организации по специальной оценке условий труда'

Памятка для руководителя организации по специальной оценке условий труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кошечкин Ю.В.

Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятка для руководителя организации по специальной оценке условий труда»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

УДК 658.386.3

ПАМЯТКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

г*

Кошечкин Ю.В.,

ст. науч. сотр. отдела инноваций и научно-образовательных проблем ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ

Аннотация: Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Ключевые слова: Специальная оценка условий труда, вредные условия труда, охрана труда.

Abstract: The comment to the Federal law of the Russian Federation from December, 28th, 2013 № 426-FL «About a special estimation of working conditions».

Keywords: Special estimation of the working conditions, harmful working conditions, labour safety.

С января 2014 года радикально изменилось законодательство в области охраны труда. Вступил в силу новый Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», внесены серьезные изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, в законодательство по охране труда и пенсионное законодательство. Готовы к принятию и в ближайшее время будут приняты десятки нормативных правовых актов в сфере охраны труда и льготного пенсионного обеспечения. Изменения затронут всех работодателей: от небольших организаций непроизводственной сферы до крупных промышленных предприятий, экономическая заинтересованность и административная ответственность которых будут повышены. Появятся новые возможности для усиления роли профсоюзных организаций. Реформирование законодательства непосредственно отразится и на работниках.

Для аттестующих организаций переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда (СОУТ) потребует серьезной подготовки и перестройки своей работы. Конкретизированы требования к организациям, проводящим СОУТ, повышена их ответственность и ответственность экспертов, расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалиста - эксперт организации проводящей СОУТ, к профессиональной подготовке, стажу работы, знаниям, навыкам которого предъявляются повышенные требования.

Важнейшими изменениями, которые вступили в силу с 2014 года, являются:

- переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда (СОУТ), что предусматривает в отличие от аттестации рабочих мест:

- новые критерии классификации условий труда;

- обязательность проведения СоУт на всех рабочих местах, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

- введение новой процедуры «идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов», по результатам которой работодатель вправе декларировать соответствие условий труда

государственным нормативным требованиям охраны труда;

- обязательность проведения измерений опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в соответствующие списки, в соответствии с которыми предоставляются компенсации, в том числе и в списки № 1 и № 2 для льготного пенсионного обеспечения;

- установление дополнительных особенностей оценки условий труда в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- новый порядок экспертизы качества СОУТ.

- переход от «списочного» принципа предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда к предоставлению гарантий и компенсаций, в том числе и пенсий на льготных основаниях, по результатам СОУТ;

- установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам СОУТ (от 0 до 8%);

- усиление уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда;

- многократное (до 10 раз) увеличение административных штрафов и детализацию нарушений и ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации с введением отдельной административной ответственности работодателя за каждый вид нарушения и административными штрафами от 50 до 200 тысяч рублей за:

- нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение;

- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний;

- необеспечение работника средствами индивидуальной защиты;

- совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение;

- нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ;

- невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда.

- изменение при работе во вредных условиях труда порядка установления продолжительности рабочего времени, продолжительности дополнительного отпуска, льготного пенсионного обеспечения;

- внедрение профессионального стандарта специалиста в области охраны труда;

- введение новой обязанности работодателя: создание и функционирование системы управления охраной труда.

Такое серьезное реформирование законодательства потребует от работодателя, работников, профсоюзных организаций, аттестующих организаций основательной и заблаговременной подготовки. От того, насколько предприятие подготовится к внедрению новых нормативов, во многом будет зависеть экономика предприятия, компенсации работникам, социальный климат в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. О специальной оценке условий труда: Федер.закон [принят РФ 28. 12. 2013 г. № 426-ФЗ] [Электронный ресурс] : URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.12.2013 г. №426 ФЗ «О специальной оценки условий труда» и изменениями в законодательных актах РФ, в том числе связанных с отчислениями в Пенсионный Фонд, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орел ГАУ совместно с Управлением труда и занятости Орловской области проводит однодневные семинары с руководителями муниципальных образований и организаций в г.Орле и районах Орловской области. Семинары проводятся на договорной основе по мере комплектования групп. Стоимость организационных расходов (обучение и методические материалы на СД) на

одного участника 950 рублей. Заявки на участие в семинаре направлять на электронную почту Vniisrs.orelsau@mail.ru Факс: (8 4862) 40-33-11; 55-73-89 Справки по телефону 89107486371 Кошечкин Юрий Васильевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.