УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
УДК 658.386.3
ПАМЯТКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
г*
Кошечкин Ю.В.,
ст. науч. сотр. отдела инноваций и научно-образовательных проблем ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ
Аннотация: Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Ключевые слова: Специальная оценка условий труда, вредные условия труда, охрана труда.
Abstract: The comment to the Federal law of the Russian Federation from December, 28th, 2013 № 426-FL «About a special estimation of working conditions».
Keywords: Special estimation of the working conditions, harmful working conditions, labour safety.
С января 2014 года радикально изменилось законодательство в области охраны труда. Вступил в силу новый Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», внесены серьезные изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, в законодательство по охране труда и пенсионное законодательство. Готовы к принятию и в ближайшее время будут приняты десятки нормативных правовых актов в сфере охраны труда и льготного пенсионного обеспечения. Изменения затронут всех работодателей: от небольших организаций непроизводственной сферы до крупных промышленных предприятий, экономическая заинтересованность и административная ответственность которых будут повышены. Появятся новые возможности для усиления роли профсоюзных организаций. Реформирование законодательства непосредственно отразится и на работниках.
Для аттестующих организаций переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда (СОУТ) потребует серьезной подготовки и перестройки своей работы. Конкретизированы требования к организациям, проводящим СОУТ, повышена их ответственность и ответственность экспертов, расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалиста - эксперт организации проводящей СОУТ, к профессиональной подготовке, стажу работы, знаниям, навыкам которого предъявляются повышенные требования.
Важнейшими изменениями, которые вступили в силу с 2014 года, являются:
- переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда (СОУТ), что предусматривает в отличие от аттестации рабочих мест:
- новые критерии классификации условий труда;
- обязательность проведения СоУт на всех рабочих местах, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
- введение новой процедуры «идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов», по результатам которой работодатель вправе декларировать соответствие условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обязательность проведения измерений опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в соответствующие списки, в соответствии с которыми предоставляются компенсации, в том числе и в списки № 1 и № 2 для льготного пенсионного обеспечения;
- установление дополнительных особенностей оценки условий труда в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- новый порядок экспертизы качества СОУТ.
- переход от «списочного» принципа предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда к предоставлению гарантий и компенсаций, в том числе и пенсий на льготных основаниях, по результатам СОУТ;
- установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам СОУТ (от 0 до 8%);
- усиление уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда;
- многократное (до 10 раз) увеличение административных штрафов и детализацию нарушений и ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации с введением отдельной административной ответственности работодателя за каждый вид нарушения и административными штрафами от 50 до 200 тысяч рублей за:
- нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение;
- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний;
- необеспечение работника средствами индивидуальной защиты;
- совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение;
- нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ;
- невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда.
- изменение при работе во вредных условиях труда порядка установления продолжительности рабочего времени, продолжительности дополнительного отпуска, льготного пенсионного обеспечения;
- внедрение профессионального стандарта специалиста в области охраны труда;
- введение новой обязанности работодателя: создание и функционирование системы управления охраной труда.
Такое серьезное реформирование законодательства потребует от работодателя, работников, профсоюзных организаций, аттестующих организаций основательной и заблаговременной подготовки. От того, насколько предприятие подготовится к внедрению новых нормативов, во многом будет зависеть экономика предприятия, компенсации работникам, социальный климат в коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. О специальной оценке условий труда: Федер.закон [принят РФ 28. 12. 2013 г. № 426-ФЗ] [Электронный ресурс] : URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html.
В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.12.2013 г. №426 ФЗ «О специальной оценки условий труда» и изменениями в законодательных актах РФ, в том числе связанных с отчислениями в Пенсионный Фонд, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орел ГАУ совместно с Управлением труда и занятости Орловской области проводит однодневные семинары с руководителями муниципальных образований и организаций в г.Орле и районах Орловской области. Семинары проводятся на договорной основе по мере комплектования групп. Стоимость организационных расходов (обучение и методические материалы на СД) на
одного участника 950 рублей. Заявки на участие в семинаре направлять на электронную почту [email protected] Факс: (8 4862) 40-33-11; 55-73-89 Справки по телефону 89107486371 Кошечкин Юрий Васильевич