иБК 341.231.14-053.67: 006(04) АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ В УЗБЕКИСТАНЕ (на примере деятельности центров культуры)
Я.Квитков*
Ключевые слова: центры культуры, культура, культурные потребности населения, досуг, правовые основы деятельности, законодательство, оптимизация деятельности, зарубежный опыт, административные реформы, социально-культурная деятельность.
В Новом Узбекистане, одним из главных направлений государственной политики является развитие сферы культуры, реализуются реформы, направленные на дальнейшее развитие национальной культуры Узбекистана, повышение духовно-просветительского уровня народа, сохранение и популяризацию объектов материального и нематериального культурного наследия, обеспечение активной интеграции в мировое культурное пространство.
Можно согласиться с мнением Юлдашевой М.Б. [1, с. 996], согласно которому, культура является важным объектом внимания государства, ведь взаимодействие понятий культура - государство и государство - культура обусловлено их взаимной необходимостью. В процессе взаимоотношений государство создает особенный инструмент воздействия на культуру - культурную политику, которая реализуется через бюджет, законодательство, контроль и т.д.
В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан, каждому гарантируется право на пользование достижениями культуры. Государство заботится о культурном развитии общества [2].
Это означает, что государство создает необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формирует систему организаций и учреждений искусства и культуры; выделяет необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивает проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, готовит квалифицированные кадры; создает гарантии и стимулы художественного творчества, сохраняет традиционную культуру (фольклор, народные промыслы, ремесла).
Одну из ведущих ролей в данном направлении играют центры культуры. Дом (центр) культуры - это центр общественной и культурной жизни людей. Зачастую, центр культуры -это единственное место в районах (городах), где молодежь и люди старшего возраста могут провести свой досуг.
Как отмечает Сафонова П.Н. [3, с. 2], при таких обстоятельствах особую актуальность приобретает исследование деятельности центров культуры как уникальных культурно-досуговых учреждений, социально и территориально приближенных к народной жизни и выполняющих специфические социокультурные функции в общей системе культуры, с целью выявления эффективных средств совершенствования и оптимизации их деятельности.
У нас в стране, центры культуры являются государственными учреждениями при Министерстве культуры Республики Узбекистан, основной деятельностью которых является
*Ярослав Квитков - старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз, юрист 3-го класса. 90
изучение культурных потребностей населения и предоставление различных культурных услуг духовного, образовательного и развлекательного характера.
Центры культуры решают следующие задачи:
- улучшение качества оказываемых населению культурных услуг, обеспечение содержательного проведения свободного времени и удовлетворение культурных потребностей населения, формирование образцовых программ творческих коллективов, воплощающих в себе национальные ценности, обычаи и традиции;
- сохранение и развитие народного творчества и художественной самодеятельности, организация художественных и практических творческих коллективов, групп самодеятельности, создание необходимых условий для их деятельности, а также обогащение творческих процессов на системной основе;
- привлечение детей в кружки, обучение их иностранным языкам, организация курсов «Культура речи», широкая пропаганда всех жанров и направлений народного творчества, любительского искусства и нематериального культурного наследия, а также передача их в первозданном виде будущему поколению;
- организация духовно-просветительских и культурно-массовых мероприятий с деятелями литературы и искусства, профессиональных творческих групп и проведение с их участием творческих встреч и бесед с населением, в частности с молодежью;
- проведение конкурсов, районных (городских) фестивалей народного творчества и зрелищного искусства, выявление талантливой молодежи и поддержка творческой молодежи;
- организация массовых праздников, представлений и народных гуляний, оказание платных услуг в области организации социально-культурного досуга по договорам, заключенным с юридическими и физическими лицами.
Деятельность центров культуры, регулируется Законом Республики Узбекистан от 20 января 2021 года «О культурной деятельности и организациях культуры» [4]. Принятие данного законодательного акта, позволило сформировать единую правовую базу, направленную на регулирование отношений в сфере культуры, создать необходимые правовые механизмы для движения сферы культуры в соответствии с заданным вектором общественного развития.
Наряду с этим, 28 ноября 2018 года, утверждена Концепция дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан [5]. Концепцией предусмотрено укрепление материально-технической базы культурных центров, в том числе на основе государственно-частного партнерства, и дальнейшее совершенствование их деятельности.
В 2019 году, утверждены типовое положение о культурных центрах и основные направления их деятельности [6]. В частности, предусмотрено создание в центрах культуры, творческих кружков по 33 направлениям, студий по 9 направлениям, языковых курсов по 6 направлениям, фан-клубов - 8 направлениям, художественные самодеятельные коллективы -7 направлениям.
Большое и важное значение для культурной сферы, стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» [7], который направлен на повышение уровня оказания населению, услуг культурного отдыха и налаживание для этого на постоянной основе деятельности учреждений культуры во всех регионах республики.
Вместе с тем, несмотря на проведенные реформы в данной сфере, сохраняются ряд недостатков, препятствующих эффективной деятельности центров культуры. В частности:
во-первых, все еще не соответствует современным требованиям материально-техническая база центров культуры, что, в свою очередь, не дает им возможности для полноценной деятельности. Так, в 2019 году, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан [8], в виду неэффективности деятельности, были закрыты 74 центра культуры
91
(в Самаркандской - 17, Кашкадарьинской - 15, Андижанской - 12, Ташкентской - 9, Сурхандарьинской - 8, Ферганской - 8, Наманганской - 5).
Все, вышеуказанные центры, не имели собственных зданий и были расположены либо в зданиях школах, либо в здании махалинских (сельских) сходов граждан.
На январь 2024 года, в стране, из 837 функционирующих центров культуры, около половины - нуждаются в ремонте, либо их здания находятся в аварийном состоянии, либо вообще отсутствуют собственные здания (в таких случаях, центры культуры располагаются либо в школе, либо в зданиях МСГ (ССГ) [9];
во-вторых, одной из проблем в работе районных (городских) центров культуры является невостребованность предлагаемых населению культурно-досуговых программ и услуг. В связи с этим, возникает другая проблема - проблема привлечения людей в центры культуры. Учреждения культуры должны соответствовать современным жизненным реалиям. Общая социокультурная проблема деятельности центров культуры состоит в противоречии между современными культурно-досуговыми запросами и интересами населения, с одной стороны, и реальной практикой работы центров культуры, деятельность которых, не в полной мере соответствует современным социокультурным процессам;
в-третьих, учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что областные управления (районные (городские) отделы) Министерства культуры, ведут недостаточную работу по ориентированию центров культуры на развитие инновационных форм работы с населением, обеспечения культурных потребностей общества;
в-четвертых, по состоянию на 1 января 2024 года, в Республике Узбекистан численность постоянного населения составляет 36,799,728 человек [10] и 837 центров культуры, функционирующих на территории страны, не могут полностью удовлетворить потребности населения, ввиду их недостаточного количества. Например, в Кашкадарьинской области проживает 3,560,6 тысяч человек [11] (на 1 января 2024 года) и функционируют 60 центров культуры, рассчитанные на не более 12 тысяч человек [12]. Из них: 3 - в аварийном состоянии, 12 - нуждаются в ремонте,
2 - отсутствует собственное здание;
в-пятых, во второй главе «Критерии оценки эффективности культурных центров» Положения «О критериях оценки эффективности центров культуры» [13], а также в Показателях критериев оценки эффективности деятельности культурных центров, установлены следующие показатели:
- количество клубов, студий, курсов, кружков по интересам, коллективов художественной самодеятельности, регулярно действующих в центрах культуры в течение года;
- доля внебюджетных средств в общих расходах центров культуры (кроме спонсорских пожертвований);
- количество культурно-просветительских мероприятий, проводимых центрами культуры в течение года, и их значимость;
- количество положительных результатов, достигнутых культурными центрами за год (высокие места, завоеванные на международных и республиканских конкурсах, фестивалях и т.п.);
- состояние сохранности основных средств культурных центров.
- На наш взгляд, отсутствует один из важных показателей деятельности культурных центров - количество людей вовлеченных в деятельность центров культуры и количество людей, посещающих культурно-просветительские мероприятия, проводимые центрами культуры.
Ведь, одними из главных задач деятельности культурных центров - удовлетворение культурных потребностей населения, привлечение детей в кружки, широкая пропаганда всех жанров и направлений народного творчества среди всех слоев населения;
92
в-седьмых, неэффективно реализуется система внешних связей центров культуры с учебными заведениями, организациями, социальными группами и гражданами для привлечения к подготовке и участию в календарных праздниках и мероприятиях, проводимыми центрами культуры;
в-восьмых, зачастую здания центров культуры не обеспечены современными средствами коммуникации, например, доступом к сети Интернет.
Зарубежный опыт. Если проанализировать опыт зарубежных стран, то можно прийти к выводу, что центры культуры, также координируются государственными уполномоченными органами в сфере культуры. Количество функционирующих центров культуры, с учетом проживающего там населения, значительно выше, чем в Узбекистане. Например, в Республике Казахстан, деятельность центров культуры регулируется Законом «О культуре» [14]. Согласно определению статьи 27 данного Закона: «Культурно-досуговые организации - центры повседневного общения (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры народного творчества и другие), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества.
На 1 января 2023 года, в Республике Казахстан действовало 3,102 культурно-досугового учреждения [15]. Данный показатель является весьма неплохим, с учетом того, что население Казахстана составляет 20,014,575 человек (на 1 декабря 2023 года) [16].
В Азербайджане, деятельность культурных центров, также регулируется Законом «О культуре» от 21 декабря 2012 года [17]. На конец 2022 года, в системе министерства культуры функционировало 3,595 центров (клубов) культуры [18]. На начало 2023 года, численность населения Азербайджана составляла 10,127,1 человек [19].
В Латвии, Закон «О культурных центрах» был принят 15 сентября 2022 года [20]. Согласно закону, Центр культуры может быть учрежден, реорганизован и ликвидирован местным самоуправлением. Правовой основой деятельности центров культуры являются закон об учреждениях культуры, закон о нематериальном культурном наследии, закон о праздниках песни и танца и другие законы. На конец 2022 года, в Латвии функционировало 564 культурных центра [21]. На начало 2023 года, в Латвии проживало 1,883 тыс. человек [22]. Можно сделать вывод, что охват населения культурными центрами в Латвии достаточно высокий.
На основе вышеизложенного, можно сформулировать некоторые рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности центров культуры в Узбекистане:
1. Привести в соответствие с современными требованиями материально-техническую базу центров культуры (ремонт фасада здания, отделка внутренних помещений и т.д.), с целью их полноценной деятельности.
2. Принять программу мер, направленную на повышение интереса и привлечения молодежи в центры культуры, в которых они могут заложить базу своей будущей профессии, обучится азам будущей профессии, развить своё творчество.
3. Центрам культуры необходимо активно использовать цифровые технологии в работе с населением, в обеспечении культурных потребностей общества. Целесообразно организовать для сотрудников центров культуры серию тренингов, направленных на повышение их знаний по использованию цифровых технологий в деятельности своих учреждений. Например, создание аккаунтов в социальных сетях, создание собственной онлайн-аудитории, активный выход в онлайн пространство, управление реакцией виртуальной аудитории на новый формат просветительских мероприятий, создание цифрового контента.
4. Разработать и утвердить Стратегию работы центров культуры с социальными сетями, которая будет строиться на понимании миссии учреждения, основных интересов целевой аудитории.
Данная стратегия должна включать: - понимание и определение миссии центра культуры в социальной среде;
93
- определение задач учреждения как вне, так и внутри социальной сети;
- формирование портрета целевой аудитории (основные характеристики группы
целевой аудитории, основные интересы группы целевой аудитории, чем им может
быть полезен центр культуры);
- анализ текущего уровня присутствия учреждения в социальных сетях;
- соотнесение задач центра культуры и возможностей социальных сетей;
- разработка плана-графика продвижения через социальную сеть;
- онлайн взаимодействие с посетителями центра культуры;
- поиск каналов взаимодействия с пользователями в социальной сети;
- отчет о проделанной работе.
5. В Узбекистане, в каждом регионе своя культура, традиции, своё наречие, своё богатое культурное наследие. Особенно, это прослеживается в малых городах и сельской местности. Целевое использование центров культуры для ознакомления культурой и творческими особенностями определенной местности может послужить хорошей инициативой в привлечении как местных туристов, так и туристов из зарубежных стран.
С этой целью, центрам культуры целесообразно проводить рекламные кампании среди населения страны, активную пропаганду среди туристических фирм.
6. Принять программу мер, направленную на строительство новых центров культуры в стране. Так, как существующие 837 центров не могут удовлетворить культурные потребности 36 599,8 тысяч человек населения Узбекистана.
7. Вторую главу «Критерии оценки эффективности культурных центров» Положения «О критериях оценки эффективности центров культуры», а также Показатели критериев оценки эффективности деятельности культурных центров, дополнить критериями в следующей редакции:
- количество людей вовлеченных в деятельность центров культуры; - количество людей, посетивших культурно-просветительские мероприятия, проводимые центрами культуры».
Включение данных критериев, позволит более точно оценить деятельность центров культуры, насколько она является эффективной.
8. Организовать устойчивую систему внешних связей с учебными заведениями, организациями, социальными группами и гражданами для привлечения их к подготовке и участию в календарных праздниках и мероприятиях.
9. В целях дополнительной вовлеченности местного населения в деятельности центров культуры, целесообразно использовать их как площадки для социальных коммуникаций, как места, где могут обсуждаться наиболее волнующие местное население вопросы и проблемы.
10. Подготовку и проведение массовых календарных мероприятий осуществлять на основе интерактивности, с вовлечением публики в импровизационную, совместную социокультурную коммуникацию.
11. Увеличить среди населения проведение конкурсов, смотров личных достижений и выставок местных умельцев по различным видам деятельности: искусства, рукоделия, цветоводства, огородничества, кулинарии, профессиональных и прикладных навыков и умений и т.п., приуроченных к календарным событиям.
12. Проводить world skills - соревнования по профессиональному мастерству.
13. Организовать показ кинофильмов для населения, с предварительным анонсом в социальных сетях и СМИ.
14. Обеспечить здания центров культуры доступом к сети Интернет.
Вывод: Дом (центр) культуры является центром светской культуры и досуга в городах и сельской местности.
Цель деятельности центра культуры - социально-культурное развитие населения в сфере досуга. Изменения, происходящие в жизни и культуре, должны отражаться в
94
деятельности центров культуры. Центры культуры могут осуществлять свою деятельность по различным направлениям художественной, физической, нравственной, эстетической, правовой, национальной, повседневной культуры.
Основная цель проведения административной реформы в данной сфере - оптимизация деятельности центров культуры на основе эффективного использования ресурсов и возможностей социально-культурной деятельности в соответствии с современными социокультурными процессами.
Литература:
1. Юлдашева, М.Б. Вопросы модернизации и совершенствования государственного управления сферы культуры в Узбекистане / М.Б. Юлдашева // Экономика и социум. -2019. - №6(61). - С. 991-997.
2. Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, принята путем всенародного голосования на референдуме Республики Узбекистан, проведенном 30 апреля 2023 года. // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/docs/6445147#6446773.
3. Сафонова, П.Н. Стратегическое развитие учреждений клубного типа: от традиций к инновациям / П.Н. Сафонова // Научная палитра. - 2020. - № 2(28). - С. 1-9.
4. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/docs/5230686.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2018 года № ПП-4038 «Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан». // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/ru/docs/4084932.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2019 года № 264 «Об утверждении нормативно-правовых актов о деятельности центрах культуры». // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/docs/4261690.
7. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://old.lex.uz/docs/4829338.
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2019 года № 263 «О мерах по организации деятельности центров культуры». // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/docs/4262139.
9. Согласно информации Министерства культуры Республики Узбекистан. Электронный ресурс: URL: https://madaniyat.uz/uz/post/?category_id=19.
10. Согласно информации Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Электронный ресурс: URL: https://stat.uz/ru/.
11. Согласно информации Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Электронный ресурс: URL: https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/49735-qashqadaryo-viloy-ati-doimiy-aholisi-sonining-taqsimlanishi-3.
12. Согласно информации Министерства культуры Республики Узбекистан. Электронный ресурс: URL: https://madaniyat.uz/uz/post/ ?category_id=19.
13. Приложение 2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2019 года № 264 «Об утверждении нормативных правовых документов о деятельности культурных центров». // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Электронный ресурс: URL: https://lex.uz/docs/4261685.
14. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III «О культуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.). // Электронная база данных: URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 30081960&pos=861;-28#pos=861;-28
95
15. Согласно информации Бюро национальной статистики РК. // Электронная база данных: URL: https://stat.gov.kz/ru/news/pokazateli-sfery-kultury-v-respublike-kazakhstan-v-2022-godu/?sphrase_id=279647.
16. Согласно информации Бюро национальной статистики РК. // Электронная база данных: URL: https://stat.gov.kz/ru/
17. Электронная база данных законодательства Республики Азербайджан: URL: https://e-qanun.az/framework/25303.
18. Согласно информации Государственного комитета по статистики Республики Азербайджан. // URL: https://www.stat.gov.az/source/education /?lang=en
19. Согласно информации Государственного комитета по статистики Республики Азербайджан. // URL: https://www.stat.gov.az/source/demoqraphy /?lang=en.
20. Правовой портал Латвийской республики. // URL: https://likumi.lv/ta/en/en/id/335863.
21. Официальный статистический портал Латвийской республики. // URL: https://stat.gov.lv/en/statistics-themes/education/culture/tables/kun010-cultural-centres-end-year?themeCode=KU
22. Официальный статистический портал Латвийской республики. // URL: https://data.stat.gov.lv/pxweb/en/OSP_PUB/START__POP__IR__IRD/ IRD070/table/tableViewLayout1/
OZBEKISTONDA MA'MURIYISLOHOTLAR DOIRASIDA MADANIY SOHANITAKOMILLASHTIRISHNING DOLZARB MASALALARI (madaniyat markazlari faoliyati misolida)
Maqolada O'zbekiston Respublikasidagi madaniyat markazlari faoliyati tahlil qilingan. Muallif O'zbekiston Respublikasidagi madaniyat markazlarining tushunchasi, ahamiyati va vazifalarini, shuningdek ularning faoliyatiga oid huquqiy asoslarini ko 'rib chiqqan. O'tkazilgan tahlil asosida madaniyat markazlarining faol harakat qilishiga to'sqinlik qiluvchi bir qator muammolar belgilangan. O'tkazilgan tahlillarva xorijiy tajribani o'rganilishi natijasida tegishli tavsiyalar ishlab chiqilib, ularning mohiyati ma'muriy islohotlar doirasida madaniyat markazlarining faoliyatini samarali bo'lishini tashkil etish va optimallashtirishga yo'naltirilgan tavsiyalar ishlab chiqilgan.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ АДМИНИСТРА ТИВНЫХ РЕФОРМ В УЗБЕКИСТАНЕ (на примере деятельности центров культуры)
В статье проводится анализ деятельности центров культуры в Республики Узбекистан. Автором рассматриваются понятие, значение и задачи центров культуры в Республики Узбекистан, а также правовые основы их деятельности. На основе проведенного анализа, обозначен ряд проблем, препятствующих эффективной деятельности центров культуры. По итогам проведенного анализа и изучения зарубежного опыта, были сформулированы рекомендации, направленные на оптимизацию и организацию эффективной деятельности центров культуры в рамках проведения административных реформ.
TOPICAL ISSUES IMPROVEMENT OF THE CULTURAL SPHERE WITHIN THE FRAMEWORK OF ADMINISTRATIVE REFORMS IN UZBEKISTAN (on the example of activities of cultural centers)
The article analyzes the activity of cultural centers in the Republic of Uzbekistan. The author examines the concept, significance and the tasks of cultural centers in the Republic of Uzbekistan, as well as the legal basis for their activities. On the basis of the analysis, a number ofproblems hindering the effective activity of cultural centers have been identified. Based on the results of the analysis and study of foreign experience, recommendations aimed at optimizing and organizing the effective activity of cultural centers within the framework of administrative reforms were formulated.