Менеджмент. М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Университет, 2014. - с. 357.
7. Федяков, И. В. Износ оборудования - системная проблема всей электроэнергетической отрасли // Электротехнический рынок, 2011. - № 3. - с. 33-35.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ
ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
Слепцова Екатерина Викторовна
К.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Хандримайло Максим Александрович, магистрант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
TOPICAL ISSUES OF REGULATION OF THE NATIONAL SYSTEM OF PAYMENT CARDS Sleptsova Ekaterina, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar Hundrimilo Maxim, graduate student, Kuban state University, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
Целью исследования, проведенного в статье, является рассмотрение вопросов регулирования национальной платежной системы России. Тема представляется особенно актуальной в связи с действием международных экономических санкций против России и ее финансовых институтов. Создание национальной платежной системы направлено на повышение финансовой безопасности государства. Ключевая роль Банка России и грамотное экономико-правовое регулирование должны обеспечить эффективность этой системы.
ABSTRACT
The aim of this study in the article is the consideration of the regulation of the national payment system of Russia. The topic is particularly relevant in connection with the operation of international economic sanctions against Russia and its financial institutions. The creation of a national payment system aimed at enhancing the financial security of the state. A key role of the Bank of Russia and competent economic-legal regulation should ensure the efficiency of the system.
Ключевые слова: национальная платежная система; пластиковые карты; экономическая безопасность; Банк России.
Keywords: national payment system; plastic cards; economic security; the Bank of Russia.
Идея создания и развития национальной системы розничных платежей обсуждается достаточно давно. В документе Центрального банка РФ"Основныенаправле-ния единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг."указывалось, что одним из направлений политики Центрального банка РФбыло создание единой розничной платежной инфраструктуры, национальной системы платежных карт, что необходимо "для обеспечения доступности, эффективности и безопасности розничных платежных услуг"[3]. В 2010 г. Правительство РФ внесло изменения в федеральную целевую программу "Электронная Россия", которые пред-полагаливнедрение универсальной электронной карты (содержащей в себе в том числе платежную функцию), обеспечивающую использование карты в качестве средства доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов НПС, международные и локальные платежные системы. В 2013 г. в Стратегии развития НПС Центральный банк РФзаявил, что будет содействоватьсозда-нию единого розничного платежного пространства (ЕРПП) в РФ, его будущемурасширению на территории других стран - членов ЕЭП, ЕврА з ЭС и СНГ, а в дальнейшем - интеграции созданного ЕРПП с платежным пространством Европейского союза, с целью обеспече-ниявозможности совершения внутристрановых и
трансграничных переводов денежных средствв национальных валютах стран, входящих в ЕРПП, вне зависимости от местонахождения клиентов и обслуживающих их операторов по переводу денежных средств [4].Однако тольков2014 г. была за регистри рована организация ОАО "НСПК" - оператор национальной системы платежных ка рт (НСПК).
Однако практические меры по созданию НСПК были приняты в условиях ухудшившейсягеополитической ситуации, сложившейся в связи с принятиемв состав Российской Федерации Республики Крым. Данное решение привело к введению санкций со стороны США в отношении российских лиц и компаний, в связисчем 21 марта 2014 г. МПС Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт ряда российских банков (ОАО "АБ "РОССИЯ", ОАО "Собинбанк", ОАО "Инвест Капитал Банк", ОАО "СМП Банк"). Заложниками ситуации стали клиенты этих банков - держатели платежных карт: в России для них оказались заблокированными онлайн-платежи и расчеты в магазинах; лица, находившиеся за рубежом, не имели возможности ни снять с карт денежные средства, ни использовать карты для безналичных платежей [2]. 23 марта 2014 г. Visa и MasterCard разблокировали платежные карты ОАО "Инвест Капитал Банк" и ОАО "СМП Банк", однако уже 29 апреля 2014 г. - после введения расширенного санкцион-ного списка США - Visa и MasterCard прекратили обслуживание указанных кредитных организаций.
Так же следует отметить, что МПС и ранее применяли такие санкции. Так, Visa и MasterCard приостанавливали обслуживание карт банков Республики Сер-бияв период косовской войны. В России МПСранее также приостанавливали обслуживание платежных карт во время кризиса 1998 г. В декабре 2010 r. Visa и MasterCard заблокировали добровольные поступления средствв адрес сайта WikiLeaks.
Указанные события показали слабое место НПС -огромную зависимость от МПСв условиях отсутствия НПС, способной обеспечиватьрасчеты, прежде всего международные, посредством банковских карт. Данная ситуация свидетельствует о существовании угроз финансовой безопасности РФ, а тот факт, что она использовалась для политического давления на РФ, говорит об важности проблемы.
Поправки в ФЗ"О национальной платежной системе" были разработаны в кратчайшие сроки и направлены на снижение зависимости от международной платежной системы [5]. Целью созданияНСПК является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств; врамках НСПК будут осуществляться переводы денежных средств с использованием национальных платежных инструментов - платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК. Пользователями платежных карт являются физические лица, соответственно НСПК преимущественно предназначена для осуществления розничных безналичных расчетов.27 июля 2014 г., был зарегестрирован оператор НСПК - ОАО "Национальная система платежных карт" (ОАО "НСПК").
Поскольку создание НСПК направлено на обеспечение финансовой безопасности государства, в отношении даннойПС осуществляется специальное правовое ре-гулирование.Один из аспектов такого регулирования заключается в установлении расширенных полномочий Центрального Банка РФ по участию в управлении деятельностью оператора ПС.
Изначально эти полномочия основаны на правах Центрального банка РФ как акционера ОАО "НСПК". Центральный банк РФв соответствии с ФЗ"О национальной платежной системе"выступил учредителемоператора НСПК - ОАО "НСПК", и на протяжении двух лет со дня государственной регистрации этой организации он будет являться единственным ее акционером. Тем самым государство обеспечило гарантированный запуск проекта и, по сути, единоличное управление им на первоначальной стадии реализации.
Следует отметить, что в отношении прочих платежных систем (за исключениемПСЦентрального банка РФ) регуляторисполняет только надзор и наблюдение, которые не предполагают его вмешательства в текущую деятельность их операторов, влияния на принимаемые в ходе такой деятельности решения, однако согласно п. 6 ст. 28 "О национальной платежной системе" представители Центрального банка РФмогут участвовать в составе
коллегиального органа по управлению рисками ПС, но только с правом совещательного голоса и исключительно по инициативе оператора ПС.
Так же важно отметить то, что первоначально рассматривался вариант создания НСПК на базе ПС"Универсальная электронная карта" (ПС "УЭК"), функционирующей под руководством ОАО "Сбербанк России"; вторым активно обсуждаемымвариантом была российская ПС"Золотая Корона", контролируемая группой физических лиц и функционирующая более 10 лет. По мнению многих экспертов создание НСПК на базе действующих ПС сократит временные и денежные затраты. Однако в итоге было принято решение создавать НСПК с чистого листа: 29 июля 2014 г. пресс-служба Центрального банка РФ сообщила, что Межведомственная комиссия по выбору технологической основы НСПК приняла решение о создании технологической основы НСПК на базе построения собственной платформы.
Как учредитель Центральный банк РФ передал ОАО "НСПК" денежные средства в оплату уставного капитала в сумме 500 млн.руб., профинансировав затраты на создание НСПК [1]. Однако важно отметить, что законодатель предусмотрел возможность распределения затрат на НСПК между государством и бизнесом. Так, Центральный банк РФ по истечении двух лет будет вправе продать принадлежащие ему акции ОАО "НСПК". Также уставом ОАО "НСПК" предусмотрена возможность увеличения уставного капитала организации на 4 млрд.руб.
Так же важным фактом является то, что ФЗ"О национальной платежной системе" прямо закреплено, что оператор НСПК имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. В соответствии с ФЗ"Об акционерных обществах" основные отличительные черты открытых акционерных обществ заключаются в том, что ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; число акционеров открытого общества не ограничено; в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Создание юридического лица в форме открытого акционерного общества обеспечивает доступ к средствам неограниченного круга инвесторов, что позволяет финансировать капиталоемкие проекты, а также диверсифицировать риски между широким кругом акционе-ров.Таким образом, сама организационно-правовая форма оператора НСПК позволяет привлекать значительные объемы финансирования.
Однако следует отметить, что в настоящее время из 37 операторовПС, зарегистрированных Центральным банком РФ, только 8 имеют форму открытого акционерного общества, при этом семь из восьми - это кредитные организации, и только одна организация (так же как и ОАО "НСПК") не имеет статуса кредитной. Это открытое акционерное общество "Универсальная электронная карта" (ОАО "УЭК"). ОАО "УЭК" является оператором ПС "УЭК". Проект "Универсальная электронная карта" имеет
государственное значение, реализуется под контролем Минэкономразвития России и других уполномоченных органов; Правительство РФ определило ОАО "УЭК"в качестве федеральной уполномоченной организации, осуществляющей функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты; ОАО "УЭК" организует взаимодействие участников проекта по внедрению универсальной электронной карты; акционерами ОАО "УЭК" являются ОАО "Сбербанк России", ЗАО "Сбербанк КИБ", ОАО "УРАЛСИБ", ОАО "АК БАРС" БАНК, ЗАО "РТИ Микроэлектроника". То есть данный масштабный проект по созданию и продвижению ПС, имеющей национальное значение, также реализуется на базе организации, имеющей организационно-правовую форму ОАО. Остальные 29 операторов российских ПС имеют организационно-правовые формы закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
При этом законодатель дает Банку России право распродать принадлежащие ему акции ОАО "НСПК", в том числе с сокращением доли участия регулятора ниже уровня 50% плюс одна акция, хотя первоначально планировалось сохранение за Центробанком РФ доли не менее 50% плюс однаакция. Однако отказ Банка России от преобладающего участия в уставном капитале ОАО "НСПК" принципиально не ограничит полномочия регулятора по управлению оператором.
Таким образом, действующее законодательство дает широкие полномочия Центральному банку РФ на
участие в управлении оператором НСПК и, соответственно, самой ПС. При этом данные полномочия не обусловлены участиемрегулятора в уставном капитале ОАО "НСПК", как это предусмотрено корпоративным законодательством. Рассмотренные полномочия Центробанка РФ на управление коммерческой организацией закреплены в законе, соответственно имеют не гражданско-правовую, а публично-правовую природу, что предопределено тем значением, которое НСПК имеет для обеспечения финансовой безопасности государства.
Список литературы
1. Банк России два года будет не вправе продавать акции национальной платежной системы. // Информационное агентство России. 22.04.2015. [электронный ресурс] http://itar-tass.com/ ekonomika /1139378.
2. Зубков И. Карты сдали // Российская газета. 24.03.2014. [электронный ресурс] http://rg.ru/ 2014 /03/21/visa-site.html.
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг. (утв. Банком России) // Вестник Банка России. 14.11.2008. N 66.
4. Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол N 4) // Вестник Банка России. 27.03.2013. N 19.
5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СБЫТА БЫТОВОЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
Андреева Ксения Викторовна
Магистрант 2 курса, Санкт-Петербургскийгосударственныйторгово-экономический университет
г. Санкт-Петербург Смирнов Андрей Борисович
к.экон.н., доцент, Санкт-Петербургскийгосударственный торгово-экономический университет
г. Санкт-Петербург
APPLICATION OF MARKETINGTECHNOLOGIES IN THECONSUMER ELECTRONICSSALES
Andreeva Ksenia Viktorovna, 2nd yearMaster ofSt. PetersburgStateTrade and Economic University, St. Petersburg SmirnovAndrey Borisovich, Candidate of Science, associate professor of St. PetersburgStateTrade and Economic University, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В связи с появлением значительного числа новых каналов сбыта, процесс продажи электронной бытовой техники значительно изменился.В реализации рыночно-ориентированной концепции главная роль отводится каналам реализации, которые связывают производителя с потребителями. Данная связь направлена на возможность производителя контролировать всю цепочку взаимодействия с потребителями. Целью сбытовой конкуренции на рынке является предложениепотенциальным контрагентам новых условийсотрудничества, которые заставят их сосредоточиться на продвижении товара поставщика. ABSTRACT
In connection with the emergence of a significant number of new distribution channels, the sales process of electronic appliances has changed significantly. The implementation of market-oriented concepts play a central role marketing channels