Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регионального развития'

Актуальные вопросы регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колокольцев Максим Геннадьевич

Статья посвящена анализу сложившихся социальных, экономических и политических отношений в Алтайском крае. Автор определяет тенденции становления социальной системы края, выделяет аспекты реформирования экономики региона, акцентирует внимание на факторах прогрессивного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регионального развития»

управление

Максим Геннадьевич КОЛОКОЛЬЦЕВ, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Алтайского филиала ФГОУВПО «Сибирская академия государственной службы» в г.Барнауле) кандидат исторических наук

Статья посвящена анализу сложившихся социальных, экономических и политических отношений в Алтайском крае. Автор определяет тенденции становления социальной системы края, выде.хяет аспекты реформирования экономики региона, акцентирует внимание на факторах прогрессивного развития.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Продолжающийся процесс перехода от государственно-партийной, командно-административной системы управления к рационально сбалансированным, децентрализованным, многофакторным социально-экономическим отношениям поднимает множество актуальных тем регионального развития, обсуждение которых способно вывести складывающуюся систему на качественно новый уровень. Однако сдерживающими факторами могут выступать традиционное заимствование иноземных принципов управления, а не формирование самобытных региональных регулирующих механизмов, а также половинчатый, нерешительный характер проведения запланированных нововведений. Вместе с тем, инновационное управление, реконструкция хозяйственного комплекса региона не означают принципиальный отказ от прежних методов, так, например, сметное финансирование, дотации могут быть равноценными среди множества способов управления.

Глобализация социально-политических отношений привела к взаимозависимости экономики различных государств. Цикличность развития мировой экономики предполагает принятие соответствующих стратегических решений в управлении регионом. Глобализация предполагает использование международных стандартов, например, в образовательных технологиях, бухгалтерском учете. Вхождение России в междуна-

родные экономические и политические союзы также требует прогнозирования изменений хозяйственного комплекса региона, диверсификации и сбалансированности производства. Так, например, в сентябре 2006 г. в Барнауле прошла всероссийская практическая конференция "Присоединение России к ВТО и интересы бизнеса", в результате которой можно спрогнозировать темпы развития пчеловодства, рыбоводства, звероводства, коневодства и льноводства. Государство только как полноправный участник экономических отношений имеет возможность стабилизировать определенную сеть экономических связей сибирских предприятий, вводя протекционистские меры, заказ, взаимозачет, контракты и поддерживая конкуренцию.

Вместе стем, стратегич еская программа развития региона должна учитывать прежде всего специфику традиционных социально-экономических отношений, региональные природные и трудовые ресурсы, способствуя выстраиванию самобытной самостоятельной траектории становления в структуре федерации. Так, например, результаты проведения реформы местного самоуправления показали, что необходимо учитывать специфику каждого муниципалитета. Регионализация политического процесса ставит перед необходимостью каждый регион сбалансировать властные отношения в формирующей вертикали власти.

Отказ федерального уровня власти от финансирования агропромышленного комплекса, образования, здравоохранения и культуры региона целенаправленно формирует собственные региональные механизмы социально-экономического взаимодействия, продовольственного обеспечения, многоканального финансирования. Хотя, децентрализацию политической системы часто понимают как сепаратизм региональных элит потому, что политические процессы 1990-х гг. сформировали негативное общественное мнение о регионализме.

Регион должен обладать общностью природных, социально-экономических, национально-культур-НЫХИ иныхусловий. Экономическое районирование, предполагающее объединение северо-восточных и южных соседей Алтайского края противоречит "Основным положениям региональной политики РФ". Скорее исторически обоснованным является пересмотр юго-западного территориального разграничения алтайского региона. Впрочем, возможно создание межгосударственных региональных союзов для решения конкретных задач, примером таковых может быть координационный совет "Наш общий дом - Алтай". Актуальным является создание определенными регионами Западной Сибири кластеров и формулирование кластерной политики. Этому может способствовать межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", а также действующие на

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

'юов Я

сибирской земле межрегиональные организации, например, Совет руководителей законодательных органов власти. Намерения интегрировать сибирские регионы существовали также в политической история Сибири. Например, в 2006 г. в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях были образованы инициативные группы для проведения референдума по объединению всех регионов в "Сибирскую республику".

Срединное расположение региона и возрастание международных торговых отношений способствует увеличению объема посреднических операций, так как край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков. Так 30 мая 2007 г. в г. Белокурихе состоялось девятое заседание Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству, где было подписано соглашение между РФ и КНР о приграничном торгово-экономическом комплексе. Внешнеторговый оборот за первое полугодие 2007 г. составил 682 млн. 960 тыс. долларов и по сравнению с таким же периодом прошлого года вырос почти в полтора раза [1; 3]. Заметим, что уровень экономической активности населения в Алтайском крае выше, чем в Омской области на 1,8 %, Томской области на 1,6 %, Новосибирской области на 0,6 %.

Развитие постиндустриального общества в регионах и, соответственно, разрушение монополии крупного производства способствует становлению сферы услуг и увеличению доли среднего и малого бизнеса в крае, что, конечно, позволит увеличить собст-венныйрегиональныйкапиталиразре-шить социальные проблемы. Причем, среднегодовая численность занятых в экономике частных предприятий увеличилась с 54,2 % в 2002 г. до 58, 2 % в 2006 г. Основные производственные фонды региона, топливно-энергетического комплекса изношены более чем на 70 %, что ведет к постановке вопроса

об активном развитии частного предпринимательства в этой отрасли. Подобная ситуация сложилась в XIX в., и тогда заводы императора нуждались в инновационном управлении, поэтому было принято решение ввести частное предпринимательство в горнодобывающей отрасли. Программа развития угольной отрасли, разрабатываемая краевыми властями и собственниками Мунайского разреза, а также реконструкция энергосетевого комплекса Алтая способны вывести экономику края из кризиса еще и потому, что интенсивно развивающиеся отрасли, например, туристическая нуждаются в такой продукции [4, с. 465].

Мукомольно-крупяная промышленность, маслоделие исторически традиционно являются отраслью специализации Алтайского края, которые могут стать точками экономического роста, локомотивом развития алтайского растениеводства, животноводства, машиностроения, а также, перерабатывая сельхозсырье на месте производства, способны разрешить многие социальные проблемы региона. Ведь число работников в сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве больше, а также выше среднемесячная заработная плата на частных предприятий в обрабатывающем производстве [2, с. 84-86]. Кроме того, муниципальные бюджеты смогут пополняться налогом на прибыль предприятия, что позволит сформировать инфраструктуру.

Кооперирование хозяйств и укрупнение традиционно может стать программой антикризисного управления, что также обусловлено процессами глобализации. Еще в 2002 г. десять руководителей промышленных предприятий края и глава администрации обсуждали создание холдинга сельхозмашиностроения. Летом 2006 г. завод "Сибирский сахар" и агрономическая фирма ООО "Успех" образовали холдинг. Национальный проект развития АПК направлен на организацию потребительских кооперативов, и в 2007 г. их

действовало 25 кредитных и всего 8 снабженческо-сбытовых. Впрочем, 14 июня 2007 г. глава края обсудил перспективы производственной кооперации алтайских предприятий сельхозмашиностроения с ООО "Челябинский тракторный завод". Программа кооперации, вместе с тем, охватила с 2001 по 2006 гг. лишь 2 % крестьян [3, С. 198]. Координация деятельности производителей, представление и защита их интересов может осуществляться в некоммерческих организациях. Так, например, в 2000 г. предпринимателями учрежден Алтайский союз предпринимателей, в 2001 г. администрацией создана некоммерческая организация "Союз зернопереработчиков А\тая", а еще раньше в 1997 г. была образована Ассоциация оптовых продовольственных предприятий Алтайского края.

Законодательная и нормативная база для развивающихся социально-экономических отношений не разработана региональным парламентом. Краевое законодательное собрание чаще пытается адаптировать федеральные программы, а не разрабатывать собственные региональные. Например, концепция развития сельского хозяйства, система оплаты труда в образовании и здравоохранении копируют федеральные рекомендации. Поэтому существуют условия для развития теневого сектора в экономике, особенно в сельскомхозяйст-ве, а также процветания коррупции.

Собственность на недвижимость, распределяемая между различными уровнями власти и юридическими лицами, не урегулирована, поэтому усложняются проблемы управления. Председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований отметил на 16 съезде 6 апреля 2007 г., что развитие фермерских хозяйств затрудняет сложность оформления земли в собственность, так как отсутствует законодательная база. Собственность на землю, лесные угодья перераспределяется между краевыми, муниципальными органами вла-

управление

'л ^

сти, что на практике приводит к учреждению обществ с ограниченной ответственностью с контрольным пакетом акций краевой администрации. Кроме того, Совет федерации и Государственная дума отсрочили до 1 января 2010 г. введение запрета изымать земельные участки для государственных нужд. Следует заметить, что в Сибири никогда остро не стоял вопрос частной собственности на землю. Однако государственная, муниципальная и профсоюзная собственность распродается, что вызывает протест населения и создает социальный конфликте алтайском обществе.

Исторически традиционно высока себестоимость регионального товара, что требует решения вопросов регулирования пошлин и тарифов, разработки собственных топливно-энергетических ресурсов, а также качественное использование местного сырья. Начиная с 2001 г. цены на топливо и газ постоянно растут, и уже в 2003 г. потребитель платил полную стоимость топлива, установленную органами местного самоуправления, поскольку были отменены дотации на компенсацию оплаты газа. Правлением Федеральной службы по тарифам 5 июня 2007 г. было принято решение уменьшить тарифные расценки на перевозку зерна, но эта мера не решила проблемы зерноперерабатывающей отрасли региона.

Регулированию экономических отношений региона, упорядочиванию импорта и экспорта способствует создание лесной, зерновой, сырьевой товарных бирж. Средняя цена реализации в 2001 г. зерновых культур сельхоз предприятиями составила 1243 рублей затоннуприрыночной цене 3500 руб., так как реализацией продукта занимаются чаще перекупщики, а не сами крестьяне на рынке. Рыночные механизмы управления не всегда применяются, так как в регионе сложилась бюджетная модель регулирования социально-экономических отношений.

Развитию гражданского общества содействуют организованные общественные движения. Так, например, в 2002 г. было положено начало в Омске межрегиональному общественному движению "Сибирский народный собор", и уже 8 июня 2006 г. в этом городе состоялся УШ съезд. Взаимодействие гражданского общества и государственных органов власти пытаются организовать посредством работы Общественной палаты, Молодежного парламента, Совета муниципальных образований края. Партийные отношения в регионе не структурированы и не оформлены, так как политические процессы находятся в идеологическом и кадровом кризисе. Многопартийность в регионе формируют не политические интересы населения и харизматические лидеры, а формальные и неформальные связи администрации. Органы власти успешно координируют и контролируют региональные политические процессы, используя технологии паблик рилейшнз. Отсутствуют прозрачные механизмы взаимодействия власти и различных социальных слоев, что позволяет региональной элите не заниматься такой проблемой и порождает противостояние в обществе [5, С. 91-97] и между ветвями власти. Впрочем, современное законодательство и создание фракций в региональном парламенте, несмотря на пассивность партий и преобладание государственнических идеологических программ, способствует формированию системы, объединяя различные общественные организации и партии в традиционную западноевропейскую схему многопартийности. Так, например, декабрьская конференция 2007 г. сплотила алтайских либералов, а в течение 2006-2007 гг. многие "левые" объединились в партии "Справедливая Россия". Хотя, политика партии власти может затормозить развитие этого процесса, так как не способствует развитию конкуренции как принципа управления. Авторитарные тенденции в управлении

политическими процессами проявляются также в попытке руководителей исполнительной власти перенести федеральную модель политической системы на региональные социальные отношения. Так в ноябре 2007 г. функции регионального парламента были ограничены законодательной деятельностью и введена должность губернатора, а следующим шагом может стать обсуждаемый несколько лет указ о назначении глав муниципалитетов. Впрочем, сегодня муниципалитет еще имеет возможность выстраивать собственную избирательную систему.

Таким образом, настоящие тенденции развития требуют выдвиженияно-вых идей в управлении и производстве. Результат становится более эффективным, когда соблюдается преемственность, стабильность управления, а не происходит, как в крае, смена способов управления вместе с властью. Складывающиеся властные отношения и принципы управления способствуют развитию современных механизмов социально-экономических отношений, предполагающих открытость, конкуренцию, самостоятельность, гибкость, объединение и партнерство. Социально ответственный этап развития заключается в складывании четкой структуры регионального социума, в оформлении политического пространства и экономических отношений региона.

1. Государевы люди // Алтайская правда. 2007. № 270.

2. Труд и занятость в Алтайском крае. 2002-2006 гг.: статистический сборник. Барнаул, 2007.

3. Социальная траектория развития Алтая. Барнаул, 2006.

4. Экономика и энергетика Алтайского края: тенденции и перспективы развития. Барнаул, 2004.

5. Чернышев Ю.Г. Роль МКО в общественно-политической жизни региона // Политический процесс в России и роль России в мире: сборник материалов. Барнаул, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.