Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития креативных индустрий в РФ и их роль в повышении конкурентоспособности регионов'

Актуальные вопросы развития креативных индустрий в РФ и их роль в повышении конкурентоспособности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
713
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИИ / КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛ / COMPETITIVENESS / CREATIVE INDUSTRIES / ECONOMIC GROWTH / INNOVATION / CREATIVE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Присяжная Раиса Ивановна

Статья посвящена рассмотрению тенденций и особенностей развития креативных индустрий в России, представлены основные показатели эффективности развития экономики России, данные по внешнеторговой деятельности в секторе креативных индустрий, проведен анализ индекса креативного капитала, определены проблемы развития креативных индустрий, представлены возможные эффекты от создания и функционирования креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF THE CREATIVE INDUSTRIES DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR ROLE IN THE REGIONS COMPETITIVENESS INCREASING

The article deals with the trends and features of the development of creative industries in Russia, presents the main indicators of the efficiency of the Russian economy, data on foreign trade activities in the creative industries sector, analyzes the creative capital index, identifies the problems of the development of creative industries, presents the possible effects of the creation and functioning of creative industries.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития креативных индустрий в РФ и их роль в повышении конкурентоспособности регионов»

Присяжная Р.И.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РФ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению тенденций и особенностей развития креативных индустрий в России, представлены основные показатели эффективности развития экономики России, данные по внешнеторговой деятельности в секторе креативных индустрий, проведен анализ индекса креативного капитала, определены проблемы развития креативных индустрий, представлены возможные эффекты от создания и функционирования креативных индустрий.

Ключевые слова. Конкурентоспособность, креативные индустрии, экономический рост, инновации, креативный капитал.

Prisyazhnaya R.I.

ACTUAL ISSUES OF THE CREATIVE INDUSTRIES DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR ROLE IN THE REGIONS COMPETITIVENESS INCREASING

Abstract. The article deals with the trends and features of the development of creative industries in Russia, presents the main indicators of the efficiency of the Russian economy, data on foreign trade activities in the creative industries sector, analyzes the creative capital index, identifies the problems of the development of creative industries, presents the possible effects of the creation and functioning of creative industries.

Keywords. Competitiveness, creative industries, economic growth, innovation, creative capital.

Введение

Конкурентоспособность является одним из важнейших показателей состояния национальной экономики и ее перспектив роста, который всецело зависит от уровня развития человеческого капитала, передовых технологий, экономических институтов и имеющихся природных ресурсов, значимость которых неуклонно уменьшается в современном мире. Учитывая этот факт, перед Россией стоит комплексная задача по диверсификации экономики, путем инвестиций в знания и инновации, формирующих новый современный базис конкурентоспособности национальной экономики.

За прошедшее десятилетие при активном участии государства в России были созданы многие элементы национальной инновационной системы, но, тем не менее, инновации так и не выступают ключевым драйвером экономического роста. Это, прежде всего, связано с низким возвратом на затраты на НИОКР, низким уровнем конкурентоспособности инновационных рынков, высокими административными барьерами, низкой восприимчивостью бизнеса к новым технологиям, «утечкой мозгов» и др.

Статистическая база исследования

По рейтингу, составленному на основе Global Competitiveness Index за 2018 г., Россия занимает в мире 38 место из 137 стран, поднявшись за последние 5 лет на 26 позиций, значение индекса составило

ГРНТИ 06.54.00 © Присяжная Р.И., 2020

Раиса Ивановна Присяжная - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). Тел.: +7 921 389-38-75. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 02.12.2019.

4,6 баллов из 7 возможных [6]. Основу Индекса конкурентоспособности составляют три субиндекса, каждому из которых присваиваются веса в зависимости от стадии развития экономики (табл. 1.).

Таблица 1

Основные компоненты и веса субиндексов глобальной конкурентоспособности [6]

Субиндекс Факторы Экономика, движимая факторами Экономика, движимая эффективностью Экономика, движимая инновациями

Базовые условия Социальные институты. Инфраструктура. Макроэкономическая стабильность. Здравоохранение и начальное образование 60% 40% 20%

Факторы эффективности Высшее образование. Эффективность товарных рынков. Эффективность и гибкость рынка труда. Развитость финансового рынка. Технологический уровень. Размер рынка сбыта 35% 50% 40%

Факторы инноваций Конкурентоспособность компаний. Инновационный потенциал 5% 10% 30%

По данным рейтинга, Россия находится среди стран, движимых эффективностью. В докладе Всемирного экономического форума 2017-2018 гг. отмечается значительное улучшение макроэкономических параметров Российской Федерации, в основном за счет низкой величины государственного долга, высокого уровня охвата населения образованием, развитой инфраструктуры и большого внутреннего рынка. К основным сдерживающим факторам развития экономики относят недостаточно эффективную работу товарных и финансовых рынков [7].

В этих условиях, России необходим дополнительный импульс для реструктуризации экономики путем повышения конкурентоспособности отечественных компаний и развития инновационного потенциала. Проведенный анализ основных показателей эффективности развития экономики России за 2014-2018 гг. (табл. 2) позволил сделать ряд выводов.

Таблица 2

Основные показатели эффективности развития экономики России за 2014-2018 гг., % [1]

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018

Темп роста ВВП 100,7 97,7 100,3 101,6 102,3

Индекс производительности труда 100,7 98,9 100,2 101,9 102,3

Степень износа основных фондов 49,4 47,7 48,1 47,3 46,6

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП 20,8 20,0 21,2 21,5 20,7

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП 21,5 21,0 21,5 21,6 21,1

Инновационная активность организаций 9,9 9,3 8,4 8,5 н/д

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП 1,07 1,10 1,10 1,11 1,0

Коэффициент изобретательской активности 1,65 2,00 1,83 1,55 1,70

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации 8,8 8,3 7,3 7,5 н/д

Так, в 2017 г. возобновился экономический рост после двухлетней рецессии, он составил 1,6% в 2017 г. и 2,3% в 2018 г. Доля инвестиций в основной капитал к ВВП России сократилось с 21,5% в 2017 г. до 20,7% в 2018 г. Полученные данные свидетельствуют о наметившейся позитивной динамике, но по сравнению с общемировыми темпами роста (3,7-4%), Россия отстает минимум в два раза и по-прежнему остается сырьевой державой (рост доли добычи полезных ископаемых составил 3,6% за 2014-2018 гг.). По данным Федеральной службы государственной статистики, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП России снизилась до 21,1% по итогам 2018 года,

хотя, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 о долгосрочной экономической политике, этот показатель должен был бы составить минимум 25-26%. Также следует отметить снижение уровня инновационной активности и доли внутренних затрат на исследования и разработки в структуре ВВП.

Все это объясняется неразвитостью сферы высокотехнологичных отраслей и услуг, а также недостаточно высокой конкурентоспособностью производимой продукции. Таким образом, России необходимо направить все усилия на повышение инновационной активности путем создания благоприятной предпринимательской среды и развития интеллектуально-креативных возможностей человека, которые являются неисчерпаемым ресурсом, влияющем на экономический процесс. Сегодня именно «креативность становится движущей силой экономического роста и инноваций» [5]. Теоретические основы креативных индустрий

Креативная индустрия является важной составляющей мировой экономики, показывающей высокие темпы развития в условиях ограниченности природных ресурсов и замедления экономического роста большинства стран мира. Креативность на сегодняшний день является основным источником новых технологий, новых отраслей и других экономических преимуществ. Именно креативные факторы производства в ближайшей перспективе будут формировать основу нематериальной составляющей добавленной стоимости нового продукта или услуги.

Удельный вес креативной экономики в мировом ВВП составляет более 3%, рыночная капитализация - 2,3 трлн долл., товарооборот креативной продукции и услуг - 600 млрд долл., а среднегодовые темпы роста креативной экономики за 2002-2018 гг. составляют порядка 8% [2]. На долю России в мировом экспорте продукции креативных индустрий приходится около 0,3-0,5%, в то время как доля Китая составляет 33,1%, США - 7,9%, Франции - 6,8%, Германии и Великобритании - по 5,1%. В этих условиях развитие сектора креативной индустрии в России является актуальной задачей, требующей использования современных бизнес-подходов.

Под креативными индустриями понимают деятельность, основанную на креативном потенциале человека, а именно интеллектуальном капитале, творческих навыках и талантах, которые попадают под закон об интеллектуальной собственности. Классификация отраслей креативного сектора экономики различается в разных странах. Существует британский и американский подход, модель, разработанная ЮНЕСКО и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. ЮНКТАД также представила свое виденье классификации креативных индустрий, которое наиболее полно включают все существующие в настоящее время креативные отрасли и учитывают их специфику - наследие, искусство, медиа и функциональное творчество.

Анализ развития креативных индустрий в России: основные результаты, проблемы и тенденции Исследование развития рынка креативных индустрий в России затруднено в связи с недостатком официальной статистической информации. Нет отельной группировки отраслей, относящихся к сектору креативных индустрий, вся информация разрозненная и отнесена к различным видам экономической деятельности. Значительную долю креативных предпринимателей составляют самозанятые люди, что также препятствует получению статистических данных. Основу статистических данных развития креативного сектора экономики России составляют данные ЮНКТАД и доклады ЮНЕСКО, в которых представлена позиция России на международном рынке креативной индустрии.

Как показал анализ отчетов ЮНКТАД по развитию креативной экономики в Российской Федерации, самая актуальная информация датируется 2014 г. За анализируемый период 2005-2014 гг. объем импорта креативных товаров и услуг практически в два раза превышал экспорт, что свидетельствует о том, что российские производители не могут обеспечить потребности внутреннего рынка (рис. 1). Например, 70% креативных товаров, используемых в сфере образования, импортированы из-за рубежа, а объем рынка товаров для рукоделия и творчества в России в 22 раз меньше, чем в США [2].

При этом следует отметить и положительные тенденции в развитии креативной индустрии в Российской Федерации. За последние 10 лет наблюдается двукратное увеличение объема экспорта креативных услуг, особенно активное развитие наблюдалось в сфере рекламы, маркетинга, архитектуры и инженерии. Рост экспорта креативных товаров составил порядка 45%, в основном за счет продукции дизайна и аудиовизуальных средств. То есть, на российском креативном рынке экспорт услуг превалирует над экспортом креативных товаров.

Перспективными с точки зрения российского экспорта является индустрия моды, креативные индустрии, связанные с созданием цифрового контента, включая кино- и телевизионную индустрию, а также анимационную индустрию. С 2015 по 2019 гг. мировые кассовые сборы российских фильмов выросли с 11 до 44 млн долл. Объём мирового рынка анимационной продукции превышает 250 млрд долл. в год, из которых около 2,5 млрд долл. приходится на долю России [8].

1200000

экспорт импорт сальдо

Рис. 1. Объём экспорта и импорта в сфере креативных индустрий в РФ за 2005-2014 гг. [3]

Таким образом, проведенный анализ основных показателей функционирования креативных инду-стрий в Российской Федерации показал, что их влияние на экономику недооценено, это свидетельствует о необходимости разработки комплекса инструментов для мониторинга и оценки с учетом накопленного мирового опыта. В настоящий момент идет активная разработка теоретических и методологических основ концепции креативной индустрии, так как существует потребность в глубоком, научно обоснованном анализе влияния креативных индустрий на экономику в целом. Многие аспекты требуют прояснения и изучения ввиду того, что сектор креативных индустрий активно развивается во всем мире.

По оценкам Аналитического центра при Правительстве РФ, объём выручки российской креативной индустрии составляет около 8 трлн руб. ежегодно, отмечается существенный потенциал для дальнейшего роста. Лидером среди отечественных отраслей креативной индустрии является сфера информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг, далее идут реклама и маркетинг, а на третьем месте стоит издательская деятельность. Доля занятости населения России в креативной индустрии составляет порядка 4% от общей численности трудоспособного населения страны [2]. Основу сектора составляют малые и средние предприятия, тем не менее, в России отмечается значительное присутствие крупных корпораций.

Российские креативные индустрии развиваются неравномерно по стране, функционируют автономно и не взаимодействуют между собой, что не позволяет им сформироваться в единый сектор. В основном креативные индустрии расположены в крупных городах, где сосредоточена основная доля креативного класса, есть соответствующая развитая инфраструктура с большим количеством общественных пространств, а также потребителей креативных продуктов и услуг. Для эффективного развития и функционирования креативных индустрий необходимо наличие программы развития и поддержки креативных индустрий со стороны государства на разных уровнях власти, нормативно-правовой базы, органа государственной власти, координирующего участие всех заинтересованных лиц с помощью различных методов и инструментов.

В России у креативных индустрий нет четкой программы развития, нет уполномоченного регулятора и, как следствие, единого подхода к анализу вклада в экономику страны. На сегодняшний день к основным индикаторам развития креативной индустрии в Российской Федерации можно отнести

разработанный фондом Calvert 22 и PwC в 2016 г. индекс креативного капитала (рис. 2), который включает в себя пять основных блоков - «Город», «Люди», «Бизнес», «Власть», «Бренды» [4]. Данный индекс позволяет проводить мониторинг развития креативной экономики с учетом региональной специфики. Среди городов России по развитию креативной индустрии по итогам 2018 г. первое и второе места занимают Москва и Санкт-Петербург, где креативный сектор превышает 5% ВРП, другие города Индекса лидируют по отдельным тематическим блокам и показателям.

90

^^ «Город» ^^ «Люди» и™« «Бизнес»

«Власть» ^—«Бренды» —С—ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС

Рис. 2. Индекс креативного капитала крупнейших городов РФ по итогам 2018 г. [4]

Формирование и развитие креативных индустрий в крупном городе дает новый импульс его экономическому развитию на основе уже имеющегося потенциала. Именно синергия творчества и предпринимательства позволяют создавать новые, уникальные, инновационные продукты и услуги, которые способны менять облик городов и повышать их конкурентоспособность на мировом уровне. Возможные эффекты от создания и функционирования креативных индустрий на различных уровнях представлены в табл. 3.

Таблица 3

Возможные эффекты от создания креативных индустрий (составлено автором)

Уровень Содержание

Макро- Прямой вклад в рост ВВП страны. Развитие научно-технического потенциала страны и сопряженных отраслей. Создание кластера креативных услуг мирового уровня. Развитие «экономики знаний». Повышение качества жизни населения. Создание рабочих мест, развитие новых, гибких форм занятости, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Снижение уровня безработицы

Мезо- Повышение инвестиционного и туристического потенциала региона. Комплексное освоение и благоустройство городских территорий. Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. Преображения промышленных зон в культурные пространства. Создание креативной городской среды и развитие идей плейсмейкинга. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Обеспечение воспроизводства кадрового потенциала. Интенсификация социально-экономического развития региона

Микро- Реализация креативного и творческого потенциала. Коммерческая прибыльность проекта в креативной индустрии. Возможность разработки и продвижения интеллектуальных и инновационных продуктов. Возможность наладить выпуск новой продукции, внедрить новую технологию (услугу)

Заключение

Для развития и обеспечения устойчивого роста креативных индустрий в России следует развивать меры государственного регулирования в части имущественной поддержки и развития соответствующей инфраструктуры. В частности, необходимо разработать и экономически обосновать льготные арендные ставки и механизм их предоставления; возможность использования концессионного соглашения; целевого предоставления земельного участка для реализации проектов в сфере креативных инду-стрий; развивать сеть государственных коворкингов; стимулировать взаимодействия креативных ин-дустрий с учреждениями культуры и прочими государственными органами.

Также необходимо повысить доступность финансовых ресурсов, за счет разработки специальных финансово-кредитных механизмов и гарантий, рассмотреть возможность получения грантовой поддержки. Все это невозможно без модернизации образования в сфере творческих и креативных инду-стрий. Таким образом, основной акцент России необходимо сделать на поддержке развития инновационно-креативного сектора, стимулировании творческой и предпринимательской активности населения для получения в будущем максимального синергетического эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения 01.11.2019).

2. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Бюллетень «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14525.pdf (дата обращения 04.11.2019).

3. Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctad.org (дата обращения 09.11.2019).

4. PwC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru (дата обращения 09.11.2019).

5. Florida R., Tinagli I. Europe in the Creative Age. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://creativeclass.com/rfcgdb/articles/Europe_in_the_Creative_Age_2004.pdf (дата обращения 01.11.2019).

6. The Global Competitiveness Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://countryeconomy.com/go-vernment/global-competitiveness-index (дата обращения 01.11.2019).

7. The World Economic Forum. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org (дата обращения 01.11.2019).

8. Rusbase. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/longread/multfilms (дата обращения 01.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.