УДК 338.12 DOI 10.17238^П1998-5320.2017.29Л90
Е. К. Жаров,
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Астана
О. Ю. Патласов,
Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Проанализировано современное состояние и тенденции развития креативных индустрий в России. Выявлены факторы, сдерживающие развитие креативных индустрий в России. Предложены ключевые меры и механизмы, необходимые для устойчивого развития креативных индустрий в России. Кроме того, в рамках исследования был проведён социологический опрос, который показал уровень развития креативных индустрий в целом и по отдельным её видам. Ключевые слова: креативный сектор, креативные индустрии, креативность, креативная продукция, креативный класс.
Введение. В настоящее время в мировой теории и практике сложилась принципиально новая концепция общественного развития, основанная на понимании креативности как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики. Развитие креативных индустрий обеспечивает существенные конкурентные преимущества экономике, открывают новые возможности экономического роста, содействует инновационному развитию, способствует улучшению качества жизни, формированию культурной идентичности и толерантной атмосферы.
В научной литературе для идентификации состояния развития экономики предлагаются различные критерии отнесения национальных экономик к креативным. Для определения критериев уровня готовности экономики к переходу в фазу креативного развития необходимо учитывать различные факторы [1]. То есть такой подход подразумевает перспективный переход всех стран на пути постиндустриального развития к креативной экономике или параллельным ветвям развития.
На повестку дня выдвинулся ряд вопросов:
1. Каковы признаки креативности отраслей и сфер, могут ли традиционные отрасли экономики трансформироваться в креативные или в принципе такая задача и не стоит?
2. Каковы генетические связи категорий креативной экономики, креативных отраслей, креативных индустрий, креативных кластеров и инкубаторов, креативной среды, креативной продукции, креативного класса, креативного предпринимателя, личности?
В экономической науке вышеприведённые вопросы вызывают много дискуссий, имеют своих сторонников и критиков.
По мнению известного учёного Джона Хокинса особенность креативной экономики проявляется в системе специфических социально-экономических отношений между собственно экономикой и творческим подходом к её развитию и совершенствованию. Подобное толкование является справедливым лишь в известной мере. Вместе с тем, по нашему мнению, ограничивать креативную экономику только данным признаком недостаточно.
Иное толкование в термин «креативная экономика» привносит Ричард Флорида. В основу выявления специфики креативной экономики им был положен признак профессий, рода занятий работников в креативной индустрии.
Австралийский учёный, специалист по творческой экономике и культурному развитию Дэвид Тросби утверждает, что продукция креативных индустрий, прежде всего, обладает такими характеристиками, как аутентичная ценность (эстетические характеристики: красота, гармония); социальная ценность; историческая ценность; символическая ценность; ценность подлинности.
Интересную точку зрения высказал немецкий учёный Петер Линднер, который считает, что креативный сектор успешно формируется при эффективном взаимодействии сферы культуры и экономики. По его мнению, искусство выгодно бизнесу не потому, что напрямую приносит прибыль, а потому, что создаёт атмосферу, необходимую для креативности [2].
К другим признакам креативной экономики ряд авторов справедливо относят уровень технического прогресса, возрастную структуру населения, также наличие крупных городских агломераций [3].
Таким образом, концепция креативной экономики вобрала в себе множество идей и подходов, однако консенсуса относительно единых критериев и признаков креативного развития пока не достигнуто.
Потенциал развития креативного сектора в России. Россия обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативной экономики. В настоящее время вклад креативных индустрии в ВВП страны составляет менее 1 %, когда как в среднем в мире цифра составляет 6,6 %, а в развитых странах достигает 8-12 % [4].
Россия обладает серьёзным потенциалом для развития производства в сфере декоративно-прикладного искусства и народного ремесла. Однако в силу отсутствия должной государственной поддержки российские ремесленные предприятия испытывают определённые сложности в построении эффективной коммерческой деятельности на внутреннем рынке и уступают в конкуренции изделиям из Ирана, Турции, Китая, Италии и т. д. К числу перспективных ремесленнических промыслов в России можно отнести резьбу и роспись по дереву, изготовление предметов православного искусства, производство текстиля и фарфора, изделия из кожи и меха, ковроделие, вышивку и кру-жевоплетение, живопись и художественную обработку камня [5].
Хорошие возможности для развития и у российского кинематографа. Кассовые сборы от проката отечественных фильмов ежегодно увеличиваются за счёт строительства большого количества современных кинотеатров и роста популярности фильмов в 3D-формате (см. табл. 1). Среди российских художественных фильмов самым кассовым является «Сталинград», собравший в мире 68,1 млн долл. США. Финансово успешны проекты российских анимационных студий «Маша и Медведь» и «Смешарики».
Таблица 1
Киноиндустрия России
Год Кассовые сборы, млн руб. Сборы российских фильмов, млн руб Посещение, млн чел. Количество кинотеатров Количество кинозалов
2007 11 845 2960 87 661 1599
2009 22 710 4499 132 778 2101
2011 33 447 5134 159,9 914 2704
2013 41 558 6778 176,4 1101 3479
2015 46 189 6853 173,9 1204 4020
Источник: составлено авторами на основе данных [6, 7]
Активно в России развитивается event-индустрия, которая становится всё более популярной, востребованной и прибыльной. По данным департамента маркетинговых исследований 1ШегМе^а количество концертных организации и промоутеров на сегодняшний день в России составляет порядка 4900, ежегодно проводится 580 000 мероприятий, на которых выступают около 4700 коллективов и солистов, а общее количество площадок насчитывает около 4210 [8].
В таблице 2 представлены данные по мероприятиям, проведённые с предварительным объявлением (анонсированием) имён исполнителей или названий шоу и сбором платы за вход со зрителей, а также неафишные мероприятия и поступления от заказчиков. При расчёте дотирования мероприятий учтены поступления из бюджетов всех уровней, от частных и общественных организаций.
Таблица 2
Финансовые показатели event-индустрии
Сегмент Доходы, млн руб.
Зрелищные афишные мероприятия (концерты, спектакли, и др. шоу в живом исполнении), из них: - поступления от продажи билетов; - дотирование из различных источников 70 700 68 000 2700
Мероприятия неафишные (частные, корпоративные, ивенты) 19 000
Источник: составлено авторами на основе данных [9]
Высокую доходность демонстрирует сфера распространения аудио- и видеозаписей как на физических, так и цифровых носителей. В настоящее время происходит процесс перехода потребления записей музыки и кино с физических носителей на сетевые - скачивание (сохранение записи на устройство потребителя) и стриминг (просмотр и прослушивание записей со сторонних серверов). Продажи CD и DVD многократно сократились за последние 10 лет (CD — в 25 раз с 487 млрд руб. в 2004 г.)., большая часть специализированных сетей розничной торговли прекратила существование, этот сегмент рынка перестал играть сколько-нибудь заметную роль в индустрии. В то же время потребление музыки и кино через цифровые сети выросло в тысячи раз.
Таблица 3
Распространения аудио и видео продукции на физических носителях
Показатели 2013 2014
DVD, млн копии 10,7 5,8
DVD, продажи, млн руб. 1900 1100
CD, млн копии 6200 3230
CD, продажи, млн руб. 1215 843
Источник: составлено авторами на основе данных [9]
В таблице 4 представлены данные компании InterMedia и Cisco о доли выручки интернет-провайдеров России, полученной ими непосредственно за доступ к музыке и кино.
Таблица 4
Доходы интернет провайдеров за доступ к аудио видео контенту
Вид контента Доля, % Выручка, млн руб.
Видео 69,5 204 140
Музыка 9,5 27 680
P2P (музыка и кино) 21 62 280
ИТОГО 100 294 100
Источник: составлено авторами на основе данных [9]
Стремительно развивающимся сегментом креативной экономики во всем мире является рынок игр, который ежегодно генерирует многомиллиардные доходы и привлекает огромную аудиторию. По расчётам аналитической компании J'son & Partners Consulting, в России объём рынка видеоигр в 2016 году составил 1,89 млрд долл., и сравнился по объёмам с рынком телевизионной рекламы (см. рис. 1).
2014 2015 2016
Рис. 1. Рынок игр России 2014-2016 гг. [10]
Все предпосылки для устойчивого роста имеет медиарынок России, в частности телевидение. Пока среди российских телеканалов высокодоходными можно назвать ТНТ, НТВ, СТС, РЕН ТВ. Остальная часть каналов способна демонстрировать лишь операционную рентабельность.
Развитие сети Интернет, распространение различных электронных девайсов, рост популярности социальных сетей и видеосервисов увеличивает конкуренцию на медийном рынке. Но даже в подобных условиях телевидение имеет наибольший охват аудитории и демонстрирует положительную динамику её роста.
Таблица 5
Медиапотребление в России (города 100+), мин.
Медиа 2005 2009 2012 2015
ТВ 227 228 238 246
Интернет 5 30 59 74
Радио 142 199 165 161
Пресса 18 15 15 12
Источник: составлено авторами на основе данных [11]
В настоящее время набирает актуальность и получило широкое развитие в мире сфера дизайна, которая охватывает довольно широкий круг различных услуг и работ в сфере человеческой деятельности, от внутреннего интерьера до промышленного или индустриального дизайна.
В России на современном этапе развития на рынке востребован графический дизайн. Дизайн в архитектуре, строительстве и одежде находится на стадии становления.
Из успешных примеров в сфере дизайна, получивших высокую международную оценку, является бренд одежды «Гоша Рубчинский», потенциальная капитализация которого превышает совокупную капитализацию всех текстильных брендов Ивановской области.
За последние десять лет наблюдается тенденция роста объёма услуг в области творчества, искусства и развлечении. Растёт и число объектов, представляющих культурные услуги (см. табл. 6). Имеющаяся статистика позволяет отобразить в самых общих чертах развитие этого сектора креативной индустрии.
Таблица 6
Динамика развития сферы культуры и искусства
2005 2009 2012 2015
Театры, ед. 588 601 643 665
Количество зрителей в театрах, млн чел. 28 30,2 33,9 38,2
Цирки, ед. 67 66 67 67
Количество зрителей в цирках, млн чел. 6,8 6,3 10,8 4,2
Музей, ед. 2285 2539 2687 2758
Количество посещений, млн чел. 75,6 78,9 90,1 119,0
Учреждения культурно-досугового типа, тыс. 51,4 47,4 43,7 40,3
Объекты культурного наследия, тыс. 87,8 142,5 175,9 171,1
Библиотеки, тыс. 49,5 46,7 40,8 38,9
Библиотечный фонд, млн экз. 977 934 864 839
Источник: составлено авторами на основе данных [12, 13]
Наиболее посещаемыми заведениями культуры в России являются музеи - 119 млн посещений в 2015 году, менее востребованы театры - 38,2 млн посещений за указанный период, посещаемость цирков за 2016 год составила 4,2 млн человек. При этом отметим, что рост посещаемости театров и музеев за анализируемый период сопровождался ростом количества заведении, что нельзя сказать о цирках.
Менее привлекательными для людей становятся библиотеки, количество и библиотечный фонд которых в течение десяти лет неуклонно снижались. Такое снижение, в первую очередь,
связано с широким распространением сети Интернет, которая позволяет населению использовать более удобный и менее затратный вариант получения информации.
Традиционно в России развит арт-рынок, имеются большое количество талантливых художников, крупных региональных аукционов (СОВКОМ, У^еу, А1 Аукцион), ярмарок искусства и сохраняется устойчивая покупательская способность инвесторов. К примеру, цены на российскую живопись ежегодно растут, а объём проданных произведений русского искусства за последние годы в среднем составляет около 500 млн долл.
Таблица 7
Аукционный рынок русской живописи
Показатель 2013 2014 2015
Продажи на внутренних аукционах, млн долл. 21 14 4,6
Доля проданных лотов на внутреннем рынке, % 39 41 35
Продаж на мировых аукционах, млн долл. 525,1 677 572,6
Источник: составлено авторами на основе данных [14]
По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2015 год, в России зарегистрировано более 18 тысяч печатных изданий, из которых 55 % приходится на газеты, а остальные 45 % на журналы и другие периодические издания.
Таблица 8
Динамика развития издательского дела
2005 2009 2012 2015
Число книг и брошюр (печатных единиц), тыс. 96 128 117 112
Число журналов и других периодических изданий 4874 7312 8051 8847
Число газет (изданий) 7535 9563 10 681 10 504
Источник: составлено авторами на основе данных [15]
Несмотря на стабильный рост количества изданий газет и журналов спрос на их продукцию в последние годы неуклонно падает. Данная тенденция связана со снижением платежеспособности населения и ростом цен на печатные издания. На этом фоне происходит логичное смещение спроса в сторону бесплатного и легкодоступного онлайн-СМИ, к которым можно отнести электронные книги и периодические издания, веб-сайты, блоги и т. д.
Активно в России развивается рынок креативных услуг. По данным ЮНКТАД, объём импорта креативных услуг почти вдвое превышает импорт креативных товаров, а экспорт более чем в пять раз.
Ведущими драйвером роста рынка креативных услуг является реклама и маркетинговые услуги. Согласно данным Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России, суммарный объём рекламы в средствах её распространения по итогам 2016 года составил 360 млрд руб., что на 11 % больше, чем в 2015 году. Объём сегмента маркетинговых услуг составил 94,5 млрд руб., что примерно на 7 % больше, чем в 2015 году. Объём сегмента промоиндустрии за 2016 год в России составил 21 млрд руб., что на 21 % больше чем годом ранее.
Одним из наиболее доходных сегментов мировой экономики является рынок инжиниринговых услуг, объём которого по оценкам международных организации к 2020 году составит 1,4 трлн долл. К сожалению, Россия практически не участвует в этих процессах: крупных компании в сфере инжиниринга нет, доля мирового рынка инжиниринговых услуг составляет менее 1%. Вместе с тем при условии активной государственной поддержки в течение 5-10 лет Россия потенциально имеет все шансы заявить о себе на рынке инжиниринговых услуг [17].
Таблица 9
Объём рекламы в средствах её распространения, 2016 г.
Сегменты 2016 год, млрд руб. Динамика роста, %
Итого по сегменту реклама в медиа, из них: 360 11
Телевидение 150,8 10
Радио 15,1 6
Пресса 19,7 -16
Наружная реклама 38,3 6
Интернет 136 21
Маркетинговые услуги 94,5 7
Промоиндустрия 21 21
Источник: составлено авторами на основе данных [16]
Перспективным направлением становления креативной экономики в России является развитие отрасли информационных технологий. За последнее десятилетие количество экспортируемых из страны высокотехнологичных программ и сервисов увеличилось более чем в пять раз, и достиг в 2015 году 6,7 млрд долл.
Успешными российскими проектами в этой сфере, которые получили всемирную известность, являются приложения Prizma и FaceApp, справочная система 2ГИС, социальная сеть «В Контакте», продукция IT-компанииMail.Ru Group, Яндекс, Лаборатория Касперского и многие другие.
В 2015 г. отмечаются структурные изменения в объеме реализованной продукции отечественных IT-компаний. Наибольшее количество продаж зафиксировано в компаниях, осуществляющих разработку программного обеспечения и консультирование в этой области.
Как показывает мировая практика, приоритетное внимание при построении контуров креативной экономики отводится сектору исследований и разработок.
Таблица 10
Структура информационных работ и услуг, 2015 г.
Виду услуг и работ млн руб. %
Всего 808 100
Разработка программного обеспечения и консультирование 379 47
Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов 144 18
Обработка данных 60 7
Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники 58 7
Разработка и поддержка информационных систем и сетей, разработка информационного обеспечения, веб-дизайн, системная интеграция, консультация в этих областях и другие 1Т-услуги 167 21
Источник: составлено авторами на основе данных [18]
Сегодня эту сферу в России представляют более 4000 организации, где занято более 700 000 человек. Ассигнования на науку из средств федерального бюджета составили в 2015 году 439 млрд руб. против 219 млрд руб. в 2009 году [19]. По показателю удельного веса затрат на науку в ВВП Россия (1,13 %) существенно отстаёт от ведущих стран мира. Лидерами являются Корея (4,29 %), Израиль (4,11 %), Япония (3,59 %), Финляндия (3,17 %) и Швеция (3,16 %) [20]. Анализ патентной активности России показывает, что с 2009 по 2015 годы наблюдается рост количества поданных заявок на выдачу патента, это говорит об увеличении инновационной активности частного сектора.
Авторское социологическое исследование креативности. Для комплексной оценки потенциала креативных индустрий в России авторами в период с 14 августа по 12 сентября 2017 года был проведён социологический онлайн-опрос с использованием сервиса SurveyMonkey. Общее число респондентов составило 162 человека, в состав которых вошли представили бизнес-сообщества, научно-педагогические работники, государственные и муниципальные служащие, представители творческих профессий, специалисты и студенты.
Представим некоторые фрагменты проведенного исследования, касающиеся вопросов развития креативных индустрий в России.
Респондентам опроса было предложено оценить уровень развития креативных индустрий в России, выбрав следующие варианты оценок: «слабо развиты», «средне развиты», «хорошо развиты» (см. рис. 2).
Насколько вы оцениваете уровень развития креативных индустрий в России?
хорошо развиты
средне развиты
слабо развиты
43,8%
6,9%
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 2. Оценка уровня развития креативных индустрии в России, %
По мнению 46,9 % респондентов уровень развития креативных индустрий в России оценивается, как слабо развиты, 43 % респондентов считают, что креативный сектор в стране средне развит, и всего 9,9 % респондентов отметили высокий уровень развития креативных индустрий.
Далее респондентам предлагалось оценить степень развитости различных видов креативных индустрии в России, указав из представленного в анкете списка не более 3 вариантов (см. рис. 3).
Какая на ваш взгляд креативная индустрия развивается в России наиболее динамично? (выберите не более трёх вариантов)
интернет- индустрия индустрия красоты индустрия развлечения музеи, галереи архитектурное проектирование разработка программного обеспечения дизаин (одежда, интерьер, графический) еуеп^индустрия исследование и разработки издательское дело реклама
декоративно-прикладное искусство масс медиа (теле- и радиокомпании) кинематограф и музыка
37,6%
4,6% 41,4%
65,4
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 3. Оценка уровня развитости различных видов креативных индустрий в России, %
Уо
Наиболее развитыми секторами креативных индустрий в России респонденты считают кинематограф и музыку (65,4 %), массмедиа (41,4 %), интернет-индустрию (37,6 %) и рекламную индустрию (34,6 %). В средней степени развиты еуеП>индустрия (27,2 %), индустрия развлечения (24,7 %), разработка программного обеспечения (22,9 %), музеи и галереи (19,8 %). В наименьшей степени развиты исследования и разработки (17,3 %), дизайн (16,7 %), издательское дело (12,3 %) и индустрия красоты (12,9 %). Также довольно слабо развиты архитектурное проектирование (8 %) и декаративно-прикладное искусство (4,9 %).
Результаты социологического опроса показали, что уровень развития креативных индустрий в России находится на достаточно невысоком уровне, а также существуют значительные различия в развитии между отдельными индустриями креативного сектора.
Заключение. Таким образом, полученные результаты исследования позволили определить потенциал развития креативной индустрии в России, а также выявить причины, препятсвующие ускоренному переходу российской экономики в фазу креативного развития. К основным факторам сдерживающего поступательное развитие всей отрасли следует отнести слабую институциональную базу отрасли и недостаточную государственную поддержку в части предоставления льготных кредитов и налоговых преференции для предприятий креативного сектора.
В сложившихся условиях эффективным механизмом для комплексного решения вышеперечисленных проблем видится в принятии стратегического программного докумета, в рамках которой государством будет проводиться целенаправленная работа по формированию креативного сектора российской экономики. К наиболее подходящим для адаптации в России формам государственной поддержки креативного предприниматьельства можно выделить следующее: предоставление льготных кредитов и налоговых преференции; создание творческих пространств для креативных предпринимателей и предостовление производественных и офисных помещений в аренду по низким ставкам; совершенствование системы защиты авторских и смежных прав; участие государства в финансирование в виде долего участия, государственно-частного партнёрства и коммерционализации технологий.
Библиографический список
1. Патласов О. Ю., Жаров Е. К. Условия перехода к фазе креативного развития экономик Казахстана и России // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2016. - № 2 (24). - С. 166-171.
2. Креативные индустрии: от теоретических моделей к реальным проектам. НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/science/news/571364.html
3. Патласов О. Ю., Жаров Е. К. Формирование креативного класса в условиях новой экономической реальности // Вестник СибАДИ. - 2016. - № 6 (52). - С. 128-135.
4. United Nation Conference on Trade and Development [Электронный ресурс] // UNCTADSTAT Creative Economy.-2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/ reportFolders.aspx?IF_ActivePath=P,10&sCS_ChosenLang=en
5. Водянова И. Н. Новая ремесленная экономика как вид млого предпринимательства: Проблемы современной экономики. №2 (34), 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/ art.php? nArtId=3113
6. Российская киноиндустрия. Итоги 2015 года. Актуальные вопросы и проблемы кинобизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=196195
7. Татарников А. Кассовые сборы и методы их прогнозирования, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ridero. ru/books/izmereniya_i_prognozy_v_kinoindustrii/read/
8. Исследования и аналитика в индустрии культуры и развлечений. Интермедиа. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intermedia.ru/content/222
9. Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intermedia.ru/news/283591
10. Анализ рынка игр в России и мире, 2014-2016 гг. Текущая ситуация, прогнозы, игроки, проекты и тенденции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/analiz-rynka-igr-v-rossii-i-mire-2014-2016-gg-tekuschaya-situatsiya-prognozy-igroki-proekty-i-tendentsii-20150724054917
11. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Москва. 2016 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cableman.ru/sites/default/files/russian_tv_2015.pdf
12. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2015 гг. (приложение к сборнику «Российский статистический ежегодник. 2016») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1270707126016
13. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Аудиторско-консалтинговая компания ФБК. Институт стратегического анализа. 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fbk.ru/upload/iblock/d34/14_ culture.pdf
14. Арт-рынок России. Предварительные итоги - 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20161214_Result.html
15. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2015 гг. (приложение к сборнику «Российский статистический ежегодник-2016» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1270707126016
16. Объём рекламы в средствах её распространения в 2016 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363
17. Потенциал России на глобальном рынке инжиниринговых услуг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/32093018-Potencial-rossii-na-globalnom-rynke-inzhiniringovyh-uslug.html
18. Развитие отрасли информационных технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/11/09/1109680675/NTI_N_27_09112016.pdf
19. Затраты на науку в России и ведущих странах мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/191234264.html
20. Российский статистический ежегодник - 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
Ye. K. Zharov, master of Economics, e-mail: [email protected] Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, 33a Abay st., Astana, 010000, Republic of Kazakhstan
O. Yu. Patlasov,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-rector of Omsk regionalnogo Institute,
Vice-rector of the Omsk humanitarian Academy, e-mail: [email protected] 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
EVALUATION POTENTION FOR DEVELOPMENT CREATIVE SECTOR
OF THE RUSSIAN ECONOMY
It is analyzed the current status and trends in the development of Russian creative industries. The factors constraining development of creative industries in Russia are revealed. The key measures and mechanisms necessary for the sustainable development of creative industries in Russia are proposed. In addition, within the framework of the survey, a sociological poll was conducted, which showed the level of development of creative industries in general and its separate types.
Keywords: creative sector, creative industries, creativity, creative products, creative class.
References
1. Patlasov O. Ju., Zharov E. K. [Terms of transition to the phase of creative development of the of Kazakhstan and Russia economies]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija, 2016. no. 2 (24). 166-171 pp.
2. Kreativnye industrii: ot teoreticheskih modelej k real'nym proektam. NIU «Vysshaja shkola jekonomiki» [Creative industries: from theoretical models to real projects]. Avialable at https://www.hse.ru/science/news/571364.html
3. Patlasov O. Ju., Zharov E. K. [Formation of the creative class in the new economic reality]. Vestnik SibADI. 2016. no. 6 (52). 128-135 pp.
4. United Nation Conference on Trade and Development UNCTADSTAT Creative Economy. 2016. Avialable at http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/ reportFolders.aspx?IF_ActivePath=P,10&sCS_ChosenLang=en
5. Vodjanova I. N. Novaja remeslennaja jekonomika kak vid mlogo predprinimatel'stva: Problemy sovremennoj jekonomiki. [New handicraft economy as a kind of mismanagement]. no. 2 (34), 2010. Avialable at http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3113
6. Rossijskaja kinoindustrija. Itogi 2015 goda. Aktual'nye voprosy i problemy kinobiznesa. [Russian film industry]. Avialable at: http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=196195
7. Tatarnikov A. Cash gathering and methods for their forecasting. 2016. Avialable at https://ridero.ru/books/izmereniya_i_prognozy_v_kinoindustrii/read/
8. Issledovanija i analitika v industrii kul'tury i razvlechenij. Intermedia. [Research and analytics in the culture and entertainment industry]. 2016. Avialable at http://www.intermedia.ru/content/222
9. Kul'turno-zrelishhnaja industrija RF v 2014 godu. [Cultural and show industry in Russia in 2014]. Avialable at http://www.intermedia.ru/news/283591
10. Analiz rynka igr v Rossii i mire, 2014-2016 gg. Tekushhaja situacija, prognozy, igroki, proekty i tendencii. 2016. [Analysis of the game market in Russia and the world from 2014 to 2016.]. Avialable at http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/analiz-rynka-igr-v-rossii-i-mire-2014-2016-gg-tekuschaya-situatsiya-prognozy-igroki-proekty-i-tendentsii-20150724054917
11. Federal'noe agentstvo po pechati i massovym kommunikacijam. Televidenie v Rossii v 2015 godu. Sostojanie, tendencii iperspektivy razvitija. Otraslevoj doklad. [Federal Agency for Press and Mass Communications.]. Moscow, 2016.
12. Socio-economic indicators of the Russian Federation in 1991-2015. Prilozhenie k sborniku "Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2016. Avialable at http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statis-tics/publications/catalog/doc_1270707126016
13. Skol'ko stoit Rossija: 10 let spustja. Auditorsko-konsaltingovaja kompanija FBK. Institut strategicheskogo analiza. 2014. [How much is Russia cost: 10 years later. Audit and consulting company FBK]. Avialable at http://www.fbk.ru/upload/iblock/d34/14_culture.pdf
14. Art-rynok Rossii. Predvaritel'nye itogi. 2016. [Art market of Russia. Preliminary results]. Avialable at https://artinvestment.ru/invest/analytics/20161214_Result.html
15. Socio-economic indicators of the Russian Federation in 1991-2015. Prilozhenie k sborniku "Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. [Socio-economic indicators of the Russian Federation in 1991-2015]. 2016. Avialable at http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1270707126016
16. Objyom reklamy v sredstvah ejo rasprostranenija v 2016 godu. []. Avialable at http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363
17. Potential Rossii na global'nom rynke inzhiniringovyh uslug. [The potential of Russia in the global market of engineering services]. Avialable at http://docplayer.ru/32093018-Potencial-rossii-na-globalnom-rynke-inzhiniringovyh-uslug.html
18. Razvitie otrasli informacionnyh tehnologij. [Development of the information technology industry]. Avialable at https://issek.hse.ru/data/2016/11/09/1109680675/NTI_N_27_09112016.pdf
19. Zatraty na nauku v Rossii i vedushhih stranah mira. [The costs of science in Russia and the world's leading countries]. Avialable at https://issek.hse.ru/news/191234264.html
20. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2015. [Russian Statistical Yearbook]. Avialable at http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
Поступила в редакцию 22.09.2017 © Е. К. Жаров, О. Ю. Патласов, 2017
Авторы статьи:
Ержан Каирович Жаров, магистр экономики, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 010000, Республика Казахстан, Астана, ул. Абая, 33a, e-mail: [email protected] Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, проректор Омского региональногой института, проректор Омской гуманитарной академии, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]. Рецензенты:
Е. К. Абил, кандидат экономических наук, доцент, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Астана, Республика Казахстан.
А. К. Ракишева, кандидат экономических наук, доцент, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Астана, Республика Казахстан.