Актуальные вопросы развития экономики шеринга
о сч о сч
о ш m
X
<
m О X X
Чернов Алексей Викторович
к.т.н., доцент кафедры менеджмента экономического факультета РУДН, chernov-av@rudn.ru
Чернова Виктория Александровна
к.э.н., ст. преподаватель кафедры менеджмента экономического факультета РУДН, chernova-va@rudn.ru
Экономика шеринга (экономика совместного потребления) уже десять лет привлекает внимание науки, бизнеса и социума. За этот период некоторые постулаты и модели экономики шеринга видоизменились или перестали существовать, в то же время появились новые любопытные идеи и проекты. В статье проведен анализ трансформации отдельных аспектов экономики шеринга, изучены мнения сторонников экономики совместного потребления, которые подчеркивают важную социальную направленность модели, и противников, утверждающих, что экономика шеринга ни что иное как новая «маска» капитализма. Отдельный акцент сделан на изменение экономики совместного потребления под влиянием пандемии, обозначены точки влияния и перспективы ее развития в постпандемийный период. Ключевые слова: экономика шеринга, шеринг, экономика совместного потребления, модель потребления, пандемия
Введение
За последние несколько лет все аспекты жизни и деятельности человека претерпели существенные изменения. Глобализация и бурное развитие информационных технологий на фоне популяризации идей концепции устойчивого развития ускоряют трансформацию таких фундаментальных категорий как экономика, рынок, предприятие, меняют способы производства и потребления материальных и нематериальных благ. Очевидно, что традиционные подходы к управлению и модели ведения бизнеса в современных условиях проходят проверку на прочность. Поэтому появление новых моделей экономической активности и взаимодействия продавцов и покупателей можно рассматривать как своеобразный способ адаптации к новой экономической реальности.
Множество публикаций в научных и деловых изданиях посвящены изучению экономики шеринга (sharing economy), которая основана на совместном использовании индивидами различных товаров и услуг [5]. Дискуссии ведутся не только о сущности новой экономики, но и о терминологии, которая эту сущность обозначает. В литературе встречается множество терминов: экономика совместного потребления, коллаборативная экономика, шеринговая экономика, одноранговая экономика, распределенная экономика, гигономика, экономика по требованию, экономика распределенного пользования, экономика участия, экономика повторного использования и т.д. Данные термины вызывают неоднозначные оценки исследователей, при этом могут использоваться как взаимозаменяемые категории. Подобное разнообразие мнений создает невообразимую путаницу, но в то же время богатую почву для анализа и осмысления новых моделей экономической активности.
В данной статье изучается экономка шеринга (экономика совместного потребления). Выбор этого термина для обозначения модели обусловлен наибольшей частотой использования в научной и деловой литературе. Одним из первых термин использовал гарвардский профессор Лоуренс Лессиг, который противопоставлял коммерческую экономику, превыше всего ценящей деньги, экономике совместного потребления, с ценностной ориентацией нематериального характера. Находящаяся «между ними» гибридная экономика представляет собой доминирующую модель, которая получила свое развитие благодаря распространению Интернета и возможности осуществлять более сложные сделки, чем покупка [21]. Однако внимание к sharing economy привлекла книга «What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption», которая считается первой научно обоснованной концепцией совместного потребления [10]. В следующем году журнал Time включил шеринг в число десяти идей, которые изменят мир [27].
За прошедшие десять лет экономика совместного потребления смогла повлиять на многие аспектах жизни и деятельности человека. Наряду с большим количеством терминов, сопровождающих ее развитие, сформировалось множество положительных оценок сторонников и критики противников модели.
Концепция экономики шеринга
Botsman и Rogers дали широкое определение экономики шеринга - обмен и сдача в аренду благ с помощью распределенных сетей [10]. Эксперты Всемирного экономического форума определяют шеринг экономику как экономическую деятельность на базе онлайн-плат-форм, основанную на совместном использовании недостаточно используемых активов бесплатно или за плату на одноранговой основе [16].
Шеринг экономика в определенном смысле стала формой поддержки концепции устойчивого развития и осознанного потребления. Индивидуальное массовое потребление экономики владения рассматривается идеологами экономики шеринга как пережиток отмирающей концепции общества потребления, в которой мотиватором потребления становиться желание индивида подчеркнуть свой социальный статус, а не необходимость физического выживания. В экономике шеринга потребление осуществляется на рациональной основе. Подобная модель потребления характерна для милле-ниалов и представителей поколения Z, которые еще в процессе достижения возраста, позволяющего им становиться самостоятельными участниками экономических отношений, являются активными потребителями экономики шеринга. Для поколения Z потребление означает не только владение, иногда это может быть доступ к товару или услуге. Индивид не рассматривает приобретение в собственность как единственно возможный способ удовлетворения своей потребности. Отчасти совместное использование благ является отражением их мировоззрения, желаемого образа жизни с высокой ценностью впечатлений и свободы.
Скорость и мобильность - неотъемлемые характеристики современного мира. Обладание множеством материальных благ является препятствием для быстрого и легкого перемещения. Кроме того, обладание продуктом неизбежно сопровождается затратами на его содержание: требуется место для хранения, техническое обслуживание и т.д. Поэтому потребители экономики шеринга все чаще выбирают временный доступ к продукту, а не единоличное владение [10]. Они готовы делиться благами с другими индивидами и потреблять совместно исходя из соображений рациональности как, например, в известном примере с дрелью, которую целесообразно брать в арену, а не покупать, учитывая среднее время ее эксплуатации в год [19]. Кроме того, экономика шеринга позволяет индивидам монетизировать любые активы, которые не используются ими в полной мере, например, помещения для проживания и даже свободное пространство в помещении для хранения чужого имущества, детские игрушки, свободное время и т.д., и получать дополнительный доход. Поэтому аренда, чаще краткосрочная, вместо приобретения в собственность стала основой новой модели потребления. При необходимости покупки товары все чаще приобретаются на вторичном рынке, а в случае ненадобности продаются или передаются в различные социальные проекты для поддержки бедных групп населения.
Драйверы роста экономики шеринга
Совместное использование благ в том или ином виде сопровождает человечество на всем пути его существования, поскольку имеет важное значение для его физического выживания. Почему экономика шеринга стала развиваться только в начале 21 века? Исследователи называют разные причины этого явления.
В определенной степени на популяризацию идеи совместного потребления повлияла мода на экологичное поведение и усиление принятие индивидами ответственности за свои действия перед будущими поколениями. Сверхпотребление под влиянием эмоций как обоснованное поведение индивида общества потребления меняется на осознанное потребление индивида экономики шеринга. Идеи концепции устойчивого развития постепенно включаются в жизненные установки современного человека. Осознанное потребление стало модным трендом, основную идею которого иллюстрирует неоднократно процитированное высказывание модельера Вивьен Вествуд «Покупайте меньше, выбирайте лучше, используйте дольше». Речь идет о покупке только тех товаров и услуг, которые действительно нужны потребителю, при этом потребитель выбирает товары хорошего качества, которые приятно использовать и которые прослужат дольше, чем дешевые некачественные. Кроме того, можно поделиться ненужными вещами в различных социальных проектах с людьми, которые в этом нуждаются, обменять ненужные вещи на нужные на многочисленных специализированных Интернет-платформах или отправить вещи на переработку (рециклинг). Осознанное потребление наряду рационализацией использования собственных финансов бережет ресурсы планеты, поскольку для производства товаров и услуг необходимы сырье и энергия, а большинство производств также создают не только продукты, но и отходы.
Усиление социального неравенства также рассматривается как одна из причин развития экономики шеринга. Несовпадение желания и возможности жить в красивых домах, ездить на дорогих машинах частично нивелируется моделью совместного потребления. Экономика шеринга делает это возможным и доступным для людей с разными доходами без многолетних ожиданий и выплаты кредитов, тем самым создавая иллюзию сокращения социального неравенства в обществе.
Рост населения планеты будет увеличиваться. Согласно прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2050 году численность мирового населения составит порядка 9,7 млрд человек, которое прирастет больше чем на 2 млрд по сравнению с 7,3 млрд человек в 2015 году [4]. Стремительный рост населения, растущая урбанизация, увеличение масштабов миграции, продолжительности жизни и старение населения приведут к необходимости совместного использования ресурсов.
Стремительное развитие технологий считается одним из самых мощных драйверов экономики совместного потребления. Технологии упрощают и ускоряют взаимодействие между участниками шеринг экономики, обеспечивают их необходимой информацией и сервисами, которые соединяют владельцев ресурсов и тех, кто в них нуждается напрямую, устраняя длинную цепочку посредников. Одноранговые обмены (Р2Р реег^о-реег или С2С consumer-to-consumer) облегчают нахождение и выбор нужных товаров и услуг, ускоряют оформление аренды и проведение платежей.
Доступность Интернета и мобильной связи, рост числа покупок в Интернет-магазинах и популярности социальных сетей [10] на фоне повышения социальной ответственности государств, компаний и индивидов в вопросах экологии, способствовали формированию новых бизнес-моделей. Библиотеки и секонд-хенды существовали и до появления экономики совместного потребле-
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о
CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
ния. Технологии создали новый стимул ее развития, поскольку способствовали исключению цепочки посредников из отношений между продавцом и потребителем, тем самым снижая трансакционные издержки.
Модели экономики шеринга упрощают аренду, краткосрочный прокат или предоставление безвозмездного доступа к личному имуществу, аренду небольших коммерческих площадей, продажу, дарение или обмен ненужных вещей, совместное финансирование проектов [15] .
Темная сторона шеринговой экономики
Сторонники утверждают, что экономика совместного использования способна сократить экономическое неравенство, остановить разрушение экологии планеты, ослабить зависимость индивидов от «вещизма», укрепить права трудящихся, расширить социальные связи и возможности малообеспеченных слоев населения [17, 22]. Именно эти постулаты декларировались исследователями на этапе зарождения шеринг экономики, большинство из которых подчеркивают глубокую социальную ориентацию модели.
Однако процессе своего развития экономика ше-ринга становится все менее «совместной» и все более «экономикой». Противники экономики совместного использования предъявляют множество критических замечаний как к самому понятию экономика шеринга, так и к механизмам ее функционирования и их последствиям для экономики и социума.
Понятие «совместное потребление» требует пояснения правомерности термина по отношению к данной модели потребления [9], утверждая, что совместная деятельность предполагает эмоциональную общность ее участников. В то время как существующая модель совместного потребления включает также и конкуренцию между ее участниками, которые имеют своей целью коммерческую прибыль, а не только совместное использование материальных и нематериальных благ людьми из одной социальной общности [24].
В основе совместного потребления лежит и совместное владение материальными и духовными благами определенной социальной общностью и их совместное использование, например, совместное питание, уход за детьми и владение имуществом являются общими в рамках одной социальной группы. При этом неотъемлемой характеристикой совместного использования является забота и наличие прочных межличностных связей между членами социальной группы [7].
Совершенно другая форма совместного использования связана с потреблением общественных благ, таких как дороги, общественный транспорт, школы, правительство и пожарная, военная и полицейская охрана и др., которые содержатся за счет налоговых взносов граждан и требуют все большего участия государства [3]. Эти блага потребляются коллективно, никто не имеет права владеть ими единолично или лишать других возможности их использования. И хотя они могут способствовать некоторому усилению общности, межличностные связи с другими пользователями общественных благ, как правило, слабы [14, 20].
Экономика шеринга позволяет снизить потребление ресурсов и воздействие на окружающую среду, но большинство из практик совместного потребления не создает прочных связей или чувства общности. Они характеризуются несвязанным «дележом» или «псевдоше-
рингом» [8, 13]. На этапе формирования экономики шеринга развитие социальных взаимосвязей сопутствующих совместному потреблению благ было одним из важнейших условий ее быстрого роста [23]. Впоследствии в процессе эволюции модель экономики совместного потребления все более коммерциализировалась, при этом участники обмена стали предпочитать сервисы, позволяющие минимизировать общение [2]. В силу своей социальной желательности термин «совместное использование» стал применяться к широкому спектру экономических активностей, которые в большинстве случаев представляют собой ни что иное как краткосрочную аренду или услуги для продажи [9].
Бизнес-модели экономики шеринга все больше стремятся к захвату рынка, не только жестко конкурируя с предприятиями традиционных форм ведения бизнеса, но вытесняя с рынка сервисы бесплатного обмена, как, например, Couchsurfing.com постепенно вытесняется Airbnb. Многие сервисы - Snapgoods, Neighborrow, Crowd Rent и другие, уже перестали существовать или поменяли концепцию и вступили в конкурентную борьбу как коммерческие предприятия [24].
Несовершенство законодательства по регулированию деятельности шеринговых компаний создает для них «дополнительное преимущество» перед традиционными формами бизнеса в виде неуплаты налогов, взносов на пенсионное и социальное страхование, управленческих расходов и т.д., создавая почву для недобросовестной конкуренции [2]. Кроме того, дополнительные заработки участников экономики шеринга находятся за пределами контроля государства, а сами участники не платят налоги с доходов, полученных с помощью Интернет-платформ.
Критики экономики шеринга утверждают, что эта модель по своей сути представляет собой капитализм в чистом виде, в ней нет ничего инновационного. Компании экономики шеринга постепенно превращающиеся в корпорации, такие как Uber и Lyft, нашли способ получать сверхприбыли, при этом перекладывая риски с компании на работников, снижая зарплату, лишая социального и медицинского страхования. Чтобы привлечь работников «под крыло» и обязать их взять на себя значительные риски, компании экономики шеринга предлагают свободу в выборе рабочего времени и, следовательно, размера заработка, пропагандируют идеи свободного предпринимательства. Однако вместе с иллюзорной независимостью индивиды получают давление со стороны компаний в отношении снижения тарифов и обострение конкуренции между работниками, которые формально сотрудниками компании не являются, а считаются свободными предпринимателями. Например, водители Uber не имеют права голоса при определении тарифов, но должны оплачивать содержание своего автомобиля, не говоря уже о его покупке [2, 24]. Ситуация отягощается тем, что многим водителям подобная работая дает основной, а не дополнительный доход. Единственным фактором, который действительно «используется совместно», является риск. При этом термин экономика совместного потребления не выходит из обихода [18].
Экономика шеринга и пандемия
Тренд на совместное использование товаров и услуг до пандемии COVID-19 активно развивался во всем мире. Пандемия еще больше усложнила среду бизнеса и создала непрогнозируемые ранее барьеры развития
экономики, разрушила многие устоявшиеся цепочки поставок, вызвала переоценку ценностей и изменила образ жизни людей. В определенном смысле пандемия провела перезагрузку современного мира, но не привела к краху шеринговой экономики.
Безусловно, риск заражения при совместном использовании повлиял на отношение людей к шеринговой экономике. Приобретение товаров в условиях пандемии выглядит более безопасно, чем совместное использование. В первую очередь от пандемии пострадали компании, предоставляющие услуги каршеринга, такси и ко-воркинги.
В то же время некоторые направления активно развивались. Например, в Китае во время вспышки корона-вируса резко возрос спрос на краткосрочную аренду велосипедов. Индивиды чаще выбирали аренду велосипеда и большую безопасность, чем передвижение на общественном транспорте [25].
Самоизоляция расширила границы рынка для логистических компаний и служб курьерской доставки и повысила интенсивность и географию покупок через Интернет. Многие компании не справлялись с возросшей нагрузкой по доставке, в то время как спрос на услуги других предприятий сервиса, например такси и предприятий общественного питания, катастрофически упал. В России активно развивался workforce-шеринг - временное перераспределение сотрудников из менее загруженных сфер бизнеса в более нуждающиеся в рабочей силе. Последние предоставляли временные рабочие места сотрудникам пострадавших от пандемии сервисов. Например, «Магнит» и Wildberries привлекал сотрудников сетевых кафе и фастфудов для формирования и доставки заказов. «Яндекс.Такси» подхватил возможность развития сервиса доставки силами водителей, у которых снизилась загрузка из-за падения спроса на поездки. Можно констатировать, что пандемия, создавая выгодные для всех участников формы сотрудничества, стала стимулом для перехода к распределенным моделям бизнеса, таким как workforce-шеринг и аутсорсинг.
В России лидерами экономики шеринга являются Москва и Санкт-Петербург, а в период самоизоляции регионы также стали подключаться к экономике шеринга. Одноранговые обмены consumer-to-consumer составляют наибольший сегмент российского рынка совместного потребления, сделки на котором осуществляются посредством сервисов онлайн-объявлений, таких как Youla и «Авито». Последний к июню 2020 года привлек на 44% больше участников, чем годом ранее [2].
Пандемия сформировала спрос на аренду загородной недвижимости. Находится в ограниченном пространстве своих квартир в плотно населенном городе в период самоизоляции менее привлекательно, чем за городом, где плотность населения и риск заражения существенно снижаются.
Для одних участников экономических отношений пандемия стала непреодолимым барьером, для других создателем новых возможностей для роста и развития бизнеса. Пандемия не отменила тренд на осознанное потребление в экономике шеринга, но укрепила и видоизменила его. Потребители продолжают принимать решение о покупке или аренде, исходя из соображений необходимости и целесообразности.
Это подтверждает набирающий силу тренд по получению доступа к товарам по подписке (subscription commerce) на условии регулярных платежей в пользу
компании с заранее определенной периодичностью. Основная идея модели заключается в создании максимально удобного для потребителя способа получения товара. Ранее она обеспечивала доступ только к контенту и программным продуктам. Сейчас модель подписки используют бизнесы, для которых ранее это было просто несвойственно, что подтверждает ее жизнеспособность. Подписка позволяет получить доступ к автомобилю, бытовой технике, одежде и обуви, сервисам по доставке еды и т.д. Например, в пакет услуг при подписке на автомобиль обычно включены полное страховое покрытие, бесплатное техническое обслуживание и смена шин, оплата пошлин, помощь на дорогах и консьерж-сервис. за фиксированную ежемесячную плату c возможностью замены на новую модель. Подписка на бытовую технику позволяет получить технику во временное пользование с возможностью замены за фиксированную ежемесячную плату [11, 12].
Модель владения по подписке, с одной стороны, обеспечивает потребителю комфортный способ удовлетворения потребности, с другой стороны, защищает от нежелательных хлопот, например, сервисного обслуживания, которое включено в стоимость подписки. Компании получают регулярный доход, высокая ценность клиента на протяжении все периода его отношений с компанией, возможность дополнительных продаж на основе индивидуальных предпочтений клиента, низкие затраты на открытие бизнеса и повышение рентабельности инвестиций в привлечение клиентов. В силу удобства и доступности модели популярность подписных сервисов будет расти и по прогнозам к 2023 году порядка 75% компаний будут предлагать своим потребителям доступ к товарам и услугам по подписке [26].
Рост вовлеченности в экономику совместного потребления новых участников - представителей старшего поколения, усилит потенциал для развития ше-ринга и придаст ему новое направление. Пандемия ускорила этот процесс, поскольку в условиях самоизоляции всем пришлось осваивать покупки через Интернет, поэтому аудитория шеринг-сервисов расширилась.
Заключение
Очевидно, что не все вопросы, связанные с пониманием механизмов и моделей экономики шеринга, имеют однозначные ответы. Однако они находятся в фокусе внимания как сторонников, так и противников экономики совместного потребления. Дальнейшие исследования позволят уточнить и скорректировать знания о сущности экономики совместного потребления. Интересен вопрос, является ли шеринг экономика социально-ответственной моделью бизнеса или это новая грань капитализма. Большинство исследований не связывают ше-ринг экономику с принципиально новыми формами владения или использования товаров и услуг, а лишь с более рациональными способами распределения ресурсов. В этой связи актуальным видится вопрос о развитии сетевых форм взаимодействия, для которых характерна закономерность: рост числа участников привлекает других присоединяться к новому сообществу. В конечном итоге, интересно, как адаптируется модель экономики совместного потребления к постпандемийному миру.
Литература
1. Батова Н., Точицкая И. Экономика совместного потребления: мыльный пузырь или экономика будущего. BEROC Green Economy Policy Paper Series, PP no.12,
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о es о es
о ш m
X
3
<
m О X X
2020 / [Электронный ресурс] URL:
https://www.ipm.by/upload/iblock/00f/00ffe01a3412ccba04
1f5f590484abb6.pdf
2. Дробаха А. Мы не перестанем делиться: почему рост шеринг-экономики не остановится и как бизнесу это использовать. 4 августа 2020 / / [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/sharing-economy-business/
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ. 2000. 458 с.
4. Рост мирового населения / [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/
5. Anglada Q., Lara A. Research on sharing economy: why are some articles more cited than others?, Economic Research-Ekonomska Istrazivanja, 2020, 33:1, 2787-2805, DOI: 10.1080/1331677X.2019.1694427
6. Asher-Schapiro A. Against Sharing [Электронный ресурс] URL: https://www.jacobinmag.com/2014/09/against-sharing/
7. Belk R. Sharing, Journal of Consumer Research, Vol. 36, No. 5 (February 2010), pp. 715-734 https://doi.org/10.1086/612649
8. Belk R. Sharing Versus Pseudo-Sharing in Web 2.0, The Anthropologist, 2014, 18:1, 7-23, DOI: 10.1080/09720073.2014.11891518
9. Belk R. Sharing without caring // Cambridge Journal of Regions Economy and Society, 2017, 10(2):249-261 DOI: 10.1093/cjres/rsw045
10. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. New York: Harper Collins. 2010
11. Chen T., Fenyo K., Yang S., Zhang J. Thinking inside the subscription box: New research on e-commerce consumers. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/thinking-inside-the-subscription-box-new-research-on-ecommerce-consumers#
12. Collaborative Consumption or the Rise of the Two-Sided Consumer // The International Journal Of Business & Management .Vol 4 , Issue 6, 2016 [Электронный ресурс] URL:
https://www.researchgate.net/publication/310165498_Colla
borative_consumption_or_the_rise_of_the_two-
sided_consumer
13. Eckhardt G., Bardhi F. The sharing economy isn't about sharing at all, Harvard Business Review. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://hbr.org/2015/01/the-sharing-economy-isnt-about-sharing-at-all
14. Felson M., Spaeth J.L. Community Structure and Collaborative Consumption: A Routine Activity Approach. American Behavioral Scientist. 1978. https://doi.org/10.1177%2F000276427802100411
15. Frenken K., Meelen T., Arets M., van de Glind P. Smarter regulation for the sharing economy. The Guardian, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/science/political-science/2015/may/20/smarter-regulation-for-the-sharing-economy
16. How much is the sharing economy worth to GDP? // [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/10/what-s-the-sharing-economy-doing-to-gdp-numbers/
17. John N. The social logics of sharing // Communication Review, 2013, 16: 113-131. doi.org/10.1080/10714421.2013.807119
18. Kalamar A. Sharewashing is the New Greenwashing. OpEdNews.com. 2013
19. Kaye L. Why sharing makes sense in an over consuming world. The Guardian. 2012 [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/sustainable-business/collaborative-consumption-sharing
20. Kemp S. Utility of public goods. In P. Earl and S. Kemp (eds.) The Elgar Companion to Consumer Research and Economic Psychology, pp. 595-599. Cheltenham: Edward Elgar.
21. Lessig L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in a Hybrid Economy. 2008. DOI 10.5040/9781849662505
22. Mathews J. (2014) The sharing economy boom is about to bust. Time, 27 June.
23. Pais I., Provasi G. Sharing economy: A step towards the re-embeddedness of the economy? // Stato e mercato, 2015, issue 3, 347-378.
24. Ravenelle A. Sharing economy workers: selling, not sharing // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 2017, 10, 281-295 doi:10.1093/cjres/rsw043
25. Shen Xinmei. The coronavirus is bringing bike sharing back in China. 4 Mar, 2020 [Электронный ресурс] URL:
https://www.scmp.com/abacus/tech/article/3065064/corona virus-bringing-bike-sharing-back-china
26. Suryanarayanan K. How the subscription commerce model is driving a DTC retail boom [Электронный ресурс] URL: https://www.the-future-of-commerce.com/2020/08/10/subscription-commerce-model-dtc/
27. Walsh B. Today's Smart Choice: Don't Own. Share. Mar. 17, 2011 [Электронный ресурс] URL: http://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28 804,2059521_2059717_2059710,00.html
Topical issues of the development of the sharing economy Chernov A.V., Chernova V.A.
RUDN
The sharing economy has been attracting the attention of scientists, business and society for ten years. During this period, some of the postulates and models of the sharing economy have changed or ceased to exist, while new interesting ideas and projects have emerged. The article analyzes the transformation of certain aspects of the sharing economy, examines the opinions of supporters of the sharing economy, which emphasize the important social orientation of the model, and opponents who claim that the sharing economy is nothing but a new "mask" of capitalism. A separate emphasis is placed on the change in the economy of shared consumption under the influence of the pandemic, the points of influence and prospects for its development in the post-pandemic period are indicated. Key words: Economics of sharing, sharing economy, collaborative
consumption, consumption pattern, pandemic References
1. Batova N., Tochitskaya I. The sharing economy: a bubble or the economy of the future. BEROC Green Economy Policy Paper Series, PP no.12, 2020 / [Electronic resource] URL: https://www.ipm.by/upload/iblock/00f/00ffe01a3412ccba041f5f 590484abb6.pdf
2. Drobaha A. We will not cease to share: why the growth of the sharing economy won't stop the business and how to use it. August 4, 2020 / / [Electronic resource] URL: https://rb.ru/opinion/sharing-economy-business/
3. Castels M. Informatsionnaya Epokha: Ekonomika, Obshchestvo I Kultura. M.: GU-HSE. 2000. 458 p.
4. 4. Global population growth /[Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/
5. Anglada Q., Lara A. Research on sharing economy: why are some articles more cited than others?, Economic Research-
Ekonomska Istrazivanja, 2020, 33:1, 2787-2805, DOI: 10.1080/1331677X.2019.1694427
6. Asher-Schapiro A. Against Sharing [Электронный ресурс] URL: https://www.jacobinmag.com/2014/09/against-sharing/
7. Belk R. Sharing, Journal of Consumer Research, Vol. 36, No. 5 (February 2010), pp. 715-734 https://doi.org/10.1086/612649
8. Belk R. Sharing Versus Pseudo-Sharing in Web 2.0, The Anthropologist, 2014, 18:1, 7-23, DOI: 10.1080/09720073.2014.11891518
9. Belk R. Sharing without caring // Cambridge Journal of Regions Economy and Society, 2017, 10(2):249-261 DOI: 10.1093/cjres/rsw045
10. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. New York: Harper Collins. 2010
11. Chen T., Fenyo K., Yang S., Zhang J. Thinking inside the subscription box: New research on e-commerce consumers. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/thinking-inside-the-subscription-box-new-research-on-ecommerce-consumers#
12. Collaborative Consumption or the Rise of the Two-Sided Consumer // The International Journal Of Business & Management .Vol 4 , Issue 6, 2016 [Электронный ресурс] URL:
https://www.researchgate.net/publication/310165498_Collabor ative_consumption_or_the_rise_of_the_two-sided_consumer
13. Eckhardt G., Bardhi F. The sharing economy isn't about sharing at all, Harvard Business Review. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://hbr.org/2015/01/the-sharing-economy-isnt-about-sharing-at-all
14. Felson M., Spaeth J.L. Community Structure and Collaborative Consumption: A Routine Activity Approach. American Behavioral Scientist. 1978. https://doi.org/10.1177%2F000276427802100411
15. Frenken K., Meelen T., Arets M., van de Glind P. Smarter regulation for the sharing economy. The Guardian, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/science/political-science/2015/may/20/smarter-regulation-for-the-sharing-economy
16. How much is the sharing economy worth to GDP? // [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/10/what-s-the-sharing-economy-doing-to-gdp-numbers/
17. John N. The social logics of sharing // Communication Review, 2013, 16: 113-131. doi.org/10.1080/10714421.2013.807119
18. Kalamar A. Sharewashing is the New Greenwashing. OpEdNews.com. 2013
19. Kaye L. Why sharing makes sense in an over consuming world. The Guardian. 2012 [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/sustainable-business/collaborative-consumption-sharing
20. Kemp S. Utility of public goods. In P. Earl and S. Kemp (eds.) The Elgar Companion to Consumer Research and Economic Psychology, pp. 595-599. Cheltenham: Edward Elgar.
21. Lessig L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in a Hybrid Economy. 2008. DOI 10.5040/9781849662505
22. Mathews J. (2014) The sharing economy boom is about to bust. Time, 27 June.
23. Pais I., Provasi G. Sharing economy: A step towards the re-embeddedness of the economy? // Stato e mercato, 2015, issue 3, 347-378.
24. Ravenelle A. Sharing economy workers: selling, not sharing // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 2017, 10, 281-295 doi:10.1093/cjres/rsw043
25. Shen Xinmei. The coronavirus is bringing bike sharing back in China. 4 Mar, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.scmp.com/abacus/tech/article/3065064/coronaviru s-bringing-bike-sharing-back-china
26. Suryanarayanan K. How the subscription commerce model is driving a DTC retail boom [Электронный ресурс] URL: https://www.the-future-of-
commerce.com/2020/08/10/subscription-commerce-model-dtc/
27. Walsh B. Today's Smart Choice: Don't Own. Share. Mar. 17, 2011 [Электронный ресурс] URL: http://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804 ,2059521_2059717_2059710,00.html
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о