Наталья Алексеевна Гвилия - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ КОРПОРАЦИЙ В ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Стремительное развитие и повсеместная практическая реализация бизнес-моделей шеринг-экономики стимулирует исследования по этой теме в области менеджмента. Однако исследований логистических аспектов проблемы, связанных с этими разработками, недостаточно. В статье предлагается разработка концептуального подхода к логистической практике совместного потребления. На основе обобщения теории логистики и практики современных корпораций разработана матрица моделей организации логистики совместного потребления.
Ключевые слова. Шеринг-экономика, совместное потребление, модели организации логистики совместного потребления, просьюмер, логистический менеджмент корпораций.
Gviliya N.A.
CORPORATE LOGISTICS MODELS IN SHERING ECONOMY
Abstract. The growth of sharing economy business models is beginning to stimulate management research on this theme. However, there are no researches about logistics aspects related to these developments. The purpose of this paper is to develop a conceptual approach to the logistics practice in collaborative consumption. Based on the synthesis of logistics theory and the practice of modern corporations; a matrix of joint consumption logistics models has been developed.
Keywords. Sharing-economy, collaborative consumption, logistics models in the shering economy, prosumer, logistic management of corporations
Введение
Термин «совместное потребление» был впервые введен в научную литературу американскими маркетологами в 1978 году с целью описания формы поведения потребителей, когда «один или несколько человек потребляют экономические товары или услуги в процессе совместной деятельности с другими» [10]. Однако кооперация потребителей переросла в бизнес-модель только в конце 2000-х гг.,
ГРНТИ 06.81.12 © Гвилия Н.А., 2020
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (911) 702-81-35. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 20.02.2020.
ч
представляя особый интерес как форма развития предпринимательской деятельности. Стремительное развитие и возросшая роль технологий, развитие цифровой экономики [1], в частности, распространение онлайн-сервисов, усилия по заботе об окружающей среде и управление возвратными потоками стали главными трендами нашего времени. Наряду с упадком экономики это послужило причиной формирования новых форм бизнес-практики [14], которые расширили первоначальный смысл совместного потребления и превратились в быстро развивающееся явление.
Airbnb, Uber, Ebay, а также российская корпорация Яндекс - лишь некоторые из наиболее известных платформ, иллюстрирующих повышенное внимание к шеринг-экономике, рассматриваемой как одна из самых значимых современных бизнес-тенденций, охватывающей большое разнообразие видов деятельности, включая программное обеспечение с открытым исходным кодом, обмен файлами, краудфандинг, совместное образование и, наконец, совместное потребление [5, 9]. Популяризация и повсеместное развитие термина совместного потребления сейчас описывает потребительские практики, в которых люди получают доступ к товарам через сотрудничество, а не собственность [11]. Помимо потребления, основанного на доступе, покупка подержанных товаров, перепродажа или обмен, рассматривается как совместное потребление. Всему этому способствует массовое распространение информационно-коммуникационных технологий (интернет, смартфоны и др.)
Используя онлайн-платформы, предприниматели, занимающиеся совместным потреблением, могут выявлять и активировать неиспользуемые ресурсы (в том числе те, которые невозможно использовать в основной деятельности компании) посредством привлечения или вовлечения «прось-юмеров» (акроним, образованный от английских слов «ргосигег» - поставщик, и «TOnsumer» - покупатель, т.е. участник процесса производства товара, потребляемого им самим). Соответственно, значительная часть практики совместного потребления в любой форме генерирует материальные потоки, которыми должны управлять потребители, сотрудничающие в производстве или распределении таких ресурсов.
Например, распределение товаров, очевидно, ставит вопрос о физической передаче предмета от поставщика к покупателю. В этом случае система движения ресурсов совместного потребления равнозначна традиционной цепи поставок[8]. Предполагается, что логистический процесс, определяемый как процесс управления материальными потоками и другими сопутствующими им, необходим в большинстве инициатив совместного потребления. Таким образом, в данной статье попытаемся исследовать логистические процессы, встречающиеся в экономике совместного потребления. Анализ и методы исследования
В то время как шеринг-экономика процветает, научные подходы к данной теме неоднозначны. Российские и зарубежные ученые и профессионалы используют широкий спектр терминов, описывающих эту бизнес-модель: экономика совместного использования, массовые практики, совместное потребление и пр. В последнее время появились новые формы производства, распределения и потребления, которые объединяют субъектов, их обычно называются «совместными», а в международной практике чаще «коллаборативными». Каждая из форм шеринг-экономики, о которых упоминалось выше, концептуально подчеркивает специфическое измерение «новой» экономики. Термин «ше-ринг-экономика» или «экономика совместного использования» определяется как экономическая система, основанная на совместном использовании не полностью используемых активов или услуг, бесплатно или возмездно. Таким образом, термины «совместное потребление» и «шеринг-экономика» считаются связанными или даже тождественными. Более точно, совместное потребление определяется как подтип шеринг-экономики, подчеркивая коммерческие аспекты совместного потребления.
Также отдельные ученые [5, 6, 7] определяют совместное потребление как «обмен, бартер, кредитование, торговля, аренда, дарение и обмен материальными ценностями, организованные через цифровые технологии». Эти различные формы обмена касаются недоиспользуемых активов (физических, таких как автомобили, квартиры, индивидуальные устройства и деньги, или нематериальных, таких как навыки и знания), которые агрегируются и используются через цифровые платформы. Совместное потребление опирается на одноранговую экономику, где субъекты распределяют неиспользуемые активы с другими, принимая на себя роль поставщика/производителя. Эти лица координируют приобретение и распределение ресурса за вознаграждение или другую компенсацию.
Рассматривая преимущества экономики совместного потребления, следует отметить наиболее значимые аспекты. Во-первых, это вариативность и гибкость всех процессов, замкнутых на цифровых платформах шеринговых сервисов. Разнообразие и простота услуг - постулаты, на которых держатся, например, такие платформы коллективного пользования транспортом, как Ecooltra и Yego, предлагающие обмен электронными скутерами, для обмена велосипедами придумали Bicing, для дальних поездок - Amovens и Blablacar, которые обеспечивают возможность обмена автомобилями в крупных европейских городах (каршеринг). Простота заключается в нескольких доступных большинству пользователей действиях - установка приложения, регистрация, автоматический поиск ближайшего автомобиля, бронь с помощью нажатия одной кнопки, открытие автомобиля также при помощи лишь одного нажатия [9].
Во-вторых, это независимость, так как субъект свободен и не привязан к локации. Например, такие платформы как Airbnb позволяют часто и безболезненно менять жилье, а платформы для найма сотрудников делают аутсорсинг доступнее по месту и времени. Мы переходим в мир, где не нужны собственные офисы, так как пространство для работы, если таковое необходимо, можно быстро арендовать. Также шеринг-экономика делает ликвидными неиспользуемые активы. Например, инструменты, находящиеся в собственности, субъекты сдают в аренду и имеют пассивный доход. Говоря о тренде рационального потребления, следует указать, что существует платформа Eatwith, которая помогает обменять товары повседневного спроса, в том числе продукты питания. Эксперты, авторы обзоров и рейтингов, составленные для каждой из шеринг-платформ, способствуют укреплению доверия потребителя к экономике коллективного пользования. Согласно отчету Deloitte, потребители экономят в среднем 88 долларов в сутки, снимая жилье через Airbnb, а не номер в гостинице.
Следует обозначить и недостатки, присущие шеринг-экономике. Так как веяние коллективизма в новом его практическом формате существует менее двух десятилетий, есть проблемы, связанные с безопасностью, рисками и законодательством. Ни одна система рейтингов [1], активно используемая как маркетинговый инструмент предоставления гарантий пользователям, не сможет защитить от материального ущерба предметам совместного использования, а управление качеством продуктов и услуг во многих случаях отсутствует. Даже если сравнить безопасность использования Airbnb и гостиниц, которые проверяются на предмет качества, можно утверждать, что уверенность потребителей во втором случае будет значительно выше. Феноменальный рост данного типа экономики привел к предсказуемой борьбе шеринг-платформ с классическими компаниями, которых не устраивает быстрый рост и захват рынка первыми, эта борьба в настоящее время вредит всем. Международный рынок знает много примеров и самый яркий из них - национальная забастовка против Uber и Cabify в Испании.
При исследовании вопросов экономики совместного использования, большинство ученых смещают фокус в сторону маркетинга и потребительского поведения, проблем управления персоналом и юридических вопросов сопровождения сделок. Однако, как отмечалось ранее, если совместное потребление способствует новым формам посредничества и обмена между потребителями и производителями, делает очевидными положительные внешние эффекты, то следует рассмотреть вопрос логистики в шеринг-экономике.
Логистика и шеринг-экономика
В области логистики и управления цепями поставок наиболее часто поднимаемые темы в экономике совместного потребления - это краудсорсинг логистических задач, логистическая инфраструктура в рамках инициатив совместного потребления, например, кросс-докинговые платформы для распределения или же онлайн-платформы, предлагающие логистические услуги. В то же время, практика современных корпораций проявляет серьезный интерес к этим инициативам. Например, DHL, ключевая компания в логистической отрасли, утверждает, что шеринг-экономика окажет значительное влияние на логистическую отрасль в течение пяти лет [13].
Крупнейшие российские корпорации, очевидно, проявляют интерес к сформировавшейся тенденции повсеместного использования шеринговых сервисов. Например, «Газпромбанк Лизинг» организует форумы «Лизинг и Sharing economy», форсируя предположение, что традиционный банкинг является прообразом совместного потребления или sharing economy. Также российские корпорации Сбербанк и Яндекс в 2018 году запустили совместное предприятие - платформу «Беру» на основе
бизнес-модели маркетплейса, где онлайн-магазин обрабатывает информационные, сервисные и финансовые потоки, а непосредственно доставка товара осуществляется силами или посредника производителя, или оптового посредника.
Платформа Яндекса и Сбербанка является первым крупным проектом в России, выбравшим модель маркетплейса для развития каналов распределения товаров народного потребления, в то время как зарубежные корпорации (Amazon, Alibaba, Ebay) начали свое развитие еще в 1990-х годах. Однако темпы развития российского маркетплейса показали (выручка за первые полгода деятельности превысила 1 млрд рублей), что данный формат розничных продаж интересен для российских потребителей и поставщиков. Позднее, крупнейший онлайн-ритейлер OZON поменял формат работы и выбрал модель маркетплейса для развития бизнеса [8].
Самыми перспективными направлениями шеринг-экономики являются рынок труда и обмен материальными ценностями. Именно они занимают наибольшую долю рынка в общей структуре экономики совместного пользования, показатели которых оцениваются в 100 млрд рублей. На рынок совместных поездок приходится 13,7 млрд рублей, краткосрочную аренду жилой недвижимости -9,8 млрд рублей, шеринг офисов - 5,7 млрд рублей, краудфандинг - 400 млн рублей [4]. Таким образом, целесообразна разработка концептуального подхода к логистике в сфере совместного потребления, а именно, моделей организации логистики в шеринг-экономике.
Исследование роли логистики в шеринг-экономике, а также тип управления материальными потоками (централизованный или децентрализованный) позволяет выделить четыре модели организации логистики совместного потребления, представленные в виде матрицы, результирующей международную практику современных корпораций (см. рис.).
Логистика как поддерживающая функция сотрудничества (совместного использования)
Логистика как цель сотрудничества (совместного использования)
Рис. Матрица моделей организации логистики в шеринг-экономике
Одноранговая логистика, пиринговая логистика (P2P логистика от «peer-to-peer», в переводе с английского - «равный к равному») - это система самостоятельной организации логистическими субъектами горизонтальных связей, осуществляющая деятельность без привлечения централизованных методов и моделей управления обеспечением, производством и распределением. Р2Р-логистику относят к явлению шеринг-экономики. При этой форме субъекты совместного потребления сами организуют и осуществляют необходимые операции с материальными потоками. Таким образом, peer-to-peer логистика обеспечивает поддерживающими функциями совместное потребление, когда субъекты приобретают продукт на платформах объявлений (Avito - Россия, Le Bon Coin - Франция), арендуют товары или берут напрокат транспорт и т.д.
Одноранговая логистика используется для оказания оперативной поддержки инициативы совместного потребления и полностью организуется и управляется одноранговыми компаниями. Роль этой компании-платформы (веб-сайта и/или приложения) здесь носит чисто информационный характер. Содействие и поддержка в одноранговой логистике является ключевой задачей. Платформы могут предоставлять информацию, необходимую для безопасного выполнения транзакции (например, шаблоны контрактов или практические рекомендации), но инициатива совместного потребления и ответственность за движение материальных потоков выходит за рамки ответственности логистики. Некоторые платформы, например, облегчают локальные обмены, включая функцию геолокации пользователей. Другие (например, eBay) заключают контракт с поставщиком логистических услуг, к которому пользователи могут обратиться, если требуется решение более сложных логистических задач.
Децентрализованное управление Централизованное управление потоками потоками
Р2Р логистика Бизнес-логистика
Краудшиппинг Открытая логистика
Второй тип логистики при совместном потреблении близок к традиционному подходу бизнес-структур (бизнес-логистика) с централизованным управлением. В этом случае платформа, продвигающая совместную инициативу, берет на себя ответственность (подобно промышленной или коммерческой организации, участвующей в классических цепях поставок) за управление материальными потоками для осуществления обмена между субъектами. В отличие от предыдущего типа, совместная инициатива проявляется как организованное движение информационных потоков (через свою цифровую платформу) и материальных потоков (через логистическую платформу). В этих случаях инвестиции в логистическую платформу необходимы для обеспечения и поддержки обмена между субъектами.
Это может быть связано с логистическим обслуживанием и сервисом, например с необходимостью убедиться, что товар соответствует предложению продавца, получить гарантии подлинности и исправности. Использование централизованной логистической инфраструктуры также может быть связано с необходимостью выполнения логистических операций, таких как разукрупнение заказа, сортировка, группировка и т.д. Бизнес-логистика в совместном потреблении организует косвенные материальные потоки между субъектами, от потребителя к бизнесу, от потребителя к потребителю.
Третий тип логистики при совместном потреблении - это так называемый краудшиппинг («логистика толпы», от английского «crowd» - толпа, «shipping» - доставка). В предыдущих примерах логистическое управление выступает как инструмент, поддерживающий сотрудничество. В данном случае логистика является реальной целью инициативы совместного потребления. Таким образом, онлайн-платформа призывает потенциальных пользователей предоставлять логистические услуги: транспортировку товаров, например, организованную на сервисах, или услуги хранения. Платформа позволяет субъектам сделки общаться между собой, а не обращаться к специализированному логистическому посреднику. Субъекты действительно обладают активами и возможностями (транспортными средствами, пространством для организованного хранения и т.д.), которые могут быть использованы для совместных инициатив.
Цель такого типа платформы - использовать преимущества логистического потенциала неиспользуемых активов для предоставления логистических услуг частным лицам и/или бизнесу. Ключевой задачей для платформы краудшиппинга является обеспечение доверия между участниками в отношении рисков, возникающих при совместном использовании логистических ресурсов. Это можно сделать, развивая партнерство со страховыми компаниями. Другие подходы могут включать рейтинговую систему. Важно отметить, что в третьем типе логистики платформа выступает только в качестве информационного посредника, но не берет ответственность за физическое движение потока.
Последний тип управления потоками, который проявляется в совместном потреблении - это так называемая открытая логистика. Что касается краудшиппинга, то логистика - это самоцель совместного процесса. Однако в случае централизованного управления потоками цель заключается не в том, чтобы платформа использовала преимущества логистических ресурсов «толпы», а в том, чтобы позволить отдельным субъектам вернуть контроль над логистическими процессами, связанными с поставкой и распределением товаров. Соответствующие цифровые платформы часто продвигают подлинную стратегию противопоставления классическим цепям поставок и воплощают стремление массовых пользователей обойти традиционные многоуровневые каналы сбыта, работая напрямую с производителем (бизнес к потребителю).
Такие инициативы получили развитие в пищевой промышленности, в частности - в рознице. Такая система требует, чтобы платформа действительно давала пользователям контроль наряду с производителями и помогала им принимать коллективные логистические решения. Это может осуществляться через некоммерческие структуры, такие как местные ассоциации, которые позволяют своим членам, как потребителям, так и производителям, проектировать и управлять всей цепью поставок. В таких инициативах платформа берет на себя посредническую роль в дополнение к предоставлению информации. Например, платформа должна позволить пользователям физически участвовать в повседневной логистической деятельности. Эта форма активно развивается в Европе и США.
Например, членам AMAP (ассоциация фермеров во Франции) предлагается по очереди доставлять корзины с фруктами и овощами каждую неделю. Точно так же члены кооператива Louve (Франция) должны взять на себя обязательство работать в торговой точке не менее трех часов в месяц, заполняя полки или управляя отделом вместо обычных сотрудников. В России такая практика находится лишь
на этапе зарождения: в ноябре 2019 года корпорация «Магнит» (розничная торговля) объявила о создании «детского совета директоров» для участия в разработке продуктовой линейки завтраков и сне-ков для детей под брендом Yummy United [12]. Выводы
Разработанная типология, подчеркивающая логистические аспекты совместного потребления, позволяет обратить внимание создателей шеринг-сервисов на проблемы логистики и учесть логистическую точку зрения, что помогает в развитии стратегии бизнеса, улучшая качество логистических процессов, интегрируя принципы логистики в бизнес-модель. Кроме того, исследования шеринг-экономики с точки зрения логистики наиболее актуальны для индустрии логистических услуг, с позиций сервисной логистики и логистического обслуживания [3].
Для классического рынка поставщиков услуг, специализирующихся на проектировании, управлении и контроле за логистической деятельностью своих клиентов, совместное потребление может представлять угрозу. Взяв курс на комплекс логистических услуг, экономика совместного потребления может вытеснить с рынка традиционных поставщиков. Но, в это же время, совместное потребление также представляет собой возможность для развития новых видов деятельности. DHL, например, провела полномасштабный эксперимент в Швеции, призывая протестировать модель краудшиппинга. Как отмечалось в исследовании, некоторые инициативы совместного потребления нуждаются в посредниках для управления своими материальными и информационными потоками. Поставщики логистических услуг уже обладают этими навыками. Таким образом, они вполне могут развивать свой бизнес, используя принципы шеринг-экономики при трансформации своей бизнес-модели и цепи поставок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвилия Н.А. Современные методики оценки уровня цифровизации интегрированных межкорпоративных логистических систем // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 8 (94). С. 121-129.
2. Гвилия Н.А., Ценина Е.В. Формирование системы ключевых показателей эффективности управления логистикой закупок корпорации и ее поставщиками // Проблемы современной экономики. 2017. № 1 (61). С. 97-100.
3. Гвилия Н.А., Михайлова К.О. Организация логистического обслуживания в корпоративных каналах распределения // Инновационная деятельность. 2016. № 4 (39). С. 15-19.
4. Лымарь Е.Н. Экономика совместного потребления в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2018. № 12 (422). С. 67-72.
5. Мясникова Л.А. Сетевые технологии и психология шеринга // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. Пятнадцатая международная научно-практическая юбилейная конференция: материалы конференции. СПб., 2015. С. 240-244.
6. Полухина А.Н., Арнабердиев А.Р. Шеринг-экономика // Инновационное развитие экономики. 2019. № 1 (49). С. 118-122.
7. Ставцева Т.И. Феномен совместного потребления в цифровой экономике // Арригиевские чтения по теме: «Формирование новой парадигмы экономического мышления XXI века». Орёл: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева, 2018. С. 273-278.
8. Тихомирова О.Г. Корпоративная коллаборация и взаимодействие: решение проблемы самоорганизации социально-экономических систем // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-5. С. 1082-1086.
9. Barnes S.J., Mattsson J. Understanding current and future issues in collaborative consumption: a four-stage Delphi study // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 104. P. 200-211.
10. Belk R. You are what you can access: sharing and collaborative consumption online // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67 (8). Р. 1595-1600.
11. Carbone V., Rouquet A., Roussat C. The rise of crowd logistics: a new way to co-create logistics value // Journal of Business Logistics. 2017. Vol. 38 (4). Р. 238-252.
12. Официальный сайт ПАО «Магнит». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magnit-info.ru/press/ news/detail.php?ID=28715512 (дата обращения 30.01.2020).
13. Bubner N., Bubner N., Helfifg R., Jeske M. Logistics trend radar. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dhl.com/en/about_us/logistics_insights/dhl_trend_research/trendradar.html (дата обращения 30.01.2020).
14. Gviliya N.A., Parfyonov A.V., Shulzhenko T.G. Interorganizational Logistics Entities: Categorization of Forms and Quantitative Evaluation // Opcion. 2018. Vol. 34 (86-2). P. 266-279.