УДК 336.2
Бартенева Я.В. студент 5 курса факультет «Экономики и менеджмента»
Кононцова А.А. студент 5 курса факультет «Экономики и менеджмента» Юго-Западный государственный университет
Россия, г. Курск АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ
НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена вопросам проведения выездных налоговых проверок специальных налоговых режимов. Представлены результаты анализа показателей выездных налоговых проверок специальных режимов налогообложения по Курской области.
Ключевые слова:специальный режим налогообложения, выездная проверка, результативность, эффективность, доначисления.
Barteneva Y. V.
Student
5th year, faculty of Economics and management»
South-West state University Russia, Kursk Konontsova A.A.
Student
5th year, faculty of Economics and management»
South-West state University Russia, Kursk
TOPICAL ISSUES OF CONDUCTING FIELD TAX AUDITS OF SPECIAL REGIMES OF TAXATION
Abstract: the Article is devoted to the issues of on-site tax audits of special tax regimes. The results of the analysis of indicators of on-site tax audits of special tax regimes in the Kursk region are presented.
Keywords: special tax regime, on-site inspection, effectiveness, efficiency, additional charges.
Налогообложение субъектов малого бизнеса является важным аспектом государственного регулирования хозяйственной системы страны.
В нашей стране малый бизнес является движущей силой развития экономики регионов. В свою очередь, налоговая политика государства должна стимулировать и поддерживать малое предпринимательство.
В налоговой системе Российской Федерации помимо общей системы налогообложения, предполагающей уплату налога на прибыль организаций,
НДС и других налогов предусмотрено применение специальных налоговых режимов.
Специальный налоговый режим - это особый порядок уплаты налогов и сборов, при котором предусмотрена особая процедура исчисления и уплаты налогов, отличная от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом.
Весьма актуальным является исследование проблем, связанных с проведением налоговыми органами мероприятий налогового контроля налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Одной из форм налогового контроля в рамках налогового администрирования являются налоговые проверки [1, с. 172]. Они позволяют максимально эффективно отслеживать налоговые поступления и выявлять налоговые правонарушения, так как контролируя деятельность налогоплательщиков, налоговые органы предупреждают возникновение новых правонарушений и побуждают к своевременной и полной уплате налогов в бюджет.
Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра или выемки документов [2, с. 59].
В план выездных налоговых проверок налогоплательщики включаются при наличии признаков правонарушений в их действиях, обоснованный выбор которых основан на оценке налоговых рисков и на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
По итогам выездных налоговых проверок налоговыми органами выявляются налоговые правонарушения, допускаемые
налогоплательщиками, доначисляются налоги, пени и штрафные санкции.
Показатели результатов выездных налоговых проверок специальных налоговых режимов, проведенных налоговыми органами Курской области представлены в таблице 1.
Таблица 1- Показатели результатов ВНП правильности исчисления и уплаты налогов, уплачиваемых налогоплательщиками, в связи с применением специальных режимов налогообложения, проведенных налоговыми органами в Курской области
Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г./2015 г.
%
УСН
Проведено ВНП всего: ед. 41 13 10 -31 24,4
ВНП по результатам которых выявлены нарушения, (ед.) 17 7 1 -16 5,9
Результативность ВНП, % 41,5 53,8 10,0 -31,5 х
Доначислено, тыс. руб. 21367 18739 7353 -14014 34,4
Доначислено на 1 ВНП 521,1 1441,5 735,3 214,2 141,1
ЕН [БД
Проведено ВНП всего: ед. 64 36 26 -38 40,6
ВНП по результатам которых выявлены нарушения, (ед.) 3 3 3 0 0
Результативность ВНП, % 4,7 8,3 11,5 6,8 х
Доначислено, тыс. руб. 557 395 455 -102 81,7
Доначислено на 1 ВНП 8,7 10,9 17,5 8,8 201,1
ЕСХН
Проведено ВНП всего: ед. 6 5 2 -4 33,3
ВНП по результатам которых выявлены нарушения, (ед.) 3 1 2 -1 66,7
Результативность ВНП, % 50,0 20,0 100,0 50,0 х
Доначислено, тыс. руб. 1829 2197 2124 295 116,1
Доначислено на 1 ВНП 3138,2 439,4 1062,0 2067,2 33,8
Источник: Рассчитано автором на основании данных ФНС России [3]
На основании проведенного анализа в таблице 1, можно сделать вывод о том, что количество выездных налоговых проверок специальных режимов налогообложения в исследуемом периоде имеет отрицательную тенденцию
[3].
Количество выездных налоговых проверок в 2017 году по сравнению с 2015 годом сократилось: УСН с 41 ед. до 10 ед. (или на 76,5%); ЕНВД с 64 ед. до 26 ед. (или на 59,4%); ЕСХН с 6 ед. до 2 ед. ( или в 3 раза).
Результативность выездных налоговых проверок УСН уменьшится с 41,5% в 2015 году до 10,0% в 2017 году, т. е. на 31,5 пункта. В целом результативность по УСН и ЕСХН очень низкая.
В 2017 году доначисления по выездным налоговым проверкам УСН и ЕНВД уменьшились по сравнению с 2015 годом, что связано в первую очередь с уменьшением количества проведенных проверок и уменьшением показателя их результативности. Доначисления по выездным налоговымпроверкам ЕСХН увеличиваются. Динамика доначислений представлена на рисунке 1.
2015 2016 2017
Рисунок 1 - Динамика доначислений по итогам выездных налоговых проверок специальных режимов налогообложения, тыс. руб. В тоже время, доначисления на одну выездную проверку УСН увеличиваются с 521,1 тыс. руб. в 2015 году до 735,1 тыс. руб. в 2017 году, то есть рост составил 41,1%.
Также растут доначисления на одну выездную проверку по ЕНВД с 8,7 тыс. руб. до 17,5 тыс. руб., то есть увеличились в 3 раза. Доначисления на одну выездную налоговую проверку по ЕСХН уменьшаются с 3138,2 тыс. руб. до 1062,0 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ показал, что по специальным налоговым режимам проводится не так уж много выездных налоговых проверок, и результативность их низкая.
Для того чтобы повысить результативность выездных налоговых проверок специальных налоговых режимов, проведенных налоговыми органами Курской области, требуется проведение более качественного планирования и предпроверочного анализа.
Использованные источники:
1. Рыкунова В. Л. Анализ результатов налогового контроля в российской налоговой системе [Электронный ресурс] / В. Л. Рыкунова // Наука молодых-будущее России. - 2017. - №6. - С. 172-178. Режим доступа: Мрв://еПЬгагу.ги/йеш.авр?1ё=31741962
2. Хардикова Л. Н., Вертикова Е. В. Повышение роли выездных налоговых проверок в системе налогового контроля [Электронный ресурс] / Л.Н. Хардикова // Наука молодых-будущее России. - 2017. - №6. - С. 59-62. Режим доступа: Мрв://еПЬгагу.ги/йеш.авр?1ё=31741837
3. Федеральная налоговая служба// Официальный сайт.- Режим доступа: МрБ: //www.nalog.ru