_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 365
Ралко Любовь Сергеевна
студентка 3 курса Крымский юридический институт(филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
г. Симферополь, РФ E-mail: l.ralko@ mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Аннотация
В данной статье автор проанализировал актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирными домами, а также пробелы в законодательстве, которые не урегулированы на региональном и федеральном уровне.
Ключевые слова Многоквартирный дом, прокурорский надзор, жилищные права.
В современном обществе для подавляющего большинства граждан Российской Федерации институт жилищно-коммунального хозяйства остаётся не идеальной. Актуальной остаётся и проблема во многих общественных отношений, связанных с жилищными правоотношениями.
Так, в течении законодательных изменений произошли большие перемены: ранее действовавшие унитарные предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства перестали работать в полную силу, а на смену им пришли новые товарищества и организации, которые, однако не обладают теми теоретическими и практическими навыками в области жилищных правоотношений.
Управление многоквартирными домами предполагает собой - совокупность собственников квартир, которые совместно решают общие проблемы, связанные с управлением этим домом. Однако общеизвестный факт состоит в том, что такое управление нуждается в знаниях правовой культуры, которая нередко будут отсутствовать в таких ситуациях.
Прокуратура Российской Федерации призвана главным образом защищать права человека и гражданина, в том числе и жилищных прав.
Предметом прокурорского надзора в сфере жилищных прав следующий: надзор за соблюдением Жилищного кодекса и жилищного законодательства в целом, надзор за соблюдением законодательства организациями и гражданами, управляющие домами, надзор за исполнением законодательства в сфере жилища органами местного самоуправления, представительными и исполнительными органами, а в случае нарушений - выявлять и пресекать их. [3, С. 27].
Прокуратура Республики Крым в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищных прав граждан выявила более 7 тыс нарушений закона. Об этом сообщила пресс-служба крымской прокуратуры.
«В сфере защиты жилищных прав граждан выявлено 7,3 тыс нарушений закона, с целью их устранения внесено 416 представлений. Прокурорами опротестовано 74 правовых акта, которыми нарушались права граждан, в их интересах предъявлено в суд 128 исковых заявлений. За допущенные нарушения в дисциплинарном и административном порядке наказано 322 должностных лица», - говорится в сообщении. часть нарушений касается несоблюдения прав граждан на приватизацию занимаемого ими жилья, непредоставления им благоустроенных жилищ, необоснованного снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказа в постановке органами местного самоуправления на соответствующие очереди лиц льготной категории [5]
Необходимо заметить тот факт, что надзор прокуратуры в сфере жилища проводиться по нескольким направлениям: меры реагирования в случаях направлений жалоб и заявлений, надзор за исполнением
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
законодательства за товариществами собственников жилья (далее ЖКХ) и организациями, специально управляющими ими, а также надзор за органами местного самоуправления и контролирующими органами.
Одним из мер реагирования на нарушения жилищных прав граждан было направлено временное создание приёмных Генерального прокурора РФ в субъектах. В результате личного приёма большое количество граждан обращалась в связи с нарушением их жилищных прав.
Ещё одной немаловажной проблемой состоит в низкой правовой культуре самих граждан, в результате чего они самостоятельно не могут защитить свои права. Так, в случае нарушений прав, граждане обращаются в прокуратуру: единолично или коллективно.
В случае нарушение прав гражданина организацией, осуществляющая управление жильём или ТСЖ, прокурор подаёт иск единолично от гражданина. Однако, существует случаи, когда суд отказывает в принятии искового заявления только от одного собственника управляющего дома. В соответствии со статьей 45 ГПК, прокурор может обратиться в суд по заявлению гражданина исключительно по уважительным причинам (к примеру, по состоянию здоровья или в силу недееспособности). Следовательно, если таковых причин нет - прокурор не всегда сможет защитить права граждан, в случае их нарушения [2]
Надзор прокуратурой за соблюдением законодательства организациями, осуществляющее управление и ТСЖ производится на основе поступивших жалоб и плановых, внеплановых проверок (в случае отключение теплоэнергии в зимнее время года). Самой распространённой мерой реагирования выступают представления и предостережения на выявленные нарушения и на предотвращение последующих.
В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля. В связи, с которым нарушения в данной области должны были значительно сократиться, однако в соответствии со статистическими данными этого не произошло.
Множество нарушений допускается органами местного самоуправления при их нормотворческой деятельности. Прокурорами при проверке нормативных правовых актов наблюдаются следующие нарушения: превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода [4, С. 40].
Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. На основании этой проверки орган местного самоуправления решает, что в случае собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации [1].
В таких случаях орган местного самоуправления может заключить договор, не проводя конкурс, где и проявляется нарушения законодательства. При обнаружении такого нарушения, органы прокуратуры подают заявление о просьбе признать данный акт противоречащим закону и соответственно признать данную сделку ничтожной.
В заключении стоит отметить тот факт, что проблемы в сфере управления многоквартирными домами остаётся актуальной, что требует постоянной совместной работы органов прокуратуры, муниципальных, государственных и контролирующих органов.
По результатам практики прокурорского надзора следует обратить внимание, что жилищные правонарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.
Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями. Считаем вполне обоснованным, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора. Неисполнение этими органами своих обязанностей,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере. Так, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ. Особое внимание должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.
Список использованной литературы:
1. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федер. закон от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 1 (Ч. 1). - Ст. 45. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант Плюс].
2. Жилищный кодекс РФ: федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант Плюс].
3. Викторов И.С. Организация работы прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства [Текст] / И.С. Викторов // Жилищное право. - 2007. - № 2. - С. 27-30.
4. Подласенко О.А. Защита прав граждан - собственников помещений в многоквартирных домах [Текст] / О.А. Подласенко // Законность. - 2012. - № 7. - С. 39-43.
5. Прокуратура Республики Крым. Новости: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://rkproc.ru/, http://c-inform.info
© Ралко Л.С., 2017
УДК 343.01
К.О. Саддарова
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
Академии ФСИН России г. Рязань, РФ email: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА К ЛИЦАМ, СОВЕРШИВШИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА: УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США
Аннотация
В статье рассмотрены основные аспекты применения института принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим сексуальные преступления в США. Более подробно рассмотрено применение данных мер к «сексуально опасным лицам», психопатическим личностям», «дефектным правонарушителям», «сексуальным психопатам».
Ключевые слова
Меры медицинского характера, преступление, меры безопасности, условный закон, химическая кастрация.
Abstract
The article describes the main aspects of the use of the Institute of forced measures of medical character to persons who committed sex crimes in the United States. More in detail the application of these measures to "sexually dangerous persons" psychopathic personalities", "defective delinquent", "sexual psychopaths."
Key words
Measures of a medical nature, crime, security measures, conditional law, chemical castration.