АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
© Рубцова О.Н.*
г. Снежинск
Курс развития уголовного законодательства, определенный на текущий момент Российской Федерацией, направлен на расширение практики применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
Главную роль в обеспечении законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы играет осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества.
С учетом специфики уголовно-исполнительного законодательства, ведомственного законодательства, регулирующего вопросы осуществления прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, способов и средств осуществления прокурорско-надзорной деятельности, актуальными становятся вопросы осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений.
Ключевые слова прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, предмет прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, объекты надзора.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4] в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства Российской Федерации органы прокуратуры, представляющие единую федеральную систему централизованных органов, осуществляющих надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняю-
* Помощник прокурора Закрытого административно-территориального образования г. Снежинск, аспирант заочной формы обучения кафедры Прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел судами Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Прокурорский надзор
129
щих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного медицинского характера, администрациями мест содержания заключенных и заключенных под стражу.
Признавая соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина приоритетной и важнейшей, по смыслу статьи 2 Конституции Российской Федерации [1], обязанностью государства, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют прокурорско-надзорную деятельность за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных лиц и законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Являясь составной частью правовой системы Российской Федерации «Стандартные минимальные правила Организации объединенных наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением», утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1990 года № 45/110 [2], признают необходимость разработки местных, национальных, региональных и международных подходов и стратегий в области не связанного с тюремным заключением обращения с правонарушителями и выражают убежденность в том, что альтернативы тюремному заключению могут быть эффективными средствами обращения с правонарушителями в обществе, как в интересах общества, так и в интересах самих правонарушителей.
Согласно «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. №1772-р) предполагается дальнейшее увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, путем, в том числе, расширения применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практик назначения данных наказаний судами, что должно обеспечивать более адекватную защиту общества от преступных посягательств, снижение общего уровня криминализации общества, разобщение преступных сообществ, снижение численности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях [5].
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 6 от 16.01.2014 года «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6] прокурорская деятельность по надзору за исполнением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, представляет собой одно из важнейших направлений прокурорской деятельности по защите конституционных прав и законных интересов граждан, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, заключающаяся в проверке соблюдения законности
130
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
при исполнении наказаний, не связанной с их изоляцией от общества уголовно-исполнительных инспекций, полиции, органов, правомочных согласно закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, работниками органов местного самоуправления и организаций, в которых работают осужденные.
Представляя особенность прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, предмет прокурорского надзора в данном направлении прокурорско-надзорной деятельности включает в себя соблюдение прав и обязанностей осужденных к альтернативным лишению свободы видам уголовных наказаний и исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства учреждениями уголовно-исполнительной системы, участвующей в исполнении данных наказаний.
Однако, как показывают результаты обобщения прокурорско-надзорной практики в названной сфере, прокурорами городов и районом различных субъектов Российской Федерации предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы является лишь исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства непосредственно при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, при этом, не включая в предмет проверки вопросы соблюдения прав осужденных лиц.
Соответствующее обстоятельство стало возможным и в связи с тем, что согласно положений ведомственного правового акта, регламентирующего порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на исполнение требований закона о постановке осужденных на учет, порядке направления для отбывания наказания и обеспечении контроля за их поведением, профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания и привлечении к ответственности за уклонение от отбывания наказания, проведении с осужденными воспитательной работы; выполнения розыскных мероприятий, участии сотрудников полиции в осуществлении контроля за поведением осужденных, а также на исполнении требований приговора администрациями организаций, командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, и органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным [6].
Отсутствие четкой регламентации вопросов, связанных с тем обстоятельством, что необходимо при осуществлении прокурорского надзора проверять соблюдение прав лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, сводится к односторонности прокурорской деятельности.
Прокурорский надзор
131
Помимо предмета прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, актуальным вопросом осуществления прокурорского надзора данного направления прокурорской деятельности является и объект надзора.
Так, в соответствии с положениями статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [3] к учреждениям и органам, исполняющим: штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, ограничение свободы, арест и принудительные работы (после вступления в силу положений, регламентирующих их применение на территории Российской Федерации) относятся судебные приставы-исполнители, уголовно-исполнительные инспекции, администрации организаций, аннулировать разрешения на занятие определенной деятельностью или занятие определенных должностей, исправительные центры и арестные дома.
Вместе с тем, при наличии достаточных оснований для включения вышеуказанных учреждений и организаций в объекты прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 6 от 16.01.2014 года [6] в круг объектов не включены судебные приставы-исполнители.
Соответствующее обстоятельство безусловно является пробелом ведомственного законодательства, приводящим к тому, что согласно проведенному опросу в различных прокуратурах городов и районов субъектов Российской Федерации судебные приставы-исполнители и администрации организаций, в которых работают осужденные к обязательным и исправительным работам входят в предмет проверок лишь в 30 % случаях, что безусловно, препятствует надлежащему обеспечению режима законности в сфере правоотношений по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы.
Рассматривая прокурорский надзор как одну из основных гарантий соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительной системы, а также обеспечения закрепленных федеральным законодательством прав и интересов осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества, с учетом разнообразия данных видов уголовных наказаний, законодательного закрепления новых видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, обеспечение режима законности в рассматриваемой сфере правоотношений возможно только путем определения и учета особенностей осуществления прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, а также разрешения вышеуказанных актуальных вопросов осуществления прокурорского надзора.
132
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Список литературы:
1. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 года № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Стандартные минимальные правила Организации объединенных наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением», утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1990 года № 45/110 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli-ne.cgi?req=doc;base=INT;n=6586.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 года (в редакции от 28.11.2015 года) // Собрание законодательства РФ. - 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.
4. Федеральный закон от 17.07.1992 года (в редакции от 28.11.2015 года) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -17.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.
5. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р) // Собрание законодательства РФ. - 11.06.2012. -№ 24. - Ст. 3213.
6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 6 от 16.01.2014 года «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Законность. - 2014. - № 4.