Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seven percent of all railway workers in Russia are occupationally exposed to adverse factors. A scientific validation of occupational diseases register is needed to be made, in order to improve disease control and prevention. Numerous measures aimed at improvement of the situation with health protection of railway workers are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»

ни виброускорений на рабочих местах ВПР-ма-шин практически не превышали ранее полученных данных, а также нормируемых значений.

Анализируя полученные данные, следует еще раз отмстить, что 15 ходе эксплуатации этих машин обслуживающим персоналом проводится систематическая наладка машин и регулировка работы подбивочных блоков, при необходимости они заменяются на новые. Отмеченное объясняет, видимо, стабильность вибрационных характеристик за весь период после изготовления машин. Между тем за время эксплуатации происходит систематическое ухудшение звукоизоляции кабин, увеличиваются неплотности в дверных проемах, в местах прохождения отдельных элементов, чему не уделяется должного внимания.

Вибрационное воздействие на элементы конструкции машины усиливает отрицательный эффект, поскольку звуко- и теплоизолирующие наполнители стенок кабин теряют свои свойства. В связи с этим наряду с необходимостью разработки конкретных предложений по контролю за машинами серийного парка должно быть намечено расширение объема работ по экспертизной проверке состояния других путевых машин, в том числе шпалоподбивочных, а также щебне-очиститсльных, снегоуборочных и т. д.

В настоящее время завершается разработка ГОСТа, призванного регламентировать требова-

ния безопасности, эргономики, санитарно-гигиенические нормы проектирования новых путевых машин.

Выводы. 1. Условия создания и производства подвижного состава в РФ существенно изменились в связи с распадом СССР и образованием самостоятельных государств, поставляющих ранее МПС различные виды подвижного состава.

2. Ограниченный спрос железнодорожной техники в условиях конкуренции между заводами определяет необходимость ее совершенствования по гигиеническим и эргономическим показателям.

3. За последние годы в области гигиенического совершенствования локомотивов и путере-монтной техники во многом решены вопросы создания оптимального микроклимата, снижения параметров шума и вибрации, улучшения организации рабочих мест путем внедрения в кабинах систем управления на основе микропроцессорной техники.

Поступила 24.02.95

Summary. Within a short period of time the temperature conditions have been improved at working places of locomotive drivers and their assistants, a new switchboard for locomotives developed, noise and vibration in cabins were reduced, etc. Hygienic problems associated with improvement of locomotives are supervised by the Ministry of Communications and by special commissions.

»') КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1995 УДК 616-057:656.21:313.13

В. Б. Панкова, В. С. Карабанов, С. В. Васильева, К). М. Артеменков, Г. М. Глебова АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва; Сетевой центр санэпиднадзора МПС РФ. Москва

Наличие, выявление и профилактика профессиональных заболеваний в нашей стране — весьма актуальные вопросы, так как 50% населения России составляют работающие люди и среди них почти 5 млн трудятся во вредных и неблагоприятных условиях [2].

На предприятиях железнодорожной отрасли России 186 тыс. человек, професии которых связаны с воздействием вредных и неблагоприятных производственных факторов, что составляет 7% от общей численности работающих в МПС.

Вместе с тем абсолютное число лиц с профессиональными заболеваниями среди работников различных железнодорожных профессий, по данным официальной статистики (по картам первичного учета профессионального заболевания), невелико и составило в 1992 г. 66, а в 1993 г. 109 случаев.

Наибольшее количество случаев профессиональных заболеваний регистрируется на объектах МПС — 85,4% от общего числа вновь выявленных случаев. При этом наибольшее число случаев в 1993 г. выявлено на таких дорогах, как Московская, Горьковская, Восточно-Сибир-ская, Западно-Сибирская, Октябрьская, Свердловская и Северная.

Практическое отсутствие в течение нескольких лет случаев профессиональных заболеваний

на железнодорожных объектах других дорог, в частности Калининградской, Сахалинской, Приволжской, Куйбышевской, Забайкальской, Дальневосточной, Байкало-Амурской, Южно-Уральской, свидетельствует о недостаточной работе по диагностике и выявлению нарушений состояния здоровья у работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда.

Кроме того, диагноз профессионального заболевания часто отражает неблагоприятное воздействие лишь какого-либо одного производственного фактора, в то время как чаще всего имеет место сочетанное и комбинированное действие производственных факторов на организм. В ряде случаев наблюдаются необоснованные решения по вынесению положительных экспертных оценок связи заболеваний железнодорожников с профессией. Все это определяет необходимость кардинального совершенствования и упорядочения работы по созданию единой системы выявления, регистрации, учета и анализа профессиональной заболеваемости в отрасти.

Актуальным является создание отраслевого регистра профессиональной заболеваемости. Решение этого вопроса определит всю дальнейшую практику работы по профилактике нарушений состояния здоровья железнодорожников от

воздействия неблагоприятных факторов производства, так как создание информационного банка данных позволит четко планировать и выполнять задачи не только научного, но и практического уровня.

Структура профессиональных заболеваний в отрасли в целом не отличастся от таковой в стране — первое место занимают заболевания пылевой этиологии, количество которых увеличилось с 19,7% в 1992 г. до 31,8% в 1993 г., среди них пневмокониозы — 20,2%, хронический бронхит — 11,6%. На втором месте находится заболеваемость вибрационной болезнью — 30,8%, на третьем месте — профессиональная тугоухость — 15,4-%.

Исходя из этой структуры определяются и основные научные направления по профилактике профессиональной заболеваемости. Известно, что современные условия изменившейся во многом производственной среды (действие профессиональных факторов в ряде случаев на уровне малой интенсивности в совокупности с нервно-эмоциональным напряжением; сочетание давно изученных и мало изученных, вновь используемых химических веществ, напряженность и интенсификация труда) приводят к изменениям в организме, которые в настоящее время зачастую не отражают классической картины профзаболевания, а имеют стертые и атипичные проявления, вследствие чего диагностируются лишь в поздних, запущенных стадиях. С учетом этого приоритетными остаются вопросы изучения особенностей патогенеза, клиники и критериев диагностики современных форм профессиональных заболеваний железнодорожников, стадий их раннего развития. Такой подход позволит начать работу по прогнозированию возможного ущерба здоровью, разработку критериев развития профессиональных заболеваний и совершенствования связанных с этим вопросов профессионального отбора и дальнейшей профессиональной пригодности.

Одним из основных путей профилактики профессиональных заболеваний являются предварительные и периодические медицинские осмотры железнодорожников, проводимые в рамках директивных документов органов здравоохранения [3]. Несмотря на то что профилактические медицинские осмотры направлены на выявление ранних признаков нарушения здоровья трудящихся, следовательно, на сохранение трудоспособности рабочего, они проводятся малоэффективно. Это обусловлено отсутствием на местах как необходимой лабораторно-аппара-турной базы, специально подготовленных медицинских кадров, так и недостаточной сознательностью самих железнодорожников, не воспринимающих свое здоровье как главное жизненное богатство и основу благополучия [1].

Важное направление — разработка и совершенствование вопросов медицинской реабилитации больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями, критериев потерь профессиональной трудоспособности и социально-трудовой реабилитации заболевших железнодорожников. В этой области скрыты значительные потенциальные возможности сохранения трудовых ресурсов отрасли.

Одной из актуальных проблем изучения состояния здоровья работающих железнодорожни-

ков является изучение распространенности, развития, течения и прогноза таких общесоматичес-ких заболеваний, как заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нарушения психоэмоциональной, акушерско-гинекологической и половой сфер, онкологические заболевания. Разработка этих вопросов находится в теснейшей взаимосвязи с совершенствованием принципов медицинского освидетельствования работников железнодорожного транспорта, связанных с безопасностью движения поездов и более эффективной деятельностью ВЭК сети дорог. Для изучения этих аспектов необходимо шире использовать эпидемиологические, ретроспективные и проспективные методы исследований, математическое моделирование для определения весовых соотношений различных факторов риска этих болезней и определение этиологических критериев их профессиональной обусловленности.

Вопрос о совершенствовании медицинского обеспечения трудящихся постоянно находится под пристальным вниманием Минздравмедпрома России, результатом чего явился пересмотр приказа Минздрава СССР № 555 от 29.09.89 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" [3|.

Важным этапом данной работы является введение в номенклатурный перечень медицинских специальностей специальности "врач-профпато-лог". Наряду с современными требованиями к созданию и задачам деятельности центров проф-патологии официальное признание специалиста-профпатолога позволит более эффективно и целенаправленно проводить работу по предупреждению неблагоприятного влияния производственных факторов на организм работающих.

В системе МПС так же, как и в других отраслях, имеется острая необходимость обучения медицинских специалистов по различным вопросам профессиональной заболеваемости.

В заключение нужно отметить, что имеются четкие направления деятельности научно-исследовательских и практических учреждений здравоохранения сети дорог МПС по вопросам совершенствования медицинской помощи работающим железнодорожникам, выполнение которых будет способствовать профилактике профессиональных заболеваний, повышению безопасности движения поездов и сохранению трудового потенциала отрасли.

Литература

1. Величковскии Б. Т., Кучма В. Р., Попова Т. Б. // Гиг. и сан. - 1994. - № 5. - С. 27-31.

2. Нзмеров II. Ф., Панкова В. Б. //Актуальные вопросы профессиональной патологии. — М.. 1990. — Вып. 42. Т. 1. - С. 5-7.

3. Приказ № 555 Минздрава СССР от 29.09.89 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". — М., 1989.

Поступила 24.02.95

S uni шагу. Seven percent of ail railway workers in Russia are occupationally exposed to adverse factors. A scieutific validation of occupational diseases register is needed to lie made, in order to improve disease control and prévention. Numerous mcasurcs aimed at improvement of the situation witli healtli protection of railway workers are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.