Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДИСКРЕДИТАЦИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДИСКРЕДИТАЦИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ложная информация / публичные действия / дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации / привлечение к ответственности / институт уголовной ответственности / уголовное законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будыльская Н.В.

В статье дана правовая оценка дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, проанализированаответственность за публичные действия, порочащие российскую армию, и обозначены некоторые проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной и судебной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Будыльская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДИСКРЕДИТАЦИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

- развитию самовыражения, самоопределения, самореализации;

- развитию уважения к другой точке зрения;

- творческому росту;

- увеличению межкультурной толерантности в обществе [1, с. 65].

Добровольческая деятельность обладает рядом достоинств, она:

- развивает проектную культуру и проектное мышление;

- развивает коммуникативные способности;

- учит делегировать полномочия;

- учит нести ответственность за совместное взаимодействие;

- развивает лидерские навыки;

- повышает дисциплину;

- развивает инициативность.

Толерантность с уверенностью можно назвать уникальной ценностью и вместе с тем нормой в гражданском обществе по той причине, что она направлена на обеспечение определенного баланса в различных группах, среди которых можно выделить религиозные, этнические или же политические, и вместе с тем толерантность затрагивает развитие уважения, готовность понять представителя другой культуры. Говоря о толерантном человеке, перед собой обычно представляют человека, у которого адекватная самооценка, обладающего высоким чувством собственного достоинства и вместе с тем у него есть своя собственная система, в которую входят нравственные нормы и ценности [5, с. 598].

Таким образом, участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.

Список литературы

1. Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 39. С. 64-69.

2. Беликов В. А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1 (25). С. 12-21.

3. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. ... канд.пед.наук. Кострома, 2019. 211 с.

4. Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2020. № 12. С. 285-287.

5. ПальчевскаяЕ. С., КуимоваМ. В. Volunteerism as a means to promote spiritual and moral development // Молодой ученый. 2018. № 4 (84). С. 597 599.

DOI 10.24412/с1-3 7063 -2023 -99-102

Будыльская Н.В.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДИСКРЕДИТАЦИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет», г. Элиста

Аннотация. В статье дана правовая оценка дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, проанализированаответственность за публичные действия, порочащие российскую

армию, и обозначены некоторые проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной и судебной практике.

Ключевые слова: ложная информация, публичные действия, дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации, привлечение к ответственности, институт уголовной ответственности, уголовное законодательство.

Уголовное право призвано охранять наиболее важные общественные отношения, и является одной из главных отраслей в правовой системе любого государства. Поддержание актуальности уголовно-правовых норм - основная задача законодателя. Новые реалии создали предпосылки к активизации негативных элементов, которые различными способами, в том числе, путем дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), осуществляют деятельность, угрожающую национальной безопасности. В связи с этим приняты изменения в уголовном законодательстве, предусматривающие ответственность за публичные действия, порочащие российскую армию, подрывающие доверие к ней и связанные сраспространением заведомо ложной информации об ее использовании. Обозначенная проблема выявила свою актуальность в последнее время [4, с. 115].

Распространение недостоверной информации под видом достоверной может повлечь необоснованный рост социальной напряженности, общественные волнения, способные вызвать нарушения общественного порядка и, как следствие, создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нанесения вреда имуществу.

С целью недопущения распространения такой информации статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3, ст. 15.3]органам прокуратуры Российской Федерации предоставлены полномочия по внесудебной блокировке таких ресурсов.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [2, ст. 5].

Дискредитация ВС РФ бывает четырех видов:

- дискредитация армии в целом;

- дискредитация ВС РФ как государственного института;

- дискредитация военнослужащих;

- дискредитация символики и атрибутики российской армии.

В российское законодательство внесены изменения, устанавливающие ответственность за дискредитацию и распространение ложной информации об использовании ВС РФ, а также за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении РФ, ее граждан и юридических лиц.

С одной стороны, появились нормы, регламентирующие ответственность за распространение фейков о действиях ВС РФ, распространяемой не только иностранными гражданами и средствами массовой информации (далее - СМИ), но и представителями российской общественности [6, с. 58].С другой стороны, публичное поведение многих людей также стало носить ярко выраженный протестный характер, напрямую направленный не только на демонстрацию несогласия с проводимой внешней политикой, но и имеющий умысел создания массовых общественных реакций на происходящее в международных отношениях. Подобные ситуации создают существенные угрозы общественной безопасности, жизни и здоровью российских граждан, в связи с чем, своевременность введения соответствующих норм не вызывает сомнения.

Статья 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) непосредственно закрепляет особенности привлечения к ответственности за публичные действия, направленные

на дискредитацию использования ВС РФ. Состав анализируемого преступления ориентирован на целенаправленность использования ВС РФ, в рамках чего особое внимание акцентируется на защите интересов России и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности [1, ст. 280.3]. Кроме того, указанная уголовно-правовая норма также была дополнена положением, которое существенно расширило масштабы ее применения в отношении ситуаций дискредитации исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами государственной территории в вышеназванных целях. Таким образом, в настоящее время дискредитация рассматривается не только в отношении проводимого военного курса, но и функционирования всех органов государственной власти вне российской территории, а принципиальное значение имеют в данном случае цели соответствующей деятельности.

Следует понимать, что речь идет об умышленных действиях, которые могут осуществляться в различных формах. Например, публичные выступления, массовая рассылка электронных сообщений, раздача листовок, посты или репосты в социальных сетях и мессенджерах с заведомо ложной информацией об использовании ВС РФ и т.д. Эта информация может адресоваться группе лиц или неограниченному кругу лиц. Данные положения закона касаются всех граждан, в том числе СМИ, журналистов, блогеров, анонимных пользователей и т.п. [5, с. 97].

Важно отметить, что ст. 280.3 УК РФ регламентирует составы преступлений с административной преюдицией, что напрямую закрепляется в п. 1. Для привлечения к уголовной ответственности в данном случае необходимо ранее быть привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года [1, ст. 280.3]. Подобный подход российского законодателя представляется весьма справедливым, что позволяет не только разграничивать степень общественной опасности правонарушений и преступлений в анализируемой сфере, но и прослеживать противоправность поведения конкретных лиц, а при ее сохранении - использовать институт уголовной ответственности как наиболее существенное правовое последствие для виновного лица.

УК РФ также дополнен статьей 207.3, предусматривающей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом согласно судебной практике вся информация, размещенная в интернете, имеет свойство публичности. Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности, о чем было известно их распространителю. Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения.

Кроме того, действует статья 284.2 УК РФ об ответственности за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением или союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ либо российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года.

В феврале 2023 года Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции подготовил поправки в статью 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 207.3 и 280.3 УК РФ, которыми вводятся дополнительные основания для установления ответственности за дискредитацию участников боевых действий, в том числе - добровольческих организаций (формирований), оказывающих содействие ВС РФв выполнении поставленных перед ними задач, а также за публичное распространение заведомо ложных сведений о них.

Таким образом, в целях противодействия использования фейковой информации для дискредитации ВС РФ законодателем сформирована достаточная правовая база. Однако в ходе правоприменительной практики предстоит оценить её практическую эффективность. Поскольку санкции новых статейУК РФдостаточно суровы, их должно быть достаточно для того, чтобы свести к минимуму уровень дезинформации в отношении российской армии и государственных органов и их действий за пределами территории России и снизить уровень негативного информационного влияния на широкую аудиторию, тем самым, усилив меры обеспечения безопасности государства.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 //Собрание законодательства Российской Федерации,1996. - № 25. Ст. 2954.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - №30. Ст. 3031.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. - №31. Ст. 3448 (Часть I).

4. Ермакова О.В. Составы нарушения территориальной целостности РФ: недостатки конструкций // Проблемы противодействия экстремизму и терроризму: региональный формат: междунар. сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России, 2021.

5. Мельникова Д.П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL: http: //www. sci enceforum .ru/2013/151/2191.

6. Пенькова А.В. К вопросу о преступности экстремистской направленности // Молодой ученый, 2022. - № 21 (416). С. 591-594. - URL: https://moluch.ru/archive/416/92289/.

DOI 10.24412/cl-37063-2023-102-106

Бурвинова А.А.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий, г. Элиста

Аннотация. В статье на основе эмпирических данных представлены результаты мониторинга межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Сделан вывод о том, что ситуация в сфере межэтнического взаимодействия в целом благоприятная, особых противоречий, межэтнических конфликтов в образовательной среде в настоящее время не имеется и не прогнозируется. Уровень этнической толерантности среди учащихся достаточно высокий, большинство опрошенных не сталкивались с оскорблениями или насильственными действиями из-за национальной принадлежности в стенах своих учебных заведений.

Ключевые слова: межэтнические отношения, мониторинг, молодежь, толерантность, межэтнические конфликты, Республика Калмыкия.

Происходящие в стране социальные катаклизмы оказывают серьезное влияние на молодежь, поэтому дальнейшее развитие общества и государства в целом зависит от того, какие интересы, взгляды, ценности будут преобладать среди данной возрастной группы. Интерес к данной тематике повышает развернувшаяся информационная полемика в интернет-пространстве, т.к. высокая эмоциональность и неустойчивость молодого поколения ставит его в поле социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.