Научная статья на тему 'Актуальные вопросы применения принципа «Pacta sunt servanda» в законодательстве Республики Беларусь'

Актуальные вопросы применения принципа «Pacta sunt servanda» в законодательстве Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРИОРИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ / RECOGNIZED PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / PRIORITY OF INTERNATIONAL LAW / PRINCIPLE OF FIDELITY OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьянчик А.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия национального и международного права. Обнаружена важная коллизия законодательства Республики Беларусь относительно международных договоров. Предложены пути решения предложенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF APPLICATION OF THE PRINCIPLE «PACTA SUNT SERVANDA» IN THE BELARUSIAN LEGISLATION

The paper considers current issues of interaction of interstate and international law. The basic conflict of legislation of the Republic of the Belarus concerning international treaties is revealed. Some possible ways for solution of the problem in question are offered.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы применения принципа «Pacta sunt servanda» в законодательстве Республики Беларусь»

УДК 341.1/8

А.А. Лукьянчик

студент,

специальность «Государственное управление и право», Академия управления при Президенте Республики Беларусь

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА «PACTA SUNT SERVANDA» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия национального и международного права. Обнаружена важная коллизия законодательства Республики Беларусь относительно международных договоров. Предложены пути решения предложенной проблемы.

Ключевые слова: общепризнанные принципы международного права, приоритет международного права, принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

A.A. Lukyanchik, Academy of Public administration under aegis of the President of the Republic of

Belarus

CURRENT ISSUES OF APPLICATION OF THE PRINCIPLE «PACTA SUNT SERVANDA» IN THE

BELARUSIAN LEGISLATION

Abstract. The paper considers current issues of interaction of interstate and international law. The basic conflict of legislation of the Republic of the Belarus concerning international treaties is revealed. Some possible ways for solution of the problem in question are offered.

Keywords: recognized principles of international law, priority of international law, principle of fidelity of international obligations.

Сегодня практически во всех сферах жизнедеятельности общества присутствуют нарастающие тенденции к всеобщей глобализации. В силу этого каждое государство должно уделять особое внимание общепризнанным началам международного сотрудничества - принципам международного права. В современном понимании принципы международного права - это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно отражающие его сущность, непосредственно предопределяющие его содержание и юридически закрепляющие устои международных отношений.

Республика Беларусь относиться к государству, которое в своей международно-правовой политике выбрало правовую модель признания общепризнанных принципов международного права [1, ст. 8]. Однако стоит сказать, что признание приоритета общепризнанных принципов международного права еще не означает признания примата международных договоров в системе законодательства Республики Беларусь. Необходимо отличать принципы международного права от норм международных договоров. Данные принципы содержаться в таких актах, как Устав Организации Объединенных Наций или Венская конвенция Организации Объединенных Наций «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями».

Так, одним из общепризнанных принципов международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, который, согласно Венской конвенции, известен как «Pacta sunt servanda». Венская конвенция, участницей которой является Республика Беларусь, говорит, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Государство-участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им этого договора [2, ст. 26, 27]. Следовательно, этот принцип говорит о необходимости признания приоритета международных договоров в системе законодательства того или иного государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Беларусь путем признания общепризнанных принципов международного права косвенно закрепила примат международных

договоров в системе внутригосударственного законодательства страны. Следовательно, можно утверждать, что норма внутригосударственного акта не вправе иметь приоритет над нормой международного договора, участницей которого является Республика Беларусь.

Однако при дальнейшем исследовании законодательства Республики Беларусь было найдено серьезное несоответствие выявленной модели международно-правовой политики Республики Беларусь. С целью определения юридической силы международных договоров на основании внутригосударственного законодательства был проанализирован Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № З61-З «О нормативных правовых актах». Такой выбор объясняется тем, что данные правовые акты являются основополагающими при регулировании вопросов, связанных с иерархией различных нормативных актов страны.

Согласно тексту анализируемых законов, международные договоры должны пройти особый порядок, для того чтобы обрести юридическую силу в системе законодательства страны. А именно: государство должно выразить свое согласие на обязательность для нее международного договора [3, ст. 17]. Как известно, международные акты имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора [4, ст. 20]. Обычно выражение согласия на обязательность проявляется в ратификации международного договора. В свою очередь, необходимо сказать, что ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона [3, ст. 20]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ратифицированный международный договор имеет силу закона в иерархии национального законодательства Республики Беларусь.

В итоге приходим к очень интересной ситуации: при появлении коллизий между нормами декрета или указа президента Республики Беларусь и нормами ратифицированных международных договоров приоритет будут иметь первые. В случае противоречия между кодексом Республики Беларусь и международным актом, высшая юридическая сила также будет на стороне внутригосударственного акта. А при появлении несоответствия между нормами закона и нормами ратифицированного международного договора решение о применении того или иного акта будет произведено на основании правил, регулирующих коллизионные нормы в отношении простых законов.

Подводя итог вышеприведенному анализу, мы приходим к выводу, что нормы Конституции Республики Беларусь, декрета или указа Президента, кодекса и в некоторых случаях закона имеют приоритет над ратифицированными международными актами. Так, из вышесказанного вытекает, что нормы актов внутринационального законодательства могут иметь приоритет над нормами международных договоров, в отношении которых было выражено согласие на обязательность Республикой Беларусь. Как результат - несоответствие Конституции и основным международно-правовым актам Республики Беларусь.

Проанализировав закон «О нормативных правовых актах», можно найти норму, которая и явились причиной вышеприведенного несоответствия. При исследовании данного акта становиться ясным, что основанием возникших противоречий является то, что юридическая сила ратифицированных международных актов принимается равнозначной юридической силе закона Республики Беларусь. Данное условное обозначение вытекает из статьи 20 закона «О нормативных правовых актах». Однако стоит отметить, что причина данной коллизии находится куда глубже одних только норм, закрепленных в вышеприведенных законах.

Стоит обратить внимание на то, почему у законодателя вообще возникла мысль о возможности создания такой ситуации, когда норма национального права приоритетнее нормы международного права. Все дело в том, что до недавнего прошлого международно-правовая модель Республики Беларусь в отношении международного права понималась как возможность

признания приоритета только общепризнанных принципов международного права, т.е. «удобных» для государства норм, так как вопрос об отнесении той или иной нормы международного права к общепризнанным принципам оставался исключительно за компетенцией Республики Беларусь. Однако сегодня мы пришли к единообразному пониманию термина «общепризнанные принципы международного права». Поэтому уже можно говорить о необходимости изменений в законодательстве Республики Беларусь.

Таким образом, основываясь на Конституции Республики Беларусь, Венской конвенции «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями», предлагается внести изменения в ту часть статьи 20 закона «О нормативных правовых актах», в которой она предусматривает, что нормы права, содержащиеся в международных договорах, имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Список литературы:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.

2. Венская конвенция организации объединенных наций 21 марта 1986 г. «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/ view_base.php?id=1092 (дата обращения: 14.07.2015).

3. О международных договорах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/main.as px?guid=3871 &р0=Н10800421 (дата обращения: 14.07.2015).

4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 янв. 2000 г. № З61-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text &regnum=H10000361#load_text_none_1_ (дата обращения: 14.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.