несостоятельные или асоциальные, используется различные технологии социально-педагогической работы в образовательном учреждении по их реабилитации.
Таким образом, социально-педагогическая работа по реабилитации несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении нацелена на восстановление его физического, социального и психического здоровья. Составляющая, связанная с образованием и воспитанием несовершеннолетних, является важ-
Библиографический список
нейшим компонентом в социально-педагогической помощи. Таким образом, основными средствами оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей, включенным в социально-реабилитационный процесс, являются разработка и реализация программ, направленных на уменьшение и устранение отклонений, а также создание условий для осуществления последовательной социальной интеграции несовершеннолетних в среду сверстников.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Гига А.Р Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Проблемы современной науки и образования. 2015; № 9 (39): 177 - 179.
3. Саенко Л.А., Гукасова ГС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8. № 5-2: 141 - 145.
5. Саенко Л.А., Горбушина И.А. Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства в современной России: монография. Ставрополь: Бюро новостей, 2009.
6. Суменко Л.В., Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Особенности распределения семейных обязанностей и семейных ролей в современных многодетных семьях. KANT. 2016; № 2 (19): 29 - 34.
7. Хлыстова И.В. Работа социально-психологической службы школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и социально-педагогической запущенности. Инновации в образовании (Казахстан). 2018; № 2 (35): 19 - 23.
8. Швец А.А. Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Студенческий электронный журнал СтРИЖ.. 2016; № 7 (11): 47 - 51.
9. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009; № 5 (153): 17 - 22.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Giga A.R. Social'no-pedagogicheskaya rabota s nesovershennoletnimi, nahodyaschimisya v trudnoj zhiznennoj situacii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2015; № 9 (39): 177 - 179.
3. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8. № 5-2: 141 - 145.
5. Saenko L.A., Gorbushina I.A. Tehnologiisocial'no-pedagogicheskojpodderzhkisem'iidetstva v sovremennojRossii: monografiya. Stavropol': Byuro novostej, 2009.
6. Sumenko L.V., Saenko L.A., Bobryshov S.V. Osobennosti raspredeleniya semejnyh obyazannostej i semejnyh rolej v sovremennyh mnogodetnyh sem'yah. KANT. 2016; № 2 (19): 29 - 34.
7. Hlystova I.V. Rabota social'no-psihologicheskoj sluzhby shkoly po profilaktike pravonarushenij nesovershennoletnih i social'no-pedagogicheskoj zapuschennosti. Innovacii v obrazovanii (Kazahstan). 2018; № 2 (35): 19 - 23.
8. Shvec A.A. Problema social'no-pedagogicheskoj raboty specialista po social'noj rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i ih sem'yami. Studencheskij 'elektronnyj zhurnal StRIZh. 2016; № 7 (11): 47 - 51.
9. Yarychev N.U. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniyu suschnosti i prirody konflikta: osobennosti sovremennoj interpretacii. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskijregion. Obschestvennye nauki. 2009; № 5 (153): 17 - 22.
Статья поступила в редакцию 10.02.21
УДК 378
Magomedov M.I., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Humanities and Natural Sciences, Branch of Dagestan State University
(Khasavyurt, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru
Akhmedov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Branch of Dagestan State University (Khasavyurt, Russia),
E-mail: murad.ahmedov. 75@mail.ru
TOPICAL ISSUES OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article analyzes problems of teaching humanitarian disciplines at a university, their role and place in the educational process. It is shown that senior students begin to feel a certain lack of humanitarian knowledge. The factors of conditions to form motivation among students to study humanitarian knowledge are indicated. The basic principles of humanitarization of the educational environment at a university are formulated. The study of humanities is a guarantee of quality and comprehensive modern higher education. The authors conclude that humanitarian training today is largely formal: involving students in joint creative activities with the teacher takes up a small part of the educational process. Training in humanities should be an important stage of socialization of students, without which the educational function loses all meaning. Meanwhile, humanitarian education contributes to the development of useful practical skills in the analysis of complex social and economic phenomena, as well as historical aspects of the development of the country, individual peoples.
Key words: humanitarian disciplines, motivation, humanitarization, socialization, foreign language, Russian language.
М.И. Магомедов, д-р филол. наук, проф., филиал Дагестанского государственного университета, г. Хасавюрт, E-mail: rafrus1@yandex.ru
М.А. Ахмедов, канд. пед. наук, доц., филиал Дагестанского государственного университета, г. Хасавюрт, E-mail: murad.ahmedov.75@mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье дан анализ проблем преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, их роли и места в образовательном процессе. Показано, что студенты старших курсов начинают ощущать определенный дефицит гуманитарных знаний. Указаны факторы условий для формирования мотивации у студентов к изучению гуманитарных знаний. Сформулированы базовые принципы гуманитаризации образовательной среды в вузе. Изучение гуманитарных дисциплин является гарантией получения качественного и всестороннего современного высшего образования. Авторы делают вывод о том, что гуманитарная подготовка сегодня носит в основном формальный характер, вовлечение студентов в совместную творческую деятельность с преподавателем занимает незначительную часть учебного процесса. Подготовка по гуманитарным дисциплинам должна стать важным этапом социализации студентов, без чего просветительская функция теряет всякий смысл. Между тем гуманитарное образование в высшей степени способствует развитию полезных практических навыков в области анализа сложных социальных и экономических явлений, а также исторических аспектов развития страны, отдельных народов.
Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, мотивация, гуманитаризация, социализация, иностранный язык, русский язык.
Преподавание гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях имеет свою специфику Она обусловлена особенностями школьной, довузовской подготовкой студентов, их общей культурой, уровнем, объемом и качеством полученных знаний. Кроме того, большое значение имеют также мировоззрение, воспитание, широта интересов студентов, их представление о будущей профессии. Следовательно, вопрос преподавания и изучения гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях - это комплексный вопрос, различные элементы и стороны которого могут иметь вполне самостоятельное значение. Указанная специфика иногда не предполагает необходимых базовых знаний у студентов. Это относится, прежде всего, к гуманитарной сфере. Также маловероятна заинтересованность студентов в изучении исторических, традиционных и современных гуманитарных дисциплин [1 - 10].
Таким образом, не только недостаточность необходимой информации у студентов, но главным образом отсутствие у них желания и склонности к изучению гуманитарных дисциплин делает занятия по литературе, философии, социологии, этике более сложными и менее интересными для них. Все это способствует тому что молодые люди рассматривают изучение гуманитарных дисциплин в качестве дополнительной нагрузки, с которой связаны зачетные и экзаменационные задолженности [3, с. 85].
Необходимо также же отметить, что знания, которые получают учащиеся в средних учебных заведениях по гуманитарным предметам, являются совершенно недостаточными. Эти знания оказываются вне основных интересов студентов. Более того, имеющиеся у студентов знания, как правило, поверхностны, схематичны и упрощенно усвоены, и потому понимаются и трактуются ими как безальтернативные.
В высшем учебном заведении студентам предлагается изучение гуманитарных дисциплин в качестве обязательной нагрузки, требующей времени на исследовательскую интеллектуальную работу.
В представлении некоторых студентов гуманитарные дисциплины не имеют существенного значения для их будущей профессии и являются для них дополнительной нагрузкой. Поэтому студентам вузов нужно объяснить актуальность не только их будущих профессиональных умений и навыков, но и знаний в области гуманитарных наук, так как изучение гуманитарных и общественных дисциплин позволяет повысить общий уровень культуры, расширить мировоззренческий кругозор студентов, чтобы они не остались узкими специалистами, интересы и знания которых ограничены исключительно профессиональной и производственной необходимостью. Именно поэтому гуманитарные дисциплины становятся непременным условием современного разностороннего образования, которое призвано готовить не только нужных обществу квалифицированных профессионалов по специальностям, но и всесторонне развитых, культурных и творчески мыслящих людей [9, с. 73].
В настоящее время все большее внимание людей в разных странах привлекает русский язык как фактор неотъемлемой части мировой цивилизации. Потребности и возможности изучения русского языка в нашей многонациональной стране и в мире во многом обусловлены современной общественно-политической, экономической и культурной ситуацией как внутри страны, так и за её пределами. Особенно большее внимание людей привлекает Северный Кавказ, с его национальными обычаями, традициями, и географической экзотикой. Дагестанским государственным университетом установлены тесные контакты с институтами и университетами разных стран мира. Для расширения международного сотрудничества университета большую роль играет кафедра русского языка для иностранных студентов, что способствует развитию имиджа не только вуза, но и республики в целом [6, с. 418].
С каждым годом расширяется контингент студентов из разных стран. При кафедре функционирует международный студенческий кружок, члены которого принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в ДГУ. Иностранные студенты знакомятся с культурой народов Республики Дагестан, посещают достопримечательности республики. Русский язык иностранные студенты постигают на занятиях, во время экскурсий, на различных мероприятиях, активными участниками которых они являются.
Процесс глобализации в современном мире ведет к расширению границ общения и возможностей обмена информацией. Взаимодействие представителей различных культур, их сближение приняло сегодня поистине широкие масштабы, поэтому межкультурная коммуникация становится предметом изучения разных научных дисциплин: языкознания, истории, философии, социологии, психологии. Для успешной межкультурной коммуникации необходимо знание иностранных языков. Среди актуальных проблем обучения русскому языку как иностранному по праву может считаться обращение к художественной литературе, в которой в наибольшей степени отражаются история русского языка, культура, традиции и обычаи русского народа. Благодаря чтению художественных произведений появляется стимул к развитию познавательной деятельности, исследованию национального восприятия и преображению мира студентов.
Обращение к произведениям художественной литературы в контексте обучения их русскому языку благоприятно сказывается на постижении ими специфики русского языка, обогащает словарный запас, развивает культуру речи, способствует лучшему пониманию особенностей русского языка.
Специфичность преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении заключается еще и в том, что студент в отличие от школьника - уже
практически сложившаяся, вполне самостоятельная личность. Однако и в вузе актуальными остаются непростые вопросы социализации личности. Данная проблема также связана самым непосредственным образом с изучением и преподаванием гуманитарных дисциплин. Именно гуманитарные и общественные предметы способны содействовать процессу наиболее эффективного развития студентов [1, с. 164].
В советские годы рассматриваемой проблеме придавалось исключительно идеологическое значение. В связи со спорным и сложным пониманием действительности сегодня гуманитарное образование в вузах не существует абстрактно, вне политической, общественно-исторической и экономической реальности, современное содержание и структура которых отличаются комплексностью и сложностью. Положение с эффективностью и оптимизацией изучения и преподавания гуманитарных дисциплин, разные варианты их оценок остаются далеко не всегда однозначными, дискуссионными взглядами на общество, принципиально различным его теоретическим осмыслением.
В системе современного высшего образования гуманитарные предметы, к сожалению, не являются элементом специализации. Молодому поколению необходимы качественно новые знания и углубленные представления о нынешнем мире и историческом прогрессе. Такие знания расширяют кругозор молодых людей, их интеллектуальное развитие, способствуют преодолению узких рамок преобладавших прежде идеологических и утилитарных представлений на социальную действительность.
Рассмотренные вопросы в определенной степени находят свое решение на основе дифференциации гуманитарного образования, составления программ, призванных учитывать уровень знаний, получаемый молодыми людьми, а также интересы и уровень подготовки самих студентов, специфику их будущей профессии.
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях относятся не только к субъективным, но в значительной степени и к объективным обстоятельствам преподавательского и в целом - образовательного процесса в вузах. Изучение гуманитарных дисциплин является гарантией получения качественного и всестороннего современного высшего образования [4, с. 83].
Большое значение в системе гуманитарных дисциплин имеет изучение иностранного языка. В связи с процессами глобализации в последнее время используется и получает широкое развитие изучение английского языка в качестве иностранного. Возрастающее влияние английского языка испытывается через систему школьного и вузовского образования, где английский язык является, наряду с русским, наиболее востребованным иностранным, а также через массовую культуру и Интернет, в котором английский, как известно, является доминирующим языком. Влияние английского языка постоянно возрастает. В современных условиях жесткой конкуренции русского языка с английским сторонники последнего видят английский на уровне второго языка после национального. Считается, что экспансия английского языка происходит независимо от нашего сознания, что так складываются объективные обстоятельства, потому как мир вступил в эпоху глобального англо-национального билингвизма.
Однако следует отметить, что в последнее время в языковой политике Российской Федерации предпринимаются конкретные шаги по сохранению русской языковой среды. Через русский язык оказывается прогрессивное влияние на развитие бывших советских республик, приобщение их к мировой цивилизации. Грамота, просвещение и возрождение народов развивалось через русскую культуру и русский язык [7, с. 124].
Учёными [7 - 10 и др.] установлено, что гуманитарное образование в высшей степени способствует развитию полезных практических навыков в области анализа сложных социальных и экономических явлений, а также исторических аспектов развития страны, отдельных народов.
В последние десятилетия наблюдается, к сожалению, такая тенденция: гуманитарные науки стали относить к коммерчески невостребованным исследованиям.
Многие учёные [3 - 7 и др.] констатируют, что в сложившейся ситуации необходимо проводить больше междисциплинарных исследований на стыке гуманитарных и негуманитарных наук, которые в будущем могли бы привести к позитивным последствиям междисциплинарных инициатив. Например, многообещающим направлением междисциплинарных исследований могут стать цифровые технологии в гуманитарных науках, в которых соединили бы традиционные гуманитарные дисциплины, новые информационные технологии и социальные средства общения [2, с. 7].
Преподавание гуманитарных дисциплин в современной высшей школе вызывает живой интерес в обществе. Новые образовательные стандарты, общественно-политические изменения в обществе, внедрение инновационных образовательных технологий - все это принципиально изменило привычную обстановку в высшей школе и требует соответствующей реакции. Особую остроту данной проблеме придает прямое воздействие гуманитарных дисциплин на формирование личности студента. Вопросам воспитания не только грамотного специалиста, но и полноценного гражданина сегодня уделяется особое внимание. В современных условиях благополучие общества во многом зависит от правильной организации межкультурного взаимодействия.
Сегодняшнее состояние гуманитарного образования в высших учебных заведениях характеризуется целым рядом недостатков, частично восходящих еще
к советскому времени, частично накопившихся за годы реформ, главным из которых является отсутствие ясной социально-исторической перспективы, системности, концептуальности, методической определенности, четкой связи с общей стратегией развития страны. К сожалению, за годы реформ образовательная система потеряла цельность и одновременно оторвалась от функции формирования личности и социокультурных условий.
В настоящее время концепция образования может стать определяющей в выборе направленности и механизма реформирования общества, так как в условиях социальной неопределенности именно образование должно взять на себя лидирующую функцию в определении дальнейшего развития страны. Именно образование и воспитание закладывают модели деятельности человека в будущем [8, с. 135].
Однако у некоторых студентов отсутствует мотивация к изучению гуманитарных дисциплин, так как сегодня главными стимулами к занятиям становятся чаще всего только прагматические. Студенты изучают только то, что непосредственно связано с их будущей профессией и поможет приобрести высокий социальный статус. У студентов сформировалось стойкое негативное отношение к гуманитарным дисциплинам как к препятствию, отнимающему много времени и мешающему получить больше знаний по интересующим предметам. Однако, несмотря на субъективные и объективные причины, некоторые студенты испытывают определенный интерес к изучению гуманитарных дисциплин. Исследования показывают, что студенты осознают необходимость изучения гуманитарных дисциплин, когда становятся старше, в особенности на последних курсах обучения. Студенты-старшекурсники понимают, что получение даже хорошего узкоспециализированного образования явно недостаточно для успешной ка-
Библиографический список
рьеры и межличностных коммуникаций. Важным фактором формирования мотивации у студентов к изучению гуманитарных дисциплин является взаимодействие преподавателя и студента, их диалог. Преподаватель должен понимать специфику изложения гуманитарных дисциплин, так как полученные при этом знания призваны формировать ценности, и в их преподавании важны, скорее, личностные, живые примеры, чем отвлеченная теория. Еще в самом начале чтения гуманитарного курса преподаватель должен показать студентам, как связан предмет с их профессиональным, социальным, культурным развитием [5, с. 88]. При изучении гуманитарных предметов происходит процесс социализации, при котором студенты приобщаются к общекультурному опыту цивилизации.
Таким образом, гуманитарные дисциплины занимают специфическое место в вузовском обучении. Особенность проявляется и в методике преподавания, и в содержании, и в изучении гуманитарных предметов. Немаловажным фактором также оказывается учет отношения к ним студентов, интересы которых традиционно ориентированы не в пользу гуманитарных дисциплин. Получение высшего образования и учеба в высшем учебном заведении - это не только усвоение новых знаний и приобретение профессии, но и продолжение воспитания студентов, расширение горизонта их общей культуры, формирование взглядов на жизнь, свое место в обществе.
Гуманитарная подготовка сегодня носит в основном формальный характер, вовлечение студентов в совместную творческую деятельность с преподавателем занимает незначительную часть учебного процесса. Подготовка по гуманитарным дисциплинам должна стать важным этапом социализации студентов, без чего просветительская функция теряет всякий смысл.
1. Гуро-Фролова Ю.Р Приемы психологического воздействия в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса. Вестник ВГАВТ. 2015; № 43: 162 - 166.
2. Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. Вестник высшей школы. 2002; № 8: 3 - 9.
3. Магомедов Д.М. Проблемы обучения навыкам чтения на материале специальности. Русский язык в современном мире: материалы Региональной дистанционной научно-практической конференции. Махачкала, 2014: 83 - 86.
4. Магомедов Д.М. Пути повышения качества учебного процесса в вузе. Русский язык в современном мире: материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции. Махачкала, 2015: 80 - 84.
5. Магомедов Д.М. Формирование профессиональной речевой компетенции при обучении русскому языку иностранных студентов. Русский язык в современном мире: материалы региональной дистанционной научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 2014: 86 - 91.
6. Магомедов Д.М., Магомедова Х.М., Зербалиева Н.Ф., Курбанова О.В. Особенности обучения иностранных студентов русскому языку в полиэтнической среде (на примере Республики Дагестан). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 417 - 419.
7. Магомедов М.И. Лингвистический анализ текстов по специальности на занятиях по русскому языку. Гуманитарные науки и новые технологии образования. Махачкала, 2002: 123 - 125.
8. Магомедов М.И. Проблемы обучения русскому языку специальности иностранных студентов-медиков. Русский язык и культура (изучение и преподавание). Москва, 2000.
9. Солдатов А.В., Шевченко М.М. Естественнонаучная и гуманитарная среда вуза как фундаментальная основа формирования специалиста будущего (на примере СПбГМТУ). Морской вестник. 2015; № 4: 120.
10. О ценности гуманитарных наук. Available at: https://intalent.pro/article/o-cennosti-gumanitarnyh-nauk.html
References
1. Guro-Frolova Yu.R. Priemy psihologicheskogo vozdejstviya v celyah optimizacii uchebno-vospitatel'nogo processa. Vestnik VGAVT. 2015; № 43: 162 - 166.
2. Kolin K. Informacionnaya globalizaciya obschestva i gumanitarnaya revolyuciya. Vestnik vysshejshkoly. 2002; № 8: 3 - 9.
3. Magomedov D.M. Problemy obucheniya navykam chteniya na materiale special'nosti. Russkij yazyk v sovremennom mire: materialy Regional'noj distancionnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2014: 83 - 86.
4. Magomedov D.M. Puti povysheniya kachestva uchebnogo processa v vuze. Russkij yazyk v sovremennom mire: materialy Vserossijskoj distancionnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2015: 80 - 84.
5. Magomedov D.M. Formirovanie professional'noj rechevoj kompetencii pri obuchenii russkomu yazyku inostrannyh studentov. Russkij yazyk v sovremennom mire: materialy regional'noj distancionnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Mahachkala, 2014: 86 - 91.
6. Magomedov D.M., Magomedova H.M., Zerbalieva N.F., Kurbanova O.V. Osobennosti obucheniya inostrannyh studentov russkomu yazyku v poli'etnicheskoj srede (na primere Respubliki Dagestan). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 417 - 419.
7. Magomedov M.I. Lingvisticheskij analiz tekstov po special'nosti na zanyatiyah po russkomu yazyku. Gumanitarnye nauki inovye tehnologiiobrazovaniya. Mahachkala, 2002: 123 - 125.
8. Magomedov M.I. Problemy obucheniya russkomu yazyku special'nosti inostrannyh studentov-medikov. Russkij yazyk i kultura (izuchenie i prepodavanie). Moskva, 2000.
9. Soldatov A.V., Shevchenko M.M. Estestvennonauchnaya i gumanitarnaya sreda vuza kak fundamental'naya osnova formirovaniya specialista buduschego (na primere SPbGMTU). Morskoj vestnik. 2015; № 4: 120.
10. O cennosti gumanitarnyh nauk. Available at: https://intalent.pro/article/o-cennosti-gumanitarnyh-nauk.html
Статья поступила в редакцию 20.02.21
УДК 37.013
Malsagova M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: malsag06@mail.ru Malsagov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: malsag06@mail.ru IvanovP.V., postgraduate, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: malsag06@mail.ru
ON THE QUESTION OF NEURODIDACTIC TECHNOLOGIES. The article proposes a terminological interpretation of a concept "neurodidactic technology". The classification of such technologies based on age principle has been carried out. Their structural components are highlighted and characterized: conceptual basis, content, procedural part. The conditions of the effectiveness of neurodidactic technologies have been identified and considered: organization, management, productive thought activities of participants in technological activity, their neurodidacical competence. Technological criteria have been defined and disclosed: conceptual validity, systemicity, controllability, efficiency, reproducibility. The content of neurodidactic technology reflects the author's intention in its purpose, tasks, ideas. The idea extends into the neurophysiological justification of learning, its difficulties, metacognition mechanisms, as well as subject neurodidatics. Key words: neurodidactic technology, structural components, performance conditions, technological criteria.
М.Х. Мальсагоеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: malsag06@mail.ru А.А. Мальсагое. канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: malsag06@mail.ru П.В. Иванов, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас E-mail: malsag06@mail.ru