УДК 349.412.2
А.В. Жулева
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Введение: земли Дальнего Востока являются национальным приоритетным направлением России на ближайшее будущее. Одним из важнейших направлений политики государства является освоение этих земель, развитие сельского хозяйства и животноводства, а также туризма. Цель: поиск наиболее оптимальных решений проблем, возникающих в процессе внедрения государственной программы «Дальневосточный гектар». Методологическая основа: диалектический метод познания, системный, формально-юридический, сравнительный методы исследования. Результаты: изучена программа «Дальневосточный гектар», а также проанализированы различные нормативно-правовые акты и научные взгляды по данному вопросу, которые свидетельствуют о дискуссионности выбранной темы. Выводы: в связи с реформированием законодательства в сфере предоставления земель на Дальнем Востоке возникают некоторые пробелы, проявляющиеся в связи с получением и освоением дальневосточного гектара. Указанные вопросы требуют незамедлительного решения и контроля как на федеральном, так и на местном уровнях.
Ключевые слова: предоставление, программа, земельный участок, местоположение, безвозмездное пользование, бесплатно, реформа, получение, владение.
A.V. Zhuleva
CURRENT ISSUES OF GRANTING FREE-OF-CHARGE USE OF LAND RESOURCES IN THE FAR EAST
Background: the lands of the Far East are a national priority for Russia in the near future. One of the most important mainstream of state policy is the lands conversion, the development of agriculture and livestock farming, as well as tourism. Objective: to search the most appropriate solutions arising in the process of implementation of the state program "Far Eastern Hectare". Methodology: dialectical method of knowledge, systematic, formal legal, comparative research methods. Results: the program "Far Eastern Hectare" has been studied, as well as various legal acts and scientific views on this issue which indicate the debatable nature of the chosen topic have been analyzed. Conclusions: in connection with the reform of legislation in the field of land granting in the Far East, there are some gaps that have arisen resulted with obtaining and conversion of the Far Eastern hectare. These issues require immediate resolution and control over the implementation of these decisions both at the Federal and local levels.
Key-words: granting, program, land plot, location, free use, free of charge, reform, receiving, possession.
© Жулева Алина Валерьевна, 2019
Аспирант кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: malevich@mail.ru © Zhuleva Alina Valerievna, 2019
Postgraduate student of the Land and ecological law department (Saratov State Law Academy) 259
По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, земли Дальнего Востока являются национальным приоритетным направлением России на ближайшее будущее. Данная тема, безусловно, является актуальной, т.к. одним из важнейших направлений политики государства является освоение дальневосточных земель, развитие сельского хозяйства и животноводства, а также туризма. По мнению исследователя Е.А. Ткаченко, актуальность освоения Дальнего Востока обуславливается стратегической важностью этого региона, т.к. он является морскими «воротами» России в Азиатско-Тихоокеанский регион, а по суше соседствует с экономической сверхдержавой — Китаем, торговые отношения с которым играют большую роль для экономики [1, с. 135].
Одним из первых и обсуждаемых, в сфере предоставления земельных участков на Дальнем Востоке стал Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее — ФЗ № 119-ФЗ).
Он положил начало программе «Дальневосточный гектар» и стал прорывным решением в современном российском законодательстве по землеустройству. Ряд исследователей указывает на то, что принятие Закона является важной предпосылкой для формирования в России социального государства, способного обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни [2, с. 65-74]. По мнению Н.С. Мартышенко, закон о бесплатном гектаре поможет формированию благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае [3, с. 73-88]. Указанная программа предоставляет право каждому гражданину Российской Федерации на получение земельного участка площадью до 1 га на Дальнем Востоке бесплатно. Лица, имеющие регистрацию в Дальневосточном регионе, могут получить участок в пределах своего муниципального образования; лица, имеющие гражданство РФ могут выбрать надел земли в любом месторасположении Дальневосточного региона. Для жителей Дальнего Востока программа вступила в действие с 1 июня 2016 г., граждане Российской Федерации других регионов получили возможность претендовать на бесплатные земельные участки с 1 февраля 2017 г. В связи с этим, необходимо отметить, что согласно ФЗ № 119-ФЗ рассчитывать на получение земельного участка вправе все члены семьи, включая несовершеннолетних детей.
Для получения гектара лицу, желающему взять его в безвозмездное пользование, необходимо выбрать земельный участок разрешенный законом.
В 2018 г. механизм получения дальневосточного гектара установлен в упрощенном режиме. Заявление на предоставление дальневосточного гектара возможно подать в электронном виде, через Федеральную информационную систему «НаДальнийВосток.РФ»2! а также при личном присутствии через многофункциональный центр. На вышеуказанном сайте можно выбрать понравившийся земельный надел воспользовавшись интерактивной картой. Границы участка указываются произвольно. В соответствии с государственной программой, земельный участок предоставляется единожды. Дальнейшее получения второго и
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 18, ст. 1; 2018. № 1, ч. 1, ст. 39.
260 2 См.: URL: М1р8://надальнийвосток.рф/ (дата обращения: 15.06.2018).
более наделов, а также обмен уже существующего участка, законодательством не предусмотрен.
Как уже отмечалось, правом претендовать на получение гектара земли на Дальнем Востоке наделены только граждане РФ. Концепция государственной программы «Дальневосточный гектар» предоставляет право каждому гражданину РФ получить земельный надел, 1 га в пределах данного региона.
При получении гектара земли на Дальнем Востоке через сайт необходимо учитывать тот факт, что интерактивная карта, с помощью которой осуществляется поиск участка, не всегда выдает корректные сведения. Известны случаи, когда при выборе участка и подаче заявки выяснялось, что выбранный надел уже забронирован или перешел в собственность другому лицу. Предоставление бесплатного земельного надела, возможно только в пределах двадцатикилометровой зоны от крупных городов и населенных пунктов. Таким образом, чем крупнее населенный пункт, тем больше расстояние будет до бесплатного гектара.
Согласно ФЗ № 119-ФЗ объектом правоотношений является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из субъектов указанных в законе. Согласно мнению ученых А.Ю. Чикильдиной и С.М. Мироновой, в законе предусмотрено, что «... высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование». Нельзя не е
п
согласиться с вышеуказанным мнением в том, что роль федерального органа ис- и полнительной власти РФ в вопросе определения территории, в границах которых а земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, о
в
не совсем понятна, поскольку из принятых региональных нормативных актов о
й
не следует, что они проходили такое согласование. Но при этом законом опреде- с лены муниципальные образования и границы населенных пунктов, в которых Р участки могут не предоставляться. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, е
что субъекты РФ сами определяют, в границах каких населенных пунктов могут о
й
выделяться земельные участки [4, с. 43]. р
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 119-ФЗ для приобретения в собственность дальне- Ч
восточного участка необходимо гражданство РФ. Участок может быть приобретен о
в собственность только после совершения установленных законом действий, т.е. К
заключения договора безвозмездного пользования сроком на 5 лет. По истечении |
5 лет проводится проверка соответствия использования земельного участка его и
предназначению, по результатам которой гражданину будет выдано разрешение ¡§
м
на приватизацию. Заявителю в течение первого года необходимо определится 2 с видом использования участка, не запрещенным законом, а через 3 года — за- ) декларировать ход освоения своего земельного участка. 9
Основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование предусматривается в ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ.
На всех остальных территориях Дальневосточного округа предоставление участка по программе «Дальневосточный гектар» возможно под жилое и дачное строительство; под лесное, сельское или охотничье хозяйство; другой разрешенный законом бизнес. В рамках данной программы предприниматели, принявшие 261
решение организовать свое дело на предоставленной земле, вправе рассчитывать на участие в программе льготного государственного кредитования, а также на получение поддержки по проведению коммуникаций.
На стадии реализации программы «Дальневосточный гектар» уже возникают некоторые вопросы, касающиеся выбора дальневосточного земельного участка. Одной из таких проблем, получатели «дальневосточного гектара» называют затяжное оформление документов на предоставление земли, а также то, что часть земель по различным причинам находится в запрещенной к выдаче «серой» зоне. До недавнего времени ограничения касались и охотничьих угодий.
15 июня 2017 г. состоялась прямая линия с президентом В.В. Путиным и выявился ряд проблем, связанных с предоставлением участков на Дальнем Востоке. В частности, жалобы поступили на проблемы при оформлении «дальневосточного гектара», при нахождении участка в границах охотничьих угодий. Кроме того, еще одной проблемой является затяжной процесс предоставления дальневосточного гектара, а также нарушение сроков предоставления. Но только в тех регионах, которые пользуются популярностью у граждан РФ. Например, участки расположенные в Приморском крае являются самыми востребованными не только у граждан данного региона, но и у граждан других округов31Еш,е одна проблема, касается несовершенства системы записи Единого Государственного Реестра (ЕГРН), в которой могут возникать ошибки. Неточность проявляется, когда реальные сведения о земельном участке не идентичны записанным в кадастровом паспорте или базе Росреестра. Например, в системе участок помечен как разрешенный к выдаче, но подать на него заявку нельзя. Получить участок на таких территориях можно, но только через физическое обращение в уполномоченный орган с планом участка на физическом носителе.
В июле 2017 г. В.В. Путин подписал ряд поправок, касающихся закона о дальневосточном гектаре. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»4 и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»5 увеличил площадь разрешенных к выдаче земель за счет охотничьих угодий. Также изменения сняли запрет на предоставление земельных участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий. Кроме того, закон уточняет порядок определения принадлежности земельного участка в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целевому назначению земель, к которой относится земельный участок, либо если категория в отношении данного земельного участка не определена. По результатам данных поправок в оборот вошло более 7,3 млн га. По словам бывшего губернатора Хабаровского края В. Шпорта: «Снятие запрета на предоставление земель охотничьих угодий существенно
3 См.: Агентство по развитию человеческого капитала на дальнем Востоке. URL: https://hcfe. ru/questionnaire/^aTa обращения: 03.02.2019).
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 31, ст. 4796.
262 5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. I, ст. 4344.
расширило возможности людей, которые хотели получить землю в Хабаровском крае»6! Общая площадь предоставляемой земли увеличилась на 15, 989 млн га.
В разрешении данной проблемы возникает еще один, не менее важный вопрос — экологический. Специалисты в области защиты окружающей среды приводит следующие примеры возможных проблем: пожары, нападение диких животных, угроза заноса опасных заболеваний для диких копытных животных от сельскохозяйственных7! Для решения указанной проблемы, как видится, необходим пристальный контроль и надзор уполномоченных органов за выдачей земель, отнесенных к вышеуказанным категориям.
Еще одной немаловажной проблемой в процессе реализации проекта «Дальневосточный гектар является то, что ранее учтенные земельные участки, не имеющие границ в государственном кадастре недвижимости, а также участки земли самовольно занятые местными жителями, не отражены в государственной федеральной информационной системе (ФИС), с помощью которой идет предоставление «дальневосточного гектара». В результате при получении или выделении участков, возникают спорные ситуации, между потенциальными получателями «гектара» и местными жителями из-за того, что последние, имея на руках правоустанавливающие документы (право собственности на жилые дома, земельные участки), в свое время не предоставили их копии в администрации поселений. Данные земельные участки не были учтены региональной информационной системой и граждане РФ, находясь за пределами Дальневосточного округа, видят на карте ФИС эти места свободными для предоставления. При решении подобных споров претендентам на эти участки предлагается снять такое заявление на предоставление гектара. Если претендент, все же, настаивает на предоставлении ему именно этого участка, то согласно ст. 7 119-ФЗ, ему приходится отказывать. Жители Дальневосточного округа, не оформившие до сегодняшнего дня землю в аренду или собственность, но вносившие своевременно плату за фактическое пользование участком, могут взять его под «дальневосточный гектар». Лица, не имеющие правоустановительных документов на земельный участок, преимущественных прав не имеют. В данной ситуации работает принцип «кто раньше подал заявление». Проверить же законность своего земельного участка в собственности можно на основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в ред. от 3 августа 2018 г.)8. Для предотвращения спорных ситуаций местным жителям предлагается следующее:
1) произвести проверку границ и прав на свой земельный свой участок, здания и сооружения;
2) отслеживать и быть в курсе планов органов местного самоуправления района, в котором находится земельный участок;
3) удостовериться в том, что в ЕГРП указаны актуальные данные для связи с владельцами земельных участков. Так можно избавить себя об неосновательного
6 Охотничьи угодья открывают для выдачи земли в рамках «дальневосточного гектара». Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/v-strane/ (дата обращения: 18.06.2018).
7 Там же.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 4017; 2018. № 32, ч. 1, ст. 5101. 263
предоставления земельных участков, принадлежащих жителям Дальнего Востока — другим гражданам РФ, в результате проведения программы.
Необходимо сделать вывод о том, нельзя однозначно утверждать то, что лица, постоянно проживающие на территории Дальневосточного округа, фактически владеющие или использующие не имеющий границ участок, получат возможность закрепить за собой право собственности на этот участок в законном порядке. Лицам, фактически владеющим или использующим земельный участок без ограждения, будет предоставлена возможность законного оформления. Однако, при отсутствии правоустанавливающих документов у фактического владельца земельного участка, при одновременном претендовании на гектар потенциального собственника права, преимущественного оформления участка не будет и его придется передать.
Федеральная программа «Дальневосточный гектар» продлится до 2035 г. и в данной программе смогут принять участие несколько поколений граждан РФ. На основании опыта в области реформирования мы можем убедиться, что могут возникать некоторые нерешенности и пробелы в законодательстве, проявляющиеся в связи с получением и освоением дальневосточного гектара. Указанные вопросы требуют незамедлительного решения и контроля исполнения как на федеральном, так и на местном уровнях. Возникающие задачи необходимо будет решать, учитывая климатические, хозяйственные экономические особенности данного округа, а также принимая во внимание мнения и пожелания граждан, уже получивших земельные участки на Дальнем Востоке.
Библиографический список
1. Мартышенко Н.С. Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7(62). С. 73-88.
2. Миронова С.М., ЧикильдинаА.Ю. Особенности предоставления земельных участков на Дальнем Востоке: актуальные вопросы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 7. С. 42-49.
3. Саленко А.В., Навагина ТА.. Социальное государство в Российской Федерации: конституционно-правовой принцип и его практическая реализация // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 65-74.
4. Ткаченко ЕА.. Закон о «Дальневосточном гектаре»: проблемы реализации на современном этапе // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С. 133-137.
References
1. Martyshenko N.S. Marketing of the Formation of the Investment Environment of Primorsky Krai // Vestnik NGIEI. 2016. № 7 (62). P. 73-88.
2. Mironov S.M., Chikildina A.Yu. Features of Granting Land Plots in the Russian Far East: Current Issues of Legal Regulation // State power and local self-government. 2016. No. 7. P. 42-49.
3. Salenko A.V., Navagina T.A. Social State in the Russian Federation: Constitutional Legal Principle and Its Practical Implementation // Bulletin of Baltic Federal University. Named after I. Kant. Ser.: Humanities and social sciences. 2016. No. 1. P. 65-74.
4. Tkachenko E.A. Law on the "Far East Hectare": Problems of Implementation at the Present Stage // Fundamental research. 2018. No. 1. Р. 133-137.