Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 195-213. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. Р. 195-213.
Научная статья
УДК 351.824.5:339.3(519.5)
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/195-213
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Ким Ынми
Дальневосточный федеральный университет, 690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, корпус G, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3759-8849, Researcher ID: ABE-5169-2021
Аннотация. В работе рассмотрены изменения внутренней торговли в Республике Корея после проведения реформы регулирования. Анализируется процесс реформирования рынка внутренней торговли, рассматриваются правила и ограничения в сфере внутренней торговли. В статье нашли отражение положения «Закона о развитии распределительной промышленности», который регулирует развитие крупномасштабных магазинов и традиционные рынки в Республике Корея, а также даётся краткая характеристика целого ряда других законов. Корейская структура внутренней торговли постепенно изменялась с течением времени, и автор показывает, как государство регулировало внутреннюю торговлю.
Ключевые слова: внутренняя торговля в Республике Корея, «Закон о развитии распределительной промышленности», регулирование внутренней торговли, смягчение регулирования, защита традиционных рынков.
Для цитирования: Ким Ынми. Актуальные вопросы правового регулирования внутренней торговли в Республике Корея // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 195-213. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/195-213.
© Ким Ынми, 2022
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 1 195
Original article
PROBLEMS OF REGULATION DOMESTIC TRADE IN THE REPUBLIC OF KOREA
Kim Eunmi
Far Eastern Federal University, 690922, Russia, Vladivostok, Fr. Russian, p. Ajax, 10, building G, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3759-8849, Researcher ID: ABE-5169-2021
Abstract. The paper considers the changes that have occurred in domestic trade in the Republic of Korea in connection with the regulatory reform that is being implemented within the field of domestic trade. Regulatory reform is analyzed in connection with changes in the domestic trade market. Additionally, rules and restrictions in the field of domestic trade are considered. The paper reflects the provisions of the "Law on the Development of the Distribution Industry)," which regulates the development of large-scale stores and traditional markets in the Republic of Korea, and which also provides a brief description of a number of other laws. The Korean structure of domestic trade gradually changed over time, and the author shows how the state regulated domestic trade.
Keywords: domestic trade in the Republic of Korea, Law on the Development of the distribution industry «Law on the Development of the Distribution Industry», regulation of domestic trade, easing of regulation, protection of traditional markets.
For citation: Kim Eunmi. Problems of regulation domestic trade in the Republic of Korea // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. P. 195-213. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/195-213.
Введение
В течение определённого времени, ещё с середины XX века, Правительство Республики Корея принимало отдельные законы, которые регулировали рынок, затем упраздняло их, разрабатывало и принимало новые законы и постановления для развития и регулирования внутренней торговли. Корейская структура внутренней торговли постепенно изменялась с течением времени, однако государство всё ещё регулировало деятельность крупномасштабных магазинов на основе прошлой структуры внутренней торговли. И вот 10 апреля 1997 г. вошёл в силу новый документ «Закон о развитии распределительной промышленности)» (далее - «Закон о распределении» [13]), в котором шла речь о смягчении регулирования внутренней торговли.
По мере того, как меры, направленные на смягчение регулирования, начали работать по-настоящему, Корейская внутренняя торговля стала развиваться и расширяться. Из-за смягчения регулирования и открытия рынка корейские крупные предприятия
по распределению стремились к стратегии увеличения масштаба и объёма торговли товарами народного потребления для обеспечения конкурентоспособных преимуществ. Быстро росло число крупных предприятий промышленности, наблюдалось заметное изменение структуры внутренней торговли (распределительной промышленности) в Республике Корея. Как положительный можно отметить тот факт, что модернизация и совершенствование торговых процессов внутренней торговли влияет на её эффективность, возрастает прибыль производителя и потребителя, улучшается качество предоставляемых потребительских услуг. Однако, с отрицательной стороны, необходимо отметить, что средние и малые предприятия торговли, мелкие торговцы, а также традиционный рынок приходили в упадок из-за того, что открывались магазины крупного масштаба. Таким образом, появлялись проблемы социального характера в среде среднего и малого бизнеса, снижался уровень жизни дистрибьютеров.
У Корейского Правительства не оставалось другого выбора, кроме как разработать и принять новые меры по усилению регулирования внутренней торговли, которое впоследствии оно само не раз смягчало [5]. В работе рассмотрены изменения, произошедшие во внутренней торговле в Республике Корея в связи с проведением реформы регулирования, которая осуществляется в условиях изменяющейся общественно-экономической структуры. Анализируется реформа регулирования в связи с изменением рынка внутренней торговли, рассматриваются правила и ограничения в сфере внутренней торговли в Республике Корея.
Краткая история создания нормативно-правовой базы регулирования
торговли в Республике Корея
Общество постоянно требует реформ регулирования торговли из-за постоянно изменяющейся структуры общества и экономики. Чем сложнее общество, тем труднее осуществлять такое регулирование, которое устроит всех. Но недопустимо не вводить или не реформировать законы о регулировании только по этой причине.
Корейское правительство начало принимать отдельные законы, которые регулировали рынок, ещё с середины XX века, а реформировать регулирование внутренней торговли в 80-е гг. прошлого века. В результате нескольких лет работы, после представления «Рамочного Закона об административном регулировании» [27], который был принят в 1997 г., в Корее появилась правовая система регулирования. «Рамочный Закон об административном регулировании» предписывает такие положения, которые необходимо соблюдать административным органам. В нём также были сформулированы определения и принципы регулирования для функционирования разумных и эффективных мер регулирования на основе Закона.
Реформы регулирования обычно отражают своё время. В период политической власти Ким Ён Сама, правительство которого в Республике Корея впервые было гражданским, были проведены реформы регулирования внутренней торговли
для вступления в ОЭСР и преодоления последствий банкротства Международного Валютного Фонда (МВФ). Политическая власть Ли Мён Бака продвигала реформы регулирования для преодоления мирового финансового кризиса в 2008 г. В настоящее время Мун Чжэ Ин применяет регулятивную песочницу (Regulatory Sandbox), систему «заранее разрешение - впоследствии регулирование» для инноваций новых отраслей и новых технологий в связи с Четвёртой промышленной революцией [4].
Несмотря на то, что в настоящее время регулирование, отражающее современную ситуацию, было реформировано, тем не менее при следующей политической власти данное регулирование опять будет нуждаться в реформировании из-за изменения общественных и экономических структур, приоритета определённых форм регулирования. Необходимо отметить, что никто не может оценить в полной мере то обстоятельство, играет ли оно роль правильного регулирования, поскольку со временем некоторые формы регулирования начинают устаревать, и в дальнейшем они могут функционировать как препятствие.
Законодательство о внутренней торговле в Республике Корея до 1997 г.
Торговля играет важную роль для формирования экономической структуры страны. Внутренняя торговля разделяется на розничную и оптовую торговлю. Продажа продуктов и промышленных товаров внутри страны прямо влияет на жизненный уровень населения. Целью законодательства о внутренней торговле в Республике Корея является регулирование спроса и предложения, стабилизация цен, защита производителя и потребителя, эффективность производства, модернизация промышленности и т. д. После принятия основ законодательства о внутренней торговле в него не раз вносились изменения по мере возникновения тех или иных социальных проблем.
1. «Закон о центральном оптовом рынке» (принят 22 июня 1951 г.)
Целью данного закона [26] является регулирование спроса и предложения, адекватность стоимости повседневных продовольственных товаров, которые поставляются жителям в городе. Данный закон был отменён в 1973 г., затем последовало принятие «Закона об оптовом рынке продуктов земледелия и рыболовства» [7]. Этот закон был направлен на обеспечение системы контроля за оптовой и розничной торговлей продуктами земледелия и рыболовства и улучшение справедливого соперничества между оптовым рынком и рынком розничной торговли. Данный закон отменили в 1976 г. и затем приняли новый «Закон о стабилизации распределения и стоимости продуктов земледелия и рыболовства» [8]. Целью этого закона стали защита прибыли производителя и покупной способности потребителя, стабилизация цен, поднятие уровня жизни граждан, а также поддержка и нормализация развития внутренней торговли и производства товаров народного потребления.
2. «Закон рынка» (принят 31 августа 1961 г.)
Данный закон приняли для поддержки народного хозяйства и нормализации контроля и управления традиционными торговыми рынками [11]. Этот закон отменили в 1986 г. из-за принятия «Закона о продвижении оптовой и розничной торговли».
3. «Закон об ускорении модернизации распределительной промышленности» (принят 04 января 1980 г.)
Данный закон был принят для стабилизации цен на товары и развития национального хозяйства, совершенствования и улучшения распределительной структуры и, кроме того, для защиты потребителя и производителя [12]. Несмотря на то, что данный закон был принят для модернизации распределительной промышленности и распределительного комплекса, пункт о распределительном комплексе был исключён, а затем отдельно внесён, используя правоприменение законодательства, в «Закон о продвижении рационализации по распределительной промышленности от 29 декабря 1995 г. [22].
4. «Закон о продвижении оптовой и розничной торговли» (принят 31 декабря 1986 г.)
Эффективно продвигая оптовую и розничную торговлю и разумно устанавливая последовательность коммерческих сделок, «Закон о продвижении оптовой и розничной торговли» [9] (далее - «Закон о продвижении») защищал потребителя и добивался сбалансированного развития национального хозяйства. Главная особенность «Закона о продвижении» - раскрыть истинное понятие о рынке, сезонном и периодическом рынке, крупномасштабном ритейлере, оптовом центре, а также защитить мелких торговцев и создать регулирование по дальнейшему открытию крупномасштабного ритейлера и оптовых центров. Таким образом, человек, который открывает крупномасштабный ритейлер или оптовый центр, рынок, супермаркет или универмаг, должен чётко соблюдать требуемые условия, а также обязан получить разрешение от мэра или губернатора, или главы местного органа самоуправления [9]. Крупномасштабный ритейлер или оптовый центр должны по принятым стандартам иметь соответствующие торговые площади: гипермаркет - более
2 000 м2; крупномасштабный ритейлер - более 4 000 м2; оптовый центр - более
3 000 м2 [см. 10].
5. «Закон о развитии распределительной промышленности» (принят 10 апреля 1997 г.)
«Закон о продвижении оптовой и розничной торговли» и «Закон о продвижении рационализации по распределительной промышленности» были упразднены и затем объединены в один новый - «Закон о развитии внутренней торговли (распределительной промышленности)», который был принят 10 апреля 1997 г. [13], далее - «Закон о распределении». Цель «Закона о распределении» заключается в следующем: расширять поддержку распределительной промышленности; улучшать условия управления; смягчать регулирование по распределительной промышленности; повышать конкурентоспособность; поддерживать и усиливать автономную конкурентоспособность средних и малых предприятий распределения, которые составляют большинство в распределительной промышленности; справляться с изме-
нением распределительной среды; устанавливать базу для устойчивого развития. Вновь принятый «Закон о распределении» смягчал всякое регулирование по открытию крупномасштабных магазинов: гипермаркетов, супермаркетов, магазинов крупномасштабного ритейлера и оптовых центров и т. д.
Усиление регулирования внутренней торговли в соответствии
с социальными изменениями
Главная особенность «Закона о распределении», который был принят в 1997 г., заключается в изменении и смягчении регулирования системы открытия гипермаркетов, в переходе с системы разрешения на систему регистрации. Раньше невозможно было открыть гипермаркет без разрешения органа местного самоуправления. Однако в дальнейшем происходили изменения в структуре внутренней торговли в Республике Корея, после того как на корейском рынке стали появляться зарубежные торговые предприятия. Корейское правительство ввело систему регистрации торговых предприятий для поддержки, модернизации и роста торговли товарами народного потребления. Система регистрации предусматривала обязательное регистрирование торговых предприятий в органах местного самоуправления, в соответствии с 8 ст. «Закона о распределении». На момент принятия «Закона о распределении» существовали различные площади торговых точек, затем были определены, согласно Указам Президента Республики Корея (от 10.07.1997 № 15430, от 01.10.2009 № 21764) обязательные размеры площадей для торговых предприятий двух категорий: 1 - рынок, гипермаркет, универмаг, торговый центр, оптовый центр, 2 - гипермаркет, торговый центр, торговый комплекс, специализированный магазин, другие крупномасштабные магазины (табл. 1).
Таблица 1
Крупномасштабные магазины и их обязательные площади Large scale stores and their required areas
Указ Президента Республики Корея (от 10. 07. 1997 № 15430) Рынок (более 3 000 м2), гипермаркет (более 3 000 м2), универмаг (более 4 000 м2), торговый центр (более 6 000 м2), оптовый центр (более 3 000 м2)
Указ Президента Республики Корея (от 01. 10. 2009 № 21764) Гипермаркет (более 3 000 м2), специализированный магазин (более 3 000 м2), универмаг (более 3 000 м2), торговый центр (более 3 000 м2), торговый комплекс (более 3 000 м2), другие крупномасштабные магазины (более 3 000 м2)
Источник: составлено автором согласно [19], [20] Source: compiled by the author according to [19], [20]
По мере того, как регулирование внутренней торговли в стране (по распределительной промышленности) смягчалось, стали открываться крупномасштабные ритей-леры в регионе; соответственно возникла необходимость сохранения баланса между крупными торговыми предприятиями и мелкими, а также сохранения традиционного рынка. Поскольку число потребителей, использующих для покупки продуктов супермаркет, торговый центр, универмаг и т. д., увеличивалось, следовательно, сокращалось число потребителей, использующих традиционный рынок и т. д., а это приводило к уменьшению их продаж. Кроме того, предприятия открывали среднемасштабный магазин*, в соответствии с Указом президента [21], который должен был иметь площадь менее 3 000 м2, чтобы избежать регулирования, необходимого при открытии гипер-маркета, и это позволяло расширять торговую сеть. Так, например, предпринимательский супермаркет (например, ССМ), включающийся в категорию среднемасштабного магазина, тем не менее является ритейлером (непосредственный магазин, управляемый компанией, и франчайзинг), которым управляет крупное торговое предприятие. Поскольку магазинный вариант меньше по площади, чем гипермаркет, то, следовательно, для него легче выбрать местоположение, и это позволяет повысить его доступность из мест проживания. Противопоставление между гипермаркетом, среднемасштабным магазином - и традиционным рынком и традиционным мелким торговцем привело к социальным проблемам, в связи с чем была узаконена «зона сохранения традиционной коммерции» для сохранения торговли в регионе, и «Закон о распределении» внёс изменения, связанные с ограничениями в регистрации при открытии гипермаркета и среднемасштабного магазина. «Зона сохранения традиционной коммерции» предусматривала расположение традиционного рынка и традиционного торгового магазина в жилом районе не далее, чем 500 м, в соответствии с приказом органа местного самоуправления [17, п. 1. ч. 3. ст. 13], затем «зона сохранения традиционной коммерции» расширялась до 1 км [18, п. 1 ч. 3 ст. 13].
В 2012 г. было принято регулирование по ограничению рабочего времени и введению обязательного выходного дня в гипермаркетах и среднемасштабных магазинах. В соответствии с приказом органа местного самоуправления, в гипермар-кете и среднемасштабном магазине запрещено работать с 0 до 8 часов утра, также всем работникам предоставлялся обязательный выходной не менее одного дня и не более двух дней в месяц [16, п. 1-2 ч. 2. ст. 12]. Несмотря на противоположные мнения о режиме рабочего времени и обязательном выходном дне*, в 2013 г. было решено ограничить рабочее время крупных магазинов ещё на два часа, т. е. магази-
* Среднемасштабный магазин (в соответствии с указом Президента Республики Корея от 31. 12. 2010 № 22597) - супермаркет (размер магазинной площади, 165 м2 - 3 000 м2); Розничная торговля в других неспециализированных магазинах с преобладанием продуктов питания, напитков - размер магазинной площади менее чем 165 м2.
* В некоторых случаях обязательный выходной день для гипермаркета и ССМ может быть приурочен к законным праздничным дням или любым дням по соглашению заинтересованных сторон.
ны прекращали свою работу с 0 до 10 часов утра; а всем работникам предоставлялись два обязательных выходных дня ежемесячно [14, п. 1-2 ч. 2 ст. 12].
К необходимому условию регистрации при открытии гипермаркета и сред-немасштабного магазина было решено также в обязательном порядке прилагать «отчёт об оценке воздействия деловых районов» (далее - «отчёт»), а также «план регионального сотрудничества» (далее - «план») [[14, п. 1 ст. 8].]. Несмотря на то, что регулирование в этой сфере было усилено, тем не менее у мелких торговцев и работников традиционного рынка возникло некоторое недовольство, связанное с тем, что при регистрации открытия магазина органам местного самоуправления необходимо было заранее оценивать прилагаемые «отчёт» и «план», а также влияние на региональную экономику - в связи с открытием гипермаркета и среднемас-штабного магазина. С одной стороны, вызывал беспокойство тот факт, что проверка «отчёта» и «плана» была недостаточной и в большей степени происходила, как ритуал. С другой стороны, человек, который открывал магазин, сам оформлял «отчёт» и «план», поэтому трудно однозначно говорить о беспристрастной оценке «отчёта» и «плана». Соответственно, условия по взаимному сотрудничеству и активизации трудоустройства также включались в «отчёт» и «план», вследствие чего в «Закон о распределении» были внесены изменения: при проверке «отчёта» и «плана» необходимо проводить обязательные слушания мнений «Совета по совместному развитию распределительной промышленности» [15, п. 1 ч. 2 ст 8; п. 7 ст. 8] (табл. 2).
Таблица 2
Реформы регулирования торговли по «Закону о распределении» Regulatory reform of the "Distribution Law"
Регулирование Ключевое содержание Примерная дата и Законодательный номер
Регистрация Когда открывается крупномасштабный магазин, он должен регистрироваться мэром провинции. ст. 8 от 10 апреля 1997 г. № 5327
Примирительная комиссия по распределённому спору Устанавливать комиссии в каждых административно-территориальных образованиях (городах и поселениях) для разрешения споров между крупномасштабными магазинами и оптово-розничными торговцами и населением. ст. 36 от 30 июля 2003 г. № 6959
Ограничение регистрации Ограничивать регистрацию по крупномасштабному магазину и среднемасштабному магазину в зоне сохранения традиционной коммерции. ч. 2 ст. 8, ст. 13.3 от 24 ноября 2010 г. № 10398
Продолжение табл. 2
Расширение зоны сохранения традиционной коммерции «Зона сохранения традиционной коммерции» расширяется до 1 км ст. 13.3 от 30 июня 2011 г. № 10813
Ограничение по времени работы магазинов и введение обязательного выходного дня Запрещено работать с 0 до 8 час. утра в магазине, необходимо предоставлять работнику обязательный выходной, не менее одного дня и не более двух дней в месяц. ст. 12.2 от 17 января 2012 г. № 11175
Усиление ограничения по времени работы магазинов и обязательным выходным дням Запрещено работать с 0 до 10 час. утра в магазине, необходимо предоставлять работнику два обязательных выходных дня ежемесячно. ч. 2-3 ст. 12 от 23 января 2013 г. № 11626
Усиление регулирования по новому открытию крупномасштабного магазина и т. д. Необходимо прилагать «отчёт», «план» при открытии крупномасштабного магазина и среднемасштабного магазина в зоне сохранения традиционной коммерции. Необходимо предоставить «план» за 30 дней до начала работы - для открытия крупномасштабного магазина и т. д. ст. 8, ст. 8.2 от 23 января 2013 г. № 11626
Регулирование по расширению постоянной площади магазина В случае, если постепенно расширять площадь магазина менее, чем на 10%, магазин не подпадает под регистрацию в качестве объекта изменений, что может стать способом уклонения от регулирования и злоупотребления - как обходной путь при открытии магазина. В связи с этим чётко регламентируется критерий расширения магазина, являющийся объектом регистрации изменений, на основе расширения магазина с момента его основания или регистрации изменений. ч. 3 ст. 8 от 18 марта 2014 г. № 12443
Продление продолжительности регулирования Продлить на 5 лет продолжительность регулирования об определении и регистрации среднемасштабного магазина, нормы зоны сохранения традиционной коммерции (до 23 ноября 2020 г.) ст. 48.2 от 20 ноября 2015 г. № 13510
Окончание табл. 2
Регулирование Ключевое содержание Примерная дата и Законодательный номер
Усиление «отчёта» и «плана» • В «план» должны включаться активность региональных занятий, взаимное сотрудничество между средне-малыми распределёнными предприятиями в регионе. В случае, если определяется недостаточная результативность, также можно рекомендовать усовершенствование. • Необходимо предоставить «план» за 60 дней до начала работы - для открытия крупномасштабного магазина; за 30 дней до начала работы - для открытия среднемасштабного магазина. • В случае, если часть территории магазина, который планирует регистрацию открытия и изменения, находится на близком расстоянии от соседнего района, возможно потребовать отзыв от соседнего местного органа самоуправления. • В случае, если нужно проверить «отчёт» и «план», выслушать отзыв распределительной комиссии по взаимному развитию, если будет такая необходимость, возможно поручить это специальному органу для более детального обследования. ч. 1-2 ст. 8.2, ст. 8.3, ч. 5-6 ст. 8, ч. 7 ст. 8 от 6 января 2016 г. № 13739
Продление продолжительности регулирования Продлить на 5 лет продолжительность регулирования об определении и регистрации среднемасштабного магазина, нормы зоны сохранения традиционной коммерции (до 23 ноября 2025 г.) ст. 48.2 от 20 октября 2020 г. № 17534
Источник: составлено автором согласно «Закону о распределении» [13] Source: compiled by the author according to the "Distribution Law" [13]
Вопросы регулирования торговли,
решаемые с помощью «Закона о распределении»
С момента введения действующего закона регулирование развития распределённой промышленности смягчалось. Однако, в связи с изменением распределенного рынка, регулирование постоянно усиливалось для защиты традиционного
рынка и микропредприятия. Казалось, сложно было бы ожидать взаимного сотрудничества и развития в сфере внутренней торговли, только основываясь на распределённом регулировании, которое имеет особенности экономического регулирования как ограничение по регистрации и рабочему времени, так и по введению обязательного выходного дня и т. д. [24, с. 9-10]. Раскроем подробнее, как «Закон о распределении» помогает решать вопросы регулирования торговли, её совершенствования, и какие при этом могут возникать проблемы.
1. Влияние «Закона о распределении» на внутреннюю торговлю
Отметим, что «Закон о распределении» имеет двухмерную структуру. Несмотря на то, что государство защищает традиционный рынок и микропредприятие посредством регулирования крупно-среднемасштабного магазина, однако два объекта не имеют взаимозаменяемости друг с другом [24, с. 28]. Во-первых, имеется разное обращение с товарами в крупномасштабном магазине - и в традиционном рынке. Например, в случае универмага необходимо привлекать внимание клиентов посредством стратегии повышения качества - как открытие бренда шедеврами, так и продажа продовольственных товаров, которые импортировались из-за границы. Соответственно тенденция продажи товаров потребителям отличалась в крупномасштабном магазине - и традиционном рынке и т. д. Во-вторых, в настоящее время крупномасштабный магазин играет не только роль «гипермаркета», но и комплексного культурного места, открытие крупномасштабного магазина связывается с культурным уровнем и благосостоянием потребителя. Ослабление конкурентоспособности между распределёнными предприятиями в связи с регулированием открытия гипермаркета также может влиять на повышение цены для потребителя, а это порой негативно влияет на благосостояние потребителя [1; 2]. То есть, регулирование по крупномасштабному магазину не всегда может достигать своей цели из-за разнообразия потребительской тенденции, регулирование иногда может отрицательно влиять на благосостояние потребителя.
2. Граница зоны сохранения традиционной коммерции и влияние открытия крупномасштабного магазина
В соответствии с действующим законом, «Зона сохранения традиционной коммерции» расширилась до 1 км. Однако открытие супер-крупномасштабного магазина, такого как мультиторговый центр, влияет на радиус коммерческой территории до 7-10 км [23, с. 42]. Отмечается, что это может также влиять на соседний район (кроме района, в котором крупномасштабный магазин находится). Микропредприятие также существует на общей зоне, которая не включалась в зону сохранения традиционной коммерции. Таким образом, можно заметить, что традиционный рынок и микропредприятие могут быть защищены на основе действующего закона, даже если установится зона сохранения традиционной коммерции и открытие крупномасштабного магазина будет регулироваться в зоне сохранения.
3. Значимость «отчёта» и «плана»
Предоставление «отчёта». В случае, если убыток потерпели существующие микропредприятия из-за появления крупномасштабного магазина, то порой невозможно восстановить их в первоначальном виде. Если же попытаться компенсировать их убытки, то могут потребоваться огромные общественные расходы и время. По этой причине важно заранее прилагать усилия для предупреждения подобного рода проблем (и для эффективного их решения) посредством предоставления отчёта [25, с. 36]. Как показано в приведённой выше табл. 2, «отчёт» предоставляется местному органу самоуправления на момент до начала работы, после того, как строительство магазина уже завершится. Порой оказывается, что местный орган самоуправления пассивно контролирует ограничение по открытию магазина в связи с тем, что несколько миллиардов вон уже инвестировалось в строительство крупномасштабного магазина и уже завершалось строительство.
Реализация «плана». «План» является общественной ответственностью по причине того, что открытие крупномасштабного магазина оказывает влияние на региональную экономику, поэтому обязательным пунктом является реализация составленного ранее «плана» в полном масштабе. В соответствии с ч. 1-2 ст. 8.2 «Закона о распределении», необходимо проверить реализацию «плана» и, если результаты окажутся недостаточными, можно дать рекомендации для его усовершенствования. Однако эти рекомендации на практике зачастую являются «условными» и носят необязательный характер. Нам представляется, что такие важные вопросы требуют не «условных», а тщательно выполняемых рекомендаций.
4. Изменения в обществе и «слепая зона» в регулировании
По мере постепенного увеличения работников женского пола, роста числа семей, где работают оба супруга, семей, состоящих из одного-двух человек, растёт желание потребителей приобретать товары без ограничения времени. После 1990-х гг. в зарубежных странах уделялось внимание таким спросам и удобствам потребителя, поэтому редактирование закона в Республике Корея постепенно поворачивалось в сторону смягчения и отмены ограничения по времени работы [3, 6]. Однако в настоящее время спрос потребителя и общественное мнение не отражаются на корейском «Законе о распределении».
«Слепая зона» в регулировании тоже возникла в связи с тем, что разнообразность распределённого рынка не отражалась на регулировании. Новые розничные магазины, не крупномасштабный и среднемасштабный магазин, наблюдались в «слепой зоне», по мере регулирования магазинов они влияли на традиционный рынок и т. д. Основной пример - «продовольственные маркеты» и «поставленные магазины товаров». Несмотря на то, что частное лицо управляет «поставленным магазином товаров», оно получает поставки товаров от среднемасштабного магазина и продаёт их. В «Законе о распределении» нет определения «поставленного магазина товаров», и такой
магазин не включается в среднемасштабный магазин, по этой причине он исключён из регулирования. В случае «продовольственного маркета», он не подпадает под определение крупномасштабного магазина и среднемасштабного магазина на основе «Закона о распределении», поэтому он тоже исключён из регулирования.
Заключение
В статье были проанализированы изменения по регулированию внутренней торговли Республики Корея, особое внимание было уделено «Закону о распределении». Такой закон, регулирующий торговлю, необходимо было принять для решения трудностей, которые возникают по разным причинам и имеют различные обстоятельства, как, например, противоречия между магазинами в процессе развития торговли, необходимость защиты традиционных рынков и микропредприятий, изменение потребительских тенденций, а также «слепая зона» в регулировании. Иными словами, всегда существует объективная потребность анализировать возникающие сложные ситуации и новые тенденции, которые регулярно появляются в сфере внутренней торговли. В будущем реформа регулирования внутренней торговли Республики Корея должна осуществляться планомерно и продолжительно для поступательного развития и взаимовыгодного равновесия среди всех участников торговли, а также должна учитывать интересы самых разнообразных субъектов внутренней торговли и изменения структуры внутренней торговли.
Список источников
1. Schivardi F. Viviani. E. Entry barriers in retail trade // The Economic Journal. 2010. Vol. 121 (551). P. 145-170.
2. Griffith R., Harmgart H. Supermarkets competition in England and planning regulation // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 2012. Vol. 22 (1). P. 1-25.
3. The economic costs and benefits of easing sunday shopping restrictions on large stores in england and wales / B. Williamson, J. Hargreaves, J. Bond, H. Lay // Report for the Department of Trade and Industry. UK, 2006. URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-economic-costs-and-benefits-of-easing-sunday-shopping-restrictions-on-large-stores-in-england-and-wales.
f^A URL: https://www.opm.go.kr/flexer/view.do?
ftype=hwp&attachNo=96420. Канцелярия государственного секретаря Государственного координационного бюро. Пресс-релиз. В этом году мы сделаем все, что в наших силах, для инноваций в экономике, улучшения условий жизни людей и улучшения общественных отношений.
5. З^Щ, М^, ^m. Ш W
2011, p. 1-154. Kim Suk-Kyung, Kim Chun-Kon, Kim Ki-Hwan. Structural change analysis and policy suggestions for strengthening competitiveness of Korean retail industry // Korea Institute for Industrial Economics & Trade. [S. l.], 2011. 154 p.
6. ^S. OECD
Щ 12^ Щ2^, 2003, 107-135. Noh Jeon-Pyo. Regulations in the Distribution Sector of OECD // Korea Society for Regulatory Studies. Research of Regulation. 2003. Vol. 12 (2). P. 107-135.
7. Щ2483^. 1973^ 21 6^ Щ^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=2172&anc Yd=19730206&ancNo=02483&efYd=19730507&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrCls Cd=010202&ancYnChk=0#0000. Закон об оптовом рынке продуктов земледелия и рыболовства от 06.02.1973 № 2483.
8. ^ Ш W Щ2962^. 1976^ 121 3Ш Щ^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?! siSeq=2045&ancYd=19761231&ancNo=02962&efYd=19770701&nwJoYnInfo=N&efG ubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. Закон о стабилизации распределения и стоимости продуктов земледелия и рыболовства от 31.12.1976 № 2962.
9. Щ3896^. 1986^ 121 3Ш // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=5138&ancYd=19861231&anc No=03896&efY d=19870701&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0#0000. Закон о продвижении оптовой и розничной торговли от 31.12.1986 № 3896.
10. Щ 14718Î. 1995^ 71 6^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=16804&ancYd=19 950706&ancNo=14718&efYd=19950706&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010 202&ancYnChk=0#0000. Указ Президента Республики Корея: Закон о продвижении оптовой и розничной торговли от 06.07.1995 № 14718.
11. Щ704^. 1961^ 81 3Ш Щ^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=957&ancYd=19610831&ancNo=00704 &efYd=19610831&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#00 00. Закон о рынке от 31.08.1961 № 704.
12. Щ3244^. 1980^ 11 4^ Щ^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=3003&ancYd= 19800104&ancNo=03244&efYd=19800104&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. Закон об ускорении модернизации распределительной промышленности от 04.01.1980 № 3244.
13. Щ5327^. 1997^ 41 10S Щ^ // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=5146&ancYd=199 70410&ancNo=05327&efYd=19970701&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0102 02&ancYnChk=0#0000. Закон о развитии распределительной промышленности от 10.04.1997 № 5327.
14. Щ 11626Î. 2013^ 11 23 s // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=131903&ancYd=20130123&anc No=11626&efYd=20130424&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0#0000. Закон о распределении от 23.01.2013 № 11626
15. Щ13739Î. 2016^ 11 6S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=179082&ancYd=20160106&anc No=13739&efYd=20160106&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0. Закон о распределении от 06.01.2016 № 13739.
16. Щ 11175Î. 2012^ 11 17S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=121986&ancYd=20120117&anc No=11175&efYd=20120117&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0#0000. Закон о распределении от 17. 01. 2012 № 11175.
17. Щ 10398Î. 2010^ 111 24 S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=109002&ancYd=20101124&anc No=10398&efYd=20101124&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0#0000. Закон о распределении от 24.11.2010 № 10398.
18. Щ 10813Î. 2011^ 61 30S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=114446&ancYd=20110630&anc No=10813 &efY d=20110630&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYn Chk=0#0000. Закон о распределении от 30.06.2011 № 10813.
19. Щ15430Î. 1997^ 71 10S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=23963&ancYd= 19970710&ancNo=15430&efYd=19970710&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. Указ Президента Республики Корея: Закон о распределении от 10.07.1997 № 15430.
20. Щ21764^. 2009^ 101 1S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=96590&ancYd= 20091001&ancNo=21764&efYd=20091002&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. Указ Президента Республики Корея: Закон о распределении от 01.10.2009 № 21764.
21. Щ22597^. 2010^ 121 31S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=109694&ancYd= 20101231&ancNo=22597&efYd=20101231&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0
10202&ancYnChk=0#0000. Указ Президента Республики Корея: Закон о распределении от 31.12.2010 № 22597.
22. Щ5090^. 1995^ 121 29S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsSc.do?section=&menuId =1&subMenuId=17&tabMenuId=93&eventGubun=060101&query=%EC%9C%A0%ED %86%B5%EC%82%B0%EC%97%85%ED%95%A9%EB%A6%AC%ED%99%94%EC %B4%89%EC%A7%84%EB%B2%95#undefined. Закон о продвижении рационализации по распределительной промышленности от 29.12.1995 № 5090.
23. Ш ^ // ^^^ Щ5€ 2018. P. 35-62. Yun Seong-Un. Resent proposal for revisions and issues of the
distribution industry development act // Korea Distribution Law Association. Research of Law Distribution . 2018. Vol. 5 (1). P. 35-62.
24. ^^адад ^адж^н w ^ //
2i. 2017. P. 9-37. Lim Jung-Ha. A review on restriction on large scale stores under the distribution development act - focused on proposals for revision of distribution industry development act // Korea Distribution Law Association. Research of Law Distribution. 2017. Vol. 4 (2). P. 9-37.
25. W
Щ^. 2017. P. 1-62. Korea Federation of SMEs. SMEs's proposal for revisions of the law of distribution industry development // Korea Federation of SMEs. [S. l.], 2017. P. 1-62.
26. Щ207^. 1951^ 61 22 s // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/lsSc.do?menuId=1&subMenuId= 17&tabMenuId=93&query=%EC%A4%91%EC%95%99%EB%8F%84%EB%A7%A4% EC%8B%9C%EC%9E%A5%EB%B2%95#undefined. Закон о центральном оптовом рынке от 22.06.1951 № 207.
27. Щ5368^. 1997^ 81 22S // Korean Law Information Center. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=3405&ancYd= 19970822&ancNo=05368&efYd=19980301&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. Рамочный Закон об административном регулировании от 22.08.1997 № 5368.
Сведения об авторе
Ынми Ким - аспирантка Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.
References
1. Schivardi F. Viviani. E. Entry barriers in retail trade. The Economic Journal, 2010, vol. 121 (551), pp. 145-170.
2. Griffith R., Harmgart H. Supermarkets competition in England and planning regulation. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 2012, vol. 22 (1), pp. 1-25.
3. Williamson B., Hargreaves J., Bond J., Lay H. The economic costs and benefits of easing sunday shopping restrictions on large stores in england and wales. Report for the Department of Trade and Industry. UK, 2006. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/the-economic-costs-and-benefits-of-easing-sunday-shopping-restrictions-on-large-stores-in-england-and-wales.
4. Office of the Secretary of State of the State Coordination Office. Press release. This year, we will do everything in our power to innovate the economy, innovate the people's livelihood, and innovate the public affairs. URL: https://www.opm.go.kr/flexer/vie w.do?ftype=hwp&attachNo=96420. (In Korean).
5. Kim Suk-Kyung, Kim Chun-Kon, Kim Ki-Hwan. Structural change analysis and policy suggestions for strengthening competitiveness of Korean retail industry. Korea Institute for Industrial Economics & Trade. [S. l.], 2011. 154 p. (In Korean).
6. Noh Jeon-Pyo. Regulations in the Distribution Sector of OECD. Korea Society for Regulatory Studies. Research of Regulation, 2003, vol. 12 (2), pp. 107-135. (In Korean).
7. Law on the Wholesale Market of Agricultural and Fishing Products dated 06.02.1973 No. 2483. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=2172&anc Yd=19730206&ancNo=02483&efYd=19730507&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrCls Cd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
8. Law on Stabilization of Distribution and Value of Agricultural and Fishing Products dated 31.12.1976 No. 2962. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiS eq=2045&ancYd=19761231&ancNo=02962&efYd= 19770701 &nwJoYnInfo=N&efGub un=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
9. Law on Promotion of Wholesale and Retail Trade dated 31.12.1986 No. 3896. URL: https://www.law.go. kr/lsInfoP. do?lsiSeq=5138&ancYd=19861231 &ancNo=0389 6&efYd=19870701 &nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#00 00 (In Korean).
10. Decree of the President of the Republic of Korea: Law on Promotion of Wholesale and Retail Trade dated 06.07.1995 No. 14718. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP. do?lsiSeq=16804&ancYd=19950706&ancNo=14718&efYd=19950706&nwJoYnInfo=N &efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
11. Law on the Market dated 31.08.1961 No. 704. URL: https://www.law.go. kr/lsInfoP.do?lsiSeq=957&ancYd=19610831&ancNo=00704&efYd=19610831&nwJoYn Info=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
12. Law on accelerating the modernization of the distribution industry dated 04.01.1980 No. 3244. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=3003&ancYd=198 00104&ancNo=03244&efYd=19800104&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0102 02&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
13. Law on the Development of the distribution industry dated 10.04.1997 No. 5327. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=5146&ancYd=19970410& ancNo=05327&efYd=19970701&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202& ancYnChk=0#0000. (In Korean).
14. Law on Distribution dated 23.01.2013 No. 11626. URL: https://www.law. go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=131903&ancYd=20130123&ancNo=11626&efYd=20130424&n wJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
15. Law on Distribution dated 06.01.2016 No. 13739. URL: https://www. law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=179082&ancYd=20160106&ancNo=13739&efYd=2016010 6&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0. (In Korean).
16. Law on Distribution from 17.01.2012 № 11175. URL: https://www.law.go. kr/lsInfoP.do?lsiSeq=121986&ancYd=20120117&ancNo=11175&efYd=20120117&nwJ oYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
17. Law on the distribution of 24.11.2010 No. 10398. URL: https://www.law. go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=109002&ancYd=20101124&ancNo=10398&efYd=20101124&n wJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
18. Law on Distribution dated 30.06.2011 No. 10813. URL: https://www.law. go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=114446&ancYd=20110630&ancNo=10813&efYd=20110630&n wJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
19. Decree of the President of the Republic of Korea: Law on Distribution dated 10.07.1997 No. 15430. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=23963&ancYd= 19970710&ancNo=15430&efYd=19970710&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
20. Decree of the President of the Republic of Korea: Law on Distribution dated
01.10.2009 No. 21764. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=96590&ancYd= 20091001 &ancNo=21764&efYd=20091002&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
21. Decree of the President of the Republic of Korea: Law on Distribution dated
31.12.2010 No. 22597. URL: https://www.law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=109694&ancYd= 20101231&ancNo=22597&efYd=20101231&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=0 10202&ancYnChk=0#0000. (In Korean).
22. Law on Promotion of Rationalization in the Distribution Industry dated 29.12.1995 No. 5090. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsSc.do?section=&menuId= 1&subMenuId=17&tabMenuId=93&eventGubun=060101&query=%EC%9C%A0%ED
%o86%oB5%oEC%o82%oB0%oEC%o97%o85%oED%o95%oA9%oEB%oA6%oAC%oED%o99%o94%oEC %B4%89%EC%A7%84%EB%B2%95#undefined. (In Korean).
23. Yun Seong-Un. Resent proposal for revisions and issues of the distribution industry development act. Korea Distribution Law Association. Research of Law Distribution, 2018, vol. 5 (1), pp. 35-62. (In Korean).
24. Lim Jung-Ha. A review on restriction on large scale stores under the distribution development act - focused on proposals for revision of distribution industry development act. Korea Distribution Law Association. Research of Law Distribution, 2017, vol. 4 (2), pp. 9-37. (In Korean).
25. Korea Federation of SMEs. SMEs's proposal for revisions of the law of distribution industry development. Korea Federation of SMEs. [S. l.], 2017, pp. 1-62. (In Korean).
26. The Law on the Central Wholesale Market from 22. 06. 1951 № 207. URL: https://www.law.go.kr/lsSc.do?menuId=1&subMenuId=17&tabMenuId=93&query=%E C%A4%91%EC%95%99%EB%8F%84%EB%A7%A4%EC%8B%9C%EC%9E%A5%E B%B2%95#undefined. (In Korean).
27. Framework Law on Administrative Regulation dated 08.22.1997 No. 5368. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=3405&ancYd=19970822&ancNo= 05368&efYd=19980301&nwJoYnInfo=N&efGubun=Y&chrClsCd=010202&ancYnChk =0#0000. (In Korean).
Information about the author
Eunmi Kim - is a postgraduate student at the School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.