УДК 004 : 340 ББК 32.973
Алексеева Марина Владимировна Alekseeva Marina Vladimirovna
заведующий кафедрой теории и истории государства и права Донского государственного технического университета, доцент кафедры конституционного и международного права Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат юридических наук, доцент.
The Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Don State Technical University, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law of Rostov Branch of the Russian Custom Academy, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Рыбак Светлана Викторовна Ribak Svetlana Victorovna
заведующий кафедрой гражданского права Донского государственного технического университета кандидат юридических наук, доцент.
The Head of the Department of Civil Law of the Don State Technical University, Associate Professor. E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЗНАНИЙ
Actual questions of the legal regulation of separate directions of knowledge
informative space
В статье раскрываются наиболее актуальные аспекты правового регулирования информационного пространства знаний, которое выступает основой в процессе создания для граждан общедоступной системы взаимосвязанных знаний и представлений. Отмечается, что в рамках стратегического развития информационного общества в Российской Федерации особое внимание со стороны государства уделяется информационно-компьютерной (цифровой) грамотности населения и его электронной культуре. По мнению авторов, в процессе реализации своих конституционных прав на свободу информации и образование человек не только ориентируется на саморазвитие и самообучение, что является неотъемлемым условием формирования информационного общества, но и получает посредством использования современных информационных ресурсов оперативный доступ к целому ряду услуг, оказываемых в том числе и государством.
Ключевые слова: информационное общество, права граждан, общедоступная система знаний, информационное пространство знаний, цифровая грамотность, электронная культура.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 (далее - Стратегия развития информационно-
го most actual aspects of the legal adjusting of knowledge informative space, that becomes basis in the process of creation for the citizens of the public system of associate knowledge and associations, are opened up in this article. Authors remark that within the framework of strategic development of informative society in Russian Federation the special attention from the side of the state is spared to informatively-computer (digital) literacy of population and its e-culture. In the process of realization of the constitutional rights on freedom of information and education, a person is not only oriented on self-development and self-training, that is the inalienable condition of forming of informative society, but also gets by means of the use of modern informative resources operative access to a number of the services rendered by the state.
Keywords: informative society, rights for citizens, common system of knowledge, informative space of knowledge, digital literacy, e-culture.
го общества, Стратегия) формирование информационного пространства знаний должно осуществляться в том числе путем создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений [1].
Согласно цели Стратегии (создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний) и стратегических национальных приоритетов при развитии информационного общества выделенное направление осуществления формирования информационного пространства знаний связано с созданием условий для совершенствования механизмов распространения знаний и применения их на практике в интересах личности, общества и государства.
Предметом правоотношений в рамках его реализации (с учетом главных элементов структуры информационного пространства знаний) являются информационные ресурсы и средства информационного взаимодействия, а конкретно (с учетом системы ценностей и целей заявленного для формирования общества знаний) - «знания и другие культурные блага» и «культурные сети» [2, с. 2-13].
Определение понятия «знания» как информационного объекта в российском законодательстве отсутствует. В то же время характеристика знаний как объекта правовых отношений широко представлена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3], а в законодательстве об образовании присутствуют определения понятий отдельных видов знания. Все это позволяет указать на то, что знания как предмет правоотношений «... представляют собой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности), научными. На основе знаний вырабатываются умения, навыки и компетентность...» [4].
Однако, оценивая знания как информационный ресурс информационного пространства, важно иметь в виду, что в данном случае речь идет о радикальном изменении возможности их получения, хранения, переработки и трансляции за счет «беспрецедентного увеличения количества информации и ускорения ее циркуляции» в обществе знаний как в информационном обществе «сетевого» («электронно-цифрового») характера. Как информационный объект эти знания не просто один из ресурсов социального развития общества, а решающий ресурс его становления на глобальном уровне, в том числе на основе индивиду-
альной способности к действию его членов, их отношений творчества, постоянной потребности в новых знаниях.
Прямого правового регулирования по данному вопросу в российском законодательстве пока нет. Однако его цели и задачи имеют толкование в концептуально-стратегических документах, связанных с развитием информационного общества, закреплены в нормативных документах, определяющих правовые основы развития экономики знаний и цифровой экономики, роль культуры в общем процессе модернизации России. Пониманию вопроса во многом способствуют многочисленные государственные образовательные стандарты и отдельные документы по стандартизации, устанавливающие качественные характеристики глагольной формы его содержания.
В рамках создания условий для формирования общества знаний проблема состоит в том, что сетевой (электронно-цифровой) характер данного общества значительно обедняет восприятие в нем традиционных культурных ценностей и культурных благ. С учетом безграничного количества информации, циркулирующей в сети Интернет, более востребованными оказываются информационно-компьютерная (цифровая) грамотность и электронная культура.
Понятие «культурные сети» определения в российском законодательстве также не имеет. Его некоторая тождественность легальному понятию «информационная сеть» («совокупность информационных систем, взаимодействующих друг с другом по каналам связи» [5]) является неполной, так как наряду с виртуальными сетями понятие «культурные сети» охватывает и информационные сети «живого» общения.
В науке понятие «культурные сети» иногда используется с учетом понятия «креатосфера» [6], которое имеет положительные оценки как инновационная категория («мир (сфера) культуры и со-творчества»), но отрицательные в отношении противопоставления развития его содержания задачам освоения нового технического уклада, и поэтому как правовая дефиниция в полной мере пока не оформлено.
Тождественность понятия «общедоступные (и бесплатные) сети знаний и других культурных благ» используемому в Стратегии развития информационного общества понятию «общедоступная система взаимоувязанных знаний и представлений» требует прояснения
предметной сущности и специфики функционально-целевого характера каждого из указанных понятий, в том числе с учетом того, что областью деятельности при этом являются информационная культура и ее новый вид -электронная культура, с развитием которой культурные блага как основной ресурс формирования «общества знаний» становятся «неограниченными и непотребляемыми».
Так, например, в том и другом терминах значение слова «общедоступный» (-ая) одинаковое, а слов «сеть» и «система» разное. С учетом характера общества знаний термины «сети знаний» и «система взаимоувязанных знаний» обозначают понятия информационно-телекоммуникационных сетей и информационной системы. Однако определения указанных понятий в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» разные.
Ситуацию родства содержания рассматриваемых понятий несколько «выравнивают» прилагательные «общедоступные» (-ая) в обозначающих их терминах, однако в действующем законодательстве Российской Федерации понятие «общедоступная информационная сеть» не используется, а лишь говорится об «общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет».
Принципиальное значение для правового обеспечения создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений как направления формирования информационного пространства знаний имеет понимание того, что новым типом общения для этого, дающим «возможность свободного выхода и доступа личности к информационному бытию на всех уровнях.» и формирующим в результате этого «новый тип мышления, ярко проявляющийся в ориентации личности на саморазвитие и самообучение», являются информационная и электронная культуры.
Информационная культура, несмотря на имеющиеся сложности в выработке единого методологического подхода к определению его понятия, в большей степени рассматривается в науке как грань общей культуры, связанная с социальной природой человека, отражающая его грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, являющаяся продуктом его творчества в информационном поведении и социально-информационной активности [7, с. 1].
В то же время, например, можно отметить, что системные меры по формированию информационно-компьютерной грамотности населения (несмотря на ее невысокий уровень) в российском законодательстве стали предприниматься недавно, причем позже появления «электронной культуры», а затем параллельно мерам по ее развитию и их практическому претворению.
В частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающая для достижения качественных результатов в культурной политике России, в том числе перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных, кино-, фото-, видео-и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет, была утверждена в 2008 году, а Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года, предусматривающая в числе основных направлений реализации повышение грамотности населения в области информационных технологий, лишь в 2013 году.
Основы государственной культурной политики (2014 год) содержат легальное определение понятия «информационная грамотность», а в числе задач в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, предусматривают, в том числе формирование информационной грамотности граждан, а также единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности [8].
Выполнение аналогичных задач предполагает Стратегия государственной культурной политики до 2030 года (2016 год). При этом, констатируя невысокий уровень информационной грамотности населения Российской Федерации, Стратегия предполагает ее формирование, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет [9].
В Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года
наряду с термином «компьютерная грамотность» используется термин «грамотность населения в области информационных технологий», обосновываются и определяются задачи по их повышению [10].
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (2015 год) в целях повышения качества жизни сельского населения ставится задача по «обучению жителей всех сельских поселений компьютерной грамотности и пользованию полезными интернет-ресурсами» [11].
В Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (2016 год) отмечается «насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг» и на этой основе «компьютерная грамотность» рассматривается как «вид функциональной грамотности» [12].
Компьютерная грамотность включает пользовательские и специальные технические навыки в области компьютеров, информационная грамотность - умение формулировать и реализовывать информационную потребность. С учетом условий развития информационного общества в качестве рамочного понятия, объединяющего указанные группы навыков и умений, все более широко используется понятие «цифровая грамотность».
На повышение цифровой грамотности граждан в рамках программно-целевого планирования и управления направлены, например, государственные программы «Информационное общество (2011-2020) (2014 год), «Социальная поддержка граждан» (2014 год), «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017 год) и другие.
Отдельно следует указать на то, что в документах стратегического планирования государственной культурной политики и законодательстве Российской Федерации обозначен механизм распространения знаний в информационном пространстве в условиях развития информационного общества: используется понятие единого российского электронного (информационного) пространства знаний; обозначена его основа - оцифрованные книжные, архивные, музейные фонды; названы отдельные виды электронного объединения данных
фондов: Национальная электронная библиотека (НЭБ) и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности.
В частности, проект Национальной электронной библиотеки (НЭБ), обеспечивающий создание единого российского электронного пространства знаний, реализуется Минкульту-ры России с 2004 года. Первоначально - в форме сайта, который предоставлял доступ к электронным ресурсам ряда ведущих российских библиотек, затем путем создания федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека».
Понятие и правовой статус Национальной электронной библиотеки установлены новой статьей 18.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Межведомственным советом предпринимаются меры по ее развитию. Продолжение реализации указанного положения нашло отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 № 169 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки» [13].
Системное создание и функционирование подобных электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования, науки и культуры предусматривает государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №9 313. Получившее развитие в связи с этим новое направление в информационной культуре называется электронной культурой.
Электронная культура - виртуальное выражение традиционных (материальной и духовной) форм культуры, совокупность результатов творчества и коммуникации людей на основе применения технологий, направленных на развитие информационного общества. В то же время переход из реальной сферы взаимодействия в виртуальную, на наш взгляд, ослабляет межличностную коммуникацию, нравственные и этические нормы, традиционные формы жизни, отражает необходимость изменения традиционных стереотипов существующей системы знаний и представлений.
Решению этой проблемы во многом способствует изучение процессов устройства и функ-
ционирования человеческих знаний (познания) в современной информационной среде. Суть применяемых при этом когнитивных технологий состоит в том, что, с одной стороны, это информационные технологии, специально ориентированные на развитие воображения и ассоциативного мышления человека, его интеллектуальных способностей, с другой стороны, это программные и аппаратные средства, которые имитируют работу человеческого мозга.
Анализ показывает, что в правовом регулировании решения проблемы большее внимание уделяется ее технологической стороне и меньшее - социально-гуманитарной сфере, хотя в соответствии с Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899 когнитивные технологии, как информационные, входят в Перечень критических технологий Российской Федерации [14].
В частности, Стратегия развития информационного общества, определяя пути формирования информационного пространства знаний, обращает внимание лишь на внедрение когнитивных технологий в управление производственными процессами. В принятой в целях реализации Стратегии программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017 год) обращается внимание лишь на обеспечение информационного взаимодействия посредством машинных и когнитивных интерфейсов на всех уровнях информационного пространства.
При этом следует отметить, что в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года отмечается, что «в стареющем обществе неуклонно растет медико-социальная значимость проблемы когнитивных расстройств», в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017 год) указывается на «ослабление когнитивных способностей молодого поколения» [15] и так далее.
По большому счету организационно-правовую основу решения проблемы обеспечивают лишь образовательные стандарты и методические рекомендации по вопросам когнитивных образовательных технологий. Но этого явно недостаточно, поскольку указанные документы охватывают не все когнитивные пространства и их когнитивную базу в рамках того или иного национально-лингво-культур-ного сообщества [16, с. 128-131].
Между тем данное обстоятельство значимо для определения системы взаимоувязанных
знаний и представлений направлением осуществления формирования информационного пространства знаний, поскольку данная система основана на знаниях, получаемых на основе информации, обладающей параметрами комплексного качества, а для когнитивной совокупности знаний и представлений необходимым условием системности первых также являются «объективность» и «адекватность». Кроме того, качественной характеристикой когнитивной совокупности знаний и представлений является их «истинность». Представления, несмотря на свою субъективность, также тяготеют к информации, обладающей параметрами комплексного качества, а социальное представление рассматривается как знание «здравого смысла».
Таким образом, в целом можно отметить, что в подходах к правовому регулированию создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений как направления формирования информационного пространства знаний выделяются два уровня.
1 -й уровень - это концептуальное определение данной системы, состава ее основных элементов и механизма функционирования.
2-й уровень - это принципы (направления) правового регулирования отношений, связанных с созданием системы, нормативные основы ее организации и функционирования.
В большинстве концептуально-стратегических документов рассматриваемой сферы правового регулирования характеристика общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений как направления формирования информационного пространства знаний и модель действий по ее формированию рассматриваются с учетом особенностей иных элементов в составе регулируемых правоотношений.
Механизм распространения знаний в информационном пространстве в условиях развития информационного общества обозначен как в документах стратегического планирования государственной культурной политики, так и в законодательстве Российской Федерации.
Однако актуальной все еще остается проблема многих правовых терминов и дефиниций, имеющих отношение к сфере правового регулирования отношений, связанных с созданием системы и организацией ее функционирования. В достаточной степени в Российской Федерации пока не развиты и не систематизированы законодательные основы создания для
граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений как направления формирования информационного пространства. Развитие и конкретизация указанных законодательных основ в подзаконных
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http:// www.pravo.gov.ru.
2. Бузгалин А. В. Общедоступные сети знаний (культурных благ) // Альтернативы. 2002. № 1. URL: https://istina.msu.ru/publications/ar-ticle/6531305.
нормативных актах также имеет свои недостатки, на которые в самое ближайшее время предстоит обратить внимание отечественным правотворцам.
Bibliography
1. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 № 203 «On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Buzgalin A. V. Publicly accessible knowledge networks (cultural goods) // Alternatives. 2002. № 1. URL: https://istina.msu.ru/publica-tions/article/6531305.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 3. Federal law of29.12.2012 № 273-FL(ed from № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) Об образова- 03.08.2018) «On education in the Russian Federa-нии в Российской Федерации. URL: http:// tion». URL: http://www. pravo.gov.ru.
www.pravo.gov.ru. 4. Model educational code for the member
4. Модельный образовательный кодекс для States of the Commonwealth of Independent States государств-участников Содружества Независи- (general part) (adopted in St. Petersburg on мых Государств (общая часть) (принят в г. Санкт- 16.11.2006 by Resolution 27-12 at the 27th ple-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на nary session of the inter-parliamentary Assembly 27-ом пленарном заседании Межпарламентской of the CIS member States). URL: http:// Ассамблеи государств-участников СНГ). URL: cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc= http://cis.minsk.by/reestr/ru/#reestr/view/text?doc= 5921.
5921. 5. Buzgalin A.V. Theory of socio-economic
5. Бузгалин А. В. Теория социально-эконо- transformations: past, present and future of «real мических трансформаций: прошлое, настоя- socialism» economies in the global post-industri-щее и будущее экономик «реального социализ- al world: monograph. Moscow, 2003.
ма» в глобальном постиндустриальном мире: 6. Sorokin D. E. Createsphere and/or industrial-
монография. М., 2003. ization: discussing is not about terms but about the
6. Сорокин Д. Е. Креатосфера и/или инду- content of // Sociological studies. 2014. № 11 (367). стриализация: дискутирование не о терминах, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 227 а о содержании // Социологические исследо- 05006_50712258.pdf .
вания. 2014. № 11 (367). URL: https://elibrary.ru/ 7. Varelis A. M. Electronic culture: theory,
download/elibrary_22705006_50712258.pdf. technology, education // Culture: management,
7. Варэлис А. М. Электронная культура: economics, law. 2007. № 4. URL: http:// base. теория, технология, образование // Культура: consultant.ru.
управление, экономика, право. 2007. № 4. URL: 8. Decree of the President of the Russian Feder-
http:// base.consultant.ru. ation of24.12.2014 № 808 «On approval of the state
8. Указ Президента Российской Федерации cultural policy». URL: http://www.pravo.gov.ru. от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ 9. The order of the Government of the Rus-государственной культурной политики». URL: sian Federation of29.02.2016 № 326-r (ed. from http://www.pravo.gov.ru. 30.03.2018) «On approval of the Strategy of the
9. Распоряжение Правительства Российской state cultural policy for the period up to 2030». Федерации от 29.02.2016 № 326-р (ред. от URL: http://www.pravo.gov.ru. 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии госу- 10. The order of Government of the Russian дарственной культурной политики на период до Federation of 01.11.2013 № 2036-r (ed. 2030 года». URL: http://www.pravo.gov.ru. 18.10.2018) «On approval of Strategy of devel-
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». URL: http://www. pravo.gov.ru.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www. pravo.gov.ru.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 № 169 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки». URL: http://regulation.gov.ru.
14. Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». URL: http:// www.pravo.gov.ru.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. Красных В. В. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте изучения языковой личности (к вопросу о русской концептосфе-ре) // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / ред.: В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1. URL: http://www.philol.msu.ru/ ~slavphil/books/jsk_01_11 krasnych.pdf.
opment of branch of information technologies in the Russian Federation for 2014-2020 and for the perspective till 2025». URL: http://www.pravo. gov.ru.
11. The order of Government of the Russian Federation from 02.02.2015 № 151-r (ed. from 13.01.2017) «On approval of the Strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2030». URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. The order of Government of the Russian Federation of 05.02.2016 № 164-r «On approval of the Strategy of action in the interests of senior citizens in the Russian Federation until 2025». URL: http://www.pravo.gov.ru.
13. Resolution of the Government of the Russian Federation of20.02.2019 № 169 «On approval of the Regulations on the federal state information system "National electronic library" and methods of selection of objects of the National electronic library». URL: http://regulation. gov.ru.
14. Decree of the President of the Russian Federation of07.07.2011 № 899 (ed. from 16.12.2015) «On approval of priority directions of development of science, technology and technology in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation». URL: http://www. pravo.gov.ru.
15. The order of Government of the Russian Federation of 03.06.2017 № 1155-r «On approval of the Concept of the program to support children and youth reading in the Russian Federation». URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. Krasnykh V. V. Cognitive base vs cultural space in the aspect of language personality study (to the question of Russian conceptosphere) // Language, consciousness, communication: collection of articles / ed. V. V. Krasnykh, A. I. Izotov. Moscow, 1997. Issue 1. URL: http://www.philol.msu.ru/ ~slavphil/books/j sk_01_11 krasnych.pdf.