Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / РОБОТИЗАЦИЯ / ЧАТ-БОТ ФНС РОССИИ / НАЛОГ НА ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕЕСТР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РЕЕСТР ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лютова О. И.

В статье рассматриваются современные проблемы развития правового регулирования налогового администрирования, а также трансформации содержания обязанностей налогоплательщиков в условиях интенсификации применения технологии искусственного интеллекта. Отмечается, что при неоднозначности нормативного и доктринального понимания содержания термина «искусственный интеллект» чат-бот ФНС России логично рассматривать в качестве предпосылки к созданию искусственного интеллекта для взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Отмечена ценность искусственного интеллекта в контексте развития института налогового мониторинга, состоящая в возможности прогнозирования и налоговых рисков. Подчеркивается необходимость развития конструкций налогообложения на пути активного внедрения систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделено возможности унификации реестра российского оборудования и программного обеспечения для упрощения применения налоговых преференций для организаций IT-сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF TAX RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY

The paper discusses the current problems of the development of legal regulation of tax administration, as well as the transformation of taxpayers’ responsibilities in the context of intensification of the use of artificial intelligence. It is noted that, given the ambiguity of the normative and doctrinal understanding of the content of the term «artificial intelligence,» it is logical to consider the chatbot of the Federal Tax Service of Russia as a prerequisite for the creation of artificial intelligence for the interaction of tax authorities with taxpayers. The author highlights the value of artificial intelligence in the development of the institute of tax monitoring, consisting in the possibility of forecasting and evaluating tax risks. The paper emphasizes the necessity of developing tax structures on the way of active implementation of artificial intelligence systems. Special attention is paid to the possibility of unifying the register of Russian equipment and software to simplify the application of tax preferences for IT organizations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

DOI: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.062-070

О. И. Лютова*

Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы развития правового регулирования налогового администрирования, а также трансформации содержания обязанностей налогоплательщиков в условиях интенсификации применения технологии искусственного интеллекта. Отмечается, что при неоднозначности нормативного и доктринального понимания содержания термина «искусственный интеллект» чат-бот ФНС России логично рассматривать в качестве предпосылки к созданию искусственного интеллекта для взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Отмечена ценность искусственного интеллекта в контексте развития института налогового мониторинга, состоящая в возможности прогнозирования и налоговых рисков. Подчеркивается необходимость развития конструкций налогообложения на пути активного внедрения систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделено возможности унификации реестра российского оборудования и программного обеспечения для упрощения применения налоговых преференций для организаций IT-сферы.

Ключевые слова: цифровизация; налогообложение; налоговая обязанность; налоговое администрирование; технологии искусственного интеллекта; роботизация; чат-бот ФНС России; налог на искусственный интеллект; налоговые льготы; реестр программного обеспечения; реестр оборудования. Для цитирования:Лютова О. И. Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — T. 18. — № 7. — С. 62-70. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.062-070.

Topical Issues of Legal Regulation of Tax Relations in the Context of the Use of artificial intelligence Technology

Olga I. Lyutova, Cand. Sci. (Law), Leading Researcher, Institute of State and Municipal Administration, National Research University «Higher School of Economics ul. Myasnitskaya, d. 20, Moscow, Russia, 101000 lutova.olga@mail.ru

Abstract. The paper discusses the current problems of the development of legal regulation of tax administration, as well as the transformation of taxpayers' responsibilities in the context of intensification of the use of artificial intelligence. It is noted that, given the ambiguity of the normative and doctrinal understanding of the content of the term «artificial intelligence,» it is logical to consider the chatbot of the Federal Tax Service of Russia as a prerequisite

© Лютова О. И., 2023

* Лютова Ольга Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Мясницкая ул., д. 20, г. Москва, Россия, 101000 lutova.olga@mail.ru

for the creation of artificial intelligence for the interaction of tax authorities with taxpayers. The author highlights the value of artificial intelligence in the development of the institute of tax monitoring, consisting in the possibility of forecasting and evaluating tax risks. The paper emphasizes the necessity of developing tax structures on the way of active implementation of artificial intelligence systems. Special attention is paid to the possibility of unifying the register of Russian equipment and software to simplify the application of tax preferences for IT organizations. Keywords: digitalization; taxation; tax duty; tax administration; artificial intelligence technologies; robotization; chatbot of the Federal Tax Service of Russia; artificial intelligence tax; tax benefits; software registry; equipment registry.

Cite as: Lyutova OI. Aktualnye voprosy pravovogo regulirovaniya nalogovykh otnosheniy v usloviyakh primeneniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta [Topical Issues of Legal Regulation of Tax Relations in the Context of the Use of artificial intelligence Technology]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(7):62-70. DOI: 10.17803/19941471.2023.152.7.062-070. (In Russ., abstract in Eng.).

Искусственный интеллект на сегодняшний день является той цифровой технологией, которая рассматривается практически всеми экономически развитыми странами мира как важнейшая стратегия повышения национальной конкурентоспособности в мире и обеспечения национальной безопасности1, а также как новый эффективный инструмент для решения ряда прикладных задач. Масштабирование процесса внедрения искусственного интеллекта в каждую отрасль экономики и социальной сферы2 обуславливает исследование особенностей использования этого инновационного технологического решения, свойственного современному этапу развития цифровизации экономики, общества и государства, в сфере налогообложения, которая, как известно, является наиболее подверженной глобальной перестройке различных областей общественной жизни в цифровую эпоху3.

Отметим, что для Российской Федерации развитие технологии искусственного интеллекта является приоритетным направлением научно-технологического развития Российской Федерации4. В этой связи оценка современно-

го состояния и перспективных возможностей развития правового регулирования налоговых отношений, а также реализации норм налогового права в условиях активного внедрения технологии искусственного интеллекта предполагает прежде всего установление содержания понятия искусственного интеллекта, а также его отграничение от смежных понятий — робототехники, киберфизической системы и иных цифровых технологий. На основании этого возможно провести анализ преобразующей роли искусственного интеллекта, проявляющейся в области налогообложения.

В правовых актах Российской Федерации искусственный интеллект понимается как комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека5. При этом принципиально важным для возможности идентификации того или иного технологиче-

Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М. : Проспект, 2020. С. 183. Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», утвержденный Президентом РФ 29.01.2023 № Пр-172 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс».

См., например: Лютова О. И. К вопросу развития института «налоговая обязанность» в условиях цифровизации экономики // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 110.

Указ Президента РФ от 01.12.2006 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

См., например: Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения

2

3

4

5

ского решения в качестве функционирующего с применением искусственного интеллекта является использование им компьютерного зрения, возможность обработки естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений, а также использование иных перспективных методов искусственного интеллекта.

Открытый характер перечня видов технологий искусственного интеллекта обуславливает исследовательский интерес к феномену искусственного интеллекта. В научной литературе искусственный интеллект трактуется исследователями, анализирующими трансформацию правового регулирования в результате внедрения соответствующей цифровой технологии, как гипотетическое устройство, способное заменить мозг человека и (или) реализовать все функциональные свойства, присущие мозгу. Такого мнения придерживается, например, профессор Ю. С. Харитонова6, подчеркивая при этом, что, с одной стороны, человечество пытается решить вопрос о том, какие горизонты открываются в связи с применением новейшего программного обеспечения, а с другой — как на этом можно заработать.

Сходные точки зрения по вопросу определения характеризующих признаков искусственного интеллекта как технического устройства, обладающего мыслительными способностями, высказывают и другие ученые-правоведы при проведении отраслевых исследований перспектив использования искусственного интеллекта7,

что позволяет сделать вывод о том, что принципиально важным в отграничении его от иных технологий является использование аналитических и мыслительных способностей, свойственных человеку.

Само понятие искусственного интеллекта, по справедливому замечанию коллег, является неединообразно толкуемым и трудно применимым, несмотря на его распространенность и привычность употребления в программных документах развития законодательства и бизнес-планах корпораций, что связано в том числе с подвижностью и неопределенностью контекста словоупотребления в каждом конкретном случае8. Несмотря на это, вопрос применения искусственного интеллекта в современном мире остается дискуссионным.

В контексте развития налоговых отношений в условиях цифровизации экономики, государства и общества внедрение технологии искусственного интеллекта может быть осуществлено как минимум в двух направлениях:

1) при проведении налоговой политики в сфере налогового администрирования для обеспечения упрощения взаимодействия налоговых органов и частных субъектов налогового права, а также повышения эффективности контрольных мероприятий, в том числе налогового мониторинга;

2) для целей трансформации правил прямого и косвенного налогообложения лиц, использующих технологию искусственного интеллекта.

технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2701 ; Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.

Харитонова Ю. С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта. М. : Статут, 2019.

См., например: Васильев А. А., Шпоппер Д., Матаева М. Х. Термин «искусственный интеллект» в российском праве: доктринальный анализ // Юрислинвистика. 2018. № 7-8. С. 42 ; КибальникА. Г., Волосюк П. В. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 176 ; Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 82 ; Шахназаров Б. А. Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 9. С. 63-72. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования : учебное пособие / под ред. И. И. Кучерова, С. А. Синицына. М. : ИЗиСП, Норма, 2022. 376 с.

6

7

8

Обобщение указанных выше нормативного и доктринального подхода к понятию искусственного интеллекта в российском законодательстве и правовой науке позволяет говорить о том, что неоднозначным является вопрос о факте применения подобной цифровой технологии при осуществлении налогового администрирования, в частности для обеспечения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков с точки зрения обмена информацией. Поскольку, как указывает И. А. Филипова, примером перспективного применения искусственного интеллекта в государственном управлении служит его использование в контрольно-надзорной деятельности9, анализ возможностей использования такой технологии в налоговом администрировании представляется логичным.

В литературе обычно в качестве одного из реализованных решений в области искусственного интеллекта в деятельности налоговых органов называют внедрение в функционал личного кабинета налогоплательщика для физических лиц с перспективой расширения функционала робота Таксика10. В соответствии с официальной позицией ФНС России робот Таксик считается технологией искусственного интеллекта11. Например, будучи главой ФНС России, М. Мишус-тин неоднократно заявлял, что «в перспективе часть функций налогового администрирования будет передана искусственному интеллекту. Ряд нововведений уже введен в практическую деятельность»12.

Задача чат-бота ФНС России состоит в том, чтобы отвечать на 300 тысяч наиболее популярных, по сведениям налоговых органов, вопросов

по налоговому администрированию. В том числе с использованием Таксика пользователи могут самостоятельно рассчитать земельный налог и налог на имущество, страховые взносы, записаться на прием в налоговую инспекцию, а также оценить качество ответа13. Таким образом, Таксик является чат-ботом, за счет которого возможно:

— записаться на прием в налоговый орган;

— произвести калькуляцию (расчет) имущественных налогов для физических лиц и страховых взносов;

— получить ответы на вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов (например, о том, как получить ИНН, различные справки и иные документы), в том числе путем предоставления ссылки на информацию на сайте ФНС России.

Анализ функционала робота «Таксик» позволяет сделать вывод о том, что с формальной точки зрения он является скорее роботом, представляющим собой предпосылку внедрения искусственного интеллекта, что, в свою очередь, основывается на высказанной в литературе позиции об отсутствии необходимости отождествления понятий «роботизированная система (робот)» и «система искусственного интеллекта (искусственный интеллект)»14. Принципиальное отличие роботизированных систем, не наделенных искусственным интеллектом, к которым относится и Таксик, состоит в том, что они не обладают возможностью непосредственным образом воздействовать на предметы материального мира и их действия сами по себе не могут рассматриваться в качестве юридических фактов, влекущих юридические последствия.

Филипова И. А. Искусственный интеллект и нейротехнологии: потребности в конституционно-правовом регулировании // Lex russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 9 (178). С. 119-130.

См., например: Казакова М. П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема XIX века // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 608-613.

«Робот Таксик»: глава ФНС рассказал о применении ведомством искусственного интеллекта // URL: https:// vesma.today/news/post/4756-robot-taksik?ysclid=lf8q8upxpu945090412 (дата обращения: 24.03.2023). Новоселов К. В. Трансформация налогового контроля НДС в условиях цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5-1 (53). С. 188-191.

Чат-бот «Таксик» на сайте ФНС научился считать имущественные налоги физических лиц // URL: https:// www.audit-it.ru/news/finance/1053824.html (дата обращения: 24.03.2023).

См., например: Чаннов С. Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 12. С. 94-109.

9

11

14

И. А. Филипова обозначает перспективы применения искусственного интеллекта в налоговом администрировании: «Примером использования искусственного интеллекта в сфере налогообложения может быть обработка налоговых уведомлений, когда сканированная фотография счета превращается в текст, считывается программой с искусственным интеллектом и заносится в базу данных, или прогнозирование остатков по счетам и оборотным ведомостям для точного высчитывания налоговой базы, определения вычетов и внесения корректировок, или рутинная работа по уплате налогов, например налога на прибыль, начиная со сбора информации по ведомостям и заканчивая подачей декларации. Еще один пример — создание чат-ботов, которые, имея доступ к обширной базе данных, будут консультировать по вопросам налогообложения»15. При этом исследователи подчеркивают, что чат-бот должен осуществлять не только консультационные функции на основе доступа к информационным базам, но и «помогать налогоплательщикам проводить определенные базовые действия»16, то есть предлагать сгенерированные им решения спорных ситуаций.

Важно отметить, что применение технологии искусственного интеллекта в налоговом администрировании возможно также при проведении налогового мониторинга, предполагающего расширенное информационное взаимодействие с целью обеспечения возможности разрешения спорных моментов, связанных с вопросами налогообложения, в режиме реального времени — при условии предоставления налоговым органам доступа к финансовым и

налоговым документам для их оперативной качественной проверки17. Программное обеспечение и технологические решения на базе искусственного интеллекта в перспективе позволят при осуществлении анализа охватить весь объем транзакций налогоплательщика, оценить их с использованием различных критериев в контексте тех или иных временных периодов, тем самым корректно сформировав информацию о налоговых обязательствах.

С помощью системы искусственного интеллекта возможно осуществлять прогнозирование налоговых рисков и налоговых поступлений. Е. В. Овчарова отмечает, что на сегодня имеется достаточная правовая база для внедрения искусственного интеллекта в основу АСС «На-лог-3», которая как генерирует критерии, так и устанавливает налоговые риски18. Соответственно, при условии технологической готовности использование искусственного интеллекта для целей реализации риск-ориентированного подхода вполне реально.

Таким образом, в контексте налогового администрирования искусственный интеллект рассматривается как набор технических условий, необходимых для упрощения и убыстрения взаимодействия налоговых органов с частными субъектами налогового права19, применение которого не только упростит налоговое администрирование в целом, но будет способствовать развитию налогового мониторинга как наиболее современной и удобной формы налогового контроля.

Другим направлением воздействия технологии искусственного интеллекта на сферу налогообложения является, как было указано выше,

15 Филипова И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта : учебное пособие. Н. Новгород : Нижегородский университет, 2022. С. 143.

16 Казакова М. П. Указ. соч. С. 610.

17 См.: АрзумановаЛ. Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 6 (22). С. 101.

18 Овчарова Е. В. Функции административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 26-33.

19 Например, о внедрении искусственного интеллекта в организацию и осуществление налогового контроля упоминает Е. В. Овчарова для подтверждения преимуществ цифровизации налогового контроля (см.: Овчарова Е. В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14. № 2. С. 137-158.

трансформация правил, связанных с изменением структуры налогообложения и налоговых обязанностей.

Как отмечает Е. В. Рябова, массовая роботизация и внедрение систем искусственного интеллекта существенным образом повлияют на изменение архитектуры налогообложения и публичных финансов в целом20. Действительно, замещение человеческого труда приведет, например, к дополнительному налогообложению прибыли, полученной в результате применения систем искусственного интеллекта, а также к принципиальной трансформации объекта обложения страховыми взносами. В целом исследовательский интерес к искусственному интеллекту в налоговом праве сконцентрирован в большей степени на научном обосновании допустимых правовых конструкций, которые позволят катализировать процесс внедрения этой цифровой технологии в различные сферы общественной жизни, в том числе в юридическую деятельность, а также окажут решающее влияние на нивелирование потенциальных рисков его использования.

Актуальная фискальная политика, связанная с внедрением искусственного интеллекта, заключается в установлении налоговых льгот для стимулирования производства и приобретения отечественных 1Т-решений, связанных с применением высокотехнологичного оборудования, функционирующего с применением искусственного интеллекта.

Такие налоговые преференции установлены Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»21 для организаций, приобретающих и внедряющих технологии искусственного интеллекта, при исчислении налога на прибыль организации. На сегодняшний день они обобщены ФНС России в целях исполнения поручения Президента РФ,

сформулированного в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 г. Часть из них нашли отражение в письме ФНС России от 22.02.202322:

— расходы учитываются с применением коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, а также при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта;

— установлен повышающий коэффициента 1,5 для расчета расходов на приобретение права на использование по договорам с правообладателем программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта;

— установление специального амортизационного коэффициента, но не выше 3, в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на продукты на программы для ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;

— установлена возможность в качестве инвестиционного налогового вычета учитывать не более 100 % суммы расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих нематериальных активов

20 Рябова Е. В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9 (85). С. 106.

21 СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III). Ст. 5290.

22 Письмо ФНС России от 22.02.2023 № СД-26-3/3@ «О налоговых льготах, предоставляемых при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

(при наличии исключительных прав) и объектов основных средств, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств.

Таким образом, в правовом регулировании налогообложения постепенно начинают появляться нормы, предполагающие адаптацию технологии искусственного интеллекта к реальным налоговым отношениям. Важно отметить, что указанные меры по уменьшению базы налога на прибыль, если компании расходуют средства на внедрение российских решений в сфере искусственного интеллекта, а также введение инвестиционного налогового вычета на расходы, связанные с внедрением российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, были разработаны и согласованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Минфином России еще в конце 2021 г.23

Представляется, что для успешного внедрения искусственного интеллекта с помощью налогового стимулирования необходимо также учесть четкость в правовом регулировании перечня оборудования, при эксплуатации которого возможно применение технологии искусственного интеллекта, с учетом его отраслевой спецификации. На сегодняшний день существует два реестра — Минцифры России (российский софт — программное обеспечение24) и Минпро-мторга России (оборудование, которое может использоваться с применением искусственного интеллекта25). В свете продолжающейся политики налогового льготирования логичным было бы, на наш взгляд, провести упразднение двух реестров и создать единый список технологий искусственного интеллекта. Это обеспечит удобство работы с ним как пользователей, так и контролирующих органов, а также выступит логичным шагом в контексте политики расширения перечня налоговых преференций в условиях цифровизации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арзуманова Л. Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 6 (22). — С. 100-106.

2. Васильев А. А., Шпоппер Д., Матаева М. Х. Термин «искусственный интеллект» в российском праве: доктринальный анализ // Юрислингвистика. — 2018. — № 7-8. — 35-44.

3. Казакова М. П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема XIX века // Вопросы российской юстиции. — 2020. — № 9. — 608-613.

4. Кибальник А. Г., Волосюк П. В. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 4 (44). — С. 173-178.

23 Минцифры и Минфин согласовали три значимые меры налогового стимулирования в сфере ИИ // URL: https://digital.ac.gov.ru/news/5468/ (дата обращения: 24.03.2023).

24 Приказ Минкомсвязи России от 21.02.2019 № 62 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Документ опубликован не был. СПС «Консуль-тантПлюс».

25 Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2019. № 29 (ч. II). Ст. 4023.

5. Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — № 2. — С. 79-102.

6. Лютова О. И. К вопросу развития института «налоговая обязанность» в условиях цифровизации экономики // Правоприменение. — 2022. — Т. 6. — № 3. — С. 109-119.

7. Минцифры и Минфин согласовали три значимые меры налогового стимулирования в сфере ИИ // URL: https://digital.ac.gov.ru/news/5468/ (дата обращения: 24.03.2023).

8. Новоселов К. В. Трансформация налогового контроля НДС в условиях цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. — 2019. — № 5-1 (53). — С. 188-191.

9. Овчарова Е. В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2019. — Т. 14. — № 2. — С. 137-158.

10. Овчарова Е. В. Функции административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. — 2019. — № 11. — С. 26-33.

11. «Робот Таксик»: глава ФНС рассказал о применении ведомством искусственного интеллекта // URL: https://vesma.today/news/post/4756-robot-taksik?ysclid=lf8q8upxpu945090412 (дата обращения: 24.03.2023).

12. Рябова Е. В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 9 (85). — С. 105-112.

13. Филипова И. А. Искусственный интеллект и нейротехнологии: потребности в конституционно-правовом регулировании // Lex russica (Русский закон). — 2021. — Т. 74. — № 9 (178). — С. 119-130.

14. Филипова И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта : учебное пособие. — Н. Новгород : Нижегородский университет, 2022. — 275 с.

15. Харитонова Ю. С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта. — М. : Статут, 2019.

16. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования : учебное пособие / под ред. И. И. Кучерова, С. А. Синицына. — М. : ИЗиСП, Норма, 2022. — 376 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2020. — 640 с.

18. Чаннов С. Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 12. — С. 94-109.

19. Чат-бот «Таксик» на сайте ФНС научился считать имущественные налоги физических лиц // URL: https:// www.audit-it.ru/news/finance/1053824.html (дата обращения: 24.03.2023).

20. Шахназаров Б. А. Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 9. — С. 63-72.

Материал поступил в редакцию 26 марта 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Arzumanova L. L. Nalogovyy monitoring kak novaya forma nalogovogo kontrolya // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). — 2016. — № 6 (22). — S. 100-106.

2. Vasilev A. A., Shpopper D., Mataeva M. Kh. Termin «iskusstvennyy intellekt» v rossiyskom prave: doktrinalnyy analiz // Yurislingvistika. — 2018. — № 7-8. — 35-44.

3. Kazakova M. P. Iskusstvennyy intellekt v nalogovom prave: aktualnaya problema XIX veka // Voprosy rossiyskoy yustitsii. — 2020. — № 9. — 608-613.

4. Kibalnik A. G., Volosyuk P. V. Iskusstvennyy intellekt: voprosy ugolovno-pravovoy doktriny, ozhidayushchie otvetov // Yuridicheskaya nauka i praktika. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. — 2018. — № 4 (44). — S. 173-178.

5. Laptev V. A. Ponyatie iskusstvennogo intellekta i yuridicheskaya otvetstvennost za ego rabotu // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. — 2019. — № 2. — S. 79-102.

6. Lyutova O. I. K voprosu razvitiya instituta «nalogovaya obyazannost» v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki // Pravoprimenenie. — 2022. — T. 6. — № 3. — S. 109-119.

7. Mintsifry i Minfin soglasovali tri znachimye mery nalogovogo stimulirovaniya v sfere II // URL: https://digital. ac.gov.ru/news/5468/ (data obrashcheniya: 24.03.2023).

8. Novoselov K. V. Transformatsiya nalogovogo kontrolya NDS v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki // Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. — 2019. — № 5-1 (53). — S. 188-191.

9. Ovcharova E. V. Administrativnaya protsedura nalogovogo kontrolya v mekhanizme pravovogo regulirovaniya // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiyskoy akademii nauk. — 2019. — T. 14. — № 2. — S. 137-158.

10. Ovcharova E. V. Funktsii administrativnogo prinuzhdeniya v mekhanizme pravovogo regulirovaniya nalogooblozheniya i sborov // Administrativnoe pravo i protsess. — 2019. — № 11. — S. 26-33.

11. «Robot Taksik»: glava FNS rasskazal o primenenii vedomstvom iskusstvennogo intellekta // URL: https:// vesma.today/news/post/4756-robot-taksik?ysclid=lf8q8upxpu945090412 (data obrashcheniya: 24.03.2023).

12. Ryabova E. V. Nalogooblozhenie v kontekste massovoy robotizatsii i vnedreniya iskusstvennogo intellekta // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). — 2021. — № 9 (85). — S. 105-112.

13. Filipova I. A. Iskusstvennyy intellekt i neyrotekhnologii: potrebnosti v konstitutsionno-pravovom regulirovanii // Lex russica (Russkiy zakon). — 2021. — T. 74. — № 9 (178). — S. 119-130.

14. Filipova I. A. Pravovoe regulirovanie iskusstvennogo intellekta: uchebnoe posobie. — N. Novgorod: Nizhegorodskiy universitet, 2022. — 275 s.

15. Kharitonova Yu. S. Pravovoy rezhim rezultatov deyatelnosti iskusstvennogo intellekta. — M.: Statut, 2019.

16. Tsifrovaya ekonomika: aktualnye napravleniya pravovogo regulirovaniya: uchebnoe posobie / pod red. I. I. Kucherova, S. A. Sinitsyna. — M.: IZiSP, Norma, 2022. — 376 s.

17. Tsifrovoe pravo: uchebnik / pod obshch. red. V. V. Blazheeva, M. A. Egorovoy. — M.: Prospekt, 2020. — 640 s.

18. Channov S. E. Robot (sistema iskusstvennogo intellekta) kak subekt (kvazisubekt) prava // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2022. — № 12. — S. 94-109.

19. Chat-bot «Taksik» na sayte FNS nauchilsya schitat imushchestvennye nalogi fizicheskikh lits // URL: https:// www.audit-it.ru/news/finance/1053824.html (data obrashcheniya: 24.03.2023).

20. Shakhnazarov B. A. Pravovoe regulirovanie otnosheniy s ispolzovaniem iskusstvennogo intellekta // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2022. — № 9. — S. 63-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.