Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения безопасности судоходства'

Актуальные вопросы повышения безопасности судоходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов А. А., Добровольский В. С.

В статье приводится общая характеристика водных путей, дается информация о числе судоходных компаний в современной России, приводятся основные причины гибели теплохода “Булгария”, приводятся записи о реформировании системы диспетчерского управления флотом и безопасностью плавания на внутренних водных путях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазонов А. А., Добровольский В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS increasing the safety of navigation

This article provides an overview of the waterway provides information on the number of shipping companies in Russia today, are the main causes of death ship "Bulgariya", are a record of reforming the system of supervisory control of the fleet and safety of navigation on inland waterways.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения безопасности судоходства»

УДК 656.62.052

A.А. Сазонов, профессор ВГАВТ

B.С. Добровольский, доцент ВГАВТ 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова,5

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА

В статье приводится общая характеристика водных путей, дается информация о числе судоходных компаний в современной России, приводятся основные причины гибели теплохода ‘‘Булгария”, приводятся записи о реформировании системы диспетчерского управления флотом и безопасностью плавания на внутренних водных путях.

Единая глубоководная система Европейской части России является важнейшей воднотранспортной магистралью Российской Федерации. Она включает в себя целый каскад гидроузлов и водохранилищ на реке Волге, Каме и Дону, а также сеть судоходных каналов. Основные характеристики ее приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

________________________________Характеристика водохранилищ ЕГС____________

Название водохранилища Размеры водохранилища при НПУ

Длина, км Площадь зеркала, км2 Максимальные параметры

Ширина, км Глубина, м

Река Волга

Иваньковское 115 327 4,0 16,0

Угличское 145 249 5,0 20,2

Рыбинское 112 4550 56 30,0

Г орьковское 429 1591 14 22,0

Чебоксарское 263 — 13 19,0

Куйбышевское 485 6450 30 39,0

Саратовское 336 1831 25 20,0

Волгоградское 524 3120 17 41,0

Река Кама

Камское 300 1915 30 30,0

Воткинское 349 1125 9 28,0

Нижнекамское 178 1000 12 20,0

Река Дон

Цимлянское 260 2081 38 35,0

Таблица 2

Характеристика судоходных каналов ЕГС____________

Наименование канала Протяженность, км Г абариты судового хода, м

глубина ширина радиус закругления

Канал им. Москвы 126 4,0 55 1000

Волго-Балтийский судоходный канал 367 4,0 50-80 600

Волго-Донской судоходный канал 101 4,0 38 550

БеломорскоБалтийский канал 220 4,0 36-50 500

Из этих данных видно, что параметры водных путей на ЕГС сильно отличаются друг от друга, тем самым и условия плавания судов будут так же различными. Так, например, условия плавания на ряде крупных водохранилищ Волжско-Камского каскада и на Дону (Рыбинское, Куйбышевское, Волгоградское, Камское, Цимлянское) сопоставимы с крупными озерами. На судоходных каналах они наоборот соответствуют небольшим рекам, а на Ладожском и Онежском озерах - приравнены к морским. В результате этого требования к мореходным качествам судов при плавании в различных условиях будут отличаться, а к судоводителям предъявляться повышенные требования к знаниям мореходных качеств судов, нормативных документов по безопасности судоходства и особенностей судоходства на каждом конкретном участке водного пути.

Особо жесткие требования предъявляются к мореходным качествам пассажирских судов и подготовке кадров судоводительского состава этих судов. Однако следует отметит, что этому вопросу в последнее

время уделялось недостаточно внимания. В первую очередь это связано с тем, что на ВВП появилось много мелких судовладельцев пассажирских судов имеющих в своей компании 1-2 судна.

На данный момент на ВВП России насчитывается 742 судовладельца, из которых 728 мелких. Она имеют в своем составе 1333 судна, т.е. на одного судовладельца приходится в среднем 1,8 единиц судов. Естественно такие судовладельцы не имеют своей материально-технической базы и квалифицированных судоводительских кадров, что может привести к серьезным транспортным происшествиям.

Наглядным примером этого является транспортное происшествие произошедшее 10 июля 2011 г. на Куйбышевском водохранилище в районе селения Сюкеево, повлекшее за собой затопление дизель-электрохода “Булгария” и гибель 122 человек.

Расследование этого происшествия показало, что капитаном судна был допущен целый ряд нарушений нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания в озерных условиях, требований Российского Речного Регистра по эксплуатации судов в штормовых условиях, а также инструкции об остойчивости и непотопляемости судна. Кроме того была установлена низкая квалификация и недисциплированность членов экипажа судна, несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном. Был выявлен также ряд других нарушений. Так, в частности, переоборудование и реконструкция судна была проведена без должного надзора со стороны соответствующих контролирующих органов, что привело к нарушению эксплуатационной остойчивости судна. Совокупность всех этих факторов и привела к серьезной трагедии.

Развивающийся в нашей стране речной туризм привел к тому, что многие многофункциональные туристические фирмы имеют в своем составе 1-2 пассажирских судна. При этом следует отметить, что, как правило, такие фирмы имеют старые суда, возраст которых составляет 40-50 лет. Поэтому они не соответствуют современным требованиям обитания людей в пассажирских каютах, а также нормам оборудования навигационными приборами по обеспечению безопасности плавания. Достаточно часто такие суда переоборудуются в нарушение норм контролирующих органов, а плановый осмотр судов их технического состояния и соответствующие ремонтные работы по поддержанию в исправном техническом состоянии в большинстве своем не проводятся. Осуществлять все это непрофильные фирмы, при отсутствии своей соответствующей материально-технической базы и специальных кадров не в состоянии. Поэтому требуется на государственном уровне решение вопроса по разработке нормативно-правовой базы с одинаковыми требованиями для всех судовладельцев как крупных, так и мелких.

На основе проведенного Росморречфлотом анализа действующей нормативно-правовой базы по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях, подготовлены и направлены в Минтранс России следующие предложения по устранению недостатков нормативного правового регулирования: внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предусматривающие создание администраций речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и

Управление безопасностью судоходства на ВВП

Введение понятия Администрации речного бассейна

V

V

Введение

должности

капитана

речного

бассейна

Наделение Росморречфлота функциями по организации портового контроля

Организация системы портового контроля

Разработка системы учета инспекций судов

Рис. 1 - Схема управления безопасностью судоходства

судоходства, организация Администраций речных бассейнов, системы контроля судов на внутреннем водном транспорте (система портового контроля судов на внутреннем водном транспорте), института капитана речного бассейна - заместителя руководителя администрации речного бассейна по безопасности судоходства: схема структуры управления безопасностью плавания на ВВП приведена на рис. 1.

Кроме того, предусматривается разработка новых Правил перевозок пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте.

В соответствии с предложенной выше системой управления безопасностью плавания предусматривается введение 16 капитанов речных бассейнов. В подчинении капитана Администрацией речного бассейна (АРБ) создается служба портового контроля в составе двух человек и одного начальника инспекции портового контроля в каждом подразделении ГБУВПиС и ФГУП «Канал им. Москвы».

Источником финансирования осуществления портового контроля в речных бассейнах будет являться навигационный сбор. При этом необходимо учитывать, что навигационный сбор должен распространяться на все участки внутренних водных путей, на которых устанавливаются гарантированные габариты судовых ходов и на судовладельцев, чьи суда получают путевую и навигационную информацию.

В соответствии с действующим приказом № 47 от 1 марта 2010 г. протяженность участков внутренних водных путей с обязательным диспетчерским регулированием составляет всего 14,5 тыс.км или 22% от общей протяженности водных путей с постоянным судоходством.

В связи с тем, что это не отвечает полному контролю за движением судов, то требуется введение постоянного диспетчерского мониторинга местонахождения судов на всех участках внутренних водных путей и управления движением судов на судоходных каналах, шлюзованных системах и отдельных лимитирующих участках.

В соответствие с этим требуется переработка «Положения о диспетчерском регулировании движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации», в котором предусматривается следующая структура диспетчерского регулирования движением судов (рис. 2).

Росморречфлотом устанавливается также жесткий контроль за проведением работ по навигационногидрографическому обеспечению условий плавания судов по внутренним водным путям, содержанию внутренних водных путей и судоходных

на акватории порта Рис. 2 - Структурная схема диспетчерского регулирования в бассейне

гидротехнических сооружений, в том числе проведение путевых работ (дноуглубительных, выправительных, тральных, дноочистительных, изыскательских и других работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях).

В этой связи хотелось бы отметить, что на большинстве крупных водохранилищ, в связи с ограниченным финансированием на содержание водных путей в настоящее время закрыты для судоходства практически все дополнительные судовые ходы. Однако, эти судовые ходы, проходящие вблизи берегов, предназначены для судов с ограниченными по ветро-волновому режиму условиями плавания. Поэтому следование таких судов по основному судовому ходу в открытой части водохранилища снижает их безопасность плавания. В связи с этим является целесообразным вернуться к вопросу открытия дополнительных судовых ходов на всех крупных водохранилищах.

В настоящее время ведется активная работа по созданию и внедрению в процесс судовождения электронных навигационных карт (ЭНК) на внутренних водных путях. На 2010 г. созданы базы данных для ЭНК более, чем на 29 тыс.км водных путей. Кроме того в 2011 г. планируется создать дополнительно комплект ЭНК на участках водных путей протяженностью около 10,7 тыс. км.

Однако следует отметить, что даже далеко не на всех судах крупных судоходных компаний имеются такие ЭНК. Мелкие судовладельцы вообще их не имеют, так как это требует определенных капиловложений. Поэтому требуется на государственном уровне решения вопроса об обязательном снабжении всех судов независимо от формы собственности ЭНК, что повысит безопасность плавания. В противном случае суда, не имеющий ЭНК, должны не допускаться к эксплуатации.

Следует обратить внимание также на повышение требовательности всех учебных заведений, ведущих подготовку кадров судоводительской специальности, по изучению вопросов управляемости и методов судовождения судами в различных условиях плавания, а также специальной лоции района плавания.

Все это вместе взятое должно повысить безопасность плавания судов на внутренних водных путях России.

ACTUAL QUESTIONS INCREASING THE SAFETY OF NAVIGATION

A.A. Sazonov, V.S. Dobrovolskiy

This article provides an overview of the waterway provides information on the number of shipping companies in Russia today, are the main causes of death ship "Bulgariya", are a record of reforming the system of supervisory control of the fleet and safety of navigation on inland waterways.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.