Актуальные вопросы первичнои профилактики наркозависимости
В ЧЕШСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ Чех Томаш, Корычанкова Симона
Significant issues of drug abuse initial preventive measures in Czech's
ELEMENTARY SCHOOLS Cech Tomash, Korycankova Simona
УДК 37.013.42
Abstract
The article deals with analysis of practical experience in the field of primary drug abuse prevention at Czech basic schools. It represent information of basic prevention documents, the teachers experience and some sugegestions for development of the drug prevention approach.
Все чаще проникают к детям наркотики, и родители, школа и общество встают перед проблемой реагировать на сложившуюся ситуацию и решать ее. Все отчетливее проявляется потребность образования в целостной концепции профилактики наркозависимости. Данную проблему удается решать в отдельных регионах и школах с большим или меньшим успехом, что зависит от многих обстоятельств.
Профилактика наркозависимости и законы в Чешской Республике
Деятельность по профилактике наркомании и других социально -патологических явлений в условиях чешской школы руководствуется регламентируется документами, изданными Министерством образования ЧР. К ним принадлежат:
- Стратегия профилактики социально-патологических явлений у детей и молодежи в зоне действия ведомства Министерства образования.
- Методические указания министра образования к стратегии профилактики социально-патологических явлений у детей и молодежи.
- Школьная профилактическая программа для детских садов, начальных школ и школьных учебных заведений.
Документы регулярно актуализируются, исходя из требований и уровня развития общества. При этом учитывается и успешность реализации отдельных стратегий. Все они согласовываются с остальными документами народного и международного характера, которыми являются, например, Программа развития народного образования в Чешской Республике (т.н. Белая книга), Народная стратегия противонарко-тической политики, Противодействие наркотикам Европейского Союза, или документ WHO Здоровье 21.
Из Методического указания министра образования к профилактике патологических явлений у детей и молодежи [6, 2] следует, что «основой профилактики в области школьного образования и физической культуры является Минимальная, профилактическая программа, которая является комплексным и системным элементом реализации профилактической деятельности в начальных, средних и специальных школах, группах продленного дня и в учреждениях с профилактическими воспитательными услугами. Ее реализация обязательна для каждой школы и подвергается контролю со стороны государственной Чешской школьной инспекции».
К основным видам деятельности школ и учреждений относится:
- систематическое обучение
школьных методистов и других педагогических работников, занимающихся профилактикой, методике профилактического воспитания, нетрадиционным техникам педагоги -ческой профилактической работы с детьми, технологиям решения проблемных ситуаций, связанных с появлением социально-патологических явлений;
- системное введение этического, правового и валеологического воспитания в процесс обучения тому или иному предмету;
- внедрение разных форм и методов влияния на индивида и группы детей и молодежи, направленных на поддержку развития их личности и социального поведения;
- создание условий для осмысленного проведения свободного времени детей и молодежи;
- сотрудничество с родителями и их просвещение в области здорового образа жизни и в области профилактики проблем, возникающих в процессе воспитании детей и молодежи;
- регулярное прослеживание конкретных условий и ситуаций в школе с целью предупреждения возникновения социально-патологических явлений и применение разных форм и методов, позволяющих заблаговременно выявить детей, подростков и юношей, находящихся под угрозой;
-дифференцированное применение программ, специально направленных на отдельные группы детей и молодежи с повышенной степенью риска в поведении;
- предоставление консультаций
школьного методиста отдела профилактики и помощника по воспитанию ученикам и их родителям и организация просветительской Деятельности специализированных профилактических учреждений для детей, родителей и учителей [6, с. 2] .
Программа регулярно оценивается один раз в год - исследуется ее общая действенность (мера достижения заданных целей) и ее ход действия (как программа осуществлялась). Анализируется и эффективность отдельных видов деятельности, которые реализовывались в рамках минимальной профилактической программы.
Профилактика наркозависимости в условиях школьной системы обеспечивается специалистами различных уровней. Система соподчинения специалистов выглядит следующим образом: профессиональный работник министерства образования ^ областной координатор отдела профилактики ^ областной методист по профилактике ^ директор школы ^ школьный методист по профилактике.
Деятельность учреждений системы профилактики в области школы, молодежи и физкультуры должна быть (на практике так часто не бывает) связана с деятельностью и других учреждений, которые реализуют профилактику или частично в ней участвуют (Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и др.). Важную роль играют и негосударственные организации (фонды, общественные объединения, церкви и др.), которые дополняют деятельность общественных органов и других субъектов.
Реализация первичной профилактики в школах
Успешность реализации первичной профилактики в школьных учреждениях зависит от психических особенностей ребенка и взглядов, с которыми он приходит в школу из семьи, на основе которых должна строиться профилактика. Семья как основной социальный институт участвует в формировании личности ребенка и его ценностей, формирует у него моральную основу и должна ему помочь в поисках
жизненного пути. Этому также способствует школа, группы продленного дня и другие организации, общественные группы и отдельные личности.
Когда начинать профилактику? Многие ученые сходятся на том, что конкретная реализация первичной профилактики должна быть направлена уже на дошкольный возраст, т.е. дошкольные учреждения - детские сады. О. Биндасова [1, с. 11] подчеркивает, что первая встреча с наркотиком - алкоголем и никотином случается обычно в 7-9 лет, злоупотребление органическими растворителями в 9-12 лет, пробы марихуаны и гашиша приходятся примерно на 11-13 лет, другие наркотики 13-15 лет. Считается, что первичную профилактику в доступных ее формах необходимо начинать за 2 года до предполагаемой встречи ребенка с наркотиком или алкоголем. Исследования О. Бинда-совой были осуществлены в 1995 году. Сейчас, несколько лет спустя, ситуация изменилась, и можно считать, что граница первой встречи с наркотиком и опыта его применения может быть и ниже. В обзоре представлен и определенный порядок создания профилактических программ на отдельных этапах школьного обучения, что соответствует т.н. gateway теории («входные ворота»), которая определяет порядок возможной зависимости от наркотиков (от слабых наркотиков к сильным).
Профилактика в детском саду
С самого раннего возраста необходимо готовить ребенка к новым жизненным ситуациям и связанными с ними нежелательным общественным явлениям. Средством успешного профилактического воздействия в дошкольном возрасте (как вытекает из документа Школьная профилактическая программа для детских садов и начальных
школ, 2001) должно быть воспитание потребности в здоровом образе жизни, которое в соответствии с целостным подходом взаимосвязывает физический, душевный и социальный элементы, образующие гармоничное единство.
В дошкольном возрасте необходимо поддерживать здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни, а также формировать и развивать у воспитанников:
1. уверенность в себе, самостоятельность;
2. умение приспосабливаться к жизни в социальной среде, воспринимать окружающий мир и быть открытым ему;
3. способность критически мыслить;
4. способность к саморазвитию;
5. мотивацию к активному познанию и переживанию;
6. творческое и эстетическое восприятие;
7. стремление участвовать в физической двигательной активности.
Данные способности выступают предпосылками, которые приводят к освоению здорового образа жизни, профилактики здоровья (Школьная профилактическая программа для детских садов и начальных школ, 2001, с. 6-7).
Требования к воспитательному и профилактическому воздействию исходят из общей образовательной программы для дошкольного обучения и из понимания дошкольного возраста как важного начала позитивного социализирующего процесса. На этом этапе не является необходимым образовать специальные программы, которые передавали бы детям конкретную информацию о наркотиках, алкоголе и других вредных веществах и явлениях. Вся эта информация и профилактическая деятельность должны стать естественной составной частью рабо-
ты с детьми дошкольного возраста, должны отличаться естественностью, непосредственностью, непринужденностью. Неизбежную роль в этом процессе играет семья и сотрудничество с ней.
Профилактика, профилактические программы и деятельность в начальных школах
Как уже отмечалось, школы обязаны каждый год разрабатывать Минимальную профилактическую программу, целью которой является планирование профилактической деятельности на уроках и в группах продленного дня. Важным является сотрудничество с семьей и профессиональными учреждениями, которые участвуют в программе и с которым школа сотрудничает (это связано с местонахождением школы и доступностью профессиональных учреждений).
Профилактика в основных школах должна соответствовать возрасту и предшествующему опыту; с самыми маленькими детьми необходимо продолжать профилактическую работу, направленную на поддержку здоровья и воспитания к здоровому образу жизни. Здесь важным является:
- повышение социальной компетентности - развитие социальных способностей, которые способствуют эффективной ориентации в социальных отношениях, ответственности в поведении, осознание последствий поведения;
- укрепление коммуникативных умений - повышение способности решать проблемы, конфликты, адекватные реакции на стрессовые ситуации, неудачи, критику;
- образование позитивного
социального климата - ощущение доверия, включение в группу, работа в группе сверстников, атмосфера спокойствия без страха и неуверенности;
- формирование взглядов на обществом одобряемые ценности, формирование правового сознания, моральных качеств, гуманитарных взглядов (Школьная профилактическая программа для детских садов и начальных школ, 2001, с. 13).
Если мы сосредоточимся на определенной области, конкретно на профилактике наркозависимости, то целью эффективной профилактики прежде всего должны быть:
- предупреждение злоупотребления наркотиками, в том числе и алкоголем и табаком;
- попытки перенести «встречу» с наркогенными веществами (в наших условиях чаще всего с табаком и алкоголем) в более поздний возраст, когда организм и психика подростка уже относительно развиты и выносливы;
- сокращение или остановка экспериментов с наркотическими веществами; если они не осуществ-ляяются, то можно предупредить самые разные заболевания и дефекты, включая зависимости, которые нуждаются в лечении (вторичная профилактика, касающаяся определенных групп детей старшего школьного возраста) [8, с. 6].
Если мы хотим профилактически влиять на детей школьного возраста в вопросе злоупотребления наркотиками, необходимо знать, какие причины приводят детей к эксперименту и потреблению наркотиков. К самым частым причинам принадлежит скука и любопытство, стремление попробовать что-то новое, непознанное. Пристрастием к наркотикам ребенок может решать проблемы в семье, в школе или в созревании. Первый контакт с наркотиками могут предоставить сверстники и «друзья» в компании. Важно знать, что почти всегда влияет на ребенка несколько факторов и причин одновременно.
Если мы знаем возможные причины, то сможем (педагоги в школах,
родители, общество) успешнее предупреждать опасность наркотиков -важной предпосылкой является постоянное осознание возможной опасности и ее заблаговременная элиминация (соответствующим воспитанием, пониманием, доверием, заблаговременной информированностью...). Эффективная профилактика не должна запугивать, запрещать или приказывать. Она должна правдиво объяснять и предлагать другие возможности.
Какие методы при формировании минимальной профилактической программы в школах можно использовать? В первую очередь, те, которые активно привлекут детей к проблеме, концептуальные, сбалансированные, соответствующие возрасту, а также те, которые будут связаны с дальнейшей подготовленной и реализованной деятельностью. Например:
- общие группы - прежде всего дети в начальных школах способны к развитию способности дискутировать, общаться, решать проблемы и конфликты;
- симуляционные игры - индивид в созданных фиктивных ситуациях;
- релаксационные техники, физические упражнения и двигательная активность - способствуют снижению проблемных, чрезмерных ситуаций, депрессий, страха, которые могут быть компенсированы наркотиком;
- brainstorming (мозговой штурм) -техника, которая развивает творческое мышление, опирается на дискуссию в группе и групповое решение проблем;
- тематические беседы и дискуссии;
- peer-программы - активное включение предподготовленных сверстников в профилактическую программу или проект;
- проекты, проектное обучение, включение в обучение (например, на основе межпредметных отношений);
- методы терапевтических и само-развивающих техник - арттерапия, драматерапия, бодитерапия и другие техники самопроживания.
С учетом недостатков в реализации профилактики в основных школах является с точки зрения профилактических терапий введение так называемой новой Общеобразовательной систем^ы очень важным шагом. Данная система проверялась в начале XXI в. ив 2007-2008 гг. вошла как единая образовательная система во все чешские начальные школы. Обязанностью школы является разработка своей школьно-образовательной программы на основе данной системы. Программа должна быть составлена не по отдельным предметам, а по «образовательным областям». Здесь открывается возможность ввести систематическим естественным путем профилактические элементы, например посредством воспитательной темы «Человек и его здоровье». Так как введение этой системы является для чешской среды новым явлением, школы должны использовать данный принцип работы, и только потом можно ожидать эффективные результаты и в области профилактики. Первые исследования показывают, что учителя часто используют традиционные неэффективные методы профилактики и полагаются на обязанность школы реализовать минимальную профилактическую программу.
Недостатки в реализации профилактики и потребность изменения ситуации
Народная стратегия противо-наркотической политики 2005 -2009 гг. ставит основной задачей Министерства образования «профилактику злоупотребления наркотиками, которая должна осуществиться посредством воспитания здорового образа жизни, предоставления
информации об опасности наркотиков и предложения возможностей проведения свободного времени» [7, с. 12]. Приведенная ссылка о предоставлении информации о вредности наркотиков является очень важной, однако, как показывает практика, не всегда может повлиять на взгляды индивида и его отношение к наркотикам. Проблема в том, что она влияет только на когнитивный аспект, но не затрагивает эмо-тивный и коннативный аспекты [9, с. 14]. Учитель на практике стоит перед проблемой реализации в обучении первичной профилактики (и зависимости от наркотиков), но часто у него не хватает знания проблематики, образования. Учителя на уроках говорят только то, что сами считают необходимым. Современное положение в школах характеризует ^профессиональность, которая часто имеет скорее негативные последствия. Негативный эффект даже может привлечь детей к большему злоупотреблению наркотиками, к эксперименту. Первичная профилактика часто направлена только на высшие классы начальных школ (подростковый возраст 11-15 лет), что, на наш взгляд, очень поздно. Для первичной профилактики характерна неконцептуальность и не-систематичность.
Изменения в реализации первичной профилактики, которые привели бы к улучшению данного состояния, мы наблюдаем в применении следующих мер:
1) образование систематической целостной концепции, направленной не только на младшие классы начальной школы, но и на дошкольные учреждения (дошкольный возраст);
2) первичная профилактика должна быть естественной, непосредственной, непринужденной;
3) педагоги должны иметь достаточный профессиональный уровень, получить специальное образование;
4) должна осуществляться координация деятельности с точки зрения государственных ведомств (Министерства здравоохранения, Министерства образования, региона и отдельных школ - функция координатора, методиста уже для начального образования).
Современные возможности включения педагогических факультетов в программу изменений положения
Из приведенных недостатков следует ряд изменений, которые желательно осуществить как в реализации профилактики, так и в развитии профессионализма учителя. Важными являются задачи, над решением которых может работать и педагогический факультет в своем научном направлении. Некоторые проблемы уже частично реализуются, другие могут стать новым научным направлением. Основными направлениями являются:
1) принять участие в образовании целостной систематической концепции, которая решающим образом изменит подход к профилактике и профилактической деятельности в младших классах начальных школ и будет намеренно действовать на поведение детей (аспект когнитивный, конативный и эмотивный). Концепция должна быть взаимосвязанной и должна образовать информационное и воспитательно-образовательное целое СЕМЬЯ (в оптимальном случае) ^ ДЕТСКИЙ САД ^ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ^ СТАРШИЕ КЛАССЫ (учитывая специфические этапы развития);
2) предлагать на педагогических факультетах студентам специальности «Обучение в младших классах начальных школ» профессиональное образование, которое позволит выпускникам данной специальности на практике направленно и квалифицированно реализовать про-
филактику (прежде всего первичную), координировать профилактическую деятельность на данном этапе обучения и подготовить учебно-образовательные программы с учетом данной проблематики. Знания, мнения и взгляды являются ключевыми для дальнейшего профилактического влияния в старших классах;
3) сосредоточить внимание на дальнейшем образовании учителей и предоставить им возможность просвещения по актуальным вопросам социально-патологических явлений и их профилактики, новейших тенденций, разработок, методов, контактов и т.д. Одновременно готовить учителей к составлению учебных образовательных программ по антинаркотическому просвещению.
Библиография
1. Bindasova O. Prevencia drogovych zävislosti vcera, dned a zajtra / In Kol. Drogy a skola. -Banska Bystrica: UMB, 1995. S. 7-12.
2. Brezinka W. Vychodiska
k poznani vychovy. - Praha: Slon,
1996.
3. Cech T. Primarni drogova prevence a protidrogova vychova ve skolach / In Strelec, S. (ed.) Studie z teorie a metodiky vychovy II. - Brno : MU, 2005. S. 140-152.
4. Cech T. Protidrogova vychova e jej i realizace v podminkach pri -
marniho stupne zakladnich skol. Disertacni präce. - Brno : Masarykova univerzita, 2005.
5. Liba J. Vychova k zdraviu a prevencia drogovych zavislosti. -Presov : PU, 2002.
6. Metodicky pokyn k primarni
prevenci sociälne patologickych jevu u deti a mladeze ve skolach a
skolskych zarizenich, c.j.: 2006/200751. 2007. Dostupne na www:
<http://www.msmt.cz/uploads/soub ory/prevence/PH_20006_07_51_MP_k _prevenci_SPJ_k_podpisu_mini.pdf>.
7. Narodni Strategie protidrogove politiky na obdobi 2005 - 2009. -Praha: Ürad vlädy Ceske republiky, 2005. Dostupne na www: <http://www.vlada.cz/assets/cs/rvk/ rkpp/publikace/Strategie_0509_CZ_w eb.pdf.
8. Nespor K., Czemy L., Pernicova H. Zasady efektivni primarni prevence. Praha : Sportpropag, 1999.
9. Ondrejkovic P., Poliakova E. aj. Protidrogova vychova. - Bratislava : Veda, 1999.
10. Ramcovy vzdelavaci program pro zakladni vzdelavani. - Praha: VUP, 2005.
11. Skolni preventivni program pro materske a zäkladni skoly a skolskä zanzern. 2001. Dostupne na www: <http://www.msmt.cz/Files/DOC/W EB_prevence.doc>.
12. Wiegerova A. Separovaf alebo integrovaf zdravoznü vychovu a protidrogovu vychovu na zakladnych skolach? / In WIEGEROVA, A. (ed.) Cesty demokracie vo vychove a vzdelavani VIII. - Bratislava : PdF UK, 2004.