Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕТХОЕ И АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ / МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОМОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губайдуллина Н.Ю., Паршина М.И.

В статье рассматривается законодательная база переселения из ветхого и аварийного жилья; критерии отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья; анализируется ситуация переселения из ветхого и аварийного жилья в Липецкой области; выявляются основные проблемы в сфере ветхого и аварийного жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Губайдуллина Н.Ю., Паршина М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 330

Н.Ю. Губайдуллина, М.И. Паршина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается законодательная база переселения из ветхого и аварийного жилья; критерии отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья; анализируется ситуация переселения из ветхого и аварийного жилья в Липецкой области; выявляются основные проблемы в сфере ветхого и аварийного жилья.

Ключевые слова: ветхое и аварийное жилье, механизмы улучшения жилищных условий граждан, социальное жилье, многоквартирные дома, реконструкция домов.

Основным противоречием современного периода времени является то, что уровень аварийного и ветхого жилья в России достаточно высок. Это связано с проблемами жилищно-коммунального обслуживания жилищных фондов, с высоким процентом износа домов, с отсутствием некоторых подзаконных актов в области капитального ремонта, с бездействием муниципальных властей в отношении аварийного и ветхого жилья. Во многих городах процент износа зданий достаточно высокий. При этом с каждым годом растет количество людей, нуждающихся в доступном и комфортном жилье. Практика показывает, что многие граждане продолжают жить в аварийном жилье, так как власти не признают статус аварийности дома в силу невозможности переселения граждан.

В1990-2000-е гг. была создана соответствующая нормативно-правовая база по регулированию вопросов, связанных с жилищным строительством, коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере и т. д. Конституция РФ 1993 г. в перечне прав и обязанностей граждан провозгласила право на жилище, закрепив его положениями о том, что это право является основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения. «Неотчуждаемость права» означает, что, во-первых, не допускается и не представляется возможным лишить человека этого права; во-вторых, провозглашенное в Конституции право не может быть изъято государством произвольно, то есть без соответствующего закона и указания на него; в-третьих, гражданин не может дать обязательство перед кем-либо не реализовывать предоставленное ему право. Кроме этого право на жилище не подлежит ограничению в условиях чрезвычайных положений.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 гг.» [1] была утверждена специальная подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», предусматривавшая следующие мероприятия:

1. Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан.

2. Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации подпрограммы.

3. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания.

4. Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья.

Особое внимание в подпрограмме было уделено выработке механизма улучшения жилищных условий граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда. В частности, отмечалось, что предоставляемое на условиях социального найма жилье может являться как жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма или полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре, так и приобретенным на вторичном рынке недвижимости или построенным в качестве муниципального социального жилья. Главным критерием при выборе варианта решения проблемы ликвидации аварийного жилья должна быть минимальная стоимость социального жилья при соблюдении гарантий по его размерам и качеству. Наиболее экономически целесообразным, в частности, признавалось приобретение муниципалитетом жилья на вторичном рынке, а в случае принятия решения о новом стро-

© Губайдуллина Н.Ю., Паршина М.И., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-5(63).

ISSN 2223-4047

ительстве - использование специальных проектов, предназначенных для жилья именно такого типа.

Аварийными признаются многоквартирные дома, проведение восстановительных работ в которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Понятие ветхого жилья в законодательстве не содержится. Однако исходя из иных нормативных актов и сложившейся практики, ветхим состоянием здания считается состояние, при котором конструкции помещений и здание в целом имеет износ: для каменных домов — свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард — свыше 65%; основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако оно перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.

Таким образом, основное отличие аварийного и ветхого жилья состоит в том, что последнее характеризуется только высокой степенью износа, в то время как аварийное жилье представляет опасность для жизни проживающих.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется специально создаваемой межведомственной комиссией.

Межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В настоящее время решения о признании домов аварийными и подлежащими сносу в отношении многоквартирных жилых домов принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления.

Финансирование ветхого и аварийного жилья производится, главным образом, по двум направлениям - за счет бюджетных средств и за счет инвесторов.

По оценкам Международной финансовой корпорации (№С) для проведения капремонта и модернизации жилого фонда в России необходимы масштабные инвестиции, составляющие около 322 млрд рублей ежегодно до 2035 г. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя стоимость ремонта в 2011 г. составляла 833 руб. на кв. м и 837 руб. на кв. м - в 2010 г. При этом в настоящее время динамика фактического старения жилого фонда в два раза превышает количество сносимого ветхого и аварийного жилья [2].

В 2014 году были разработаны поправки в закон о Фонде содействия реформе ЖКХ, согласно которым было предложено выделять деньги муниципалитетам только для сноса аварийного жилья. Однако последствием такого реформирования может стать то, что сносу будет подвергаться даже то жилье, которое ещё можно отремонтировать, с учетом того, что капремонт обходится дешевле переселения дома. К тому же, несколько снижает выгоду сноса домов по сравнению с ремонтом то обстоятельство, что в итоге принятия многих судебных решений жилье выделяется гражданам взамен ранее занимаемого по нормам предоставления, что ведет к колоссальным расходам.

Однако все чаще администрации стараются сосредоточить жилищную политику на строительстве нового жилья. В этом помогает возможность привлечения инвестиций, что дает ряд обоснованных преимуществ: инвестор берет на себя функцию сноса аварийного жилья, строительство новых домов способствует обновлению коммуникаций и благоустройству населенного пункта в целом.

В качестве одного из способов решения вопроса о ветхом жилье можно рассматривать также реконструкцию, обладающую некоторыми преимуществами: не требует переселения жильцов, цены на их квартиры при этом повышаются в разы в отличие от «аварийных» цен, нет необходимости в разработке новых участков под застройку, отсутствуют затраты на снос, а реконструкцией полностью занимается строительная организация.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р в 2016 году целевой показатель по расселению граждан из аварийного жилья для Липецкой области составляет 16,78 тыс.кв.м.

Для достижения указанного показателя запланировано завершить расселение по этапу 2015-2016 годов в размере 10 тыс.кв.м (в том числе расселить в г. Грязи - 3,7 тыс.кв.м, г.Липецк - 4,1 кв.м, г. Лебе-дянь- 2,2 тыс. кв.м).

Плановые значения реализации второго этапа 2015-2016 годов программы составляют: расселение 17,7 тыс.кв. м аварийного жилья; переселение 889 граждан; приобретение 403 жилых помещений.

По состоянию на 01 октября 2016 года фактическое завершение мероприятий второго этапа программы составило: расселено 7,06 тыс.кв. м аварийного жилья (40%); переселено 317 человек; приобретено 159 жилых помещений. Освоено всего 272,56 млн руб. из 763,34 млн руб., в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составили 108,89 млн руб.; областного бюджета - 62,02 млн руб.; местного бюджета - 101,64 млн руб.

Кроме того, в 2016 году частично расселены граждане из аварийного жилья по этапу 2016-2017 годов. Объем средств составил более 246 млн руб. В этой связи в марте 2016 года была направлена заявка на получение финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по этапу 2016-2017 годов, которая одобрена 11 мая 2016 года Решением правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства №666.

Всего по этапу 2016-2017 годов до 01 сентября 2017 года будет ликвидировано 18,1 тыс.кв.м аварийного жилья, расселено 448 жилых помещений, в которых проживает 1023 человека. Объем средств составит 591,77 млн руб., в том числе средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 226,6 млн руб.

В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.

Итак, в сфере ветхого и аварийного жилья существует ряд проблем, требующих решения. Основные из них следующие:

1. Проблема нормативно-правового регулирования вопросов аварийного и ветхого жилья. Следует подчеркнуть, что понятие «ветхости» исчезло из законодательства. Стоит также отметить отсутствие на правовом уровне механизмов контроля над субъектами, признающими статус домов аварийными и ветхими. Например, необходимо установить жесткие сроки расселения жителей при угрозе аварийности или ветхости дома по факту обращения граждан.

2. Проблема отсутствия эффективных механизмов управления сферой аварийных и ветхих домов. Она может быть условно разделена на ряд разноплановых подпроблем. В частности, в настоящее время:

- отсутствуют эффективные механизмы реконструкции домов;

- новое строительство домов не поспевает за выбытием жилищного фонда в силу его старения;

- отсутствуют принципы комплексности и координации при решении проблем аварийных и ветхих

домов.

3. Проблема финансирования является одной из трудноразрешаемых. Это связано как с проблемой поиска оптимальной модели для финансирования процессов реконструкции домов, так и с проблемами невыгодности инвестирования в реконструкцию.

Решение перечисленных проблем невозможно лишь с помощью программ по расселению из ветхого и аварийного жилья. В данной ситуации необходима более глубокая и тщательная разработка, проектирование и создание эффективной модели управления данной сферой, которая включала бы субъекты регулирования, начиная от уровня власти и заканчивая гражданами. Кроме того, необходимо тщательно изучить и проконтролировать вопросы, касающиеся финансирования, а также предоставления льгот. Но самым главным аспектом должно стать создание четкого нормативно-правового регулирования в сфере аварийного и ветхого жилья.

Библиографический список

1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: постановление Правительства РФ от 17 сент. 2001 г. № 675 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 39, ст. 3770.

2. Ветхое и аварийное жилье: текущая ситуация URL: http://msk.stшykontшUnfo/fommMewtopic.php?p=74930

ГУБАЙДУЛЛИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - магистрант кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента, Липецкий филиал РАНХиГС, Россия.

ПАРШИНА МАРИНА ИВАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственной, муниципальной службы и менеджмента, Липецкий филиал РАНХиГС, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.