Научная статья на тему 'Роль органов прокуратуры в сфере защиты имущественных прав граждан при переселении из аварийного жилья'

Роль органов прокуратуры в сфере защиты имущественных прав граждан при переселении из аварийного жилья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / УСЛОВИЯ ОТНЕСЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ К КАТЕГОРИИ АВАРИЙНЫХ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM EMERGENCY HOUSING / THE CONDITIONS FOR CLASSIFYING HOUSES AS EMERGENCY / THE LEGAL REGULATION OF RESETTLEMENT FROM EMERGENCY HOUSING / THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OF RESETTLEMENT FROM EMERGENCY HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хусяйнова Светлана Геннадиевна

Автор анализирует работу органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов при переселении граждан из аварийного жилья. Отмечает, что прокурорами ведется системный мониторинг ситуации, обеспечивается обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами, по материалам о нарушениях прав граждан при переселении из аварийного жилья организуются проверки выполнения органами власти их обязанностей в области соблюдения жилищных прав населения. Выявляет недостатки правового регулирования в указанной сфере и предлагает внести коррективы в существующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROSECUTOR’S BODIES IN THE SPHERE OF PROTECTING THE PROPERTY RIGHTS OF CITIZENS FROM THE EMERGENCY ACCOMMODATION

The author analyzes the work of the prosecutor’s office to supervise the observance of laws when resettling citizens from emer gency housing. He notes that prosecutors are systematically monitoring the situation, exchanging information with law enforcement and supervisory bodies, materials on violations of the rights of citizens in resettlement from emergency housing are organized to verify the performance of authorities in their duties in the field of compliance with housing rights of the population. Identifies the shortcomings of legal regulation in this area and proposes to make adjustments to existing legislation.

Текст научной работы на тему «Роль органов прокуратуры в сфере защиты имущественных прав граждан при переселении из аварийного жилья»

Роль органов прокуратуры в сфере защиты имущественных прав граждан при переселении из аварийного жилья

С.Г. Хусяйнова

старший научный сотрудник отдела научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Москва)

Светлана Геннадиевна Хусяйнова, sveta963@mail.ru

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и предполагая ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, одновременно возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия. Указанную конституционную обязанность законодатель конкретизировал в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами одного из видов имущественных прав - права на достойное жилище.

Вместе с тем в настоящее время десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, которые не соответствуют требованиям ни к комфортности, ни к безопасности. Здания, десятилетиями не видевшие капитального ремонта, ветшают и обваливаются. Обрушение жилых домов в Пермской области, в городах Кунгуре и Перми, в 2014 и 2015 годах, в результате которых погибли взрослые и дети, стало очевидным доказательством неудовлетворительной работы управляющих компаний и органов местного самоуправления.

С 2008 года вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда решается в рамках программных мероприя-

тий при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). В отдельных регионах Российской Федерации дополнительно реализуются программы, финансируемые исключительно за счет средств консолидированных бюджетов Российской Федерации и внебюджетных источников.

По оценкам специалистов, в России общая площадь аварийного жилищного фонда, расселение которого необходимо осуществить в 2014-2017 годах в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», составляет 11,15 миллиона квадратных метров 1.

Ликвидация аварийного жилищного фонда - одно из первоочередных направлений жилищной политики государства, призванное обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан. В связи с этим состояние законности при реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда постоянно контролируется органами прокуратуры.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что многочислен-

1 Ш1_: http://fondgkh.ru/rezultatyi-rabotyi/operativnaya-informatsiya-o-deyatelnosti-fonda-sodeystviya-reformirova niyu-zhkh-po-sostoyaniyu-na-01-12-2015/

ные нарушения допускаются на всех стадиях ликвидации аварийного жилья 2.

По мнению прокурорских работников, нарушения в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда распределяются следующим образом:

• нарушение порядка признания многоквартирных домов аварийными - 51,5 процента;

• нарушение требований градостроительного законодательства в процессе проектирования, возведения и введения в эксплуатацию многоквартирных домов - 27,7 процента;

• нарушение порядка расходования денежных средств, выделяемых для переселения граждан из аварийного жилья - 22,6 процента;

• иное - 4,5 процента.

Органами местного самоуправления игнорируется законодательство при рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Так, например, в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Саратовской области только после вмешательства органов прокуратуры 10 многоквартирных домов, находившихся в неудовлетворительном техническом состоянии, были признаны органами местного самоуправления аварийными и подлежащими сносу.

В целях затягивания процедуры признания домов аварийными межведомственные комиссии принимают незаконные решения, назначают обследования, которые длительное время не проводятся, в решениях об утверждении заключений не указывают меры по дальнейшему использованию жилых помещений, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В ходе проверок выявлялись факты предоставления при переселении гражданам жилых помещений, не соответствующих предъявляемым требованиям либо с ухуд-

шением жилищных условий.

Нарушения со стороны органов муниципальной власти получают жесткую прокурорскую оценку, пресекаются мерами реагирования. Так, в результате вмешательства прокурора города N городская администрация разработала механизм исполнения заключений межведомственной комиссии в отношении ряда домов. До прокурорского вмешательства администрацией не были установлены ни порядок использования помещений, ни сроки отселения граждан.

Однако, учитывая распространенность нарушений в указанной сфере со стороны органов муниципальной власти, принципиальное значение приобретают вопросы полноты и эффективности мер, принимаемых органами государственного жилищного надзора. Как показывают прокурорские проверки, серьезные просчеты в работе органов контроля способствуют углублению кризисной ситуации в рассматриваемой области. Назовем некоторые из них:

• ненадлежащим образом контролируются направляемые в органы местного самоуправления для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилых помещений заключения о техническом состоянии жилищного фонда;

• при отсутствии объективных причин продлеваются сроки исполнения предписаний;

• несвоевременное обращение в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия межведомственных комиссий, что неоднократно являлось основанием для отказа в их удовлетворении.

Анализ практики прокурорского надзора позволил выявить ряд основных проблем, тормозящих реализацию программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а именно:

2 Эмпирическую базу исследования составили анкетирование прокурорских работников в 9 субъектах Российской Федерации, материалы обобщения прокурорской практики, в том числе анализ докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации за 2014-2016 годы по проблемам осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере переселения граждан из аварийного жилья.

• привлечение к выполнению работ по строительству жилья подрядчиков, не имеющих надлежащих финансовых и трудовых ресурсов для выполнения принятых ими обязательств;

• ненадлежащая организация контроля за ходом строительства со стороны уполномоченных органов власти;

• приемка органами местного самоуправления выполненных подрядчиками работ без надлежащей проверки, в результате чего введенные в эксплуатацию жилые дома оказались фактически непригодными для проживания.

Также следует обратить внимание на проблему, препятствующую эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере, - спорные вопросы правоприменения законодательства, регулирующего переселение граждан из аварийного жилья.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) под аварийным жилищным фондом понимается «совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации» (курсивным шрифтом выделено мной. - С.Х.).

В соответствии с указанным законом под причиной аварийного состояния помещения понимается его «физический износ».

Вместе с тем Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции [5] признает «аварийными жилые помещения, помещения, получившие повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или эко-

номически нецелесообразно» (курсивным шрифтом выделено мной. - С.Х.). А не в результате «физического износа», как указывается в Законе № 185-ФЗ.

В соответствии с критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к непригодным для проживания, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года № 10, жилым домом в аварийном состоянии считается дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан. И поясняется, что аварийное состояние жилого дома наступает в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов; деформации основания здания; получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т. п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации; аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения

По справедливому мнению Ю.Л. Афанасьевой, наиболее корректны формулировки критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории аварийных, указанные в названном постановлении, и они могут быть введены в законодательство (подробнее см. [8]).

Некоторые авторы подчеркивают необходимость ужесточения ответственности за нарушение сроков расселения из аварийного жилья (см., например, [9, 10]).

Сроки отселения в законе не нормированы, поскольку они определяются совокупностью факторов (год постройки и признания дома аварийным, место положения, степень износа здания, конструкций, обо-

рудования и т. п.), выявляемых индивидуально в каждом отдельном случае. Отсутствие адресной программы и бездействие органов местного самоуправления, как полагает Е.С. Крюкова, не должны служить препятствием для реализации исследуемых жилищных прав граждан (подробнее см. [11]).

На наш взгляд, сроки отселения граждан из аварийного жилья требуют дополнительной регламентации в статье 16 Закона № 185-ФЗ. В настоящее время очередность расселения в рамках указанного закона зависит не от категории граждан, а от критериев, установленных нормами этого закона применительно к аварийному многоквартирному дому.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

2. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.

3. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600. согласна

4. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ // Собрание законодатель-

ства Российской Федерации, 2007, № 30, ст. 3799.

5. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции : постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 702.

6. Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных : постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года № 10 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой документации. 2004. № 7.

7. иЯЬ: http://fondgkh.ru/rezultatyi-rabotyi/ operativnaya-informatsiya-o-deyatelnosti-fonda-sodeystviya-reformirovaniyu-zhkh-po-sostoyaniyu-na-01-12-2015/ (дата обращения: 18 января 2017 года).

8. Афанасьева Ю. Л. Правовые проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья // Правовые вопросы недвижимости. 2014. № 1.

9. Ибрагимова З. Ф. О некоторых проблемах в сфере ветхого и аварийного жилья // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. 2015. Выпуск 1 (11).

10. Крашенинников П. В. Жилищное право. М. : Статут, 2000.

11. Крюкова Е. С. Прекращение жилищных прав: пути совершенствования законодательства // Власть закона. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.