Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЕЛЕНИЕМ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЕЛЕНИЕМ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / РАССЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ РАССЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОВЕРШАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАССЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / EMERGENCY HOUSING / RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM EMERGENCY HOUSING / CRIMES COMMITTED IN THE FIELD OF RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM DILAPIDATED AND EMERGENCY HOUSING / DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE INVESTIGATION AND PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN THE PROCESS OF RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM DILAPIDATED AND EMERGENCY HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин А.Н.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в деятельности правоохранительных органов, в частности органов прокуратуры, в процессе надзора за соблюдением законодательства при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья, анализируются недостатки действующего законодательства, способствующие нарушению прав граждан при их переселении из аварийного жилья, выявляются сложности, возникающие при расследовании уголовных дел по преступлениям, совершаемым в процессе такого расселения. Предлагается ряд организационно-управленческих мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в этом направлении и их взаимодействию с юридическими вузами страны для наиболее успешного расследования преступлений, совершаемых в процессе расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варыгин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF THE THEORY AND PRACTICE OF PROSECUTORIAL ACTIVITY RELATED TO THE RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM DILAPIDATED AND DILAPIDATED HOUSING

The article deals with problematic issues that arise in the activities of law enforcement agencies, in particular the Prosecutor’s office, in the process of monitoring compliance with the law when relocating citizens from emergency and dilapidated housing, analyzes the shortcomings of current legislation that contribute to the violation of the rights of citizens when they are relocated from emergency housing. It also reveals the difficulties that arise when investigating criminal cases for crimes committed in the process of such resettlement. A number of organizational and managerial measures are proposed to improve the activities of law enforcement agencies in this area and their interaction with law schools in the country for the most successful investigation of crimes committed during the resettlement of citizens from dilapidated and dilapidated housing.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЕЛЕНИЕМ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ»

* СУДЕБНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА *

А.Н. Варыгин,

доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной юридической академии

A.N. Varygin,

Doctor of law, Professor of Saratov state law Academy

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЕЛЕНИЕМ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ

i

(»J Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие

§ в деятельности правоохранительных органов, в частности органов прокуратуры, * в процессе надзора за соблюдением законодательства при переселении граждан ^ из аварийного и ветхого жилья, анализируются недостатки действующего законо-GQ дательства, способствующие нарушению прав граждан при их переселении из ава-^ рийного жилья, выявляются сложности, возникающие при расследовании уголовных ^ дел по преступлениям, совершаемым в процессе такого расселения. Предлагается ^ ряд организационно-управленческих мер по совершенствованию деятельности право-^ охранительных органов в этом направлении и их взаимодействию с юридическими _ вузами страны для наиболее успешного расследования преступлений, совершаемых X в процессе расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

К Ключевые слова: аварийное жилье; расселение граждан из аварийного жилья;

^ преступления, совершаемые в сфере расселения граждан из ветхого и аварийного

0 жилья; разработка методических рекомендаций по расследованию и профилактике преступлений, совершаемых в процессе расселения граждан из ветхого и аварийного

1

SJ Problematic issues of the theory and practice

^ of prosecutorial activity related to the resettlement

126

Q

CM О CM

жилья.

of citizens from dilapidated and dilapidated housing

Abstract: the article deals with problematic issues that arise in the activities of law enforcement agencies, in particular the Prosecutor s office, in the process of monitoring CV compliance with the law when relocating citizens from emergency and dilapidated housing, Q analyzes the shortcomings ofcurrent legislation that contribute to the violation of the rights of citizens when they are relocated from emergency housing. It also reveals the difficulties CSJ that arise when investigating criminal cases for crimes committed in the process of such resettlement. A number oforganizational and managerial measures are proposed to improve the activities of law enforcement agencies in this area and their interaction with law schools in the country for the most successful investigation of crimes committed during the resettlement of citizens from dilapidated and dilapidated housing.

Keywords: emergency housing; resettlement of citizens from emergency housing; crimes committed in the field of resettlement of citizens from dilapidated and emergency housing; development of methodological recommendations for the investigation and prevention of crimes committed in the process of resettlement of citizens from dilapidated and emergency housing.

Одним из важнейших направлений прокурорского надзора на современном этапе является надзор за соблюдением законодательства при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. В последние годы в стране в ходе прокурорской и судебной деятельности стало ясно, что правовое регулирование признания жилья ава- -д1 рийным, процесс его расселения имеют определенные противоречия g §v и недостатки, которые способствуют нарушению прав граждан, со- | | вершению всевозможных правонарушений в данной сфере. Органы | | прокуратуры эту проблему хорошо знают в связи с многочисленны- « § ми обращениями к ним граждан за защитой своих нарушенных прав. "§ "§ В настоящее время отношения, связанные с расселением граждан § е из ветхого и аварийного жилья, урегулированы множеством норма- | § тивно-правовых актов, некоторые из которых если не противоречат g | друг другу, то должным образом не конкретизируют и не дополняют -3 5 друг друга. В связи с этим в прокурорской деятельности, судебной | "§ практике возникает немало сложностей с тем, как правильно толковать 1 | понятия «аварийное здание», «ветхое жилье», «жилье, непригодное 04 ^

ов 5

для проживания». Например, в ЖК РФ дается определение жилого ^ "§

помещения; определяется, что непригодным для проживания жилое § :§

помещение может быть признано лишь по основаниям и в поряд- s ■§

ке, устанавливаемым Правительством РФ [1]. На основании этого | |( Правительством РФ было принято соответствующее положение [2]. ь

Однако четкого определения жилья, непригодного для проживания, | |

аварийного и ветхого жилья в данном положении нет. ^ 5

Согласно Федеральному закону «О Фонде содействия реформиро- | §

ванию жилищно-коммунального хозяйства» [3] аварийный жилищный * "

фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных до- 127 мах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или рекон-

струкции в связи с их физическим износом в процессе эксплуатации, ^

т.е. единственной причиной аварийного состояния помещения явля- &

и

ется его физический износ. Понятия ветхого жилья в данном Законе "§ вообще не содержится. Отсутствуют термины «аварийное жилье» | и «ветхое жилье» и в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4], на соответствие которому проводится оценка технического состояния зданий и сооружений.

в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

Критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к непригодным для проживания, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 [5], в числе других относятся жилые дома в аварийном состоянии и ветхие жилые дома. Жилой дом в аварийном состоянии - дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан. Аварийное состояние жилого дома наступает в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов; деформации основания здания; получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспе-чением требований строительных норм и правил к жилым зданиям рЗ для особых условий строительства и эксплуатации; аварии, пожара,

I

О*

^ Под ветхим жилым домом понимается жилой дом с физическим

О износом, при котором его прочностные и деформационные харак-£0

^ теристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, С установленных нормативными документами. К ветхим жилым домам $ относятся кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше ^ 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Вышеназванный документ к ветхим жилым помещениям причисляет те, которые О Федеральный закон № 185-ФЗ относит к аварийным. ^ В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного Ч фонда МДК 2-04.2004 [6], утвержденном Госстроем России, отмеча-О ется, что аварийное состояние здания - состояние здания, при котором ^ более половины жилых помещений и основных несущих конструкций ^ здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

128 Таким образом, как видим, в федеральном законодательстве по-нятия «аварийное жилье» не содержится, так же как и понятия ветхого жилья. На наш взгляд, понятие жилых домов (жилых помещений), О относящихся к категории аварийных, должно быть прописано за-^ конодательно, а именно в ЖК РФ, где должно быть дано его опреде-^ ление, как и определение базового понятия «жилье, непригодное для проживания».

Еще одной проблемой, связанной с толкованием норм права, является несогласованность ряда норм ЖК РФ, регулирующих порядок

предоставления гражданам жилья, в том числе в случаях расселения аварийного и ветхого жилья. Она заключается в правильном выборе применимого законодательства при реализации прав собственников жилых помещений, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при расселении аварийного жилья, а также таких лиц, занимающих указанные помещения по договорам социального найма.

Кроме того, существует немало процедурных сложностей, связанных с признанием жилых домов аварийными. В частности, это касается деятельности межведомственных комиссий по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов критериям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, -д1 жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного § дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, где четко | | не прописан алгоритм их действий. В связи с этим, на наш взгляд, | | возникают определенные проблемы. о о

Во-первых, деятельность комиссии по рассмотрению вопроса "§ "§ о признании многоквартирного дома аварийным осуществляется § е на основании заявления собственника (собственников). В соот- | § ветствии с п. 45 Положения к заявлению прилагается заключение | | специализированной организации, проводившей обследование дома -3 5 на предмет возможности признания его аварийным. С учетом того, | "§ что в аварийных домах, как правило, проживают не самые состоя- 1 | тельные люди, такой порядок может оставить вне поля зрения соот- 04 ^

од ^

ветствующей комиссии дома, по которым не будут представлены все ^ "§

необходимые документы (в частности, названное заключение специ- § :§

ализированной организации). «■§ Во-вторых, существует возможность неправильного и незаконного | |( непризнания дома аварийным в ходе проводимого комиссией обсле- ь

дования оцениваемых помещений (дома). С учетом тех правовых по- | | следствий, которые возникают для органов местного самоуправления ^ 5 от признания дома аварийным, можно сделать вывод об отсутствии | §

у них заинтересованности в увеличении числа аварийных домов. * " Примеры таких ситуаций, когда, например, решение принималось 129 комиссией лишь на основе визуального обследования, без проведе-ния инструментальных измерений, известны и отражены в том числе ^ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением & жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным "§

и подлежащим сносу и реконструкции, Верховного Суда РФ [7]. |

В-третьих, нормативно не установлена ответственность членов таких межведомственных комиссий, например, за умышленное непризнание дома аварийным.

Следует назвать еще одну проблему, связанную с расселением граждан из ветхого и аварийного жилья, а именно проблему уголовно-правового характера, которая выявляется в ходе прокурорского надзора. Дело в том, что в ходе такого расселения нередко совершаются всевозможные преступления (должностного характера, мошенничество, присвоение и растрата и др.). Преступные действия заключаются во внесении в списки аварийного жилья квартир и домов, таковыми не являющихся; внесении в списки граждан, подлежащих расселению, подставных лиц; в превышении объемов выполненных работ при реконструкции ветхого жилья и строительстве нового взамен сносимого; завышении цен на жилье, приобретаемое для переселяемых лиц; умышленном уничтожении ветхого и аварийного жилья, жильцы из которого не желают переезжать, например, путем поджога; хище-нии подрядчиками денежных средств, выделяемых на строительство рЗ жилья переселенцам, и т.д.

^ По статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ, каждое десятое возбужденное уголовное дело в сфере жилищно-коммуналь-^ ного хозяйства РФ связано именно с расселением граждан из ветхого О и аварийного жилья [8].

^ Одной из сложностей, связанных с расследованием преступлений, С совершаемых в сфере переселения граждан из аварийного жилья, $ является необходимость проведения экспертизы проектной докумен-^ тации, строительно-технической экспертизы в отношении объектов строительства. Такие экспертизы дорогостоящие и, как правило, проводятся длительное время. В силу чего нередко утрачиваются О доказательства по уголовному делу.

^ Проблемой также является тот факт, что правоприменитель часто Ч пассивен в подходе к расследованию таких преступлений. Следствие О реализует фактические данные в доказательства, не пытаясь выявить ^ все криминальные взаимосвязи подозреваемых, используемые ими для ^ реализации преступных, в частности коррупционных, схем. При этом нередко недостатки в своей деятельности правоохранители списывают 130 на пробелы в законодательстве, например в ЖК РФ.

Кроме того, следует отметить, что потерпевшими по уголовным делам, по преступлениям, совершаемым в рассматриваемой сфере, О могут выступать одновременно несколько лиц (например, жильцы Г1 многоквартирного дома), что обусловливает необходимость создания ^ следственных групп по таким преступлениям для их более быстрого и полного расследования.

На практике также возникают случаи, когда при обращении граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье, в право-

охранительные органы, они сталкиваются с ситуацией, когда им ошибочно поясняют, что нарушенные права касаются сферы гражданско-правовых отношений, а потому их защита возможна исключительно в порядке гражданского судопроизводства. Как следствие, на протяжении длительного времени обстоятельства, повлекшие нарушение прав граждан путем преступных действий конкретных должностных лиц государственных органов, не исследуются, что неизбежно влечет естественную утрату следов преступления или их преднамеренное уничтожение. В результате получить по истечении определенного времени достаточные данные, указывающие на признаки мошенничества либо преступлений коррупционного ха- -д1 рактера, не представляется возможным и органам предварительного § расследования вынужденно приходится отказывать в возбуждении | | уголовного дела. | |

Еще одним препятствием для должного обеспечения прав потер- « § певших по обозначенной категории уголовных дел может служить "§ "§ неправильное толкование на практике нормы, содержащейся в ч. 1 § г ст. 42 УПК РФ. В соответствии с ее положениями решение о признании | § лица потерпевшим принимается незамедлительно после возбуждения | | уголовного дела и оформляется постановлением следователя, а если -3 5 данные о лице неизвестны - с момента их получения. Между тем не | "§ исключено, что заявление в орган расследования по факту мошен- 1 | нических действий или действий коррупционного характера в сфере 04 ^

Ов 5

переселения граждан из ветхого или аварийного жилья будет подано ^ "§

одним или несколькими гражданами, тогда как большая часть лиц, § :§

чьи права окажутся ущемленными в результате описанных действий, « ■§

не заявят об этом. При возникновении данной ситуации следователю | |( не стоит дожидаться их обращения, ему самому следует принять ь

меры к их установлению и признанию потерпевшими. Иной подход | |

к рассматриваемой ситуации приведет к тому, что комплекс прав, ^ 5

принадлежащих потерпевшему по действующему уголовно-про- | §

цессуальному законодательству, не будет осуществляться лицами, * "

которые самостоятельно не инициировали их вовлечение в процесс 131 в качестве потерпевших.

Немало сложностей возникает и в связи с квалификацией дея- ^

ний, совершаемых виновными в ходе расселения граждан из ветхого &

и аварийного жилья, с назначением им справедливого наказания. "§

Например, практика показывает, что в качестве наказания за подобные | преступления чаще всего назначается лишение свободы условно или штраф. И это несмотря на то, что деяния посягают прямо или косвенно на жилищные (наиболее существенные) права граждан.

Есть ряд и других проблемных вопросов криминалистического, уголовно-правового и процессуального характера, возникающих при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершаемым в процессе расселения граждан из аварийного и ветхого жилья.

В целях совершенствования деятельности правоохранительных органов, прежде всего прокурорского надзора за соблюдением законодательства при расселении граждан из аварийного жилья видится возможным осуществление ряда мер:

1. Организация и осуществление мониторинга состояния преступности в сфере ЖКХ и конкретно в сфере расселения граждан из аварийного и ветхого жилья (исполнители: Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ).

2. Организация и проведение научных исследований уголовно-правового, процессуального, криминологического, криминалисти-

^ ческого характера по предупреждению преступлений, совершаемых в процессе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья ^ (исполнители: юридические вузы страны, в том числе по заявкам О Генпрокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, Следственного коми-^ тета РФ и его управлений в субъектах Федерации). С 3. Проведение совместных круглых столов, семинаров с участием 5 сотрудников прокуратур субъектов РФ и юридических вузов страны ^ по данной тематике.

4. Разработка методических рекомендаций по расследованию и профилактике преступлений, совершаемых в процессе расселения О граждан из ветхого и аварийного жилья (исполнители: Генеральная ^ прокуратура РФ, СК РФ, юридические вузы страны). Ч Несомненно, что в рамках настоящей статьи освещены далеко О не все проблемные вопросы, возникающие в деятельности правоох-^ ранительных органов, связанные с расселением граждан из ветхого ^ и аварийного жилья, и данная сфера требует дальнейших научных исследований, в том числе исследований комплексного, междисци-132 плинарного характера.

^ Список литературы:

О 1. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон

^ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. зако-СЧ| нодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 1, ч. 1, ст. 14.

2. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом: утв. Постановлением Правительства РФ

от 28 января 2006 г. № 47 (в ред. от 29 января 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 6, ст. 702.

3. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30, ст. 3799.

4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 1, ст. 5.

5. Критерии и технические условия отнесения домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных: постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. - 2004. - № 7.

6. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004. - URL: // https://base.garant.ru/12135452/. (дата обращения: 05.02.2020).

7. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу: постановление Президиума ВС РФ от 29 апреля 2014 г. - URL: // http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=9254 (дата обращения: 05.02.2020).

8. Генпрокуратура нашла нарушения при расселении ветхого жилья в 40 регионах. - URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2020).

Г

i I

Е.П. Крылова,

прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном

округе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.C. Шейнин,

старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

E.P. Krylova,

Prosecutor of the office of the Prosecutor General of the Russian Federation in the North Caucasus Federal district t9280052922@gmail.com

A.S. Sheikin,

Senior Prosecutor of the General Prosecutor's office of the Russian Federation in the North Caucasus Federal district t9280052922@gmail. com

% s

0

1

0" X

i £ I

о 8

133

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: в статье освещается деятельность органов прокуратуры (на примере Северо-Кавказского федерального округа) по правовому просвещению населения. Проводится краткий обзор приказов Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующих организацию работы по правовому просвещению, а также законодательства Российской Федерации в сфере правового воспитания граждан.

Ь ш

Г»?

II

$ э 1 S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.