АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА КОМПАНИЙ НА ФСБУ 14/2022 «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ»
И.М. Крайнова, старший преподаватель И.В. Дрожжина, канд. экон. наук, доцент Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-183-185
Аннотация. С 1 января 2024 г. обязателен для применения Федеральный стандарт бухгалтерского учета 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденный Приказом Минфина от 30.05.2022 № 86н. К новому стандарту Фонд «НРБУ «БМЦ» выпустил рекомендацию «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Авторы статьи обращают внимание на важные аспекты перехода на данный стандарт с одновременным учетом новаций ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» в отношении капитальных вложений в нематериальные активы. Порядок перехода представлен в виде алгоритма действий бухгалтера коммерческой организации, чем и обусловлена актуальность статьи.
Ключевые слова: нематериальные активы, федеральные стандарты, капитальные вложения.
Для перехода на учет нематериальных активов (НМА) по ФСБУ 14/2022 необходимо выполнить ряд действий, в том числе в части бухгалтерских записей в межотчетный период, выбрать вариант перехода, внести изменения в приказ по учетной политике.
При первом варианте, следует выяснить, возможен ли перспективный переход
на новый стандарт. Такой вариант по ФСБУ 14/2022доступен тем, кто имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее - упрощенный бухгалтерский учет), в частности, это субъекты малого предпринимательства (рис. 1) [1].
е в ¡а
I
¡53
Переход на ФСБУ 14/2022
Признание затрат
Сумма затрат
Обесценение ак тива
Бухгалтерская отчетность
Использовать перспективный переход, то есть никаких действий на момент перехода не нужно. Применять стандарт надо только к тем активам, которые появятся уже в 2024 г.
Признавать затраты на приобретение, создание idiii улучшение НМА сразу — без амортизации
В сумму затрат при признании капвложений в НМА включать только суммы, которые нужно заплатить продавцу, без процентов и скидок
Не делать проверки на обесценение нематериальных актп-вов
Не раскрывать в бухгалтерской отчетности часть лнфор-мации о НМА. Например, о сверке остатков и движении активов, о результатах и суммах пх обесценения
Рис. 1. Варианты упрощенного способа применения ФСБУ 14/2022 для субъектов малого предпринимательства
■s
a
es
О
a
%
Si
a
a
w
a
л
a
a
Таким образом, при перспективном переходе новые правила применяются только к новым нематериальным активам (п. 55 ФСБУ 14/2022) [1].
Теоретически перспективно перейти на ФСБУ 26/2020 в части капитальных вложений в НМА имеют право все компании независимо от права на упрощенный бухгалтерский учет (п. 26 ФСБУ 26/2020) [2]. Однако не рекомендуется по-разному переходить на ФСБУ 26/2020 в части капитальных вложений в НМА и в части данных активов. Это может привести к тому, что данные баланса по одной группе статей об НМА будут сформированы не однообразно.
Если организация обладает правом наперспективный переход, тонеобходимо решить, будетли она его применять. Организация вправе отказаться и выбрать ретроспективный пересчет, так как онобес-печивает более достоверную информацию в бухгалтерской отчетности. Если компания выбрала перспективный переход, то это необходимо прописать вучетной политике и далее, пропуская второе действие, перейти к следующему шагу.
Приспособе ретроспективного пересчета необходимо также установить вариант пересчета данных по НМА в связи с переходом на ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: полная ретроспектива либо альтернативный переход - упрощенная ретроспектива без пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности организации.
При полной ретроспективе необходимо пересчитать все входящие остатки за 2022 и 2023 гг., как если бы компания применяла новые правила с самого начала возникновения капитальных вложений в НМА и сами нематериальные активы, представленных в первой же отчетности за 2024 г. При упрощенной ретроспективе данные запрошлые годы не пересчитывают, а также не корректируют балансовую стоимость НМА. Возможность корректировки предусмотрена для желающих в Рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ» от 13.10.2023 № Р-155/2023-КпР [3]. Выбор упрощенной ретроспективы следует предусмотреть ву-четной политике организации.
Третий вариант, предусматривает лимит стоимости объекта нематериальных активов. Значение лимита стоимости НМА следует разработать с учетом существенности информации о малоценных активах (п. 7 ФСБУ 14/2022). Настоящий документ дает организациям право не применять новый стандарт к НМА, стоимость которых ниже лимита. В отличие от ФСБУ 14/2022, прежнее ПБУ 14/2007 не предусматривало стоимостного критерия для НМА, то есть к ним относят объекты вне зависимости от их стоимости. Для удобства можно установить для НМА такой же лимит, как в налоговом учете, - 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК) [4]. Это допустимо, но нужно проверить, не окажет ли единовременное списание всех малоценных НМА в расходы существенного влияния на отчет о финансовых результатах. Если влияние окажется существенным, то необходимо уменьшить величину стоимостного лимита.
В-четвертых, следует внести изменения в учетную политику компании. Пункт, наиболее важный для учета последствий перехода на ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020, - лимит стоимости объекта НМА. После этого при установлении перспективного перехода следует учитывать данные активы по новым федеральным стандартам.
В-пятых, необходимо провести инвентаризацию НМА, которая обязательна перед составлением годовой отчетности при любом способе перехода на ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020. При этом при полной или упрощенной ретроспективе для перехода надо пересмотреть состав объектов нематериальных активов. Следует выявить активы, которые должны быть учтены как объекты НМА в соответствии с ФСБУ 14/2022, но не входили в их состав по ПБУ 14/2007, а также активы на счете «Нематериальные активы», которые по ФСБУ 14/2022 не должны там числиться.
Следующим шагом, следует отразить ретроспективный пересчет, то есть необходимо сделать пересчет показателей по НМА, связанный с переходом на ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 по НМА. При полной ретроспективе - с корректи-
ровкой входящих остатков отчетности за нематериальные активы учитываются по прошлые периоды. При упрощенной ре- ФСБУ 26/2020. Компаниям следует рас-троспективе - без пересчета балансовой крыть особенности отражения послед-стоимости НМА, но с определением от- ствий изменения учетной политики при дельных параметров амортизации для переходе на ФСБУ 14/2022 и начисления ее с 2024 г. Исключение - ФСБУ 26/2020 в своей первой бухгалтер-применение Рекомендации Фонда «НРБУ ской отчетности с применением стандарта. «БМЦ» от 13.10.2023 № Р-155/2023- Авторы статьи надеяться, что указан-
КпР [3]. ные в статье действия помогут организа-
Таким образом, с 1 января 2024 г. все циям безошибочно перейти на новый новые НМА следует учитывать по стандарт и обеспечить достоверность их ФСБУ 14/2022. Капитальные вложения в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Библиографический список
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета 14/2022 «Нематериальные активы» (утвержден приказом Минфина РФ от 30.05.2022 № 86н) // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/.
2. Федеральный стандарт бухгалтерского учета 26/2020 «Капитальные вложения (в ред. приказа Минфина России от 30.05.2022 № 87н) // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/.
3. Рекомендация Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»» // Официальный сайт фонда «НРБУ «Бухгалтерский методологический центр». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmcenter.ru/Files/R-KpR_Perehod_na_FSBU-14.
4. Налоговый кодекс РФ // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007: (в ред. приказа Минфина России от 16.05.2016 г. № 64н) // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/.
CURRENT ISSUES OF COMPANIES' TRANSITION TO FSB 14/2022 "INTANGIBLE
ASSETS"
I.M. Krainova, Senior Lecturer
I.V. Drozhzhina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. From January 1, 2024, the Federal Accounting Standard 14/2022 "Intangible Assets", approved by the Order of the Ministry of Finance dated 30.05.2022 № 86n, is mandatory for application. To the new standard, the NBU BMC Foundation issued a recommendation "Transition to FSB 14/2022 "Intangible Assets". The authors of the article draw attention to important aspects of the transition to this standard, while taking into account the innovations of FSB 26/2020 "Capital Investments" in relation to capital investments in intangible assets. The order of transition is presented in the form of an algorithm of actions of an accountant of a commercial organization, which determines the relevance of the article. Keywords: intangible assets, federal standards, capital investments.