Научная статья на тему 'Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами'

Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами»

Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами

А. Костин

руководитель «Бюро оценки LABRATE.RU», международный эксперт по оценке стоимости со специализацией по Российской Федерации, руководитель практики оценки нематериальных активов V-RATIO Business Consulting Company

Одной из важных особенностей объекта интеллектуальной собственности (далее -ОИС) как нематериального актива является тот факт, что его стоимость меняется со временем, неодинакова для различных участников рынка и зависит от целей, с которыми они выступают по отношению к объекту оценки. Также необходимо отметить многозначность используемых понятий и терминов при оценке стоимости нематериальных активов (далее - НМА). В зависимости от контекста (целей и задач проекта, исследуемого вида стоимости и оцениваемых прав) они могут принимать различные значения.

В настоящей статье автор, обращая внимание на важную роль НМА в экономике современного предприятия, рассматривает ряд теоретических и практических вопросов оценки стоимости и управления ОИС (НМА).

Вопрос об эффективном управлении нематериальными активами на предприятии поднят давно, и одним из инструментов принятия решений по управлению НМА может выступать профессиональная оценка стоимости НМА.

Кто-то справедливо отмечает, что управление НМА - это всего лишь модная тема, кто-то под этой вывеской продает свои услуги по маркетингу и консалтингу. Очень образно на эту тему сказал Борис Фирсов1 на Международной конференции2 по управлению НМА: «Оценка нематериальных ак-

тивов является не самоцелью, не роскошью, а средством передвижения».

Поскольку важнейшей целью бизнеса является создание богатства акционеров, то основным критерием эффективности системы управления нематериальными активами в компании является вклад этой группы активов в создание богатства акционеров (т. е. вклад в стоимость компании). Любые оценки стоимости бизнеса, его материальных и нематериальных активов нужны не сами по себе, а для того чтобы компания (или ее собственник) знала, что ей делать для увеличения этой стоимости, повышения своей привлекательности в глазах инвесторов, партнеров и потребителей ее продукции.

Стоит признаться, что стоимостной подход к управлению НМА - не панацея, просто - наилучший из существующих способов.

Прежде чем рассматривать вопросы профессиональной оценки стоимости НМА, важно обсудить некоторые более общие вопросы, связанные со стоимостным подходом и стоимостными моделями «вообще», которые часто вызывают дискуссии во время семинаров, на конференциях и в процессе реализации консалтинговых проектов, основанных на стоимостном подходе к управлению.

Людям свойственно искать «волшебную палочку», панацею, идеал, способный «в

1 Борис Фирсов - партнер PR-Агентства «Михайлов и Партнеры». http://www.mikh-partn.ru

2 Конференция «Управление нематериальными активами компании: качеством, персоналом, репутацией». Казахстан, 2003 год. http://www.labrate.ru/20031121/index.htm

мгновение ока» решить все их проблемы. Поэтому психологически многие руководители сначала бросаются к стоимостному подходу (или к любой другой методике управления бизнесом) в расчете на то, что им наконец-то удастся найти «абсолютную истину» и получить «философский камень», который позволит быстро и безболезненно решить все стоящие перед ними задачи. Когда же выясняется, что это не так, то наступает стадия разочарования и стоимостной подход начинает отвергаться также безусловно, как раньше безусловно принимался.

Поэтому при принятии решения об использовании стоимостного подхода к управлению НМА (также как при управлении компанией в целом, любым другим ее отдельным активом или элементом) необходимо постоянно помнить следующие «простые истины»:

• стоимостной подход, как и любая другая методика управления бизнесом, является некоторой моделью окружающей действительности;

• польза и сравнительная эффективность модели (относительно альтернативных моделей) определяются тем, насколько эффективно эта модель позволяет ее пользователям объяснять, предсказывать и управлять событиями и процессами, происходящими в соответствующей предметной области;

• для выбора наиболее оптимальной модели и методики необходимо сравнивать ее не с «абсолютной истиной», а с альтернативными методиками и принимать решения на основе критерия «затраты - результат» (т. е. насколько выигрыш от перехода к более эффективной методике сопоставим с затратами на этот переход).

Общая схема построения стоимостной модели бизнеса в целом или его элемента заключается:

• в составлении прогноза денежных пос-

туплений от данного элемента (обычно -это прогноз доходов от продаж, генерируемых данным элементом);

• в составлении прогноза затрат, непосредственно связанных с данным элементом (это требует разработки и реализации высокоэффективной системы учета и распределения затрат);

• в оценке значения дисконтной ставки, определяемой рисками того, что реальные чистые денежные потоки, созданные данным элементом компании, окажутся ниже ожидаемых.

О значимости НМА и ОИС в бизнесе

Сегодня нематериальные активы играют ведущую роль в мировой экономической системе. Для 500 крупнейших мировых компаний соотношение рыночной и балансовой стоимости составляет 8:1, т. е. 12 процентов от стоимости компании составляют материальные активы, остальное приходится на активы нематериальные3.

Автор книги «Век разума» Чарльз Хэнди писал4:

«... интеллектуальный капитал (ИК) корпорации обычно в 3-4 раза превышает стоимость всех ее материальных активов. Однако Лейф Эдвинссон уже в 1996 году считал эти данные устаревшими. Тогда он оценивал колебания данного показателя для большинства компаний в пределах от 5:1 до 16:1. В период с 1996 по 2001 год весомость ИК только возрастала. Иначе говоря, стоимость современных компаний в основном определяется наличием у них ИК».

Дополнительной иллюстрацией возрастающей роли ОИС являются исследования компании Interbrand5 (табл. 1), которые иллюстрируют значимость нематериальных активов в деятельности фирм в отраслевом разрезе.

3 Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериальных активов СССР и России // Сборник докладов «Золотой диск оценки - 2004», Российское общество оценщиков.

4 Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2003. С. 59.

5 Питер Дойль. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. С. 298.

Таблица 1

Значимость материальных и нематериальных активов фирмы

Отрасль Материальные активы (%) Марки(%) Другие нематериальные активы (%)

1. Финансовые услуги 20 30 50

2. Предметы роскоши 25 70 5

3. Информационные технологии 30 20 50

4. Продукты и напитки 40 55 5

5. Фармацевтика 40 10 50

6. Автомобилестроение 50 30 20

7. Коммунальное хозяйство 70 0 30

8. Тяжелая промышленность 70 5 25

9. Розничная торговля 70 15 15

Нужно отметить, что Международный комитет по стандартам оценки (МКСО) признает сложность процедур профессиональной оценки, трудность в интерпретации оценочной деятельности другими профессиональными дисциплинами, а также сложность применения и перевода оценочной терминологии [6, с. 22].

Согласно классификации Международных стандартов оценки (МСО) объекты оценки (типы имущества) сгруппированы в четыре основных блока:

• недвижимое имущество;

• движимое имущество;

• бизнес;

• финансовые интересы.

В свою очередь, согласно МСО [6, с. 78] финансовые интересы представляют собой неосязаемые активы, включающие:

• права, неотъемлемые от права собственности на бизнес или имущество, т. е. права пользования, занятия, продажи, сдачи в аренду или управления;

• неотъемлемые права в рамках контракта, представляющего опцион на покупку, или договора аренды, содержащего опцион на покупку, т. е. право исполнения или неисполнения;

• права, неотъемлемые от права собственности на выпуск ценных бумаг (т. е. права сохранения их у себя или передачи их другим лицам).

Согласно Руководству № 8 по «Оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности» Европейских стандартов оценки [2, с.151] нематериальные акти-

вы можно разделить на три основные категории:

• гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы);

• персональный гудвилл;

• идентифицируемые материальные активы.

Неосязаемые активы [6, с. 221] - это активы, которые проявляют себя своими экономическими свойствами; они обладают физической субстанцией; они дают права и привилегии их собственнику; они обычно генерируют доходы для их собственника. Неосязаемые активы можно разделить на категории как возникающие в силу прав, взаимоотношений, сгруппированных неосязаемых активов, интеллектуальной собственности.

Гудвилл [6, с. 220] - это неосязаемый актив, возникающий благодаря названию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и(или) оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды.

Важное замечание. Идентифицируемые нематериальные активы могут оцениваться в индивидуальном порядке, если для них можно определить конечный срок службы и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеряемые выгоды. Обычно эта категория включает права на объекты интеллектуальной собственности и другие аналогичные активы [2, с. 153], в том числе:

• права (включая патенты) на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау;

• авторские права на литературные, музыкальные или художественные произведения;

• товарные знаки, торговые наименования или фирменные знаки;

• франшизы, лицензии или контракты;

• информационные ресурсы, включая программы, системы, процедуры, обследования, прогнозы, расчетные оценки, списки клиентов, технические данные;

• компьютерное программное обеспечение и компьютерные базы данных;

• нематериальные активы в стадии разработки.

Нематериальные активы

Другими нематериальными активами бизнеса согласно Руководству 8 [2, с. 153] среди прочих являются следующие:

• обученная и собранная вместе рабочая сила;

• благоприятные трудовые договоры;

• благоприятные договоры аренды;

• благоприятные договоры страхования;

• благоприятные контракты на поставки;

• контракты о найме;

• условия об отказе от конкуренции;

• клиентские отношения;

• разрешения;

• технические библиотеки и хранилища газет;

• прочие нематериальные активы.

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал [9] - собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. Оно шире, чем более привычные понятия «интеллектуальная собственность» (ИС) и «нематериальные активы».

В этом значении в составе ИК обычно выделяют три основных компонента:

(1) человеческий капитал - совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умений решать задачи, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков (в том числе контракты с выдающимися личностями);

(2) структурный капитал - инструмент для защиты различных корпоративных активов, куда входят интеллектуальная собственность, технологии, методы, процессы, коммуникационные системы и информационные ресурсы;

(3) клиентский капитал (он же «брэндо-вый капитал») - фирменное наименование, отношения с клиентами, списки клиентов, широко известные товарные знаки и т. п.

С точки зрения Международных и Европейских стандартов оценки, экономические измерения интеллектуального капитала прежде всего связаны со стоимостной оценкой всего бизнеса, а также отдельных его частей (неосязаемых активов):

• нераспределенных нематериальных активов (гудвилла);

• идентифицируемых нематериальных активов.

* * *

Рассмотрим основные этапы процесса оценки стоимости ОИС, перечислим основные цели и задачи оценок, а также рассмотрим методы выделения экономического эффекта от использования ОИС в бизнесе.

Объем и этапы исследования при оценке стоимости ОИС и НМА

Процесс определения стоимости ОИС и НМА можно условно разбить на семь этапов:

Этап 1. Постановка задачи:

• идентифицируется и подробно описывается объект оценки;

• устанавливается цель (цели) оценки;

• устанавливается вид оценочной стоимости, подлежащий определению;

• устанавливается эффективная дата оценки (дата проведения оценки).

Этап 2. Составление плана работ и заключение договора на оценку. На этом этапе определяются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• график работ по оценке (составляется оценщиком и согласуется с заказчиком);

• источники и способы сбора информации, необходимой для проведения оценки;

• затраты на сбор, обработку информации и привлечение сторонних специалистов (субподрядчиков);

• оценочная методология (стандарты), соответствующая целям оценки и задачам заказчика;

• окончательная стоимость работ и услуг по оценке;

• подписывается договор на оценку между заказчиком и оценщиком.

Этап 3. Сбор и обработка данных.

На этом этапе оценщик собирает данные, касающиеся объекта оценки, его окружения, а также данные и информацию относительно объектов-аналогов. Особое внимание уделяется проверке полноты и достоверности собранной информации.

Этап 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки.

Традиционно оценка стоимости ОИС и НМА проводится не для варианта его текущего использования, а для такого способа, который обеспечивал бы собственнику максимальный экономический эффект от использования объекта оценки. Если наилучший и наиболее эффективный вариант использования не совпадает с текущим, то дальнейшая оценка производится исходя из предпосылки, что объект оценки используется по наилучшему и наиболее эффективному варианту.

Этап 5. Применение стандартных подходов оценки.

Основные приемы оценки могут быть сгруппированы в три основных подхода: затратный, сравнительный (или рыночный) и доходный, в рамках которых могут осуществляться различные методы расчетов. Основным подходом к стоимостной оценке ОИС и НМА считается доходный подход в широком его понимании6. Методы, основанные на использовании рыночного и затратного подходов могут применяться в качестве дополнения к методам, основанным на использовании доходного подхода.

Этап 6. Согласование полученных результатов. На этом этапе проводятся:

• итоговая проверка данных, на которых основывалась оценка;

• проверка обоснованности допущений, положенных в основу оценки;

• проверка правильности всех математических расчетов;

• синтез оценочных стоимостей, полученных с использованием стандартных подходов к оценке, в единое заключение об оценочной стоимости объекта.

Этап 7. Составление отчета об оценке.

Отчет об оценке составляется в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в обязательном порядке включает следующую информацию:

• дата, цели и задачи проведения оценки;

• указание на используемые стандарты оценки и имеющиеся лицензии на право осуществления оценочной деятельности;

• основание для проведения оценки;

• точное описание объекта оценки (оцениваемых прав);

• итоговая величина стоимости объекта оценки;

• перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источника их получения;

• указание методики, при помощи которой определялась стоимость объекта;

• принятые при проведении оценки допущения - пределы применения полученного результата;

• юридический адрес оценщика;

• сведения о профессиональной подготовке ответственных исполнителей.

Цели оценки стоимости НМА и ОИС

Оценка стоимости НМА и ОИС проводится в следующих случаях:

• при внесении в качестве вклада в уставный капитал;

• при покупке-продаже ОИС и НМА;

• для целей залога;

• для целей подготовки отчетности по МСФО;

• для целей судопроизводства;

6 Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. С. 124.

• для целей управления (маркетинг, реклама, брэнд-менеджмент);

• при организации франчайзинга (заключение лицензионных договоров).

Методы выделения экономического эффекта от НМА в бизнесе

Основная задача оценщика при оценке стоимости ОИС и НМА с использованием доходного подхода- определение вклада объекта оценки в создание денежных потоков компании.

Методической основой доходного подхода к оценке НМА является принцип ожидания, согласно которому стоимость НМА определяется количеством, качеством и продолжительностью поступления будущих выгод от использования НМА (качество связано с вероятностью поступления выгод).

Реальными методами выделения экономического эффекта являются:

1) метод избыточных прибылей («сверхнормативная прибыль»);

2) реальные лицензионные платежи;

3) преимущество в цене;

4) выигрыш в себестоимости в части переменных затрат;

5) выигрыш в себестоимости в части условно-постоянных затрат;

6) преимущество в объеме реализации продукции.

Если нельзя определить реальный эффект, его можно смоделировать. К искусственным методам выделения экономического эффекта можно отнести:

1) метод «освобождения от роялти»;

2) метод выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата («правило 25 процентов»).

Обе процедуры основаны на предположении: что было бы, если бы оцениваемый актив не принадлежал владельцу. В таком случае владельцу актива необходимо было бы заключить лицензионный договор. На самом же деле НМА принадлежит владель-

цу, и ему не приходится платить за его использование. Эта экономия и отождествляется с получением прибыли за счет НМА.

В следующих публикациях мы продолжим разговор об оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и рассмотрим практические примеры оценки стоимости патента, брэнда и ноу-хау, а также особенности построения прогноза получения экономических эффектов от использования ОИС и НМА.

Литература и источники

1. Smith G.V., Parr R.L., Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets, 3rd Edition, John Willey & Sons, Inc. 2000.

2. Европейские стандарты оценки 2000 /перевод с английского Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, И.Л. Артеменкова / Национальный фонд подготовки кадров7, Институт профессиональной оценки, Российское общество оценщиков, 2003.

3. Козырев А.Н. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник. М.: ВНТИЦ, 2001. № 1. С. 3-10.

4. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

5. Методические рекомендации8 по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности / Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

6. Международные стандарты оценки/Г.И. Микерин, Н.В. Павлов. М.: Интерреклама, 2003. 384 с. (Перевод с английского МСО9, изданных в 2001 году с исправлениями, опубликованными в 2002 году).

7. Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости нематериальных активов предприятий (издание официальное). М.: Комитет по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 2003.

7 см. http://www.appraiser.ru/info/method/ipo/eso.htm

8 см. http://www.mgi.ru/BASE/RAS/RM/2002/11/rm21297.htm

9 см. http://www.appraiser.ru/info/method/ipo/mso.htm

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция10) / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет по строительству, архитектуре и жилищной политике / В.В. Кос-сов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. М.:

ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.

9. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Рабочий документ для обсуждения на заседании рабочей группы по капитализации интеллектуальных активов Европейской комиссии ООН (19-20 ноября 2002 года) (языки: русский11, английский12).

ЦЕНТР ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ организует и проводит семинары по темам:

5-6 октября 2004 года Порядок и условия заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков

• современное законодательство Российской Федерации в области совершения сделок с земельными участками;

• права юридических лиц и граждан на земельные участки. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области управления и распоряжения земельными участками;

• формирование земельного участка как объекта договоров купли-продажи и аренды, порядок и условия заключения этих договоров;

• основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду и в собственность;

• порядок государственной регистрации права собственности и аренды земельного участка;

• порядок перевода земель из одной категории в другую и изменения разрешенного

использования._____________________________________________________________

27-28 октября 2004 года Правовое регулирование и практика гражданского оборота земель сельскохозяйственного назначения

• внесение земельных участков и земельных долей в уставный капитал юридических лиц;

• порядок выдела и совершения сделок с земельными долями, находящимися на праве общей собственности;

• особенности государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;

• порядок перевода земель из одной категории в другую и изменения разрешенного использования;

• арбитражная практика по земельным спорам.__________________________________

Место проведения: Москва, Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Подробная информация и запись по тел. (095) 267-62-54,267-29-30 Наш сайт www.landlaw.ru

10 см. http://www.labrate.ru/metod_rek_21_06_1999_smolyak_livshits.zip

11 см. http://www.unece.org/operact/enterp/documents/assetstfr.doc

12 см. http://www.unece.org/operact/enterp/documents/kozeng.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.