УДК 658.152:330.133.2
A.B. Аниськов, аспирант, (Россия, Санкт-Петербург, Национальный открытый институт)
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
Рассматривается определение современной роли и значения объектов интеллектуальной собственности в создании добавленной экономической стоимости и системе управления рыночной стоимостью предприятия. Предложена классификация методов оценки нематериальных активов.
Ключевые слова: модели развития, объект интеллектуальной
собственности, инновационное развитие, кредитование, имущественные права, экономические выгоды.
На современном этапе результаты интеллектуальной деятельности, знания и опыт приобретают особое значение. Большинство индустриальных стран рассматривают интеллектуальную собственность как одну из главных составляющих национального богатства. По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития интеллектуальная собственность становится одним из основных активов действующих предприятий, а обмен различными объектами интеллектуальной собственности превратился в самостоятельную сферу экономических отношений. Переход нашей страны к рыночной экономике, а также принятие блока законов в сфере интеллектуальной деятельности обеспечило процесс становления динамично развивающегося российского рынка интеллектуальной собственности.
Проблема использования результатов интеллектуальной деятельности юридических/физических лиц и нематериальных активов, которая включает в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальны и психологические вопросы, существует в теоретическом и прикладном аспектах: нематериальные активы подлежат купле/продаже, а значит должны иметь стоимостную оценку. Признавая нематериальные активы (НМА) активами, которые учитываются в регистрах бухгалтерской отчетности предприятия, обладают будущими экономическими выгодами, могут быть отчуждены и/или неотделимы от предприятия, подлежат амортизации, возникает задача — дать по возможности наиболее обобщающие рекомендации по стоимостной оценке НМА.
В связи с увеличением доли нематериальных активов (НМА) в рыночной стоимости предприятия на протяжении последних десятилетий представляется необходимым определение современной роли и значения
объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в создании добавленной экономической стоимости и системе управления рыночной стоимостью.
В условиях рыночной экономики НМА и ОИС являются одним из основных факторов инновационного развития предприятия, прироста добавленной стоимости, они могут создаваться самими предприятиями или приобретаться со стороны. Круг коммерческих операций, связанных с ОИС, постоянно расширяется. К ним относятся: внесение
интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия; покупка или продажа предприятия (бизнеса); слияние или поглощение; реструктуризация активов действующего предприятия; купля-продажа патентов, лицензий; минимизация налогов, выплачиваемых предприятием; определение доли ИС в инновационных и инвестиционных проектах; кредитование под залог имущества; страхование имущества, содержащего ОИС, т. е. практически все аспекты управления, которые приводят к изменению рыночной стоимости предприятия. В любом из перечисленных случаев требуется оценка стоимости ИС.
Специфика и многообразие объектов интеллектуальной собственности, особенности формирования цены в зависимости от конкретных условий и целей использования ОИС предъявляют особые требования к пониманию сущности предмета оценки — ИС.
Весь спектр НМА дифференцируются по составу; характеру использования в процессе инвестирования и производства; влиянию на рыночную стоимость предприятия и экономические результаты хозяйственной деятельности. По отношению к процедуре оценки (определения стоимости), предпочтению тех или иных методов оценки. [1].
В НМА входят:
- Гудвилл или деловая репутация фирмы (это подлежащий обмену нематериальный актив, не выделяемый в самостоятельную учетную единицу);
- имущественные права (права пользования природными ресурсами и имуществом);
- предоплаченные расходы, затраты на начало коммерческой деятельности, организационные затраты, НИОКР (это нематериальные активы, выделяемые в качестве самостоятельной учетной единицы, но не подлежащие обмену);
- организационные расходы при образовании предприятия;
- ИС, ОИС, прошедшие процесс коммерциализации.
К НМА относятся те ОИС, которые используются в производстве, имеют (бухгалтерскую) стоимость создания, имеют длительный период использования и при использовании способны приносить доход предприятию. Под имущественными правами понимаются права пользования природными ресурсами и имуществом — водные ресурсы;
земля (Закон «О земле»); лесные ресурсы; материальное имущество (движимое, недвижимое); нематериальное (лицензии, франчайзинг).
С наличием у компании неосязаемого капитала связано превышение ее рыночной стоимости (РСК) над восстановительной стоимостью осязаемых активов с учетом фактора действующего предприятия. В оценочной практике фактор действующего предприятия принято учитывать и связывать с одноименным активом. Этот актив относится к числу неосязаемых неидентифицируемых активов. Его стоимость определяется как надбавка к восстановительной стоимости осязаемых активов, рассчитываемая для каждого вида бизнеса по стандартной ставке.
Интерес для исследования представляет зависимость получаемой расчетной величины от наблюдаемых показателей, в том числе от вложений в НИОКР и от числа получаемых патентов. Эконометрические исследования показали, что для крупных предприятий существует практически линейная (с учетом соответствующего временного лага) зависимость между вложениями в НИОКР, количеством получаемых патентов и увеличением стоимости неосязаемого капитала. Следует отметить, что при этом стоимость неосязаемого капитала получалась как разность между рыночной капитализацией и восстановительной стоимостью осязаемых активов с учетом фактора действующего предприятия, т. е. в качестве рыночной стоимости фирмы принималась ее рыночная капитализация (произведение цены акции на количество акций).
Создание РСК является процессом, включающим в себя пять этапов. Первый этап — определение целей функционирования компании, которые сочетаются с приоритетностью максимизации доходности вложенного акционерами капитала. Это означает определение направлений развития компании. Второй этап — выработка соответствующих способов оценки доходности капитала, или ценности для акционеров, которая должна быть обеспечена для удовлетворения интересов акционеров. Третий этап — это управление бизнесом, обеспечивающее максимизацию доходности вложенного акционерами капитала. Оно включает в себя установление напряженных целей и достижение их посредством наиболее эффективного использования ресурсов, применения систем мотивации и внедрения в бизнес ценностно-ориентированной организационной культуры. Четвертый этап заключается в оценке эффективности использования нематериальных активов компании. Заключительный этап — это оценка доходности вложенного акционерами капитала во времени, чтобы увидеть, были ли достигнуты поставленные цели (рис. 1).
Рис. 1. Этапы создания РСК
Оценка НМА — наиболее деликатная часть оценки РСК. Существенно при этом, что оценка РСК обычно предшествует оценке НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость компании в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются НМА по отдельности, если это вообще делается. Такой подход к оценке НМА обычно называется return on assets concept (ROA). Далее идет уточнение стоимости НМА и стоимости фирмы с учетом этих уточнений. Обратная последовательность действий (от активов, включая НМА к оценке фирмы в целом) практически невозможна, поскольку для оценки НМА по отдельности, как правило, просто нет достаточного количества данных.
Кроме того, такой порядок оценки (ROA) согласуется с принципами бухгалтерского учета и с тем обстоятельством, что обычно далеко не все НМА на момент продажи фирмы отражены у нее на балансе. До тех пор пока НМА составляли относительно небольшую часть стоимости компаний, это не вызывало проблем. Разность между ценой купли-продажи фирмы и стоимостью ее чистых активов отражалась в балансе как goodwill. В ней автоматически учитывалась стоимость всех НМА, не
учтенных на балансе. Однако с ростом экономики, основанной на знаниях, такая практика перестала быть адекватной действительности. Современные концепции идут гораздо дальше, требуя еще более радикальных изменений в принципах оценки и учета НМА и приводя многочисленные примеры несовпадения между расчетными показателями рыночной стоимости и реальной ценой сделок в сфере бизнеса, основанного на знаниях.
Процесс стоимостной оценки ИС требует изучения и комплексного учета всех правовых, экономических и технических аспектов. Например, невозможно определить цену технологии без анализа ее технической осуществимости, правовой охраны, стадии жизненного цикла, состояния и динамики рынка, особенностей ценообразования, а также возможности нарушения прав третьих лиц. Процесс определения действительной ценности ИС чрезвычайно сложен и обуславливается целым рядом факторов. Прежде всего, это специфика объекта и предмета оценки.
Наиболее широко для оценки стоимости ОИС используется доходный подход, который основывается на экономическом принципе ожидания. При использовании его стоимость ОИС определяется его способностью приносить будущий доход от использования ОИС за экономически обоснованный срок службы. Расчет дохода можно произвести: на основе метода преимущества в прибыли, учитывающего рост прибыли за счет качества и/или количества выпускаемой продукции, в создании которой участвует ОИС; метода преимущества в расходах, когда рост прибыли обусловлен за счет уменьшения расходов на разработку и внедрение ОИС в производстве конкретной продукции. В зависимости от источника экономии расходов данный метод включает метод освобождения от роялти или метод выигрыша в себестоимости. При этом через ставку дисконта или капитализации учитывается рыночная ситуация и различные риски получения доходов, а также риск, связанный с достижением прогнозных результатов от использования прав на ОИС. [2].
Проведенный системный анализ доходного подхода к оценке ОИС и НМА позволил структуризировать оценочные методы, применяемые к НМА и ОИС (рис. 2). Системный анализ проводился с точки зрения специфики объектов оценки и их отличительных особенностей, преимуществ каждого метода и области применения результатов оценки. Автором разработана и приведена классификация подходов и методов к оценке НМА и ОИС.
Рис. 2. Классификация методов оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности
Заметим, что метод капитализации избыточного дохода (прибыли) еще можно назвать «котловым способом» определения стоимости всех вместе взятых НМА предприятия, методы экспресс-оценки используют достоверную рыночную информацию об объектах-аналогах и основаны на различных формулах. Метод освобождения от роялти использует более точную технику приведения будущих доходов в текущую стоимость НМА. «Правило 25 %» является наиболее удобным средством для
приблизительных расчетов. Метод реального экономического эффекта подразумевает использование методов преимущества в прибыли, экономии в затратах, экономии в налогах и т. д. Экспертные методы основываются на мнении и опыте экспертов, их еще можно назвать «пальчиковыми» методами.
Таким образом, существуют два метода пересчета доходов в текущую стоимость: метод прямой капитализации избыточной прибыли и анализ дисконтированного денежного потока. Метод прямой капитализации наиболее применим к приносящим доход объектам со стабильными предсказуемыми суммами доходов и расходов. Метод дисконтирования денежного потока более применим к приносящим доход объектам, генерирующим нестабильные и неравномерные денежные потоки.
Библиографический список
1. Милгром П., Робертс Дж., Экономика, организация и менеджмент: в 2 т. // Экономическая школа. СПб., 2004.
2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. СПб.: Экономическая школа, 1997. 1064 с.
3. Коупленд Г., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-бизнес, 1999.
4. Нордхаус В.Д., Самуэльсон П.Э. Экономика, 18-е издание. Вильямс, 2009. 1360 с.
A.V.Aniskov
Non-material actives in market cost of the company
In article definition of a modern role and value of objects of intellectual property in creations of the added economic cost and in enterprise control system in market cost is considered. Classification of methods of an estimation of non-material actives is offered.
Key words: models of development, object of the intellectual property, innovative development, crediting, property rights, economic gains.
УДК 658.14.012
Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Финансы и менеджмент», (4872) 35-20-77; 35-20-12; [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);
И.Ф. Шелопаева, магистрант, (4872) 24-17-15; irinashelopaeva1 @таЛ.ги, (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДИКА ВЫБОРА И ОБОСНОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Представлена методика выбора и обоснования источников финансирования инновационных проектов на различных этапах их жизненного цикла, позволяющая выбрать рациональную структуру источников для каждого проекта и снизить общую сумму затрат по их привлечению и обслуживанию.
Ключевые слова: инновационный проект, источники финансирования, риск, эффективность, стоимость привлечения.
Современная промышленность России во многом является отсталой от наиболее развитых стран. Число российских предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 10 %. Между тем для многих предприятий внедрение инновационных технологий является переходом на качественно новый уровень развития и часто становится определяющим фактором экономического роста. Но остается острой проблема