УДК 371.134 ББК 74.04(3)
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10228
Актуальные вопросы организации огневой и физической подготовки в территориальных органах
МВД России
Actual Issues of the Organization of Fire and Physical Training in Territorial Organs of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Валерий Афанасьевич ФИЛИМОНОВ,
старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Вадим Александрович ЯКУШЕВ,
доцент кафедры организации огневой
и физической подготовкия Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Александр Анатольевич МИТИН,
старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Рецензент: Т.С. Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения занятий по огневой и физической подготовке, раскрываются причинно-следственные связи, оказывающие негативное влияние на общий уровень профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; огневая и физическая подготовка; профессиональное обучение; образование; профессиональные качества; индивидуальная подготовка; специалисты
На современном этапе развития общественных отношений, в условиях проводимого реформирования в органах внутренних дел Российской Федерации особое внимание уделяется проблемам совершенствования правоохранительной деятельности и качественной профессиональной подготовки кадров МВД России.
Комплекс мер, проводимых руководством государства, направлен на решение задач по уком-
Abstract. The article discusses current issues of organizing and conducting classes in fire and physical training, reveals causal relationships that have a negative impact on the general level of professional training of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: professional training; fire and physical training; professional education; education; professional quality; individual training; specialists
плектованию подразделений полиции профессиональными кадрами и выработке у них умений и навыков, соответствующих требованиям современной действительности. Особое место в данном направлении отводится разделу по применению сотрудниками полиции (далее — сотрудник) физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п. 1 ст. 8 ФЗ «О полиции») с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан,
лиц без гражданства и противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (п. 1 ст. 1 ФЗ «О полиции»)1. Для решения поставленных задач сотрудники полиции проходят специальную подготовку, а также ежегодную проверку на профессиональную пригодность к выполнению действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
С увеличением объема и сложности возложенных на полицию задач, связанных с силовым задержанием правонарушителей, повышаются и требования к уровню их огневой и физической подготовленности, тактике и технике выполнения боевых приемов борьбы (далее — БПБ), обеспечивающих эффективное выполнение сотрудниками оперативно-служебных задач. В свою очередь, достижение необходимого уровня индивидуальной профессиональной подготовленности сотрудников, отвечающей всем современным требованиям, невозможно без систематического повышения их профессионализма.
Нормативные правовые акты МВД России нацеливают ведомственные образовательные организации и территориальные органы внутренних дел на всестороннее повышение эффективности профессиональной служебной и физической подготовки своих сотрудников. Например, в приказе МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» определено, что физическая подготовка должна проводиться еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени), за исключением подразделений, в которых осуществляется сменный режим службы2. Обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки в данных подразделениях может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением им соответствующих компенсаций3.
Организация и проведение занятий в рамках профессиональной служебной и физической подготовки включают следующие элементы:
■ личную подготовку лиц, проводящих занятия;
■ инструктаж помощников руководителей на учебных местах;
■ подготовку учебной материальной базы;
■ вопросы, связанные с осуществлением контроля по подготовке к данным мероприятиям.
В соответствии с требованиями приказа МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении
Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» функции по организации и проведению занятий по профессиональной подготовке возложены на руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России и прописаны в их должностных регламентах (инструкциях). Однако на практике в большинстве случаев занятия организуют и проводят наиболее подготовленные сотрудники, входящие в состав кадровых подразделений и имеющие определенный уровень образования и профессиональной подготовки. Как правило, это сотрудники полиции, имеющие юридическое образование и спортивную квалификацию по различным видам спорта.
Несмотря на наличие в подразделениях указанной категории сотрудников, уровень профессиональной подготовки подразделений остается на прежнем уровне. Так, по состоянию на 1 декабря 2019 г. неудовлетворительные оценки по огневой подготовке имеют 34,3% проверенных сотрудников, по физической подготовке — 24,2%, не подтвердили имеющееся квалификационное звание — 23,6% сотрудников.
В качестве одной из причин такого положения дел можно отметить наличие проблемных вопросов и упущений в существующей системе обучения сотрудников территориальных органов МВД, прежде всего, отсутствие института подготовки педагогических кадров высшего образования, а также квалифицированных сотрудников (инспекторов), ответственных за организацию и проведение занятий в рамках профессиональной служебной и физической подготовки.
Как показывает практика, не все руководители учебных групп владеют необходимыми специальными знаниями и практическими навыки в организации и проведении занятий по огневой и физической подготовке, слабо разбираются в методике обучения и совершенствования техники владения огнестрельным оружием и боевыми приемами борьбы, тактике их применения4.
Нерешенной проблемой остается низкий уровень профессиональной пригодности специалистов, организующих и проводящих занятия. Причины такого положения дел можно перечислять до бесконечности, но главными из них являются незначительный опыт работы в данном направлении, отсутствие педагогического образования или курсов повышения квалификации и т.д. В то же время практический опыт работы инспекторов показывает, что наиболее слабое звено в их подготовке — теоретическая и методическая подготовка. Не владея в достаточной
240
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 4
мере методикой обучения и совершенствования физических качеств и огневой выучки, инспекторы на недостаточно высоком уровне проводят занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки.
По-прежнему нерешенным остается вопрос, связанный с доукомплектованием подразделений объектами учебно-материальной базы: стрелковыми тирами, спортивными залами. Так, более 30% территориальных органов МВД России располагают своими тирами, а 15% имеют спортивные сооружения (помещения). Приведенные примеры говорят о том, что система профессиональной подготовки в территориальных органах МВД России не в полной мере соответствует современным требованиям, обеспечивающим стабильную и эффективную организацию обучения по поддержанию на высоком уровне огневой и физической подготовленности сотрудников полиции.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в настоящие время остро стоит вопрос о повышении профессиональных качеств как самих руководителей учебных групп, так и сотрудников (инспекторов), проводящих занятия по профессиональной подготовке в территориальных органах МВД России.
Несмотря на указанные недостатки в организации и проведении занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, данная система профессионального обучения имеет большой арсенал различных средств и возможностей для дальнейшего совершенствования профессиональных качеств сотрудников. Для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников прежде всего необходимо оптимизировать процесс профессионального обучения с последующим решением следующих задач:
(1) создание предпосылок для дальнейшего совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних под руководством Департамента государственной службы и кадров МВД России;
(2) выработка единой политики и подходов в организации профессионального обучения;
(3) воссоздание института инструкторов по огневой и физической подготовке, на которых по должностным обязанностям возложена ответственность за уровень профессиональной подготовленности сотрудников подразделения;
(4) создание перспективных апробированных методик и форм обучения с учетом реальных условий и специализаций служебной деятельности сотрудников5.
Таким образом, первым шагом для повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников ОВД должно стать качественное изменение нормативно-правовой базы в области организации профессиональной служебной и физической подготовки, а также модернизации самого процесса обучения указанных специалистов в образовательных организациях системы МВД России. В настоящее время для этого созданы благоприятные условия.
1. На базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя создана предметная учебно-методическая секция по огневой, физической и тактико-специальной подготовке, в которую вошли образовательные организации системы МВД России (в том числе Академия управления МВД России), а также Главные управления МВД России по городу Москве и Московской области.
2. Департаментом государственной службы и кадров МВД России запущен в нескольких субъектах Российской Федерации «пилотный» проект по апробации введения должностей инструкторов по огневой и физической подготовке (Томская и Вологодская области, Краснодарский край).
Перечень предложенных мер по совершенствованию профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации поспособствует эффективности управленческой деятельности в сфере профессиональной служебной и физической подготовки, а также улучшению профессиональной подготовленности сотрудников, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
1 О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 // СПС «Консуль-тантПлюс».
2 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // СПС «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Купавцев Т.С., Малиновский А.В., Юркин Д.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности инструкторов огневой и физической подготовки в МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 90—97.
5 См.: Гросс И.Л., Коробков С.В. К вопросу совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации // Материалы всероссийского круглого стола «Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», 29 марта 2019 г. М.: Академия управления МВД России, 2019. С. 12—16.