Захаров Николай Дмитриевич
Актуальные вопросы
оперативно-розыскного противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети Интернет
Рассмотрен комплекс мер оперативно-розыскного противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети Интернет. Изучены современное состояние деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, материалы судебно-следственной практики и статистические показатели по рассматриваемому виду преступности, а также статистика использования социальных сетей Интернета в России. На основе перечисленных составляющих, а также примеров из практической деятельности оперативных подразделений сделан вывод о необходимости совершенствования правового, организационного и технического механизма получения сведений о содержании переписки пользователей в социальных сетях и сервисах обмена мгновенными сообщениями (мес-сенджерах) в целях формирования комплексного подхода по противодействию рассматриваемым преступлениям.
Ключевые слова: сеть Интернет, экстремизм, терроризм, противодействие, социальная сеть, организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия.
Topical issues of operational investigative counteraction to crimes of a terrorist nature and extremist orientation committed using the Internet
A set of operational and investigative measures to counter crimes of a terrorist and extremist nature committed using the Internet is considered. The current state of the activities of the operational units of the internal affairs bodies, materials of forensic investigative practice and statistical indicators for the type of crime under consideration, as well as statistics on the use of social networks on the Internet in Russia, have been studied. Based on the listed components, as well as examples from the practical activities of operational units, it was concluded that it is necessary to improve the legal, organizational and technical mechanism for obtaining information about the content of user correspondence on social networks and instant messaging services (messengers) in order to form an integrated approach to combating the crimes in question.
Keywords: Internet network, extremism, terrorism, counteraction, social network, organizer of the instant messaging service, operational investigative activities, operational investigative measures.
Конституция РФ [1], являясь нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой и закрепляющим основы конституционного строя нашего государства, требует урегулированного нормами права действенного механизма обеспечения защиты определенных ею ценностей. Сегодня информационно-телекоммуникационные технологии (далее - ИТТ) используются для управления сознанием общественных масс, ведения информационной войны, которая фактически является одним из компонентов «гибридной войны» против России, что создает
вполне реальные предпосылки дестабилизации российского общества, разрушения основ конституционного строя и угрозы безопасности государства.
Ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства предусмотрена гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» разд. Х «Преступления против государственной власти» Уголовного кодекса РФ [2]. Не ставя задачи их детального анализа, отметим, что конкретные составы преступлений, которые отнесены законодателем к преступле-
50
ниям террористического характера и экстремистской направленности, названы в указании Генпрокуратуры России и МВД России [3].
Следует признать, что комплекс мер, принимаемых государством в целях противодействия изучаемым преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, не в полной мере способствует улучшению криминогенной ситуации, о чем свидетельствуют статистические показатели, характеризующиеся разнонаправленной динамикой.
Так, в 2020 г. зарегистрировано 2342 преступления террористического характера и 833 преступления экстремистской направленности, в 2021 г. - 2136 и 1057 преступлений соответственно, в 2022 г. - 2233 и 1566 преступлений, в 2023 г. - 2382 и 1340 преступлений рассматриваемого вида [4]. Несмотря на некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений террористического характера в 2021 г., с 2022 г. их число неуклонно росло, и по итогам 2023 г. превысило показатель 2020 г. Также обращает на себя внимание стремительный рост преступлений экстремистской направленности -почти в 2 раза (от 833 преступлений в 2020 г. до 1566 преступлений в 2022 г.).
Получить целостную картину состояния преступности террористического характера и экстремистской направленности, в рамках которой используются ИТТ, представляется возможным лишь при исследовании корреляционных связей между изучаемыми показателями. В связи с этим необходимо рассмотреть показатели оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию экстремизму, функционирующих в центральном аппарате (ГУПЭ МВД России) и на региональном уровне (далее - ППЭ).
В 2020 г. зарегистрировано 510 396 преступлений, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации (в 2021 г. -517 722, в 2022 г. - 522 065, в 2023 г. - 676 951), из них органами внутренних дел РФ (далее - ОВД) выявлено 503 493 преступления (в 2021 г. -511 300, в 2022 г. - 515 021, в 2023 г. - 668 719), в том числе 486 преступлений террористического характера и экстремистской направленности, совершенных с использованием ИТТ (в 2021 г. - 534, в 2022 г. - 629, в 2023 г. - 600), среди которых ППЭ выявлено 81 преступление (в 2021 г. - 137, в 2022 г. - 584, в 2023 г. - 556) [4].
Приведенные данные статистики в целом повторяют рассмотренную выше разнонаправленную динамику изучаемых преступлений и без учета такого признака, как «совершенные с использованием ИТТ». Таким образом, за анализируемый период отмечается рост как коли-
чества преступлений, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, более 96% которых выявляются ОВД, так и числа зарегистрированных преступлений террористического характера и экстремистской направленности до 2022 г. включительно. Это обстоятельство, по нашему мнению, может обусловливаться идеологическими, экономическими, социально-политическими и культурными факторами, причинами и условиями преступности, демографической структурой населения, а также другими социальными процессами и явлениями, сопровождающими вхождение в состав России новых территорий, и деструктивными мерами, принимаемыми недружественными странами западного блока.
По этому поводу Министр внутренних дел РФ генерал полиции РФ В.А. Колокольцев отметил, что резкий скачок преступлений экстремистской направленности наблюдался с начала специальной военной операции, что повлекло за собой принятие соответствующих мер государственного реагирования. Только по вопросам дискредитации действий Вооруженных Сил РФ и распространения недостоверных сведений об их использовании было пресечено около 4,5 тыс. административных правонарушений, возбуждено свыше 100 уголовных дел [5].
Помимо указанных причин роста преступности данной категории следует также обратить внимание на тот факт, что значительная часть рассматриваемых преступлений связана с распространением в социальных сетях публичных призывов к осуществлению деструктивной противоправной деятельности. В связи с этим необходимо отметить, что увеличение количества преступлений данной категории напрямую связано с ростом количества пользователей социальных сетей. Например, по информации ООО «ВКонтакте», в 2021 г. количество активных пользователей социальной сети из России в месяц составило 73 млн человек, а по итогам 2022 г. аудитория превысила 100 млн активных пользователей в месяц, став лидером среди социальных сетей и мессенджеров по среднему времени посещения пользователями в стране, лидирующей платформой по количеству публикаций и авторов. Охват аудитории Рунета составил 85% [6].
Также существенное влияние на увеличение количественных показателей изучаемой преступности именно с 2020 по 2022 г., по нашему мнению, оказала пандемия коронавируса COVID-19. Следует признать, что переход от традиционных видов преступности к преступлениям, совершаемым в киберпространстве, начался еще задолго до пандемии, но вместе
51
с тем нарастание экстремистских проявлений в указанный период может быть обусловлено возросшим числом пользователей сети Интернет и временем, которое граждане в ней проводят. В дополнение отметим, что, помимо общедоступной сети, все чаще для совершения разнообразных противоправных деяний используется ее теневой сегмент - Даркнет [7, с. 147].
Таким образом, пандемия, проведение специальной венной операции и усилившаяся «гибридная война» против России ускорили процесс трансформации преступности, но, как представляется, без сохранения столь стремительной динамики роста в дальнейшем, что может объяснять некоторое снижение зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2023 г. - 1340 преступлений (-14,4% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года). Вместе с тем за указанный период зарегистрировано 2382 преступления террористического характера (+6,7%) [4].
Несомненно, снижение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности достигается за счет выполнения уполномоченными органами значительного объема мероприятий, предусмотренных Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [8]:
1. В области законодательной деятельности это ужесточение уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности и криминализация некоторых деяний, а также обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму.
2. В области государственной национальной, информационной, культурной и молодежной политики, образования - обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму.
3. В области правоохранительной деятельности - разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности. В рамках реализации данного комплекса мер следует отметить положительный опыт МВД России в части расширения системы профессиональной ведомственной подготовки кадров в сфере противодействия экстремизму и терроризму [9,
с. 8], принятия обоснованных организационно-управленческих решений, способствующих повышению результативности деятельности ОВД в изучаемой сфере.
Вместе с тем необходимость усиления противодействия рассматриваемым преступлениям не вызывает сомнений, о чем свидетельствуют не только приведенные выше показатели уголовно-правовой статистики, но и мнения авторов, отмечающих тенденцию к своеобразному «переходу» экстремистской вербовочной деятельности преступников в сеть Интернет [10, 11]. Считаем, что в условиях современной политической обстановки, в период проведения специальной военной операции это объясняется тем, что отчетливо проявили себя внешние для России угрозы, в частности деятельность специальных служб стран недружественного западного блока, которая приобрела системный деструктивный характер.
Принимая во внимание тот факт, что значительная часть рассматриваемых преступлений подготавливается скрытно или на первоначальном этапе совершения маскируется под иные виды деяний, не относящиеся к числу уголовно наказуемых, особую значимость приобретает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) как один из действенных элементов системы обеспечения национальной безопасности России. Основное преимущество ОИД состоит в том, что в отличие от иных видов правоохранительной деятельности она может осуществляться не только гласно, но и негласно.
Рассмотрим некоторые аспекты противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети Интернет, оперативно-розыскными мерами.
Сеть Интернет, социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями, объединяющие миллионы людей вне зависимости от местонахождения, политических взглядов, религии, социально-экономического положения, предоставляют возможности для связи между членами экстремистских организаций, поиска новых участников, управления их деятельностью.
В контексте обозначенного следует акцентировать внимание на организаторах сервисов обмена мгновенными сообщениями1, которые используют различные способы шифрования
1 Сервисы, не имеющие официальных представительств на территории РФ: Telegram, WhatsApp, Viber, Skype, Facebook Messenger, Signal, Riot, Threema, Wickr Me, Wire, Session, WeChat и др. Сервисы, разработанные компаниями, зарегистрированными в РФ: Яндекс.Мессен-джер, ТамТам, Dialog, VK Teams, Tada.team, Pachca, Amo и др.
52
данных, выстраивают политику конфиденциальности переписок. Эти обстоятельства дают преступникам возможность для совершения призывов к осуществлению экстремистской деятельности, поиска и вербовки новых членов организаций.
Наглядным подтверждением являются результаты оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и следственных действий, проведенных Федеральной службой безопасности России совместно с МВД России и Следственным комитетом РФ в сентябре 2022 г. в 46 регионах Российской Федерации в отношении 187 граждан России - участников интернет-сообществ сторонников идеологии массовых убийств, администрируемых модераторами террористического движения «Колумбайн» (запрещено на территории России) и украинской радикальной группировки «Маньяки: культ убийств» (признана террористической и запрещена на территории России) [12].
В свою очередь, у органов, осуществляющих ОРД, возникает объективная необходимость в получении законного доступа к информации, передаваемой в различных социальных сетях и сервисах обмена мгновенными сообщениями. Как следствие, одним из основных способов выявления и документирования изучаемых преступлений является получение информации, содержащейся в личных сообщениях пользователей, передаваемых посредством социальных сетей и сервисов обмена мгновенными сообщениями.
Изучение судебно-следственной практики по уголовным делам2, в доказательную базу которых вошли сведения, полученные из переписки пользователей социальных сетей и сервисов обмена мгновенными сообщениями, показывает, что в большинстве случаев (89%, или 34 дела) указанные сведения были получены оперативными подразделениями и предоставлены в следственные органы как результаты ОРД в порядке, предусмотренном соответствующей Инструкцией [13]. В 4 уголовных делах (11%) сведения запрашивались уже следователем в рамках расследования уголовного дела в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ [14].
Не ставя в настоящем исследовании задачу рассмотреть организационно-тактические и правовые аспекты проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан в рамках оперативно-розыскного производства, отметим, что действующий правовой механизм
2 Утверждается на основании 38 приговоров суда, вступивших в законную силу. См.: URL: httpsV/судебныереше-ния.рф/; URL: https://sudact.ru/
позволяет получить содержание переписки пользователей социальных сетей и сервисов обмена мгновенными сообщениями путем проведения одного из следующих ОРМ, санкционированного судом: «наведение справок» или «снятие информации с технических каналов связи».
Вместе с тем вне зависимости от вида проводимого ОРМ анализ судебно-следственной практики показал, что в деятельности оперативных подразделений складывается ситуация, при которой владельцами социальных сетей и организаторами сервиса обмена мгновенными сообщениями предоставляется переписка на момент исполнения постановления суда о разрешении проведения ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан, иными словами, за «прошлый период», а не санкционированный судом (в зависимости от резолютивной части постановления суда - до 180 суток).
Не исключая возможности повторного проведения ОРМ указанными выше способами в рамках санкционированного судом срока, отметим, что документирование противоправной деятельности проверяемого в режиме реального времени может позволить оперативно реагировать на ставшие известными факты готовящихся преступлений, а также повысить вероятность установления местонахождения проверяемого даже в случаях умелого технического противодействия путем использования сервисов-анонимайзеров, технологий подмены IP-адресов, использования обезличенных сим-карт для подтверждения аккаунта и т.д. Не выходя за рамки проводимого исследования, лишь отметим, что наличие соответствующей технической возможности однозначно способствовало бы повышению результативности ОРМ.
Таким образом, рассмотренные в настоящем исследовании аспекты оперативно-розыскного противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети Интернет, современное состояние деятельности профильных оперативных подразделений ОВД в указанном направлении, а также меры совершенствования в области правового, организационного и технического обеспечения их деятельности будут способствовать повышению эффективности как оперативно-розыскной работы в изучаемом направлении, так и дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
53
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Гзнпрокура-туры России № 11/11, МВД России № 1 от 17 янв. 2023 г. Перечни № 20 и № 22. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».
4. Официальный сайт МВД России. Статистика и аналитика. URL: httpsV/мвд.рф/ folder/101762 (дата обращения: 29.12.2023).
5. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа» 19 окт. 2022 г. URL: Шрв://мвд.рф/пе^вГАет/33199229 /?ysclid=lraussoxzi729154013 (дата обращения: 29.12.2023).
6. ВКонтакте: Новости для прессы. URL: https://vk.com/press/products-2022 (дата обращения: 20.03.2023).
7. Захаров Н.Д. Понятие и особенности оперативно-разыскной характеристики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 3(58). С. 145-152. DOI 10.25724/VAMVD. WBCD.
8. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: указ Президента Рос. Федерации от 29 мая 2020 г. № 344. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Симоненко А. В. Актуальные вопросы подготовки кадров для противодействия ки-берпреступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 4(54). С. 6-14.
10. Рясов Д.А. Этнокультурные особенности формирования криминальной мотивации членов семей участников религиозно-экстремистских незаконных вооруженных формирований и псевдорелигиозных сообществ деструктивной направленности // Вестник
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993 (with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
2. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 No. 63-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
3. On the introduction of lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reports: instruction of the Prosecutor General's Office of Russia No. 11/11, Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 d.d. Jan. 17, 2023. Lists No. 20 and No. 22. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
4. The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Statistics and analytics. URL: https://Med.p$/folder/101762 (date of access: 29.12.2023).
5. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation General of Police of the Russian Federation V.A. Kolokoltsev at a meeting of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation within the framework of the "government hour" on Oct. 19, 2022. URL: https://Med.p#/news/item/33199229 /?ysclid=lraussoxzi729154013 (date of access: 29.12.2023).
6. VKontakte: News for the press. URL: https:// vk. com/press/products-2022 (date of access: 20.03.2023).
7. Zakharov N.D. The concept and features of operational investigative characteristics of crimes against the sexual integrity of minors committed using the Internet // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 3(58). P. 145-152. DOI 10.25724/VAMVD.WBCD.
8. On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 5, 2020 No. 344. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
9. Simonenko A.V. Topical issues of personnel training to counter cybercrime // Bulletin of the Krasnodar University Russian MIA. 2021. No. 4(54). P. 6-14.
10. Ryasov D.A. Ethnocultural aspects of the formation of criminal motivation of the members of the families of the members of religiousextremist illegal armed groups and the pseudoreligious communities destructive orientatio // Bulletin of the Krasnodar University Russian MIA. 2017. No. 4(38). P. 24-27.
11. Sherstyukov S.A. Criminal legal mechanisms for countering extremist activity on the Internet //
54
Краснодарского университета МВД России. 2017. № 4(38). С. 24-27.
11. Шерстюков С. А. Уголовно-правовые механизмы противодействия экстремистской деятельности в сети Интернет // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2022. № 1(55). С. 36-39.
12. ФСБ выявила 187 участников «Колум-байна» и МКУ в 46 регионах. ЦОС ФСБ России // ТАСС. URL: https://tass.ru/proisshestviya/ 15661573?ysclid=lr9mcp7mz5274392856 (дата обращения: 28.12.2023).
13. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сент. 2013 г. (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2013 № 30544). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 25.12.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
Bulletin of the Krasnodar University Russian MIA. 2022. No. 1(55). P. 36-39.
12. The FSB identified 187 Columbine and MKU participants in 46 regions. DSP of the FSB of Russia // TASS. URL: https://tass.ru/proisshestviy a/15661573?ysclid=lr9mcp7mz5274392856 (date of access: 28.12.2023).
13. On approval of Instructions on the procedure for submitting the results of an operational search activities to the body of inquiry, investigator or to the court: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 776, Ministry of Defense of Russia No. 703, FSB of Russia No. 509, FSO of Russia No. 507, FCS of Russia No. 1820, SVR of Russia No. 42, Federal Penitentiary Service of Russia No. 535, Federal Drug Control Service of Russia No. 398, IC of Russia No. 68 d.d. Sept. 27, 2013 (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 05.12.2013 No. 30544). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
14. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation d.d. Dec. 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on 25.12.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Захаров Николай Дмитриевич, кандидат юридических наук, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Волгоградской академии МВД России; e-mail: ratinho@bk.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
N.D. Zakharov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Deputy Chief of the Research Department, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ratinho@bk.ru
55