Научная статья на тему 'Актуальные вопросы охраны окружающей среды в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы'

Актуальные вопросы охраны окружающей среды в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
176
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы охраны окружающей среды в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы»

И. А. КАРЕВА начальник отделения медицинской статистики отдела

информационного обеспечения производственно-хозяйственной деятельности центра информационного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России, майор внутренней службы

Н. Н. ЦВЕТКОВА главный специалист отдела информационного обеспечения

производственно-хозяйственной деятельности центра информационного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России

Актуальные вопросы охраны окружающей среды в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы

Защита окружающей среды от загрязнения - одна из наиболее важных проблем современности.

На протяжении многих десятилетий в России формируются полюсы экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве и продолжительности жизни людей, а также на их здоровье.

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности прошлого.

В соответствии с государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» [1] в 44 из 230 городов России, регулярно наблюдаемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), 17 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха.

Отрицательное воздействие на окружающую среду отмечается и в местах дислокации учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС). По данным статистического на-

блюдения [2], выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками в 2016 году составили 36,479 тыс. т, что соответствует 0,2 % от объема выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками по России (17 295,7 тыс. т).

Наибольший объем выбросов приходится на основные загрязняющие вещества: оксид углерода - 18,209 тыс. т в год (49,9 %), твердые вещества - 10,574 тыс. т в год (29,0 %), сернистый ангидрид - 4,041 тыс. т в год (11,1 %) и диоксиды азота - 2,006 тыс. т в год (5,5 %).

В местах расположения учреждений УИС основными источниками загрязнения атмосферы являются котельные, работающие на твердом топливе. Наиболее высоким количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образованных в том числе и от работы котельных, характеризуются учреждения, подведомственные ГУФСИН России по Иркутской области (3,018 тыс. т в год) и ГУФСИН России по Кемеровской области (2,541 тыс. т в год).

При этом учреждения УИС проводят деятельность, направленную на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Одним из таких направлений является установка

вопросы управления

пыле- и газоочистных устройств. В учреждениях УИС улавливаются главным образом твердые загрязняющие вещества (4,932 тыс. т в год), эффективность улавливания которых составляет 31,8 %. Эффективность улавливания жидких и газообразных загрязняющих веществ остается на очень низком уровне (1,17 %), их улов составляет 0,307 тыс. т в год.

В целом за последние годы объем фактических выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стабильно снижается благодаря выполнению таких природоохранных мероприятий, как перевод котельных на экологически более чистый вид топлива (с мазута на газ), консервация неиспользуемого производственного оборудования, ремонт и замена котельного оборудования.

Динамика количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в разрезе пяти последних лет представлена на рис. 1.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется на основании разрешения, выданного территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. В нем определяется количество загрязняющих веществ, допускаемых к выбросу в атмосферу при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В 2016 году такой выброс установлен в количестве 42,876 тыс. т. Причем в шести территориальных органах отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ во всех учреждениях УИС. Это объясняется отсутствием экологических служб (Республика Алтай, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Сахалинская область) и недофинансированием из федерального бюджета разработки экологической документации (Республика Крым и г. Севастополь, Амурская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

Неблагополучным остается положение со сточными водами, сбрасываемыми в поверхностные водные объекты.

По данным государственного доклада [1], в поверхностные водные объекты России сброшено в 2015 году 42 900,0 млн м3 сточных вод, из которых 14 400,0 млн м3 (33,6 %) - загрязнен-

51,045 44,£16

46,617

4.4567 ^ 41/179 ___ ■12.876

36,179 ♦ юд

2С12 »15 2011 МИ ' I.''

—к- фан гичмки п выброс загрн ч | н ют их вещает в в атиосфару ряре шеи ннй ныйрсн зягряаняттнЕ вевкстз я ята исферу

Рис. 1. Динамика количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т

ные (без очистки и недостаточно очищенные), 1 900,0 млн м3 (4,4 %) - нормативно очищенные сточные воды.

Общий объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты учреждениями УИС в 2016 году составил 4 364,023 тыс. м3, из которых 3265,082 тыс. м3 (74,8 %) составляют загрязненные (без очистки и недостаточно очищенные) сточные воды; 871,101 тыс. м3 (20,0 %) - нормативно очищенные.

Общий объем сброса загрязненных сточных вод (без очистки, недостаточно очищенных) в поверхностные водные объекты учреждениями УИС составил лишь 0,02 % от сброшенных загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по России (14 400,0 млн. м3 в 2015 году).

В то же время объем сточных вод, сбрасываемых учреждениями УИС в поверхностные водные объекты без очистки и недостаточно очищенными, остается высоким (74,8 %), что является серьезной проблемой. Одним из важных факторов, определяющих величину негативного воздействия на поверхностные водные объекты, является неспособность учреждений обеспечить достаточный уровень очистки всего объема образующихся сточных вод.

Состав сброса сточных вод (по категориям) в поверхностные водные объекты учреждениями УИС представлен на рис. 2.

Из 61 подразделения, сбрасывающего сточные воды в поверхностные водные объекты, 42 имеют собственные очистные сооружения, из которых только 11 обеспечивают нормативную очистку. Низкая эффективность работы очистных сооружений обусловлена высокой степенью их износа (срок функционирования очистных сооружений

Рис. 2. Состав сброса сточных вод (по категориям) в поверхностные водные объекты учреждениями УИС, тыс. м3

в некоторых учреждениях, подведомственных ФСИН России, составляет более 35 лет). Поскольку стоимость очистных сооружений немалая (в зависимости от степеней очистки она может достигать 30 и более млн руб.), учреждениям самостоятельно справиться с такой задачей не представляется возможным. И хотя сброс загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных) сточных вод в поверхностные водные объекты в 2016 году по сравнению с предыдущим годом снизился (рис. 2), дальнейший износ очистных сооружений может повлечь за собой аварийные ситуации.

Для изменения сложившейся в УИС ситуации в 2016 году из федерального бюджета были выделены денежные средства, позволившие построить новые и реконструировать имеющиеся очистные сооружения в семи подразделениях ФСИН России.

Одной из важнейших проблем в хозяйственной и производственной деятельности учреждений УИС остается проблема экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления.

Общее количество образовавшихся отходов производства и потребления в учреждениях УИС в 2016 году составило 434,062 тыс. т, в то время как, согласно докладу [1], объем образования отходов в Российской Федерации в 2015 году составил 5060,2 млн т. Из общего количества образовавшихся отходов производства и потребления использовано и обезврежено непосредственно в учреждениях УИС 209,257 тыс. т (48,2 %),

Рис. 3. Динамика образования, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов производства и потребления, тыс. т

а непосредственно на предприятиях России -2 685,1 млн т, что составило 53,1 % от образовавшихся отходов. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что нерешенность многих проблем по обращению с отходами сохраняется, так как количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются (передаются) на размещение, возрастает (рис. 3).

Несмотря на то что основную массу отходов, скопившихся в учреждениях УИС на конец 2016 года, составляют практически неопасные (V класс опасности) и мало опасные (IV класс опасности) отходы, при длительном размещении все отходы претерпевают изменения, обусловленные как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних факторов. В результате в местах размещения отходов могут образовываться новые опасные вещества, представляющие, в свою очередь, серьезную угрозу для окружающей среды. Кроме того, свалка отходов благоприятна для размножения птиц, насекомых, грызунов, являющихся переносчиками различных болезней. При этом условия хранения и захоронения отходов в большинстве случаев не соответствуют требованиям экологической безопасности. Многие полигоны и свалки для складирования и захоронения отходов исчерпали свой ресурс, являются угрозой для окружающей среды и населения. Именно поэтому с ростом суммарного объема размещенных отходов требуется принятие управленческих решений в области утилизации отходов,

вопросы управления

адекватных темпам их негативного воздействия на окружающую среду.

Нарушение природоохранного законодательства влечет за собой штрафные санкции, взыскиваемые в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

Не обходятся без штрафов и учреждения УИС. Так, в 2016 году общий объем штрафов составил 1 472,9 тыс. руб. Основными причинами взыскания стали:

- выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения;

- сброс сточных вод в водный объект с превышением ПДК загрязняющих веществ;

- нарушение правил обращения с отходами.

В целях поддержания оптимальных природных условий в процессе хозяйственной и производственной деятельности организаций, учреждений, предприятий следует осуществлять надлежащую правовую охрану окружающей среды и рациональное использование имеющихся природных ресурсов.

Важное значение для правового обеспечения природоохранной деятельности на всей территории Российской Федерации имеет наличие эффективного правового регулирования экологических отношений. Анализ измененного за последние годы законодательства в экологической сфере позволяет оценить его состояние и качество, определить полноту правового регулирования природоохранной деятельности на территориях регионов, выявить проблемы и предложить меры по их устранению.

При оценке деятельности уголовно-исполнительной системы по поддержанию экологического состояния окружающей среды в местах расположения учреждений УИС выявлено, что они оказывают незначительное негативное воздействие. Тем не менее многие экологические проблемы сохраняют свою актуальность.

Поэтому в рамках научно-исследовательской работы, выполненной сотрудниками ФКУ НИИИТ ФСИН России в целях обеспечения экологической безопасности и стабильности хозяйственной и производственной деятельности учреждений УИС, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации [3], было предложено:

- составлять отчетность по формам экологической направленности (2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (отходы), 4-ОС, 18-КС) на основании данных первичного учета в области расходования сырья, материалов, использования воды, обращения с отходами производства и потребления, текущих затрат на охрану окружающей среды, инвестиций, направленных на экологические нужды за счет всех источников финансирования;

- осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды;

- своевременно разрабатывать нормативную документацию (проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, допустимых сбросов веществ в водные объекты, образования отходов и лимитов на их размещение и др.);

- привлекать инвестиции в строительство очистных сооружений за счет всех источников финансирования;

- реализовывать экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии, производства, виды сырья, материалы, продукцию и оборудование, в том числе в сельском хозяйстве;

- развивать систему использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов.

Перечисленные меры должны способствовать улучшению экологической ситуации в местах расположения подразделений ФСИН России. ^

1. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году : государственный доклад // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации : [сайт]. URL: http: //www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=286341 (дата обращения: 09.03.2017).

2. Сведения об охране атмосферного воздуха, использовании воды, образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления и инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды за 2016 год. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2017. 89 с.

3. Анализ состояния загрязнения окружающей среды учреждениями УИС за 2015 год : заключительный отчет по НИР-18-2016. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2016. 337 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.