Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор)'

Актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
394
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ / DRINKING WATER SUPPLY SOURCE / ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ / SANITARY PROTECTION ZONES / НАРУШЕНИЯ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / VIOLATION OF SANITARY LAWS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бузинов Р.В., Лопатин С.А., Терентьев В.И., Шешин О.Ю., Гудков А.Б.

Представлен краткий обзор нормативно-правовых документов, а также научной литературы, посвященных проблеме санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, качество которых в основном и определяет доброкачественность питьевой воды для населения. Вследствие отсутствия окончательно сформированной целостной законодательной базы в области управления водными ресурсами, действующая система защиты поверхностных и подземных водных объектов, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, недостаточно эффективна. Регулирование водных отношений является важным элементом государственной политики. При этом имеется ряд нормативных пробелов, которые служат причиной низкого правового статуса водных объектов, используемых в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения. Санитарное неблагополучие источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, наряду с природными гидрологическими и гидрогеологическими факторами, обусловлено несоблюдением требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны или даже их отсутствием, что, в свою очередь, не позволяет эффективно регулировать как действующую, так и перспективную антропогенную нагрузку на водные объекты. Рассмотрены причины сложившейся ситуации, проанализированы существующие нормативно-правовые акты в области управления водными ресурсами. Сформулирована законотворческая инициатива, основанная на имеющейся правовой возможности повышения статуса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения до статуса особо охраняемых природных территорий, с целью совершенствования правоотношений в области питьевого водоснабжения. Данная процедура позволит существенно повысить социальную значимость водоисточников, расширить полномочия органов местного самоуправления, реализовать расширенный комплекс эффективных управленческих решений по охране источников хозяйственно-питьевого водоснабжения как объектов, обеспечивающих потребителей питьевой водой и поэтому имеющих особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бузинов Р.В., Лопатин С.А., Терентьев В.И., Шешин О.Ю., Гудков А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор)»

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 614.777+502.7(204) DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.3.302

актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор)

Р.В. Бузинов*/**, С.А. Лопатин***, В.И. Терентьев****, О.Ю. Шешин*, А.Б. Гудков**/*****, О.Н. Попова**

*Управление Роспотребнадзора по Архангельской области (г. Архангельск)

**Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)

***Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Санкт-Петербург)

****АО «Водоканал-инжиниринг»

(Санкт-Петербург)

*****Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

Представлен краткий обзор нормативно-правовых документов, а также научной литературы, посвященных проблеме санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, качество которых в основном и определяет доброкачественность питьевой воды для населения. Вследствие отсутствия окончательно сформированной целостной законодательной базы в области управления водными ресурсами, действующая система защиты поверхностных и подземных водных объектов, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, недостаточно эффективна. Регулирование водных отношений является важным элементом государственной политики. При этом имеется ряд нормативных пробелов, которые служат причиной низкого правового статуса водных объектов, используемых в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения. Санитарное неблагополучие источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, наряду с природными гидрологическими и гидрогеологическими факторами, обусловлено несоблюдением требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны или даже их отсутствием, что, в свою очередь, не позволяет эффективно регулировать как действующую, так и перспективную антропогенную нагрузку на водные объекты. Рассмотрены причины сложившейся ситуации, проанализированы существующие нормативно-правовые акты в области управления водными ресурсами. Сформулирована законотворческая инициатива, основанная на имеющейся правовой возможности повышения статуса зон санитарной

ответственный за переписку: Шешин Олег Юрьевич, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24; e-mail: sent950@mail.ru

для цитирования: Бузинов Р.В., Лопатин С.А., Терентьев В.И., Шешин О.Ю., Гудков А.Б., Попова О.Н. Актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор) // Журн. мед.-биол. исследований. 2018. Т. 6, № 3. С. 302-309. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.3.302

охраны источников питьевого водоснабжения до статуса особо охраняемых природных территорий, с целью совершенствования правоотношений в области питьевого водоснабжения. Данная процедура позволит существенно повысить социальную значимость водоисточников, расширить полномочия органов местного самоуправления, реализовать расширенный комплекс эффективных управленческих решений по охране источников хозяйственно-питьевого водоснабжения как объектов, обеспечивающих потребителей питьевой водой и поэтому имеющих особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.

Ключевые слова: источники питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны, нарушения санитарного законодательства.

Неэффективная охрана водоисточников является одной из основных причин низкого качества питьевой воды, подаваемой населению Российской Федерации [1]. Следует заметить, что доброкачественной питьевой водой обеспечивается только 63,9 % населения страны (93,254 млн чел.). При этом санитарное неблагополучие более 84 % источников поверхностного и 75 % источников подземного водоснабжения обусловлено отсутствием зон санитарной охраны (ЗСО) и/или несоблюдением требований к их организации и эксплуатации1.

В Архангельской области нарушения санитарного законодательства, регулирующего охрану водоисточников, не являются оригинальными и подтверждают основные позиции отечественной проблемы [2-4]: не выполняются в полном объеме ограничительные мероприятия в 1-м и 2-м поясах ЗСО водоисточников; отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты ЗСО водоисточников.

Основные нарушения санитарного законодательства в регионе связаны со следующими обстоятельствами: неудовлетворительное финансовое состояние хозяйствующих субъектов; недостатки в информационном взаимодействии органов исполнительной власти области в интересах организации и функционирования ЗСО; недостатки в нормативно-правовом обеспечении охраны источников питьевого водоснабжения, которые существуют как на федеральном, так и на региональном уровне [5, 6].

Гидрологические особенности поверхностных вод Архангельской области определяются прежде всего географическим расположением в зоне избыточного увлажнения с положительным водным балансом, в результате чего обеспечивается повышенный сток при наличии даже небольших уклонов местности2. Питание подземных вод осуществляется путем инфильтрации атмосферных осадков, частично за счет перетекания из смежных водоносных комплексов и путем инфильтрации поверхностных вод, что свидетельствует о низкой защищенности водоносных горизонтов.

В 2006 году принят Водный кодекс РФ3, в котором в качестве важного принципа водных

1О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году: гос. докл. М.: Федер. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. 220 с.

2Поморская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Н.П. Лавёров. Архангельск, 2001. Т. II. Природа Архангельского Севера / Гл. ред. Н.М. Бызова. Архангельск: Помор. ун-т, 2007. С. 109.

3Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

отношений провозглашен «приоритет охраны водных объектов перед их использованием» (ст. 3). Решающее слово при выборе источника питьевого водоснабжения стало принадлежать органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 43). В этой же статье отмечается, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ст. 44 установлен запрет сброса сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В дополнение к этому п. 2 ст. 59 предусмотрено, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты захоронения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

В июне 2007 года была принята поправка в Земельный кодекс РФ4 об ограничении в обороте земельных участков, находящихся в 1-м и 2-м поясах ЗСО водных объектов и используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Не вызывает сомнения, что, во-первых, установление ЗСО водоисточника не влечет за собой изъятия или выкупа земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей либо запрета на совершение сделок с земельными участками, а во-вторых, собственники, нарушающие режим использования земель-

ных участков, расположенных на территории ЗСО водоисточников, должны нести ответственность за свою неправомерную деятельность. В указанном случае к нарушителям может быть применена процедура изъятия земельных участков, используемых не по целевому назначению.

В 1995 году был принят федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и отмечается, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ5. Таким образом, более 20 лет назад появилась правовая основа для расширения перечня ООПТ и включения в него ЗСО источников водоснабжения.

В связи с проведенным в 2017 году в РФ Годом особо охраняемых природных территорий дополнительно актуализировалась возможность принять решение по проблеме, связанной с группой объектов, которые по федеральному законодательству отнесены к «иным категориям ООПТ»6. Существует правовая основа для расширения перечня ООПТ и включения в него ЗСО источников водоснабжения, как объектов, обеспечивающих потребителей питьевой водой и поэтому имеющих особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. Такая позиция обусловлена высоким правовым статусом ООПТ, позволяющим осуществлять эффективную защиту водоохранных зон, полное или частичное изъятие территории и акватории из хозяйственного использования.

Следует подчеркнуть, что еще в декабре 2012 года пленум Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ

4Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Там же.

5Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ. Там же.

6О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий: указ Президента РФ от 1 августа 2015 г. № 392. Там же.

поддержал инициативу о необходимости получения ЗСО водоисточников правового статуса, близкого к ООПТ7.

Анализ отечественной истории организации ЗСО водоисточников показывает, что в XX веке требования к размерам ЗСО зависели от уровня теоретических разработок и практических достижений гигиены, эпидемиологии и микробиологии в отношении водного фактора. На одном из ранних этапов имел место оптимальный подход: предлагалось ЗСО рассматривать как территорию всего бассейна питания водоисточника. Позднее при определении границ 2-го пояса ЗСО артезианских источников рекомендовалось исходить из того, что наибольшее влияние на качество воды в них и на дебит водозаборов оказывают местные условия питания эксплуатируемого водоносного горизонта8, 9

В советский период государственное управление в области водного хозяйства, включая природоохранный сектор, осуществлялось с помощью административных методов. Однако в условиях рынка все большее применение находят экономические механизмы, основанные на торгах и договорных механизмах. Вместе с тем в нормативно-правовом поле, регулирующем водоохранные мероприятия, рынок не может в полном объеме выполнять стратегические и це-леполагающие функции. Поэтому ведущая роль должна принадлежать государству, его организующим и контролирующим структурам [7, 8].

Выше приведенный перечень основных документов водного законодательства свидетельствует, что в отечественной хозяйственной политике постепенно складывается целостная

законодательная база управления водными ресурсами, но при этом система защиты поверхностных и подземных вод от загрязнений различной природы недостаточно эффективна. Правовая защищенность водоисточников нуждается в дальнейшем совершенствовании, что крайне необходимо в условиях нарастающего антропогенного воздействия [9-13].

Для улучшения ключевых актов в области водного законодательства предлагается учитывать ряд принципов, ориентированных на разработку законодательных актов прямого действия; сохранение за государством ответственности за выполнение стратегических функций; развитие в полном объеме положений, приведенных в существующем водном и природоохранном законодательстве; целевое назначение акта, направленное на достижение благоприятного влияния водного фактора на здоровье человека; принятие мер, затраты на реализацию которых существенно меньше расходов, связанных с устранением последствий негативного влияния водного фактора на здоровье потребителей воды; гармонизацию отечественного водного законодательства с международным.

Для совершенствования правоотношений в области питьевого водоснабжения в настоящее время необходимо в установленном порядке завершить подготовку закона прямого действия - федерального закона «О зонах санитарной охраны водоисточников» или федерального закона «Об охране водоисточников», что позволит расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, существенно

7Решение пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации «Научно-методологические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути решения». Москва, 3-14 декабря 2012 г. // Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 102-104.

8ГОСТ 17.1.3.03-77. Охрана природы. Гидросфера. Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Доступ из справ. системы «NormaCS».

9СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 10 апреля 1995 г. № 7). Там же.

повысить социальную значимость источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения. Также целесообразно учитывать опыт разработки и реализации существующих законов водного законодательства, относящихся к нормативным актам прямого действия: № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»10, № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»11.

Цель новых актов водного законодательства должна быть переориентирована с учетом существенной социальной важности водоисточников, их значимого влияния на условия жизнедеятельности потребителей воды и сформулирована следующим образом: обеспечение благоприятного воздействия водного фактора на здоровье человека. Предлагаемая направленность закона позволит учесть результаты научно-исследовательских работ в области гидрологии и гидрогеологии, поднять защиту водных объектов на более высокий уровень, а также будет способствовать появлению и реализации в отечественном водохозяйственном комплексе эффективных природоохранных и здоровьесохраняющих решений.

Законодательное определение приоритета экономических затрат на обеспечение надежного функционирования водохозяйственного комплекса имеет особое социальное значение, т. к. если расходы на лечебные мероприятия создают возможность вернуть человека после болезни к трудовой деятельности, к участию в

увеличении валового внутреннего продукта, то профилактические мероприятия имеют особый экономический эффект: они позволяют потратить средств в несколько раз меньше, чем расходы, связанные с устранением последствий, включая лечение пострадавших от негативного воздействия водного фактора.

Работа над законом прямого действия не исключает целесообразность подготовки отдельных поправок в действующее законодательство. Так, в докладе Председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина была отмечена актуальность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса РФ», в котором устанавливаются требования к использованию земельных участков в границах месторождений подземных вод для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания12.

Анализ нормативно-правовых документов, а также научных работ, посвященных проблеме санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, позволил сделать следующие выводы:

1. При совершенствовании водного законодательства по защите водоисточников необходимо ориентироваться на высокий правовой статус ООПТ, позволяющий осуществлять эффективную охрану, полное или частичное изъя-

10Об охране озера Байкал: федер. закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

11О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: федер. закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ. Там же.

12Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина на расширенном заседании Высшего экологического совета «Обзор правоприменительной практики и проблемы реализации ключевых законодательных актов в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых в период работы Государственной Думы 6 созыва» (Москва, 21 апреля 2016 г.). URL: http://mkkprf.ru/15912-vi-kashin-obzor-pravoprimenitelnoy-praktiki-i-problemy-realizacü-klyuchevyh-zakonodatelnyh-aktov-v-oblasti-ohrany-okruzhayuschey-sredy-i-prirodopolzovaniya-prinyatyh-v-period-raboty-gosudarstvennoy.html (дата обращения: 20.06.2018).

тие территории и акватории из хозяйственного использования.

2. Для совершенствования системы управления водоисточниками путем улучшения водного законодательства целесообразно продолжить разработку и принятие федерального закона прямого действия «Об охране водоисточников».

3. Пространственные особенности России позволяют принимать правовые и административные меры по резервированию подземных и

поверхностных водных объектов, перспективных для централизованного водоснабжения, а также по организации ЗСО в полном объеме в соответствии с существующим и разрабатываемым водным законодательством.

4. Необходимо в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в генеральных планах указывать характеристики зон с особыми условиями использования территории, в т. ч. отображать на картах границы ЗСО источников централизованного водоснабжения.

Список литературы

1. Онищенко Г.Г. Проблемы качества питьевой воды в Российской Федерации и пути их решения // Водоснабжение и санитар. техника. 2010. № 12. С. 5-8.

2. Кляцкая И.О., ГудковА.Б., БобунИ.И. Сезонные изменения качества поверхностных вод устьевого участка Северной Двины // Экология человека. 2008. № 5. С. 9-16.

3. БобунИ.И., ИвановС.И., УнгурянуТ.Н.,ГудковА.Б.,ЛазареваН.К. К вопросу о региональном нормировании химических веществ в воде на примере Архангельской области // Гигиена и санитария. 2011. № 3. С. 91-95.

4. Бобун И.И., Бузинов Р.В., Шишко Л.А., Болтенков В.П., Моргунов Б.А., Гудков А.Б. Особенности вирусного загрязнения питьевой воды в Архангельской области // Экология человека. 2016. № 2. С. 3-7.

5. Гордиенко Т.А., БобунИ.И., Гудков А.Б. К вопросу о заболеваемости вирусным гепатитом А в Архангельской области // Экология человека. 2006. № 4 S2. С. 289-290.

6. Бузинов Р.В., Кику П.Ф., Унгуряну Т.Н., Ярыгина М.В., Гудков А.Б. От Поморья до Приморья: социально-гигиенические и экологические проблемы здоровья населения: моногр. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2016. 397 с.

7. Терентьев В.И., Лопатин С.А. Некоторые аспекты правового обеспечения организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения // Водоснабжение и санитар. техника. 2015. № 3. С. 4-12.

8. Рахманин Ю.А., Мельцер А.В., Киселев А.В., Ерастова Н.В. Гигиеническое обоснование управленческих решений с использованием интегральной оценки питьевой воды по показателям химической безвредности и эпидемиологической безопасности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 4. С. 302-305.

9. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Потребление воды: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. М.: Наука, 2006. 221 с.

10. Кляцкая И.О., Бобун И.И., Гудков А.Б. Биологическое действие воды в г. Архангельске по некоторым показателям тестирования на культуре ткани // Экология - 2007: материалы докл. Междунар. молодеж. конф., 18-21 июня 2007 г. Архангельск, 2007. С. 318-319.

11. Лопатин С.А., Редько А.А., Терентьев В.И. Особенности установления зон санитарной охраны водоисточника // Гигиена и санитария. 2014. № 3. С. 16-20.

12. Бобун И.И., Гордиенко Т.А., Гудков А.Б., Болтенков В.П., Попова О.Н. Организация мониторинга водного объекта в зоне влияния предприятий // Российский Север: перспективы, долгосрочные прогнозы, управление рисками: материалы IX Сев. соц.-экол. конгр., 26-28 сент. 2013 г. Архангельск, 2013. С. 14-17.

13. Алфёров И.Н., Яковенко Н.В. Характеристика качества питьевой воды для населения вододефицитного региона (на примере Оренбургской области) // Экология человека. 2016. № 7. С. 3-10.

References

1. Onishchenko G.G. Problemy kachestva pit'evoy vody v Rossiyskoy Federatsii i puti ikh resheniya [The Problems of Drinking Water Quality in the Russian Federation and Ways of Solving Them]. Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika, 2010, no. 12, pp. 5-8.

2. Klyatskaya I.O., Gudkov A.B., Bobun I.I. Sezonnye izmeneniya kachestva poverkhnostnykh vod ust'evogo uchastka Severnoy Dviny [Seasonal Changes in Quality of Surface Waters in River Northern Dvina Estuary]. Ekologiya cheloveka, 2008, no. 5, pp. 9-16.

3. Bobun I.I., Ivanov S.I., Unguryanu T.N., Gudkov A.B., Lazareva N.K. K voprosu o regional'nom normirovanii khimicheskikh veshchestv v vode na primere Arkhangel'skoy oblasti [Regional Standardization of Water Chemical Substances in Case of the Arkhangelsk Region]. Gigiena i sanitariya, 2011, no. 3, pp. 91-95.

4. Bobun I.I., Buzinov R.V., Shishko L.A., Boltenkov VP., Morgunov B.A., Gudkov A.B. Osobennosti virusnogo zagryazneniya pit'evoy vody v Arkhangel'skoy oblasti [Features of Viral Contamination of Drinking Water in Arkhangelsk Region]. Ekologiya cheloveka, 2016, no. 2, pp. 3-7.

5. Gordienko T.A., Bobun I.I., Gudkov A.B. K voprosu o zabolevaemosti virusnym gepatitom A v Arkhangel'skoy oblasti [On the Incidence of Viral Hepatitis A in the Arkhangelsk Region]. Ekologiya cheloveka, 2006, no. 4 S2, pp. 289-290.

6. Buzinov R.V., Kiku P.F., Unguryanu T.N., Yarygina M.V, Gudkov A.B. Ot Pomor 'ya do Primor 'ya: sotsial'no-gigienicheskie i ekologicheskie problemy zdorov'ya naseleniya [From Pomorye to Primoiye: Socio-Hygienic and Environmental Health Problems of the Population]. Arkhangelsk, 2016. 397 p.

7. Terent'ev V.I., Lopatin S.A. Nekotorye aspekty pravovogo obespecheniya organizatsii zon sanitarnoy okhrany istochnikov pit'evogo vodosnabzheniya [Some Aspects of the Regulatory Support of Arranging Sanitary Protection Zones of Drinking Water Sources]. Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika, 2015, no. 3, pp. 4-12.

8. Rakhmanin Yu.A., Mel'tser A.V, Kiselev A.V., Erastova N.V. Gigienicheskoe obosnovanie upravlencheskikh resheniy s ispol'zovaniem integral'noy otsenki pit'evoy vody po pokazatelyam khimicheskoy bezvrednosti i epidemiologicheskoy bezopasnosti [Hygienic Substantiation of Management Decisions with the Use of the Integral Assessment of Drinking Water on Indices of Chemical Harmlessness and Epidemiological Safety]. Gigiena i sanitariya, 2017, vol. 96, no. 4, pp. 302-305.

9. Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S. Potreblenie vody: ekologicheskiy, ekonomicheskiy, sotsial'nyy ipoliticheskiy aspekty [Water Consumption: Ecological, Economic, Social, and Political Aspects]. Moscow, 2006. 221 p.

10. Klyatskaya I.O., Bobun I.I., Gudkov A.B. Biologicheskoe deystvie vody v g. Arkhangel'ske po nekotorym pokazatelyam testirovaniya na kul'ture tkani [Biological Action of Water in Arkhangelsk According to Some Results of Tissue Culture Testing]. Ekologiya - 2007 [Ecology - 2007]. Arkhangelsk, 2007, pp. 318-319.

11. Lopatin S.A., Red'ko A.A., Terent'ev V.I. Osobennosti ustanovleniya zon sanitarnoy okhrany vodoistochnika [The Features of the Establishment of Zones of Sanitary Protection of the Water Source]. Gigiena i sanitariya, 2014, no. 3, pp. 16-20.

12. Bobun I.I., Gordienko T.A., Gudkov A.B., Boltenkov V.P., Popova O.N. Organizatsiya monitoringa vodnogo ob"ekta v zone vliyaniya predpriyatiy [Organization of Water Body Monitoring in the Catchment Areas of Enterprises]. Rossiyskiy Sever: perspektivy, dolgosrochnye prognozy, upravlenie riskami [The Russian North: Prospects, Long-Term Forecasts, and Risk Management]. Arkhangelsk, 2013, pp. 14-17.

13. Alferov I.N., Yakovenko N.V Kharakteristika kachestva pit'evoy vody dlya naseleniya vododefitsitnogo regiona (na primere Orenburgskoy oblasti) [Drinking Water Quality for the Population of Water-Stressed Region (on the Example of the Orenburg Region)]. Ekologiya cheloveka, 2016, no. 7, pp. 3-10.

DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.3.302

Roman V. Buzinov*/**, StanislavA. Lopatin***, VyacheslavI. Terent'ev****, Oleg Yu. Sheshin*, Andrey B. Gudkov**/*****, Ol'ga N. Popova**

*Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in the Arkhangelsk Region (Arkhangelsk, Russian Federation) **Northern State Medical University (Arkhangelsk, Russian Federation) ***Saint-Petersburg State Economic University (St. Petersburg, Russian Federation) ****АО Vodokanal-Inzhiniring (St. Petersburg, Russian Federation) *****Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

(Arkhangelsk, Russian Federation)

current issues of water source protection

ON THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS (Review)

This paper presents a brief overview of regulatory documents and scientific literature dealing with the problem of sanitary protection of drinking water sources, whose quality to a large extent determines the resulting quality of drinking water provided to the population. Due to the fact that Russia lacks a fully formed integrated legal framework in the sphere of water resource management, the current protection system for underground and surface water bodies providing domestic and drinking water is not effective enough. The regulation of water relations is an important part of state policy. However, there are a number of regulatory voids leading to the low legal status of water bodies used for the purposes of domestic and drinking water supply. Along with natural hydrological and hydrogeological factors, the sanitary problems of these sources arise from non-compliance with, or even lack of, requirements for the organization and use of sanitary protection zones, which, in its turn, makes it impossible to effectively regulate both the current and future anthropogenic load on the water bodies. This article studies the underlying causes of the present situation and analyses the existing regulatory documents in the sphere of water resource management. Further, a legislative initiative is formulated, based on the existing legal possibility to raise the status of sanitary protection zones of drinking water sources to the status of protected areas in order to improve legal relations in the sphere of drinking water supply. This procedure will significantly increase the social importance of water sources and enlarge the powers of local self-government bodies allowing them to implement a wide range of effective management decisions on protection of water sources which provide consumers with drinking water and therefore have high conservational, recreational and health-improving value.

Keywords: drinking water supply source, sanitary protection zones, violation of sanitary laws.

Поступила 26.03.2018

__Received 26 March 2018

Corresponding author: Oleg Sheshin, address: ul. Gaydara 24, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation; e-mail: sent950@mail.ru

For citation: Buzinov R.V, Lopatin S.A., Terent'ev V.I., Sheshin O.Yu., Gudkov A.B., Popova O.N. Current Issues of Water Source Protection on the Federal and Regional Levels (Review). Journal of Medical and Biological Research, 2018, vol. 6, no. 3, pp. 302-309. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.3.302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.